"Путешествие в сказочный лес" итоговая НОД для старшей группы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Цель:

Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей, развивать и закреплять познавательные интересы, способность к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении заданий.                                    

Задачи:

Закреплять представление о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире. 

Развивать любознательность, умение работать в коллективе.

Воспитывать бережное эмоциональное отношение к природе и окружающему миру; дружелюбие, чувство взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Акифьева Любовь Викторовна                                                                                         МДОУ «Детский сад № 235» город Саратов

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО  ИТОГОВОГО  ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ  ГРУППЕ  «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС»

Цель:

Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей, развивать и закреплять познавательные интересы, способность к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении заданий.                                    

Задачи:

Закреплять представление о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире.  

Развивать любознательность, умение работать в коллективе.

Воспитывать бережное эмоциональное отношение к природе и окружающему миру; дружелюбие, чувство взаимопомощи.

Предшествующая работа:

Проведение занятий в течение года по всем разделам программы.

Материал и оборудование:

столы, стулья, ковер, мольберт, магнитная доска, макеты деревьев, кустов, зеленая ткань, картинки: птиц, животных, цветов-первоцветов, деревьев, грибов, герб России, герб Саратова, флаг России, кубики пластмассовые, пенек, маркер черный, цифры-1-4, знаки: + - =, дорожки:  узкая, широкая, мяч, письмо, овощи, фрукты, ватман, кисти-тычки, гуашь: белая, синяя, желтая, сиреневая, баночки с водой, бумажные салфетки.

Ход занятия:

Вступительное слово воспитателя: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Вы стали на год взрослее, заканчиваете старшую группу и переходите в подготовительную группу детского сада. Сегодня мы отправимся в путешествие по Сказочному лесу, в котором вы покажете свои знания и умения.  

Дети, чтобы попасть в лес, вы должны пройти по этим дорожкам. Что вы можете о них сказать? (длиннее, короче). Давайте посчитаем, сколько шагов вы прошли по длинной дорожке, а сколько шагов по короткой? На сколько шагов одна дорожка длиннее другой? На сколько шагов вторая дорожка короче первой? (Дети стоят рядом с воспитателем)

Молодцы, дети!  Вот мы и пришли в сказочный лес (звуки леса-фонограмма)

Давайте с ним поздороваемся:

Приветствие леса (читает ребенок)

Здравствуй, лес, дремучий лес

Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Дети, а что можно делать в лесу? (собирать грибы, ягоды, гулять, играть…) Давайте и мы соберем грибы.                                                                                    (Дети садятся на стулья в полукруг)                                                  

1. МАТЕМАТИКА.

 На магнитной доске выкладывается задача:                                                          (грибочки, знаки: плюс, минус, равно;  цифры 1, 2, 3)

Воспитатель: Давайте решим задачу про грибы?

а) На поляне у дубка

    Крот увидел два грибка

    А подальше, у осин,

    Он нашел еще один.

    Кто ответить нам готов:

    Сколько крот нашел грибов?

(Три). Какой знак поставим? (плюс), правильно.  Какое это действие? (сложение). Кто готов выложить на доске решение задачи с помощью цифр и знаков? дети на доске выкладывают решение задачи).

б) А теперь решим еще задачку:

Четыре зайца шли из школы.

И вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва

А сколько не успело? (два)

Какой знак поставим? (минус ) Какое действие? ( Вычитание).                                       Кто готов решить задачу?  (дети на доске выкладывают решение задачи).

в) называние геометрических фигур:

Дети, посмотрите вокруг, все имеет разную форму, вы согласны со мной? Что вы можете сказать?  (пенек имеет форму цилиндра, дерево на пирамиду, и т.д. На дереве висят фрукты и овощи – назвать фигуры). Молодцы. А какие это фигуры – геометрические объемные фигуры. А какие еще бывают геометрические фигуры – плоские. Какой предмет называли вначале, затем, в конце….. правильно (вначале, в конце,  перед …, после и т.д.)

Дети, предлагаю вам немного размяться.

ФИЗМИНУТКА: «РАЗ. ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!»

Раз, два, три, четыре, пять!             Раз, Два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать,                    Топаем ногами.

Отдохнуть умеем тоже-                   Раз, два, три, четыре, пять,

Руки за спину положим,                  Хлопаем руками.

Голову поднимем выше.                  Потянитесь на носочках

И легко-легко подышим.                  Столько раз,

                                                            Ровно столько, сколько пальцев

                                                            На руке у вас.

 

2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. БЕЗОПАСНОСТЬ.

Дети, а вы знаете, что в лесу можно заблудиться? Что в такой ситуации нужно делать? (звать на помощь, кричать…). А как кричат люди, которые заблудились. Какие звуки они произносят? Правильно, ау !  Давайте произнесем эти звуки – ау! Какие звуки мы сейчас произносили? (а и у).

А какие это звуки гласные или согласные? (гласные, правильно)

а) назовите гласные звуки;

б) Дети, посмотрите вокруг, и назовите предметы, в которых есть звук о, а.

Дети, а как нужно вести себя в лесу, что можно делать, а чего нельзя? (ответы…) Молодцы!

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот»

Физ. Минутка с мячом. Дети встают в круг.

в) «Скажи наоборот» (высоко-низко, далеко-близко, узкий-широкий и т.д.)

3. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (гуляют на полянке)

Дети, давайте погуляем? Я вижу  полянку, на ней растут красивые цветы. Кто знает названия этих цветов? (подснежник, одуванчик, ландыш).

А как называются первые цветы одним словом? (первоцветы). А в какое время года расцветают эти цветы – первоцветы? (весной)            

Дети, кто знает загадки и стихи об этих цветах? (чтение стихов)

1.Самый первый, самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным.

Как привет капели звонкой,

Называется (подснежник).

2. Одуванчик, цветок пушистый,

Я тихонько тебя сорву.

Я сорву тебя, милый, можно?

И потом отнесу домой.

Ветер дунул неосторожно –

Облетел одуванчик мой. (Е Благинина)

3. На травинке, словно льдинки

Белоснежные цветки.

А от взглядов у тропинки

Прикрывают их листки (ландыш)

Молодцы, хорошо. Отгадайте теперь мою загадку:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки (дерево)

Правильно. В лесу растут не только цветы, но и деревья.

б) назови лиственные и хвойные деревья леса (воспитатель показывает картинки с изображением деревьев). Кто прочтет стихи о деревьях?

1.Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустилось кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром. (С. Есенин)

2. Зябнет осинка, дрожит на ветру,

Стынет на солнышке, мерзнет в жару

Дайте осинке пальто и ботинки

Надо согреться бедной осинке (И. Токмакова)

А загадки о деревьях знаете?

1. Зимой и летом одним цветом (ель, елка)

2. Стоят столбы белые,

На них шапки зеленые,

Зимой сучковатые.

Где они стоят, там и шумят (береза)

3. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -  

Ничего, что плод мой мелок (дуб).

Воспитатель: Дети, я нашла конверт, кто-то его потерял? Давайте посмотрим, здесь написано: для детей старшей «А» группы детского сада № 235.        Дети, так это письмо для вас. Сейчас я прочту его!  

«Здравствуйте ребята, меня зовут Кикимора. Я живу в дремучем лесу, и не знаю: на какой планете я живу, в какой стране, в каком городе, как называется столица нашей Родины, как называется река? Ребята, я очень вас прошу мне помочь! Жду вашего письма, Кикимора».

Дети, поможем Кикиморе? Вы отвечайте, а я буду записывать ваши ответы

а) Как называются: наша планета, страна, столица нашей родины, наш город, река.

Дети, а у меня есть картинки, мы их тоже положим в конверт, но сначала вы скажете, что изображено на этих картинках.  

б) показать герб России, флаг, герб Саратова.

 (герб России-двуглавый орел, герб Саратова- 3 стерляди. Флаг России –триколор - три цвета).                                                                                              Молодцы, я отнесу письмо на почту, Кикимора прочтет его и будет все знать.

4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. ЭКОЛОГИЯ.

Дети, давайте присядем на ковер, отдохнем  и поговорим о природе. Посмотрите как красиво в лесу весной! Дети, кто знает стихи и загадки о весне?  (чтение).

Зазвенели ручьи

Прилетели грачи

В дом свой –улей - пчела

Первый мед принесла

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (весной)

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет (весна).

Дети, в лесу живет много диких животных.

а) назови животного (воспитатель показывает картинки животных)

Чем они питаются? Как их можно назвать? (хищники, травоядные, всеядные).

Дети, давайте  поиграем в игру «Изобрази животного»

Лес шумит – раз,

Лес шумит – два,

Лес шумит – три,

Фигура дикого животного – замри! (игра проводится два - три раза)

б) Молодцы, присаживайтесь на коврик, продолжим нашу беседу. Назовите писателей, которые пишут о природе, о животных, о птицах? Какие жанры используются ? (ответы - фамилии писателей, названия произведений, жанры: рассказы, сказки, стихи). Молодцы!

Дети, я слышу прекрасное пение птиц (пение птиц - фонограмма)

Весною птицы возвращаются  из теплых стран.

в) назови перелетных птиц (воспитатель показывает картинки птиц)

Кто знает стихи или загадки о птицах?  (чтение стихов, загадок)

1.Всех прилетных птиц черней,                  Я – большой и важный грач

Чистит пашню от  червей,                           Для садов, деревьев - врач

Целый день на пашне вскачь                      Собираю червяков

И зовется птица… (грач)                             И вредителей жуков

                                                                        Обхожу весь огород,

2. Я серый маленький певец                        Но лишь осень настает

Заливаюсь молодец                                      В теплый край я улечу

За добро благодарю                                      В зиму холодно грачу.

Всем я песенки дарю

3. Свил гнездо на крыше аист            

Люди птицам улыбались

К югу аист улетит

Гонит птицу аппетит

Он зовет свою подружку:

«Там тепло и есть лягушки!»

4. Улетают уточки с теплого болота

Не боясь, ничуточки  дальнего полета

Уточки-красавицы не выносят вьюгу

Облаков касаются

Улетают к югу.

5. Я журавлик длинноногий

Нас осталось так немного

Мы не любим города

Мы где чистая вода

Где озера и лягушки

Где зеленые опушки

К югу улетаем мы

От мороза и зимы.

Молодцы, а теперь давайте поиграем в игру «Собери картинку».

( на двух столах лежат разрезные картинки с изображением птиц, дети собирают из частей целое по образцу).

5.  ИСКУССТВО.

Дети, наша природа очень красивая ее можно увидеть не только на фотографиях, но и на картинах. А как называются люди, которые пишут картины? (художники). Вы знаете жанры живописи?

а) назовите жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет.

Дети, я предлагаю вам побыть в роли художников и написать картину о природе, хотите?  (дети на ватмане выполняют коллективную работу

« Цветочная полянка»).

Молодцы, красивая получилась картина. Мы ее повесим в нашей группе.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Дети, наше путешествие в сказочный лес подошло к концу, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с лесом.

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем

Добрый лес, могучий лес.

(возвращаются по дорожкам)

Дети, мы сегодня путешествовали по сказочному лесу. Вам понравилось это путешествие?  Вы справились со всеми заданиями. А какое доброе дело вы совершили? Кому вы помогли? (кикиморе) Да вы молодцы, показали хорошие знания и умения. За это я дарю вам сладкие подарки.

Список использованной литературы:

  1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.Н.                                      

«Здравствуй мир!»: Окружающий мир для дошкольников.                          Методические рекомендации для воспитателей, учителей  и  родителей                          – М.: «Баласс», 2003. – 304с.

2. А.П. Аверьянова  Изобразительная деятельность в детском саду:

Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2001. – 96с.

3. Развитие правильной речи ребенка в семье.                                                                  А.И. Максаков/пособие для родителей и воспитателей/ М. Изд.                        Мозаика – синтез 2005 г.

4. Развитие речи детей 4-5 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / Авторы-составители О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 288с. – (Тропинки).

5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 64 с.

6. http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение».|

7. Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет / Авторы – сост. О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с. (Логопед в ДОУ.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного досуга «Путешествие в сказочный лес.» с детьми старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Коммуникация», «Здоровье».Программные задачи:I.  Образовательные1....

Конспект НОД по музыкальной деятельности «Путешествие в сказочну страну» (для детей старшей группы) Подготовила муз. рук. Пушкина Т.Г

Конспект НОД по музыкальной деятельности " Путешествие в сказочну страну" (для детей старшей группы) Подготовила муз. рук. Пушкина Т. Г....

Конспект литературной викторины "Путешествие в сказочную страну" для детей старшей группы.

В данной работе представлен материал направленный на закрепление знаний детей о прочитанных ранее произведениях (русские народные сказки).Конспект построен в игровой форме: дети выручают сказочных гер...

Самоанализ итогового занятия «Путешествие в сказочную страну» с детьми старшей группы .

Самоанализ итогового занятия «Путешествие в сказочную страну» с детьми старшей группы . Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.Занятие ...

«Сказочное путешествие к Царю обезьян» для детей старшей группы.

план - конспект занятия (старшая группа) по теме...

Конспект НОД «Путешествие в Сказочный город» для детей старшей группы.

Развитие речевой и эмоциональной активности детей через использование приемов театрализованной деятельности....