Истоки сохранения культурного и природного наследия человека начинаются с детского сада
статья (старшая группа) на тему

Я вспоминаю не страну большую,

которую увидел и узнал.

Я вспоминаю Родину такую,

 какой её я в детстве увидал.

К. Симонов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки сохранения культурного и природного наследия человека

 начинаются с детского сада

Я вспоминаю не страну большую,

которую увидел и узнал.

Я вспоминаю Родину такую,

 какой её я в детстве увидал.

К. Симонов

Наследие - это достояние прошлого, с которым мы живем сегодня и которое передадим будущим поколениям. И культурное, и природное наследие - незаменимые источники жизни и вдохновения.

Разрешите представиться, я - воспитатель старшей группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 32 «Золушка» (далее - Детский сад).

Приобщение к культурному и природному наследию  детей дошкольного возраста - одна из приоритетных задач воспитателя детского сада. Приобщение детей к истокам народной культуры   -  одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, узнал историю своей семьи, страны, мира  как можно раньше.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие ребенка, а ребенок  испытывал потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т. е. прежде всего в сфере культуры и образования.

Республика Башкортостан,  в которой я проживаю, является частью Российской Федерации, представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью Всемирного культурного наследия.

На территории Республики Башкортостан насчитывается 5581 памятник архитектуры, истории, искусства, археологии, в том числе 2328 выявленных.

 Объекты культурного наследия Башкирии вошли в единый Госреестр России. В штаб-квартире ЮНЕСКО 1 октября 2013 года в Париже прошел круглый стол по сохранению уникального эпоса «Урал-батыр» и включению природного объекта «Башкирский Урал» в список Всемирного наследия.

Мне посчастливилось жить в городе, который стал победителем Всероссийского конкурса на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России».

 По итогам 2013 года в доме Правительства Российской Федерации 19 февраля 2015 года Дмитрий Медведев вручил награды  победителям трех городов из Башкортостана. 

Город Октябрьский стал победителем во II категории (городские поселения (городские округа) с населением от 100 тысяч человек и более).

В городе Октябрьский  - 7 учреждений культурного направления, 11 памятников.        

В работе воспитателя важно планировать свою деятельность так, чтобы мои воспитанники увидели объекты культурного наследия своего города, могли гордиться ими и узнавать много нового в этом направлении.

 Изучение родной культуры в детском саду  должно стать неотъемлемой частью воспитания  ребенка, началом порождающей личность.

 В нашем детском саду многое делается для того, чтобы дети бережно относились к своей истории и традициям. План нашего детского сада содержит раздел «Введение в  традиционную культуру республики Башкортостан», предполагающий привитие детям любви и уважения к родному краю.

Только через народную педагогику возможно приобщение к культурным ценностям, наследию народа. Возродить  народные игры, воспитать и развить детей средствами  народной культуры, национальных традиций; а так же системное развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам  народных игр, воспитание любви и интереса к истории своего народа - вот задача современного педагога, в основу которой должны быть заложены традиции  культурного и природного наследия.

        Мои воспитанники знают памятные, исторические, достопримечательные места города.  Они приобщаются к народной культуре с детства, проявляют большой интерес к своему городу.

         За учебный 2014-2015 год нам удалось посетить 3 памятника архитектуры

- бюст Герою Советского Союза Нуркаеву Талипу Латыповичу;

- мемориальный ансамбль «Думы солдата»;

- бюст Герою Советского Союза Гатиатуллину Шакирьяну Юсуповичу.

         Организовали экскурсию в Октябрьский историко-краеведческий музей имени Анисима Павловича Шокурова, к 70 - летию Великой Победы возложили цветы к памятнику Героя Советского Союза Нуркаеву Талипу Латыповичу, посетили централизованную библиотеку городского округа город Октябрьский.

         На занятиях по развитию речи дети смогли ознакомиться со сказками народов мира: «Агзам», «Девичья уловка», «Догадливые братья», «Дочь, любившая отца, как любят соль».

        Во время прогулок изучили и возродили народные игры народов Башкирии: «Юрта», «Медный пень», «Стрелок», «Палка-кидалка», «Жмурки в кругах».

        Многое сделано, многое предстоит сделать, но мои воспитанники с раннего детства знают, что важно охранять, ценить и беречь культурное наследие своего народа.

Приобщение родителей воспитанников к культурному наследию - ещё одно приоритетное направление моей деятельности.

Важным условием  является взаимодействие детского сада и родителей. Культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, лучше усваиваются детьми. Родители должны иметь определенный объем знаний о Башкирской культуре, ее литературном и изобразительном наследии.

 Для вовлечения родителей в процесс воспитания и приобщения к духовным и культурным ценностям их детей организованы совместные экскурсии по памятным местам города, выставки, приобретается художественная литература,  изготавливаются атрибуты для народных игр.

За текущий учебный год прослеживается положительная динамика в данном направлении деятельности. Определенно можно сделать соответствующие выводы:

- обобщен и систематизирован педагогический опыт по ознакомлению детей с культурным наследием родного края, подобран методический инструментарий;

- повысился интерес детей к региональной культуре, желание выражать свои чувства в продуктивной творческой деятельности;

- организована работа с родителями по воспитанию у детей чувства сопричастности к культурному наследию и поддержанию традиций башкирского народа.

В перспективе с детьми подготовительной группы данное направление воспитательной деятельности будет продолжено.

Планируется посетить все достопримечательные места города волонтеров, организовать в детском саду фотовыставку «Мой город», конкурс рисунков «Мир прекрасного глазами детей», конкурс поделок, посвященный Дню города и другие мероприятия.

Культурные традиции, заложенные с детства, имеют самую крепкую основу, становятся фундаментом гармоничного развития личности в дальнейшем.

Несомненно, истоки сохранения культурного и природного наследия человека начинаются с детского сада.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по укреплению и сохранению здоровья детей подготовительной группы в условиях детского сада

Кто не знает, что движение полезно для нашего здоровья!? Тот, кто занимается спортом и много двигается, дейятвительно заботится о своем здоровье. Одной из задач нашего детского сада является : охрана ...

Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду.

Применение здоровьесберегающих технологий для сохранения психического и физического здоровья детей в детском саду....

Условия сохранения психического здоровья детей в семье и детском саду

Данный материал может быть использован для доклада на педагогических часах или какматериал в уголок для родителей....

Формы работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в детском саду

Родители и педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный вз...

Сценарий проведения РМО. Обобщение опыта работы по сохранению и укреплению здоровья «День здоровья в детском саду»

Одной из первостепенных задач дошкольного учреждения является   органичное сочетание воспитательно-образовательного процесса с   сохранением и укреплением здоровья детей. Средствам...

Краеведческое образование детей дошкольного возраста как основа нравственно-патриотического воспитания на основе ознакомления детей с историческим, культурным и природным наследием своего района, города Новосибирска, Новосибирской области в соответствии с

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, сред...

Сохранение историко-культурного и природного наследия Кубани. Организация работы по созданию мини-музея туризма в ДОУ

В статье описывается организация работы по созданию мини - музея туризма в ДОУ. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружени...