«Активизация мыслительной деятельности ребёнка в развивающих играх»
консультация на тему
роль дидактической игры в учебно-воспитательном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad-masha.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Перестрибова Мария Анатольевна
воспитатель
МАДОУ д/с «Юбилейный»
«Активизация мыслительной деятельности ребёнка в развивающих играх»
Современный ребенок в старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий педагогический процесс.
В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому необходимо развивать у него “интеллектуальные эмоции”. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательностью и свидетельствует о развитии активности и богатстве интеллектуальных эмоций. У детей это проявляется в вопросах к воспитателю, стремлении по собственному
желанию участвовать в индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, в умении переносить знания в новые ситуации. Формирование познавательного интереса является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности дошкольников.
Для активизации мыслительной деятельности ребенка, в аспекте развития познавательных способностей необходима активизация различных видов деятельности в соответствующем направлении с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка, с оптимальным использованием методов развивающего образования. Дети подвижны - значит надо дать выход их энергии. У ребят повышенная утомляемость - значит требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У них неустойчивое внимание – надо подобрать более интересный материал, дети всегда запомнят лучше то, что интересно.
Эта проблема актуальна и сейчас: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся.
И одним из спасительных средств в этой проблеме является дидактическая (развивающая) игра. Вот и рассмотрим особенности развивающих игр в активизации мыслительной деятельности.
Само понятие игры приходит к нам из глубокой древности. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы.
Так какова же роль дидактической игры в учебно – воспитательном процессе?
«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». С.Т.Шацкий.
Игра-это «дитя труда». Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру.
Сначала ребёнок играет с реальными окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически не доступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.
Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Играя, ребёнок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздаёт её в своих действиях. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля. Нормы человеческих взаимоотношений через игру становятся источником развития морали самого ребёнка; дети получают возможность для становления как личности в целом, так и отдельных психических процессов.
Игры в своём развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображаемой ситуации, «ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну, то в другую сторону, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана – «ведут корабль по заданному курсу» на основе выполненных расчётов.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Приёмы активизации мыслительной деятельности на занятиях по математике. Их роль в подготовке к школе. "
Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. А для эт...
Опыт работы по теме "Активизация мыслительной деятельности через ИКТ"
Использование ИКТ в работе педагога с родителями, детьми, педагогами....
Консультация для родителей «Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности при формировании математических представлений»
Музыка в нашем детском саду занимает важное место в развитии личности дошкольника. Музыка звучит не только в музыкальном и физкультурном залах, но и в каждой из 13 групп ДОУ....
Использование театра для комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности дошкольников при формировании познавательно-математических представлений
Статья о развитии математических представлений у дошкольников посредством театрализованной игры....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ДИЗАЙНА ДЛЯ КОМФОРТНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Театральное искусство во всестороннем развитии гармонической личности ребенка...
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ИГР - ГОЛОВОЛОМОК.
В статье представлен материал из опыта работы по активизации мыслительной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста при помощи игр-головоломок....
презентация "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте".
обобщение опыта работы на тему "Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте"...