Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
рабочая программа на тему

Целью программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с 3 уровнем речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_uchitelya-logopeda.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Р А Б О Ч А Я    П Р О Г Р А М М А

У Ч И Т Е Л Я – Л О Г О П Е Д А

                                              Составитель:

                                                       учитель – логопед

                                                                             Седнева Екатерина Николаевна

г. Рубцовск

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                

1. Пояснительная записка

2. Планирование и организация логопедической работы с детьми,

    имеющими общее недоразвитие речи,  подготовительной к школе    

    группы дошкольного учреждения.

3. Приложения

     Приложение №1.  Перспективный план работы по формированию

     лексика- грамматических категорий и развитию связной речи.

     Приложение№2. Календарный план проведения фронтальных занятий по

     формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной

     речи.

4. Список литературы.

Пояснительная записка

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновления всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.

Одной из ведущих линий модернизации образования является достижения нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных  коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольных образовательных учреждениях комбинирующего и комбинированного вида.

На сегодняшний день актуальная проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы  с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционной программы.

Настающая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 6-7 лет с 3 уровня речевого развития, принята в дошкольном учреждении.

Основной базой речевой программы является:

-  Образовательная программа детского сада;

-  Программа  Т.Б Филичевой и Г. В Чиркиной «Подготовка к школе детей с  ОНР в условиях детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции психического развития с нарушениями речи.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ОНР приобретают определенную значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель программы

Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения

  1. Устранение дефектов звукопроизношения и развития фонематического слуха.
  2. Развитие навыков звукового анализа.
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

 

Настоящая программа позволит наиболее рационально организовать работу группы для детей с ОНР, сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

Особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи.

Речь и мышление  связаны с точки зрения психологии представляют собой единый речемыслительный комплекс. Речь является инструментом мышления, вне языковой деятельности мысли не существуют. Любая мыслительная операция в той или иной мере опосредована речью.

Формирование интеллектуальной сферы ребенка на прямую зависит от уровня его речевой функции. Речь, в свою очередь, дополняется и совершенствуется под влиянием постоянно развивающихся и усложняющихся психических процессов. Неполноценная  по тем или иным причинам речевая деятельность оказывает негативное влияние на формирование психической сферы ребенка и становление его личностных качеств.

В первую очередь дефекты речевой функции приводят к нарушению или задержанному развитию высших психических функций, посредственных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания. Слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, тат и на темпе развития познавательной деятельности. (В.К Воробьева, Р.И Мартынова, Т.А Ткаченко, Т.Б Филичева, Г.В Чиркина). Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками (Ю.Ф Гаркуша, Н.С Жукова, Е.М Мастюкова).

Данные факторы тормозят становление игровой деятельности ребенка, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане  общего психического развития, и затрудняют переход к более организованной учебной деятельности.

При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой микросиптоматики, проявляющейся в нарушении тонуса, функции равновесия координации движений, общего и орального праксиса, у детей выявляется ряд особенностей в психической и личностной сфере. Для них характерны снижение умственной работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.

Таким образом, нарушение речевой деятельности с ОНР носит многоспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Особенности организации воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течении дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя.

Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течении недели в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузки на ребенка в ДОУ определенными СанПиНами № 2. 4. 1 2660-10.

Формы и средства образовательной деятельности.

Учитель-логопед:

. фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия.

. индивидуальные коррекционные занятия.

Воспитатель:

. фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением

  дидактических игр и упражнений  на развитие всех компонентов речи;

. экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;

. беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.

Музыкальный руководитель:

. музыкальные – ритмические игры;

.упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

. игры-драматизации.

Специалист по ФИЗО:

. игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики.

. упражнения на формирование правильного физиологического  дыхания.

. подвижные, спортивные игры с речевым  сопровождением на

  закрепление навыков правильного произношения звуков;

. игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:

. игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;

. контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;

.  выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

В программе выделен следующий раздел.

Подготовительная группа (дети от 6 до 7 лет)

. Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.

. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ОНР.

На подгрупповых занятиях изучается звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развития фонематического слуха и восприятия уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявления дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частые приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее  благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

Учитывается следующее:

. для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к

  различным фонематическим группам;

. звуки, смешиваемые в речи поэтапно отрабатываются отсрочено во

  времени;

. окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе

  дифференциации всех близких звуков.

Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

Таблица 1.

Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ОНР.

Этапы

Основное содержание

Результат

Организационный

Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи.

Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье.

Составление программ групповой (подгрупповой работы с детьми, имеющими сходные структуры речевого нарушения или уровень речевого развития.

Основной

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.

Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

Согласования, уточнение (при необходимости – корректировка) меры  коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Заключительный

Оценка качества и устойчивости результатов коррекционной речевой работы ребенком (группой детей).

Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи

Решение о прекращении логопедической работы с ребенком (группой) изменение ее характера или корректировка индивидуальных и групповых (подгрупповых) программ и продолжение логопедической работы.

Преемственность  и планирование занятий логопеда и воспитателя.

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействие воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута), преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются.

  1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
  2. Формирование правильного произношения.
  3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
  4. Развития навыков связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены (табл. 2).

Таблица 2.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2.Обследование речи детей психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2.Обследования общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определения уровня речевого развития ребенка.

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его  целью перспективного планирования коррекционной работы.

4. Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

5.Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6. Развития зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6. Развитие кругозора детей.

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

7.Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизации по лексико-грамматическим циклам.

8. Обучение детей процесса анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям., признакам, действиям.

8Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов.

9.Развитие подвижного речевого аппарата, речевого дыхания.

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

10. Развитие фонематического восприятия детей.

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов.

11.Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12.Формирование навыков словообразования и словоизменения.

12. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни.

13. Формирование предложений разных типов в речи детей.

13. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда.

14 Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

14.Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольных игр, сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности детей.

15. Развития умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок.

15. Формирование навыков составления короткого рассказа.

Подготовительная группа.

Фразовая речь.

Дети испытывают затруднения в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения.

Словарный запас.

Активный словарь включает, в основном слова обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих  отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных , особенно относительных, наречий; предлоги даже простые употребляются с ошибками.

Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.

Грамматический строй речи.

В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение.

Звукопроизношение.

Произносительные возможности детей улучшаются, но у них могут оставаться различные виды нарушений; постановка сонаров отсрочивается, трудно идет автоматизация поставленных звуков, характерны не стойкие замены.

Слоговая структура.

Дети могут правильно повторять за логопедом трех, четырехсложные слова, но не редко искажают их в самостоятельной речи, допускают сокращение количества слогов в словах.

Связная речь.

Уровень связной речи у детей не высокий. При составлении рассказов по картинке, пересказе им требуется и изобретательные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая.  Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого.

Организация обучения и воспитания детей 7-го года с ОНР.

На втором году обучения проводятся занятия трех видов:

. по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи;

. по формированию произношения;

. по подготовки к обучению грамоте.

Длительность занятий на начальном этапе работы- 25 минут, к концу первого периода она может быть увеличена до 35 минут.

. Приложение №1. Перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

. Приложение №2. Календарный план проведения фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Практическое употребление:

  • существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • существительных с “увеличительным” суффиксом -ищ- (ручищи, домище);
  • названий составных частей целого — растения; тела человека, животного, птицы; одежды; мебели; дома;
  • сложных слов (листопад, садовод, овощевод, хлебороб);
  • приставочных глаголов с разными оттенками значений;
  • относительных прилагательных (фруктовый, овощной, плодовый, осенний);
  • прилагательных — эпитетов к существительному.

2. Понимание и объяснение:

  • многозначности слов (нос, кисть, ножка, ручка, спинка, шляпка, кран, идет, летит, плывет);
  • слов с переносным значением (золотая осень, золотые руки);
  • обобщающих понятий (листва, времена года, месяц, неделя, сутки и др.).

3. Введение в активную речь:

  • названий предметов, действий, их признаков в единственном и множественном числе, обобщающих названий групп предметов в соответствии с лексическими темами;
  • пространственных наречий (вверхувнизу, впереди сзади, слева справа, слева направо);
  • временных понятий (вчера сегодня завтра), названия частей суток и дней недели;
  • антонимов — существительных, прилагательных, глаголов и наречий с противоположным значением.

4. Усвоение трудных случаев словоизменения и практическое употребление этих форм (лоб лбы— лбов на лбу со лба, рот рты ртов, ухо уши ушей, пень пни пней).

5. Закрепление понимания категории одушевленности и неодушевленности предметов.

6. Падежные формы (винительный, родительный, дательный, творительный падежи)

согласованных с существительными прилагательных единственного числа без предлогов в практических упражнениях.

  1. Средний род существительных и прилагательных (если слабо усвоено в первый год обучения).
  2. Множественное число существительных на - ъя (листья, деревья, платья).

 

  1. Родительный падеж существительных множественного числа на -ев, -ок, -ек (листьев, яблок, шишек).
  2. Родительный падеж числительных один, два без предлога и с предлогом у при неодушевленных существительных. 
  3. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (Я живу на девятом этаже. Наша квартира девятая).
  4. Употребление глаголов в разных временных формах (вопросы: что делает! что делал! что будет делать!). 
  5. Предлоги в, на, из, с (со), под, к, по.
  6. Союз и при однородных членах предложения.

 

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

1. Практическое употребление:

  • обобщающих слов по темам (посуда, животные, птицы);
  • названий предмета и его составных частей;
  • сложных слов (снегопад, самолет);
  • однокоренных слов (хлебхлебница хлебный);
  • приставочных глаголов с различными оттенками значений;
  • относительных прилагательных (посудный, продуктовый);
  • притяжательных прилагательных (семейный, животный).

2. Понимание и объяснение:

  • многозначности слов (снег идет, время идет);
  • слов с переносным значением (вьюга злится, лес уснул, мороз шагает);
  • названий профессий с суффиксами -телъ-, -ист-, -чик-, -ниц-, -их-, -ш-;
  • несклоняемых слов (кофе, какао, меню).

3. Введение в активную речь:

  • слов, указанных для 1 -го периода;
  • прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами -оньк-, -еньк- (пушистенький, серенький, мягонький).
  1. Единственное и множественное число существительных, глаголов, прилагательных (продолжение).
  2. Родительный падеж в значении частичности объекта (стакан молока, половинка яблока).
  3. Родительный падеж существительных множественного числа на -ей (гусей, медведей).
  1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  2. Согласование порядковых числительных до 10 с существительными (продолжение).
  3. Родительный и дательный падежи числительных один, два (до 5)(к одному, к двум, от двух).
  4. Предлоги за, перед, из-за, под, из-под, над.
  5. Различение вопросов чем? с чем?
  6. Упражнение в правильном употреблении союза и при однородных членах предложения.

3-й период (апрель, май)

  1. Введение в активную речь слов и словообразовательных элементов, усвоенных в 1-й и 2-й периоды.
  1. Закрепление трудных тем 2-го периода.
  2. Дательный и родительный падежи числительных от 5 до 10.
  3. Значение завершенности и незавершенности действия, выражаемое глаголами с приставками и без приставок (решает решил).
  1. Предлоги между, через.
  2. Наречие как признак действия (хорошо, плохо, красиво, весело). 
  3. Согласование прилагательных и числительных с существительными (три белых гриба, две желтых лисички).

Работа над предложением

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Повторение и закрепление на более сложном материале в практических упражнениях материала первого года обучения по формированию в речи детей простого предложения:

  • выделение слов по вопросам кто? что делает? какой? какая? какие? какое? как?;
  • дифференциация понятий слово предложение;
  • составление и анализ предложений, состоящих из 2-4 слов; их условно-графическая запись: П + С, С + П, П+С + В, С + О + П, П+С + В+Д,П+С + В + Т. (Условные обозначения: Я— подлежащее, С— сказуемое, В — прямое дополнение — существительное в винительном падеже без предлога, О — определение, Д— дополнение в дательном падеже, Г— дополнение в творительном падеже);
  • составление предложений по опорным словам, данным в требуемой форме и в начальной форме;
  • распространение предложений однородными членами: подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями; составление предложений с различными предложными конструкциями с использованием вопросов где? куда? откуда? (пространственные предлоги).
  1. Усложнение работы по формированию простого предложения: распространение предложения с обращением (Алеша, смотри, у катера на носу флажок. Дима, дай, пожалуйста, твою машину); работа над интонацией предложения (повествовательная, вопросительная, восклицательная, побудительная) в речи детей в диалогах;
  • составление предложений определенного типа по заданию логопеда с использованием схемы;
  • самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? чем? кому? какой? какая? какое? какие?.

3. Продолжение работы, начатой в первый год обучения, по формированию умения строить сложные предложения: сложносочиненное предложение с союзами а, и (при сравнении предметов);

  • предложение со словами сначала ..., а потом ...; сложноподчиненные предложения с союзами чтобы, потому что.
  1. Усложнение работы:

обучение детей умению пользоваться сложными предложениями на новом материале в практических упражнениях.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

  1. Закрепление в практических упражнениях и активизация в речи детей навыка употребления всех типов простых и сложных предложений, отработанных в 1-м периоде.
  2. Расширение объема простого распространенного предложения за счет использования наречий времени, места и образа действия (сейчас, сегодня, давно, здесь, там, далеко, близко, сильно, крепко, громко, медленно), отвечающих на вопросы где? когда? куда? откуда? как?
  3. Составление предложений по опорным словам и предметным картинкам, связанным и не связанным по смыслу (стол ваза, книга окно).
  1. Составление предложений с различными изменениями, преобразованиями форм глагола в лице, числе, времени, виде.
  2. Формирование навыка правильного построения предложений по любой сюжетной картинке.
  3. Употребление в практических упражнениях сложноподчиненных предложений с придаточными цели, причины, сравнения и времени; союзы чтобы, потому что, как, когда.
  4. Анализ и синтез предложений, состоящих из 4-5 слов.

3-й период (апрель, май)

  1. Закрепление и активизация в речи детей всех усвоенных ранее типов простых и сложных предложений.
  2. Обучение составлению сложносочиненных предложений с разделительным союзом или (практические упражнения).
  3. Закрепление умения грамматически правильно отвечать на вопрос почему?
  4. Обучение правильному построению сложноподчиненных предложений, в которых главным является предложение “Я хочу...”.
  5. Обучение умению передавать прямую речь сложным предложением с союзами что, чтобы (практические упражнения).
  6. Повторение и закрепление тех типов предложений, которые оказались наиболее трудными для усвоения.

 

Развитие связной речи.

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Совершенствование разговорно-диалогической речи детей:

  • самостоятельная постановка вопросов кто? что? что делает? какой? какая? какое? какие? и ответы на них;
  • заучивание и инсценирование диалогов;
  • пересказ текста с включением диалога действующих лиц;
  • самостоятельное составление этюдов-диалогов на заданную тему. 
  1. Заучивание стихотворений, коротких рассказов, загадок в соответствии с лексической или грамматической темой.
  2. Объединение в описательный рассказ предложений, состоящих из определенного количества слов (например, в рассказ “Осень” предложений из 3 слов).
  3. Составление и заучивание загадок с называнием признаков, действий, частей предмета-отгадки.
  4. Расширение элементарных рассказов-описаний с использованием таблиц, схем, моделирования пространства, заданного плана.
  1. Пересказ коротких рассказов.
  2. Пересказ текста с творческим грамматическим заданием: подбор эпитетов к выделенным словам.
  3. Составление рассказа по демонстрации действий с изменением лица.
  4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

2-й период (декабрь, январь, февраль, март)

  1. Расширение сферы использования диалогической речи (чтение стихов в лицах, беседа по прочитанному, пересказы по ролям, инсценирование).
  2. Пересказы с творческими заданиями (изменение лица, времени, места действия).
  3. Заучивание стихов, их выразительное чтение (интонация, логические ударения, паузы, дыхание).
  4. Составление рассказов:
  • по серии сюжетных картинок;
  • по одной сюжетной картинке;
  • по предложенному началу;
  • по заданному плану;
  • по моделированию ситуации и графическому плану;
  • по аналогии.
  1. Обучение умению строить учебное высказывание при анализе состава предложения, слова, расположения материала на странице в книге, тетради, альбоме, при объяснении проблемных ситуаций и решении логических задач.

3-й период (апрель, май)

  1. Продолжение работы по совершенствованию диалогической речи.
  2. Дальнейшее развитие монологической речи:
  • пересказ небольших рассказов со скрытым смыслом;
  • установление причинно- следственных связей в небольших текстах, отрывках;
  • составление рассказов:
  • из деформированного текста;
  • по набору предметных картинок, объединенных одной темой;
  • по опорным словам и предметным картинкам;
  • составление рассказов всех типов (см. в 1-й период).
  1. Дальнейшее развитие выразительности речи при чтении стихов, драматизации.
  2. Развитие умения строить доказательное учебное высказывание.

 

Формирование навыков звукового анализа и обучение грамоте.

1. Знакомство с буквами. Понятие “буква”, “слог”, “слово”, “предложение”.

2. Знакомство с протяжённостью слов.

3. Гласные буквы А, У, О, И, Э, Ы, Я, У, Ё, Ю.

4. Согласные буквы М, В, Н, П, Т, К, С, Х, З, Б, Д, Г, Ш, Ж, Л, Р, Ф, Ц, Й, Ч, Щ, Ь, Ъ.

5. Дифференциация понятий “звук - слог – слово - предложение”, “звук – буква”, “гласные - согласные буквы”.

6. Различение понятий “твердый – мягкий звук”, “звонкий - глухой звук”.

7. Определение количества букв и звуков в словах.

8. Выделение последовательно каждого звука в словах.

9. Называние первого и последнего ударного гласного звука.

10. Определение первого и последнего согласного звука в словах.

11. Называние слов, в которых заданный звук находится в начале, середине и конце.

12. Подбор слов, состоящих из 3-4-5 звуков.

13. Называние слов с 1 слогом, с 2,3,4 слогами.

14. Определение количества гласных и согласных в названных словах.

15. Сравнение слов по звуковому составу.

16. Учить отбирать картинки, названия которых отличаются лишь по 1 звуку.

17. Учить преобразовывать слова.

18. Обучение чтению по слогам.

ПРИЛОЖЕНИЕ  №2

Нед.

Лексическая тема

№ зан.

Задачи

Сентябрь

I

II

“Школа”

“Лес осенью”

 

Педагогическое обследование

III

“Дары осени”

1

Одушевленные и неодушевленные существительные. Понятие “слово”.

2

Словообразование уменьшительно-ласкательных суффиксов. Составление предложений по демонстрации действий.

 

IV

 

“Лес осенью.

Грибы-ягоды”

3

Согласование имен числительных (два и пять)с существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имен сущ-х в родительном падеже. (Гомзяк, 1 пер, стр 102)

4

Образование относительных прилагательных, употребление в речи сложноподчиненных предложений с придаточными причины. (Коноваленко, Осень, зан № 5) (Гомзяк св.речь, зан №2)

Октябрь

I

“Хлеб.

Сельскохозяйственные профессии, техника”

5

Закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных; словообразование родственных слов; упражнение в употреблении синонимов (Коноваленко, Осень, зан№ 1-2)

6

Составление рассказа по картине (Развитие речи, зан № 15)

II

“Перелетные птицы”

7

Употребление родительного падежа качественных числительных в сочетании с сущ-ми (развитие речи, зан № 22-24)

8

Пересказ отрывка из рассказа “Улетают журавли” (Коноваленко, Осень, зан № 6) (Гомзяк, св. речь, зан № 6)

III

“Осень”

9

Упражнение в образовании глаголов с приставками; согласование сущ-х с числит-ми (развитие речи, зан №20)

10

Составление рассказа “Осень” (Гомзяк, зан № 1) (Коноваленко, Осень, зан № 9)

IV

“Дом, семья”

11

Имена существительные в тв. Падеже. Составление предложений по картинкам, действиям и опорным словам.(Гомзяк, 2 пмер, зан № 14)

12

Составление рассказа по сюжетной картине “Семья” (Гомзяк, св. речь, зан № 16) (Коноваленко, человек, зан №9)

Ноябрь

I

К А Н И К У Л Ы

II

“Наш организм.

Человек и его строение”

13

Образование относительных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже. Составление предложений с приставочными глаголами по опорным словам. (Коноваленко, человек, зан № 1)

14

Употребление в речи несклоняемых существительных. Закрепление употребления в речи приставочных глаголов и существительных в винительном и родительном падежах множественного числа. Составление предложений по вопросам логопеда и объединение их в короткий рассказ. (Коноваленко, человек, зан № 4)

III

“Азбука здоровья”

15

Обучение постановке

вопросов(предлог+чем?+где?предлог+Кем?)

 

 

16

Составление рассказа по серии картин (Гомзяк, св. речь, зан № 29)

IV

“Одежда, обувь, головные уборы”

17

Образование относительных прилагательных. Различение и употребление глаголов ед. и мн. числа, наст. и пошедш. вр., совершенного и несовершенного вида. (Коноваленко, осень, зан № 8) (Разв. Речи Зан № 32-33)

18

Составление описательного рассказа с опорой на схему (Гомзяк, св. речь, 1 пер, зан №10)

V

“Мебель”

19

Различение и употребление ед. и мн. числа, наст. и прошедш. вр., совершенного и несовершенного вида. Составление предложений по сюжетной картине. (Гомзяк, 2 пер, зан № 13) (Разв. Речи, зан № 38)

20

Составление предложений по опорным словам с использованием сущ. творит. падежа без предлогов и сущ. родит. падежа мн. числа. Составление рассказа по опорным картинкам. (Гомзяк, св.речь, зан № 13)

Декабрь

I

“Посуда.

Продукты питания”

21

Согласование относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Составление предложений с ними.(Гомзяк, 3 пер, зан №25)

22

Составление рассказа из коллективного опыта (Гомзяк, св. речь, зан № 26)

II

“Зима”

23

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление образования относительных прилагательных в значении соотнесенности к материалу изготовления и сезонности. Составление предложений с однородными членами. (Развитие речи, зан № 43)

24

Творческое рассказывание.

III

“Зимующие птицы”

25

Практическое усвоение и употребление глаголов с приставками –У-Вы-На-При-Пере-. Закрепление и правильное употребление в речи глагольных категорий вида, времени, числа. Составление предложений с использованием глагола.

26

Составление рассказа-описания или по серии сюжетных картин.

IV

“Зима. Новогодняя ёлка”

27

Закрепление и правильное употребление приставочных глаголов и относительных прилагательных.

28

Моставление рассказа по сюжетной картинке (или творческое рассказывание).

Январь

I

К А Н И К У Л Ы

II

“Домашние животные и их детеныши”

29

Практическое усвоение и употребление в речи существительных с суффиксами –онок-енок-ят-ат-ик-к-чик-. Закрепление навыка постановки вопросов Чей? Чья? Чьи? Образование притяжательных прилагательных и согласование их в роде, числе, падеже.

 

 

30

Составление рассказа по серии сюжетных картин с предварительной работой по составлению предложений по опорным словам.

III

“Дикие звери наших лесов”

31

Образование и употребление притяжательных прилагательных и согласование их с существительными в роде, числе, падеже в предложениях с однородными членами. Пересказ.

32

Усвоение смысловой значимости приставочных глаголов с предлогами –из-через-от-перед-между. Подбор слов-антонимов в предложениях с противительным союзом –А.

IV

“Дикие животные Севера”

33

Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных в глаголах неопределенной формы и глаголов 1 лица ед. числа (хотеть-хочу, махать-машу). Расширение глагольного словаря. Подбор действий к существительным. Закрепление правильного употребления в речи сущ. родит. падежа мн.числа (лев-львов, звери-зверей).

34

Составление рассказа по сюжетной картине.

Февраль

I

“Животные жарких стран”

35

Закрепление и правильное употребление приставочных глаголов и относительных прилагательных в значении соотнесенности к материалу изготовления.

36

Пересказ прочитанного текста.

II

“Электроприборы”

37

Практическое усвоение навыков постановки вопроса: Какой? Какая? Какое? Составление предложений по опорным словам, согласуя сущ. с прилаг. в роде, числе, падеже.

38

Работа над рассказом. Составление предложений по опорным словам.

III

“Профессии”

39

Практическое усвоение и употребление имен существительных в дательном падеже.

40

Составление рассказа по графическому плану.

IV

“Наша армия.

Военные профессии”

41

Работа над сложноподчиненным предложением с союзами –что-чтобы-.

42

Составление рассказов о Российской Армии по плану логопеда.

Март

I

“Мамин праздник.

Женские профессии”

43

Практическое усвоение и употребление в речи сущ. с ум.-ласкат. суфф. и согласование их с глаголами совершенного и несовершенного вида; настоящего и прошедшего времени, ед. и мн. числа.

44

Пересказ рассказа.

II

“Комнатные растения”

45

Закрепление навыка постановки вопросов к сущ. и глаголам. Составление предложений с однородными членами (распространение); по опорным словам и с различными союзами.

46

Обучение самостоятельному рассказыванию по началу, данному логопедом.

III

“Почта. Библиотека”

47

Закрепление правильного употребления предлогов. Составление предложений с однородными членами.

48

Обучение самостоятельному пересказу. Составление рассказа по картине.

IV

“Ранняя весна.

Перелетные птицы”

49

Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных. Составление предложений с употреблением степеней прилагательных.

50

Составление рассказа по плану логопеда.

V

К А Н И К У Л Ы

Апрель

I

“Наш поселок”

51

Составление предложений с однородными членами и союзами – что – чтобы – потому-что.

52

Пересказ рассказа по вопросам. Придумывания конца рассказа.

II

“Космос”

53

Словообразование сущ-х с разными суффиксами. Употребление в речи сущ. в роде; дательном, творительном, винительном падежах. Составление предложений с союзами – А – И.

 

54

Самостоятельное составление рассказа по картине или серии картин.

III

“Наша страна Россия”

55

Закрепление и правильное употребление в речи грамматических категорий прилагательных (относительных, притяжательных, степени сравнения, слова-антонимы).

56

Составление рассказа по аналогии.

IV

“Весна. Первые цветы”

57

Закрепление умения правильно называть и согласовывать существительные с числительными.

58

Составление рассказа по предложенному началу.

Май

I

“Мир нужен всем”

59

Практическое усвоение образования родственных слов.

60

Составление рассказа по собственным наблюдениям или рисункам детей.

II

“Насекомые”

61

Закрепление навыков согласования сущ. с числительными. Составление предложений с однородными членами.

62

Составление рассказа.

III

“Транспорт. ПДД”

63

Правильное употребление в речи сложных предлогов – из-за – из-под – и т. д. в предложениях типа: подлеж.+сказ.+собств. дополнение, где один из чл. предлож. Выступает словосочетанием сущ. с числит.

64

Пересказ рассказа со скрытым смыслом.

IV

“До свиданья, детский сад.

Здравствуй, школа.”

65

Работа над грамматическими категориями, изученными в течение года.

66

Самостоятельное составление рассказа

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте

Программа логопедической работы с детьми дошкольного возраста,посещающих логопункт ДОУ.Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки ...

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте.

Программа  составлена  в  соответствии  с Законом  Российской  Федерации  «Об  образовании»,  Федеральным  государственным образовательным стандартом ...

Рабочая программа учителя - логопеда по реализации образовательной области "Речевое развитие" для детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДОУ, на основе Примерной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР Нищевой Н.В....

Проектная деятельность учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида

 Для повышения эффективности логопедической работы, наряду с непосредственным исправлением звукопроизношения и лексико-грамматических структур речи, достаточно широко используетс...

Организация коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.

В данной презентации представлены основные задачи и направления коррекционно-развивающей работы , особенности организации в образовательном учреждении для детей дошкольного возраста....