Описание опыта работы
статья на тему

Михайлова Мария Николаевна

описание опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Полоролевая социализация детей дошкольного возраста

на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками

В настоящее время дошкольные образовательные организации, являющиеся важнейшим звеном в системе образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Согласно ФГОС ДО основным принципом образовательной деятельности является  личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых  и детей. В поиске новых подходов к воспитанию выдвигается идея становления личности дошкольника как представителя определенного пола, его полоролевое воспитание. Формирование дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков является условием повышения эффективности образовательной деятельности и успешного решения задач формирования личности.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Жизненный опыт показывает, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять роли, а в процессе трудовой деятельности не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.

 «Горы чудес» - так называют учёные первые пять лет жизни ребёнка. Формирующееся в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям, к себе, как к личности определённого пола, оставляет неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно поэтому вопрос полоролевой социализации дошкольника является наиболее актуальным.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в поиске путей формирования у дошкольников полоролевого опыта, ценностей и способов полоролевого поведения в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Новизна опыта состоит в рационализации и усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда: подборе и систематизации игр разного вида, направленных на полоролевое воспитание дошкольников.

Целью педагогической деятельности является овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, осознание себя как представителя определенного пола.

Для достижения поставленной цели были определены основные задачи, представленные на экране.

Работа над данной проблемой осуществлялась в период с 2012 года по 2015 год.

В реальной жизни ребенок, развиваясь, осознает себя как представитель определенного пола. Абстрактного ребенка нет. Есть конкретная личность - мальчик или девочка. Личность, которая «рождается на наших глазах». Исходя из этого, начало полоролевого воспитания следует отнести к дошкольному возрасту.

На основе многочисленных исследований учёные пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя. Ими был введен термин «гендер», который означает социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми. Поэтому целесообразно строить взаимоотношения с учётом требований к реализации гендерного подхода.

«Мальчики и девочки два разных мира. Ни в коем случае нельзя их воспитывать одинаково! Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по разному говорят и молчат, чувствуют и переживают». (Н.Е. Татаринцева)

Девочки-дошкольницы опережают мальчиков в плане психического развития, тогда как мальчики обгоняют их в физическом. В связи с этим девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики - в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому образовательный процесс строится таким образом, чтобы у каждого была сфера деятельности. Необходима ситуация успеха, что положительно сказывается на формировании самооценки дошкольника.

Оценивая результаты деятельности мальчика, акцент делается на конкретных его успехах. Оценивая результаты деятельности девочек, внимание акцентируется на том, как хорошо она что-либо выполнила. Следует помнить о том, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух, и для них предпочтительнее визуальные средства. Поэтому в процессе обучения на ряду с рассказыванием, активно используется демонстрации и возможность потрогать, подержать в руках или соединить новую информацию с движением.

Технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации представлена интеграцией средств, методов и форм организации деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста.

Средствами выступают игры, сказки, пословицы, поговорки и т.д., способствующие овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами поведения.

Осуществлению успешной реализации технологии способствуют разнообразные методы.

Этические беседы с мальчиками строятся вокруг следующих тем:

  • «Мальчики – защитники слабых»;
  • «Мальчики – юные мастера»;
  • «Мальчики -  маленькие рыцари».

С девочками обсуждаются темы:

  • «Девочки – охранительницы и утешительницы»;
  • «Девочки – юные хозяйки»;
  • «Девочки – маленькие принцессы».

Стимулируют познавательную активность детей игры-состязания:

- «Назови смелую профессию»;

- «Кто больше знает имён девочек»;

- «Назови мужские предметы»;

- «Напиши словесный портрет девочки».

Эмоциональный отклик вызывают игры-драматизации и имитационные игры:

  • «Любящие родители»;
  • «Охота Баба Яги»;
  • «Обиженный мальчик»;
  • «Бездомная кошка»;
  • «Ласковый мишка».

Важное место в организации полоролевого общения занимают коммуникативные игры:

  • «Подсказ на ушко»;
  • «Посмотри в глаза»;
  • «Секретные совещания»;
  • «Ты самый, самый».

Увлекают детей символические игры:

  • «Что живёт в твоём сердце»;
  • «Предмет – мужчина, предмет – женщина»;
  • «Рассказ музыки».

Формами организации деятельности являются – деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая.

Значимым условием формирования позитивной полоролевой идентичности является игра. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы. Можно сказать из  детской игры  вырастает личность взрослого. Как писал немецкий философ и психолог Эрик Фромм: «В игре человек творит самого себя».

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.  В русском языке  слово «играть»  применительно к ребёнку было идентично словам «жить», «дружить». В какой-то степени это сохраняется и в современном зыке.

Неоценимую помощь в полоролевом воспитании дошкольников оказывает общение с книгой. Через полоролевые образы любимых литературных персонажей дети приходят к соответствующему пониманию самих себя, поэтому чтение или слушание литературных произведений участвует в создании гендерной личности. Через чтение художественной литературы ребёнок познаёт прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нём закладываются нравственные и культурные ценности.

Акцент на чтение детской литературы был сделан в связи с тем, что оно является одним из педагогических условий формирования у девочек и мальчиков 3-7 лет привлекательности полоролевых ролей.

В условиях обостряющегося кризиса семьи, разрушения семейных идеалов важным направлением полоролевого воспитания становится актуальной подготовка дошкольников к выполнению будущих семейных ролей, формирование семейных ценностей.  Поэтому согласно ФГОС ДО, важным условием для полноценной социализации ребёнка – дошкольника является вовлечение в образовательный  процесс родителей, стремление их к саморазвитию, к анализу своей воспитательной позиции.

Для изучения уровня полоролевой социализации использовались диагностические методики Н.Е. Татаринцевой.

На начальном этапе обследования были выявлены 3 уровня проявления детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения, фрагментарные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым своего и противоположного пола. На диаграмме обозначены синим цветом.

Результаты итоговой диагностики представлены голубым цветом.

Анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод, что взаимодействие дошкольника со взрослыми и сверстника является эффективным средством полоролевого воспитания. Систематическое применение технологии полоролевого воспитания способствует овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, способами полоролевого поведения, которые помогут им быть успешными в современном обществе.

От того, насколько успешно проходит процесс полоролевой социализации зависит формирование личности, осознающей себя как представитель определенного пола и уважающей представителей противоположной принадлежности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме «Приобщение подростков с ограниченными возможностями к краеведческой работе как одно из направлений их патриотического воспитания»

Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) ограничены в своих возможностях в познании окружающего мира, не все знают историю своего края, города, его героев, почетных граждан города (села), окружа...

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»

В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...

Описание опыта работы «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

Описание опыта работы по теме "Воздушный шар, как нетрадиционный дидактический материал в работе с дошкольниками"

Коллеги, в данной работе я делюсь своим опытом по включению во многие виды деятельности такого простого, но многофункционального предмета, как воздушный шар....