Проект "Что в имени твоём"
проект на тему

Гордина Ирина Ивановна

Среднесрочный проект "Что в имени твоём", напрвленный для среднего и старшего возраста, а также по работе с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poekt_chto_v_imeni_tvoem_.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колобок»

пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

Среднесрочный проект

Пгт Юрья,2015г

Актуальность

Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно выйти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к ближнему без знания своего происхождения, истории возникновения своего имени. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у детей представлений о себе, как личности, имеющей право на индивидуальные отличия от других. Одним из таких отличий является имя ребёнка.

Проблема

Имя человека – одно из важнейших составляющих его индивидуальности. Недаром оно входит первым компонентом в структуру самосознания.

Имя – это личное название человека, даваемое ему при рождении, и  даже после смерти фактического тела имя может существовать очень и очень долго.

В процессе индивидуального развития человек вживается в своё имя, оно становится частью его сущности. С помощью имени человек выделяет себя как персону. С именем ребёнка начинается обращение к нему, поощрение или порицание его за недозволенные действия. С имени собственного ребёнок начинает своё общение с окружающими, когда овладеет речью настолько, что может выразить свои желания и высказать оценку своей персоне.

Имя собственное становится тем первым кризисом личности, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с образом «Я», которое также употребляется для обозначения человеком себя самого для выражения сознаваемой им своей сущности, самого себя в окружающем.

Именно в дошкольном возрасте происходит процесс осознания имени, которое продолжается всю жизнь.

Депривация имени лишает ребёнка уверенности в себе, рождает тревожность и чувство недоверчивого отношения ко взрослому, а затем к миру в целом.

Информация о том, как ребёнок осознаёт своё имя, как его воспринимает, как к нему относятся, чрезвычайно важна и необходима как педагогам, так и родителям.

Новизна

В настоящее время большое внимание уделяется умению ребенка идентифицировать себя в общественной среде, социуме. Одним из основных критериев этого является имя, которое дано ребенку. Поэтому одним из основных видов деятельности в ходе реализации проекта стало изучение детьми своего имени.

Практическая значимость

Материалы проекта могут послужить хорошей базой для проведения с детьми игр, бесед, занятий по формированию «Образа «Я». В помощь воспитателям разработаны конспекты занятия и беседы, подобран материал по ознакомлению детей с именем. 

Направленность проекта

Направление проекта: социально - коммуникативное  развитие.

Содержание проекта интегрирует образовательные модули  «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Предмет проекта

Предмет проекта: формирование целостной картины мира и расширение кругозора, формирование гендерной, семейной гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Тип проекта

  • По доминирующему методу: исследовательский.
  • По характеру содержания: ребёнок и общество.
  • По характеру участия ребёнка в проекте: участие от зарождения идеи до получения результата.
  • По характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй.
  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: (среднесрочный).

Цель проекта

Способствовать социальному развитию детей через гармонизацию осознания детьми своего имени.

Задачи для педагогов

  1. Поддерживать интерес и инициативу детей к познавательно-речевой деятельности.
  2. Формировать у детей основы национального самосознания и исторической памяти.
  3. Стимулировать активную познавательно-речевую деятельность детей по расширению и закреплению знаний об имени.
  4. Знакомить детей с историей возникновения имён, их значениями, подвести к пониманию, что с помощью имён человек выделяет себя как персону.
  5.  Развивать речевые и познавательные способности детей средствами совместного творческого взаимодействия.
  6. Формировать представление о родственных отношениях, родословной.
  7. Установить контакт с семьями воспитанников по организации информационно-исследовательской деятельности; повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной и воспитательной работы с детьми.
  8. Активизировать педагогический и творческий потенциал родителей.
  9. Осуществлять подбор информации, игрового материала по данной теме с учётом возрастных особенностей детей.

Задачи для детей

  1. Узнать отличительные особенности своего имени, историю его возникновения.
  2. Познакомить со значениями имён детей группы.
  3. Понять, зачем каждый человек имеет своё имя.
  4. Расширить знания о себе
  5. Научиться по-разному изменять свои имена
  6. Участвовать в создании мини-энциклопедии «Наши имена».

Задачи для родителей

  1. Расширять свой кругозор как фактор поддержки познавательно-речевого развития детей.
  2. Оказывать поддержку в развитии познавательно-поисковой деятельности своего ребёнка.
  3. Содействовать формированию у ребёнка доброжелательного отношения к окружающим людям.
  4. Изготовить практический материал к проекту.

Планируемый  результат

  • Осознание дошкольниками личностной индивидуальности;
  • Сформированность представлений о себе как о био-психо-социальном существе;
  • Дифференциация представлений о происхождении имён, отчеств;
  • Конкретизация представлений о близких и дальних родственниках;
  • Формирование способов проявления доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам;
  • Воспитание сопереживания к близким людям, членам семьи;
  • Актуализация использования полученной информации в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.

Критерии и способы оценки результатов.

  • осознанность, системность знаний; свободное владение материалом;
  • устойчивость интересов и потребностей, адекватность эмоциональных проявлений;
  • стабильность поведенческих реакций, степень самостоятельности в выборе действий.

Предполагаемый продукт проекта

Мини-энциклопедия «Тайна нашего имени»

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

Основной этап проекта

Месяц, неделя

Деятельность воспитателя, специалистов

Деятельность детей

Деятельность родителей

Март  

1 неделя 2015г

- Познание (ознакомление с окружающим) «Наши имена»

  • Развлечение «Бабушка Забава в гости к нам пришла»;
  • Подготовка материалов для изготовления макета капусты;
  • Консультация для родителей

- Подвижная игра «Угадай, чей голосок»

  • Изготовление макета капусты для поздравления именинников;
  • Изготовление личной визитной карточки

- Подбор научно-популярной литературы, в

которой содержится трактование имен;

- Выход в сеть Интернет по заданной проблеме

Март

2 неделя

2015г

- Коммуникация (беседы по фотографии);

  • Беседа с детьми «Как называли на Руси»;

- Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

  • Дидактическая игра «Назови ласково»;
  • Игра-драматизация «Снегурочка»;
  • Свободное рисование «Автопортрет»

  • Совместное рассматривание фотографий с ребенком;
  • Выбор

фотографии для занятия;

- Беседа по фотографиям

Март

3 неделя

2015г

«Наши фамилии»;

  • Разучивание пальчиковой гимнастики «Имена»;
  • Час устного народного  творчества

Д/игра

«Переводчики»;

  • Изготовление «Ромашки с именами»

  • Подготовка к часу устного народного творчества, подбор

скороговорок и чисто-говорок с именами;

  • Вместе с детьми вспомнить все возможные варианты его имени

Март

 4 неделя

4015г

  • Чтение «Незнайка в солнечном городе» Н. Носов;

Оформительская работа с детьми: подготовка части страниц книги «Тайна нашего имени»

- Дидактическая игра «Составь имя»;

Участие в совместной деятельности с воспитателем по оформлению части страниц книги

- Поиск и подбор детской

художественной литературы с героями, носящими необычные имена

Апрель

1 неделя

- Участие в совместном с родителями изготовлении газеты

- Изготовление газеты «Ребенок глазами родителей»

Апрель

2 неделя

- Познание (ознакомление с окружающим) «Растёт моё имя»;

- Организация презентации семейных газет с детьми

- Дидактическая игра «Большой - маленький»;

- Свободное рисова-ние «Я - взрослый»;

- Презентация изготовленных газет

  • Изготовление газеты «Ребенок глазами родителей»;
  • Размещение газет в приемной группы

Апрель

3 неделя

  • Чтение сказки Ш. Перро «Золушка»;

Разучивание пальчиковой гимнастики

«Аленка»;

- Рисование «Я -

взрослый»;

- Час устного

народного

творчества;

- Оформительская

работа с детьми -

подготовка части

страниц книги

«Тайна нашего имени»

  • Дидактическая игра «Имена женские и мужские»;
  • Разучивание дразнилок с именами

- Подготовка к часу устного народного творчества - подбор дразнилок

с именами;

- Подготовка

информации о

имени ребенка для

оформления

книги; выбор

фотографии

Апрель

4 неделя

- Коммуникация Составление

рассказа с

использованием

мнемотаблиц «Кто

работает в детском

саду»;

- Чтение сказки

Ш. Перро «Красная

Шапочка»

- Дидактическая игра «Хирурги»;

- Сюжетно-ролевая

игра «Детский сад»;

- Игро-драматизация

«Красная Шапочка»

- Подготовка информации о

имени ребенка для

оформления

книги; выбор

фотографии

Май

1 неделя

- Познание

«Моя семья»;

- Разучивание

Пальчиковой гимнастики

«Наша группа»;

- Рисование

«Моя семья»

- Дидактическая игра

«Волшебная палочка»;

- Сюжетно-ролевая

игра «Дружная

семья»;

- Подготовка поздравлений для именинников с использованием имен

- Изготовление

барельефа

«Наша семья»;

- Изготовление

«генеалогического

дерева» семьи в разных видах

Май  

2 неделя

- Развлечение «День именинника»;

- Чтение сказки Г.Х.

Андерсена

«Дюймовочка»;

- Экскурсия в

библиотеку по теме

«История имен»;

- Мини-викторина

«Угадай, из какой

сказки»

- Дидактическая игра «Имена и отчества»;

- Рассказ о своем

«генеологическом

дереве»;

- Конкурс «Кто

больше знает имен»

- Изготовление «генеалогического

дерева» семьи в

разных видах

Май

3 неделя

- Коммуникация «Расскажу я о себе»;

- Разучивание

пальчиковой

гимнастики

«Веселые ребята»;

- Час устного

народного

творчества;

- Проведение

родительского

собрания «Что мы

знаем вместе с детьми»

- Дидактическая игра «Редкое имя»;

- Разучивание

пословиц с именами

на тему семьи;

- Групповое

изготовление коллажа

«Почему их так

называют» (знание

имен сказочных

персонажей);

- Подготовка к

часу устного

народного

творчества,

подбор пословиц с

именами на тему

семьи;

- Участие в

родительском

собрании

Май

4 неделя

- Развлечение «День рождения Веснянки»

- Чтение «Доктор Айболит»

-Окончательное оформление энциклопедии «Тайна нашего имени»

- Дидактическая игра «Узнай по описанию»

- Подготовка к заключительному этапу проекта – презентация своей страницы книги.


Системная паутинка по проекту «Что в имени твоем ….».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ты не случайно оказался на твоём месте, Это то, самое место, которое я тебе назначил», Серафим Вырицкий

В нашем учреждении на протяжении многих лет проводится работа по направлению духовно-нравственного воспитания детей. Материалы созданы по итогам проведения мероприятий по духовно-нравственному воспита...

Конспект занятия«Добро в твоём сердце»

Цели и задачи: Дать детям понятие, что такое доброта. Формировать у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отмечать плохое от хорошего; поощрять стремление детей...

Художественно – творческий проект «Мир в твоём окне»

Цели и задачи проекта:Привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками арт – проекта. Результатом их деятельности в рамках проекта должна стать большая декорати...

Интегрированное занятие "Что в имени твоём"

Интегрированное занятие "Что в имени твоём" для старшей группы...

Проект "Кронштадт, что в имени твоём..."

Представляю вашему вниманию проект по патриотическому воспитанию....

Проект для детей старшей-подготовительной к школе группы "Что в имени твоём, Байкал?"

Проект составлен для работы с детьми 5-7 лет. В нем представлено краткое планирование воспитательно-образовательно работы педагогов с детьми и взаимодействие с  родителями по ознакомлению с гордо...

Проект: " Что в имени твоём"

Проект: " Что в имени твоём"...