Планы – конспекты занятий по художественно-эстетическому направлению «Театр»
план-конспект занятия на тему

планы-конспектов занятий по театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспекты159 КБ
Microsoft Office document icon konspekty_k_programme_teatr.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Планы – конспекты  занятий по художественно-эстетическому направлению

«Театр»

Занятие № 1

Тема:      «Знакомство с детьми» 

Цель:    Познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная               деятельность в жизни человека

М.п.     1. Игра «Давайте познакомимся» (Щеткин А.В. стр.13)

             2. Беседа о театре и театр студии

             3. Игра  «Радио» (Махнеева М.Д. «Занятие по театр деятельности в д/с» стр.46)

Занятие № 2

Тема:  «Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?»

Цель:  Развивать внимание , наблюдательность, воображение детей; учить проговаривать фразы с различной силой голоса; развивать подражательные навыки.

М.п.    1. Игра «Измени голос» ( Щеткин А.В. стр.15)

             2. Чистоговорка  «Ша-ша-ша, ша-ша-ша и наша каша хороша!» (Петрова стр.33)

             3. Упражнения  «В лесу на прогулке» (Петрова стр33)

             4.  Этюд на выразительность жеста «Ох, ох, что за гром?»

                  (русские народные потешки) (Сорокина Н.Ф. стр.92)

Ребенок: ОХ, ох, что за гром? (руки к щекам, покачивание головой из стороны в сторону.)

Муха строит новый дом (кулачок стучит об кулачок.)

Молоток: стук-стук, помогать идет петух (взмахи руками.)

                                                                 Занятие № 3

Тема:  «Пойми меня»

Цель:  развивать внимание, память, образное мышление детей; развивать пантомические  и имитационные навыки: побуждать  детей к активному участию в театрализованной деятельности.

М.п.:   1. Отгадывание загадок.

             2. Беседа.                                           Щеткин А.В. стр.15

             3.  Игровые упражнения

             4. Игра «Волшебные превращения» (Петрова стр.34)

             5. Этюд на сопоставление различных эмоций  «Скачет галка»,

                (русские народные прибаутки) ( Сорокина Н.Ф. стр.96)

Занятие № 4

Тема:  «Язык жестов»

Цель: Развивать  внимание, память, образное мышление детей.

М.п.:  1. Игра «Где мы были, мы не скажем»

            2. Беседа                                                                          Щеткин А.В.стр.16

            3. П/и  «Смелые мышки»

            4. Загадывание загадок о животных (Петрова стр36)

            5. Упражнение на развитие внимания  «Давайте потанцуем» (Сорокина стр89)

            6. Этюд с верхними куклами «У медведя во бору» (р.н.л. Сорокина стр.88)

Занятие № 5

Тема:  «Игры с бабушкой забавой»

Цель: Развивать внимание, память, образное мышление; развивать желание с интересом слушать сказку.

М.п.:  1. Создание игровой мотивации (Маханева стр.49)

           2. Игры и упражнения «Диктор», и  «Изобрази героя» (Маханева стр.49)

           3. Мини-сценка  по стихотворению (Корчагина Л.) «Ёж» (Петрова стр.34)

           4. Чтение пьесы Л.Поляк «Репка»

Занятие № 6

Тема:  «Колобок наш удалой»

Цель: Приучать детей исполнять в театрализованных играх образные игрушки настольного театра.

М.п.: 1. Слушание сказки В.Бианки «Колобок колючий бок» (Маханева стр.50)

           2. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей

                персонажей.

           3.Вопросы по содержанию.

           4. Этюд на развитие внимания «Прогулка в лес» (Сорокина стр.91)

           5. Этюд на выразительность жеста  «Тише!»,  «Уходи».

           6. Этюд на воспроизведение отдельных черт характера «За деревней я гуляла»

              (русские народные частушки) ( Сорокина стр.97)

Занятие № 7

Тема:  «Воображаемое путешествие»

Цель: Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; развитие правильного речевого дыхания; развивать пантомические навыки и мелкую моторику рук, учить сочетать движения и речь; продолжать заучивание сказки «Репка»

М.п.: 1. Игра «Воображаемое путешествие» (Щеткин А.В. стр.27)

           2. Игра «Мыльные пузыри» (Щеткин А.В. стр23)

           3. Игры на пальцах (Рудина М.С., АфонькинС.А.), (Петрова стр.38)

           4. Репетиция пьесы «Репка»

Занятие № 8

Тема:  «Животные во дворе»

Цель: Развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми скороговорками, с движениями животных; формировать эстетическое восприятие природы и воспитать бережное отношение к ней; поощрять творческую инициативу, умение импровизировать.

М.п.: 1. Артикуляционная гимнастика.

          2. Знакомство со скороговоркой.

          3. Игра « Животные во дворе» (Щеткин А.В. стр28)

          4. Игра с движениями  «Художница Осень» (Петрова стр.39)

          5. Проигрывание мини-сценки «Ёж-чистюля» (Петрова стр. 40)

Занятие № 9

Тема:   «Игровой урок»

Цель:  Развивать выразительность жестов, мимики, голоса, пополнять словарный запас детей.

М.п.:  1. Игра «Дедушка молчок» (Щеткин стр.28)

            2. Этюд с верховыми куклами «Большие ноги»

                (русские  народные прибаутки )( Сорокина стр.88)

           3. Упражнение на развитие внимания «Вспомни свою игрушку» (Сорокина с.91)

           4. Этюд на выразительность жеста «Чему, чему волосыньки»

               (русские нар. потешка )(Сорокина стр.92)

Занятие № 10

Тема:  «Репетиция пьесы Репка» 

Цель: Развивать диапазон и силу звучания голоса; внимание, наблюдательность, память детей.

М.п.: 1. Игра «Птичий двор»

           2. Репетиция пьесы «Репка»  (Щеткин стр.30)

           3. Этюд на выражение основных эмоций «Девочки и мальчики»

               (потешки  Сорокина стр.95)

Занятие № 11

Тема:   «Вот как я умею»

Цель: Развивать  фантазию, инициативу, творческое отношение к театральной игре , желание в ней участвовать; работать над артикуляцией и дыханием.

М.п.: 1. Упражнение на дыхание «Насос» (Щеткин стр.32)

           2. Игра «Путешествие на воздушном шаре»,  «Представьте себе»

               (Петрова стр.40)

          3. Игра  «Что я умею?» (Маханева стр.57)

          4. Этюд на воспроизведение отдельных черт характера «Цок, цок»

             (русские народные прибаутки, Сорокина стр.97)

Занятие № 12

Тема:   «Игровой урок» 

Цель: Развивать выразительность жестов, мимики, голоса, пополнять словарный запас детей.

М.п.: 1. Этюд на выразительность жеста «Изобрази жестом»

           2. Этюд  «Глухая бабушка» ( Маханева стр.60)

           3. Этюд  «Тише»

           4. Этюд  «Ласка»

           5. Этюд  «Вкусная конфета»

Занятие № 13

Тема:  «Репетиция пьесы «Репка»

Цель: Расширять диапазон и силы звучания голоса; развивать внимание, память, наблюдательность.

М.п.: 1.  Игра «Эхо» (Щеткин стр.33)

           2. Репетиция пьесы «Репка» (Щеткин стр.33)

           3. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу?» (Маханева стр.61)

           4. Инсценировка спектакля А.Татарскиной «Воробей» (Петрова стр.44)

Занятие № 14

Тема:   «Репетиция пьесы «Репка»

Цель: расширять диапазон голоса, работать над артикуляцией; продолжать заучивать текст пьесы «Репка»

М.п.: 1. Игра «Чудо-лесенка» (Щеткин стр.35)

           2. Репетиция пьесы «Репка»

          3. Игра  «Назови вежливое слово» (Маханева стр.64)

          4. Игра с движениями «Летает - не летает» (Петрова стр.43)

Занятие № 15

Тема:  «Репетиция пьесы «Репка»

Цель: Развивать речевое дыхание; закреплять текст пьесы «Репка»; учить сочетать движения и речь; совершать четкое произношение гласных и согласных.

М.п.: 1. Игра «Самолет» (Щеткин стр.36)

           2. Репетиция пьесы «Репка»

           3. Проговаривать потешки с движениями (Петрова стр.44)

           4. Игра «Веселые стихи»  (Щеткин стр.38)

Занятие № 16

Тема:  «Театральная игра «Семь сыновей»

Цель: Развивать умение детей произвольно реагировать  на команду, снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами; развивать имитационные навыки.

М.п.: 1. Игра «Семь сыновей» (Щеткин стр.41)

           2. Игра «Ходим кругом» (Щеткин стр.42)

           3. Игра «Продолжи фразу и покажи» (Петрова стр.45)

           4. Этюд с верхними куклами «Бегал заяц по болоту» (Сорокина стр.88)

Занятие № 17

Тема:   «Театральная игра «Ходим кругом»

Цель: Учить детей  «зажатость и скованность»; согласовывать свои действия с другими ребятами.

М.п.: 1. Игра «Ходим кругом» (Щеткин стр.42)

           2. Разминка для пальцев рук (В.Цвынтарный, Петрова стр.46)

           3. П/и  «Дождь» (Маханева стр.71)

        4. Мини-сценка  по стихотворению (В.И. Мирясовой), «Таня и мячик»

            (Петрова стр.48)

        5. Чтение пьесы «Теремок»  (Л.Поляк)

Занятие № 18

Тема:  «Театральная игра «Ходим кругом»

Цель: Развивать память, внимание, воображение детей.

М.п.: 1. Игра «Испорченный телефон» (Щеткин стр.44)

           2. Репетиция пьесы «Теремок»

           3. Игра «Снежинки» (Петрова стр.49)

          4. Игра-имитация «Угадай, кто попроситься под грибок» (Маханева стр.73)

Занятие №19

Тема:   «Репетиция пьесы «Теремок»

Цель: Развивать память, внимание, воображение детей; развивать пантомические навыки; знакомство с теневым театром.

М.п.: 1. Загадывание загадок (Маханева стр.73)

           2. Репетиция пьесы «Теремок»

           3. Игра «Веселые загадки» (Петрова стр.50)

           4. Знакомство с теневым театром.

Занятие № 20

Тема:  «Репетиция пьесы «Теремок»

Цель: Продолжать работу над поэтическим текстом пьесы «Теремок», добиваться пластического изображения походки героев пьесы.

М.п.: 1. Игра «Узнай на слух» (Петрова стр.50)

           2. Репетиция пьесы «Теремок»

           3. Игра «Тень» (Щеткин стр.48)

           4. Этюд с верхними куклами «Я рыжая лисица»

              (русская народная шутка, Сорокина стр.89)

Занятие № 21

Тема:  «Репетиция пьесы «Теремок»

Цель: Развивать внимание, эмоции, память, наблюдательность; добиваться четкого произношения слов.

М.п.: 1. Игра «Море волнуется» (Петрова стр.53)

           2. Репетиция пьесы «Теремок»

           3. Игра «Узнай по носу» (Щеткин стр.50)

           4. Игра, «Из какой сказки?» (Петрова стр.52)

Занятие № 22

Тема:  «Эмоции»

Цель: Учить детей распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры.

М.п.: 1. Упражнение на гласные и согласные звуки.

           2. Игра «Зеркало»                                                           (Щеткин стр.52)

           3. Упражнение «Изобрази эмоции»

           4. Упражнения на развитие воображения «Предположим, что…»

               (Сорокина стр.91)

Занятие № 23

Тема:  « Эмоции»

Цель: Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

М.п.: 1. Рассмотрение репродукций картин, фотографий.

           2. Игра «Угадай эмоцию»                     (Щеткин стр.53)

           3. Игра «Испорченный телефон»

 

Занятие № 24

Тема:  «Репетиция спектакля «Теремок»

Цель: Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля. Совершенствовать память, наблюдательность, внимание детей; продолжать работу над техникой речи.

М.п.: 1. Повторение состояний человека в тех или иных обстоятельствах (эмоции)

           2. Репетиция спектакля «Теремок» (Щеткин стр.54)

           3. Упражнение «Новости нашего двора» (Щеткин стр.55)

           4. Игра «Снеговик» (Щеткин стр.62)

Занятие № 25

Тема:  «Репетиция спектакля «Теремок»

Цель: Совершенствовать элементы актерского мастерства. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.

М.п.: 1. Зарядка для шеи и челюсти. Зарядка для языка      (Щеткин стр.64)

           2. Упражнение на дикцию. Игра «Свинки»

           3. Репетиция спектакля «Теремок»

Занятие № 26

Тема:  «Чей голосок, угадай»

Цель: Учить детей  интонационно и выразительно произносить предложенную фразу; развивать интуитивные навыки, мимику, жесты; формировать умения; развивать воображение, фантазию.

М.п.: 1. Игра «Угадай,  чей голосок»

          2. Игры с воображаемыми предметами (Петрова стр.55)

          3. Игра с движениями и проговариванием «Мама спит» (Петрова стр.54)

           4. Игра «Ворона» (Щеткин стр.71)

           5. Чтение пьесы «Колобок»

Занятие № 27

Тема:  «Репетиция спектакля «Колобок»

Цель: Развивать воображение,  фантазию, память детей;  развивать пантомимические навыки . учить детей напрягать и расслаблять мышцы, артикулировать звуки  С и Ш.

М.п.: 1. Упражнение «Радист» (Щеткин стр.70)

           2. Репетиция спектакля «Колобок»

           3. Пантомима «Утка» (Петрова стр.59)

           4. Мини-сценка «Великан и мышь» (А. Фрондерберг – бибабо) (Петрова стр.60)

Занятие № 28

Тема:  «Репетиция спектакля «Колобок» 

Цель: Развивать воображение,   память детей;  учить детей напрягать и расслаблять мышцы, артикулировать звуки  С и Ш.

М.п.: 1. Игра «Насос и надувная кукла» (Щеткин стр.84)

           2. Репетиция спектакля «Колобок»

           3. Мини-сценка «Хозяйка и Кот» (Петрова стр62)

           4. Игра-пантомима «Муравейник» (Петрова стр.63)

Занятие № 29

Тема:  «Репетиция спектакля «Колобок»

Цель: Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память. Учить детей выступать перед сверстниками и взрослыми.

М.п.: 1. Упражнения на дыхание «Прямой маятник», «Боковой маятник»,

              «Цветочный магазин», «Ручной мяч».

           2. Репетиция спектакля «Колобок»

           3. Упражнения на развитие воображения  «Ковер-самолет» (Сорокина стр.91)

           4. Этюд на выражение основных эмоций «Девица, девица»

               (русские народные потешки, Сорокина стр.95)

 

Занятие № 30

Тема:  «Репетиция спектакля «Колобок»

Цель: Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память. Учить детей выступать перед сверстниками.

М.п.: 1. Упражнение «Буратино и Пьеро» (Щеткин стр.92)

           2. Репетиция спектакля «Колобок»

           3. Игра «Цирк зверей» (Щеткин стр.93)

                                                      Занятие № 31

Тема:  «Театрализованная игра «Цирк зверей»

Цель: Совершенствовать пластичность, выразительность, закреплять элементы актерского мастерства.

М.п.: 1. Игра «Дрессированные обезьяны» (Щеткин стр.93)

           2. Игра «Дрессированные медведи и зайчики»     (Щеткин стр.94)

           3. Игра «Пальма»

           4. Игра кошки и попугай»

Занятие № 32

Тема:  «Репетиция спектакля «Колобок»

Цель: Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей. Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля.

М.п.: 1. Этюд на выразительность жеста «Как петух в печи пироги печет»

              (русская народная шутка), (Сорокина стр.93)

           2. Репетиция спектакля «Колобок»

           3. Упражнения на развитие памяти «Вспомни свою игрушку» (Сорокина стр.91)

Занятие № 33

Тема:  «Спектакль «Колобок»

Цель: Дать детям возможность выступить на сцене перед ребятами других групп.

М.п.: 1. Подготовка участников спектакля к выступлению (костюмы, реквизит)

           2. Встреча зрителей.

           3. Спектакль «Колобок»                            (Щеткин стр.90)

           4. Подведение итога спектакля.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующая МДОУ  ЦРР

детским садом №15

 «Золотая рыбка»

_________ /О.А. Галкина/.                                                                            

  «____» _____________2010г.

                                                                                                                                            ПРИНЯТО

                                                                                                                                           На педсовете

                                                                                                                               Протокол №1 от _______г.

«ТЕАТР. ТВОРЧЕСТВО. ДЕТИ»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

НА 1 ГОД

Программа разработана на основе учебно-методических программ:

  • Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр (Программа «Театр – Творчество - Дети). - М.: АРКТИ, 2004;
  • Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2007;
  • Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: Т.Ц Сфера, 2007;
  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004;
  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду (для занятий с детьми5-6 лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

                   Воспитатель второй квалификационной категории  Лопухова Любовь Васильевна

г.Озеры

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – ролевая и др.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования или воспитатель.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшей группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам:

  • Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» (Программа «Театр – Творчество - Дети). - М.: АРКТИ, 2004;
  • Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2007;
  • Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: Т.Ц Сфера, 2007;
  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004;
  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду (для занятий с детьми 5-6 лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

Цель программы:  развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной  деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
  3. Обучать детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)
  6. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  7. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия 20 минут. Общее количество учебных занятий в год 33.

Педагогический анализ ЗУН детей (диагностика), проводится 2 раза в год: вводный  - в сентябре, итоговый  - в мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать  в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая характерное её содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
  2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
  3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
  4. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
  5. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы включает восемь основных блоков. Перечислим их.

  • Блок 1 – основы кукловождения.
  • Блок 2 – основы кукольного театра.
  • Блок 3 – основы актерского мастерства.
  • Блок 4 – основные принципы драматизации.
  • Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.
  • Блок 6 – театральная азбука.
  • Блок 7 – проведение праздников.
  • Блок 8 – проведение досугов и развлечений.

Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на 1-2 занятия в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки3,4, - на каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по 3 занятия в октябре и в марте); блок 1 реализуется 1 раз в квартал.

ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

(Сентябрь – май)

Блоки

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Национально – региональный компонент

1

2

3

4

 1.Основы    кукловождения

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра

                  Сентябрь

Задачи: формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра.

Игры: «Театр двух актеров».

Этюды: «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя»,  «Пляска миши»,

«Ох, ох, что за гром?», (р.н.п.)

Октябрь

Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно – плоскостного театра.

Игры: «Театр двух актеров»

Этюды:  «В гости к Маме»,  «Собака и медведь», «Пляска деда и бабы».

Ноябрь

Задачи: Обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.

Игра: «Театр двух актеров»

Этюды: «Встреча лисы и зайца»,  «Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка».

Загадки русские народные: о зайце, собаке, кошке.

Музыкальные фонограммы для этюдов: «Кошка» - музыка С.Головина

«Медведь» - музыка С.Головина

«Зайчик» - музыка Г.Потева.

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра, театра верховых кукол.

Декабрь

Задачи: обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).

Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей».

Январь-февраль

Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол.

Игра: «Театр двух актеров»

Этюды: «Маша гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа».

Музыкальные фонограммы для этюда: 

«Пляски мышей» ,«Полька», (разные музыкальные инструменты);

«Новый год» - муз С.Головина;

для этюда - «Мама гуляет» муз. С.Головина.

Март – май

Задачи: обучать приемам верховых кукол на ширме.

Игра: «Театр двух актеров»

Этюды: «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой», «Пляска зверей».

Русские народные загадки о зайце, собаке, кошке, петухе.

Музыкальная фонограмма

(для этюда) – «Пляска зверей».

2.Основы кукольного театра

Сентябрь – ноябрь

Задачи:формировать эмоциональную выразительность речи детей, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля. Вызывать сочувствие и желание помочь, учить давать оценку поступкам действующих лиц.

Сказки: Русские народные сказки: «Заюшкина избушка», «Смоляной бычок».

Загадки: о зайце, собаке, петухе.

Музыкальные фонограммы:

«Кто где живет» муз. Г.Кочанова,  «Медведь» - муз. С.Головина

Декабрь

Задачи: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле: продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Сказки: «Маша и медведь» - русская народная сказка.

Январь-февраль

Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, приемами вождения верховых кукол.

Игра: «Театр двух актеров»

Этюды: «Маша гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа».

Загадки:

о кошке, собаке.

Музыкальные фонограммы для сказок: «Колобок» и «Репка», «Зайчик» муз. Г.Попова, «Медведь» муз. С.Головина, «Бабушка» муз. Г.Кочанова.

Март – май

Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях.

Сказки: «Как собака себе друга искала» мордовская народная сказка.

3.Основы  актерского мастерства

Сентябрь-ноябрь

Задачи: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно, выразить своё. Познакомить с пиктограммами (карточками-символами, изображающими разные эмоции человека – веселье, грусть.) Воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей.

Этюды: М.Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи»,

«До свидания», «Ох, ох, что за гром?» -русская народная потешка.

На выражение основных  эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Ваське стыдно», «Молчок», «Скачет галка» - русская народная прибаутка. М.Чехова на внимание, веру, фантазию и наивность.

Декабрь-февраль

Задачи: активизировать детей, развивать их память, внимание.

Игры: «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Флажок». М.Чистяковой.

Март – май

Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Этюды: «Это я!», «Это мое!», «Отдай!», «Сосульки»,

«Шалтай-болтай»,

«Петрушка прыгает» М.Чистяковой.

4.Основные принципы драматизации

Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест.)

Сентябрь – ноябрь

Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; формировать положительное отношение к играм – драматизациям; поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях по собственному желанию.

Сказки: «Теремок», «Колобок» - русские народные сказки.

Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению В.Фетисова).

Сценки:

 «Ёж и елка»,

«Заботливый ёжик», (по стихотворениям П.Образцова).

Декабрь-февраль

Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности.

Сказки: «Рукавичка»

(украинская народная сказка)

Сценки: «Медведь»

(по стихотворению Г.Виеру)

«На праздник»

Сценки:

«На дворе зима»

(по стихотворению П.Образцова)

Март – май

Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям.

Сказки: «Волк и семеро козлят», «Аленушка и лиса», (русские народные сказки),

«Красная шапочка», (фр. сказка)

Сценки: «Кот», (по стих.Г.Виеру).

5.

Самостоятельная театральная деятельность

Сентябрь-ноябрь

Задачи: побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения.

Декабрь-февраль

Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграфе, магнитная доска), и с театром верховых кукол.

Март-май

Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях.

6.Театральная   азбука

Сентябрь-ноябрь

Задачи: формировать представления детей о театре (артисты-волшебники театра, куклы-маленкие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций.

7.Проведение праздников

Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике: читать стихи, разыгрывать сценки. Поощрять участие детей в подготовке к праздникам, поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Сентябрь-ноябрь

Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского сада, малышам.

Мероприятия: «Праздник осени».

Загадки про овощи: капуста, лук, огурцы и т.д., про грибы, про дождь.

Декабрь-февраль

Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками д/с , малышами.

Мероприятия: «Новогодняя ёлка»

Март - май

Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами.

Мероприятия:

«Праздник, посвященный 8 Марта»,

«Здравствуй, лето!»

8.Проведение досугов и развлечений.

Развивать у детей интерес к различным формам представлений, подготовленными взрослыми, желание участвовать в них.

Сентябрь

  1. Концерт «Любимые песни»
  2. «Любимые народные игры»

             Октябрь

  1. «Любимые потешки, песенки»
  2. «Любимые игрушки»
  3. Театр на фланелеграфе «Заюшкины слезы».

            Ноябрь

  1. «Бабушкины сказки»
  2. «Превращение воды»

Декабрь

  1. «Петух и краски»
  2. «Сказочный домишко» - «Теремок»
  3. Концерт «Снег ложится

белый – белый.

               Январь

  1.      «Зимушка-зима». Познавательно-тематический вечер.
  2.      Театрализованная инсценировка детьми русской народной сказки «Репка».

              Февраль

  1.  Забавы для детей.
  2.   Вечер фокусов.

              Март

  1.   «В гости к детям пришла бабушка-загадушка».
  2.    Настольный театр «Теремок».

             Апрель

  1.  Познавательно-тематический вечер «Весна-красна».
  2.    Настольный театр «Три поросенка».

             Май    

  1.    Кукольный театр «Волк и козлята».
  2.    Познавательно-тематический вечер «Встречаем лето».  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

ГРУППА

БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ

КОМПОНЕНТ ДОУ

НАЦИОНАЛЬНО РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

1.

2.

3.

4.

Средняя

Должен уметь:

заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;

Должен знать:

Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)

Должен уметь:

Разыгрывать сценки по стихотворениям поэтов, писателей, используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию и музыкальные фонограммы композиторов;

Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест)

Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно – плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.

Изображать отгадки к загадкам , используя выразительные средства и музыкальные фонограммы композиторов;

Использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов.

Должен иметь представление:

-  о театре;

- роли артистов, кукол;

- имеющихся правилах поведения в театре;

- азбуке театра (название отдельных видов театров, театр персонажей, предметов, декораций)

Выступать перед малышами, родителями с инсценировками и сказками писателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста», М., 2003г.
  2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.Н. «Воспитание ребенка – дошкольника:    развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, активно – творческого», М., 2003г.
  3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А., «Праздники для современных малышей»,    Ярославль, 2002г.
  4. Медведева И.Я. «Улыбка судьбы. Роли и характеры», М., 2002г.
  5. Мирясова В.Н. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных», М., 2000г.
  6. Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы», Ярославль, 2002г.
  7. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе», М., 2000г.
  8. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду», М., 2004г.
  9. Поляк Л. «Театр сказок», СПб, 2001г. «Праздник каждый день», (сценарии, пьесы, инсценировки, развлечения для детских садов), Ростов н/д., 2002г.
  10. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г, «Театр – творчество – дети», М., 2004г.
  11. Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных кукольных занятий». – М.: АРКТИ, 2007;
  12. Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу», М., 1999г.
  13. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», М., Мозаика-синтез, 2008г.
  14. Маханева М.Д. «Занятия по театральной деятельности в детском саду», М., ТЦ «Сфера», 2007г. 


Предварительный просмотр:

Планы – конспекты  занятий по художественно-эстетическому направлению

«Театр»

Занятие № 1

Тема:      «Знакомство с детьми» 

Цель:    Познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная               деятельность в жизни человека

М.п.     1. Игра «Давайте познакомимся» (Щеткин А.В. стр.13)

             2. Беседа о театре и театр студии

             3. Игра  «Радио» (Махнеева М.Д. «Занятие по театр деятельности в д/с» стр.46)

Занятие № 2

Тема:  «Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?»

Цель:  Развивать внимание , наблюдательность, воображение детей; учить проговаривать фразы с различной силой голоса; развивать подражательные навыки.

М.п.    1. Игра «Измени голос» ( Щеткин А.В. стр.15)

             2. Чистоговорка  «Ша-ша-ша, ша-ша-ша и наша каша хороша!» (Петрова стр.33)

             3. Упражнения  «В лесу на прогулке» (Петрова стр33)

             4.  Этюд на выразительность жеста «Ох, ох, что за гром?»

                  (русские народные потешки) (Сорокина Н.Ф. стр.92)

Ребенок: ОХ, ох, что за гром? (руки к щекам, покачивание головой из стороны в сторону.)

Муха строит новый дом (кулачок стучит об кулачок.)

Молоток: стук-стук, помогать идет петух (взмахи руками.)

                                                                 Занятие № 3

Тема:  «Пойми меня»

Цель:  развивать внимание, память, образное мышление детей; развивать пантомические  и имитационные навыки: побуждать  детей к активному участию в театрализованной деятельности.

М.п.:   1. Отгадывание загадок.

             2. Беседа.                                           Щеткин А.В. стр.15

             3.  Игровые упражнения

             4. Игра «Волшебные превращения» (Петрова стр.34)

             5. Этюд на сопоставление различных эмоций  «Скачет галка»,

                (русские народные прибаутки) ( Сорокина Н.Ф. стр.96)

Занятие № 4

Тема:  «Язык жестов»

Цель: Развивать  внимание, память, образное мышление детей.

М.п.:  1. Игра «Где мы были, мы не скажем»

            2. Беседа                                                                          Щеткин А.В.стр.16

            3. П/и  «Смелые мышки»

            4. Загадывание загадок о животных (Петрова стр36)

            5. Упражнение на развитие внимания  «Давайте потанцуем» (Сорокина стр89)

            6. Этюд с верхними куклами «У медведя во бору» (р.н.л. Сорокина стр.88)

Занятие № 5

Тема:  «Игры с бабушкой забавой»

Цель: Развивать внимание, память, образное мышление; развивать желание с интересом слушать сказку.

М.п.:  1. Создание игровой мотивации (Маханева стр.49)

           2. Игры и упражнения «Диктор», и  «Изобрази героя» (Маханева стр.49)

           3. Мини-сценка  по стихотворению (Корчагина Л.) «Ёж» (Петрова стр.34)

           4. Чтение пьесы Л.Поляк «Репка»

Занятие № 6

Тема:  «Колобок наш удалой»

Цель: Приучать детей исполнять в театрализованных играх образные игрушки настольного театра.

М.п.: 1. Слушание сказки В.Бианки «Колобок колючий бок» (Маханева стр.50)

           2. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей

                персонажей.

           3.Вопросы по содержанию.

           4. Этюд на развитие внимания «Прогулка в лес» (Сорокина стр.91)

           5. Этюд на выразительность жеста  «Тише!»,  «Уходи».

           6. Этюд на воспроизведение отдельных черт характера «За деревней я гуляла»

              (русские народные частушки) ( Сорокина стр.97)

Занятие № 7

Тема:  «Воображаемое путешествие»

Цель: Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; развитие правильного речевого дыхания; развивать пантомические навыки и мелкую моторику рук, учить сочетать движения и речь; продолжать заучивание сказки «Репка»

М.п.: 1. Игра «Воображаемое путешествие» (Щеткин А.В. стр.27)

           2. Игра «Мыльные пузыри» (Щеткин А.В. стр23)

           3. Игры на пальцах (Рудина М.С., АфонькинС.А.), (Петрова стр.38)

           4. Репетиция пьесы «Репка»

Занятие № 8

Тема:  «Животные во дворе»

Цель: Развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми скороговорками, с движениями животных; формировать эстетическое восприятие природы и воспитать бережное отношение к ней; поощрять творческую инициативу, умение импровизировать.

М.п.: 1. Артикуляционная гимнастика.

          2. Знакомство со скороговоркой.

          3. Игра « Животные во дворе» (Щеткин А.В. стр28)

          4. Игра с движениями  «Художница Осень» (Петрова стр.39)

          5. Проигрывание мини-сценки «Ёж-чистюля» (Петрова стр. 40)

Занятие № 9

Тема:   «Игровой урок»

Цель:  Развивать выразительность жестов, мимики, голоса, пополнять словарный запас детей.

М.п.:  1. Игра «Дедушка молчок» (Щеткин стр.28)

            2. Этюд с верховыми куклами «Большие ноги»

                (русские  народные прибаутки )( Сорокина стр.88)

           3. Упражнение на развитие внимания «Вспомни свою игрушку» (Сорокина с.91)

           4. Этюд на выразительность жеста «Чему, чему волосыньки»

               (русские нар. потешка )(Сорокина стр.92)

Занятие № 10

Тема:  «Репетиция пьесы Репка» 

Цель: Развивать диапазон и силу звучания голоса; внимание, наблюдательность, память детей.

М.п.: 1. Игра «Птичий двор»

           2. Репетиция пьесы «Репка»  (Щеткин стр.30)

           3. Этюд на выражение основных эмоций «Девочки и мальчики»

               (потешки  Сорокина стр.95)

Занятие № 11

Тема:   «Вот как я умею»

Цель: Развивать  фантазию, инициативу, творческое отношение к театральной игре , желание в ней участвовать; работать над артикуляцией и дыханием.

М.п.: 1. Упражнение на дыхание «Насос» (Щеткин стр.32)

           2. Игра «Путешествие на воздушном шаре»,  «Представьте себе»

               (Петрова стр.40)

          3. Игра  «Что я умею?» (Маханева стр.57)

          4. Этюд на воспроизведение отдельных черт характера «Цок, цок»

             (русские народные прибаутки, Сорокина стр.97)

Занятие № 12

Тема:   «Игровой урок» 

Цель: Развивать выразительность жестов, мимики, голоса, пополнять словарный запас детей.

М.п.: 1. Этюд на выразительность жеста «Изобрази жестом»

           2. Этюд  «Глухая бабушка» ( Маханева стр.60)

           3. Этюд  «Тише»

           4. Этюд  «Ласка»

           5. Этюд  «Вкусная конфета»

Занятие № 13

Тема:  «Репетиция пьесы «Репка»

Цель: Расширять диапазон и силы звучания голоса; развивать внимание, память, наблюдательность.

М.п.: 1.  Игра «Эхо» (Щеткин стр.33)

           2. Репетиция пьесы «Репка» (Щеткин стр.33)

           3. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу?» (Маханева стр.61)

           4. Инсценировка спектакля А.Татарскиной «Воробей» (Петрова стр.44)

Занятие № 14

Тема:   «Репетиция пьесы «Репка»

Цель: расширять диапазон голоса, работать над артикуляцией; продолжать заучивать текст пьесы «Репка»

М.п.: 1. Игра «Чудо-лесенка» (Щеткин стр.35)

           2. Репетиция пьесы «Репка»

          3. Игра  «Назови вежливое слово» (Маханева стр.64)

          4. Игра с движениями «Летает - не летает» (Петрова стр.43)

Занятие № 15

Тема:  «Репетиция пьесы «Репка»

Цель: Развивать речевое дыхание; закреплять текст пьесы «Репка»; учить сочетать движения и речь; совершать четкое произношение гласных и согласных.

М.п.: 1. Игра «Самолет» (Щеткин стр.36)

           2. Репетиция пьесы «Репка»

           3. Проговаривать потешки с движениями (Петрова стр.44)

           4. Игра «Веселые стихи»  (Щеткин стр.38)

Занятие № 16

Тема:  «Театральная игра «Семь сыновей»

Цель: Развивать умение детей произвольно реагировать  на команду, снимать зажатость и скованность, согласовывать свои действия с другими ребятами; развивать имитационные навыки.

М.п.: 1. Игра «Семь сыновей» (Щеткин стр.41)

           2. Игра «Ходим кругом» (Щеткин стр.42)

           3. Игра «Продолжи фразу и покажи» (Петрова стр.45)

           4. Этюд с верхними куклами «Бегал заяц по болоту» (Сорокина стр.88)

Занятие № 17

Тема:   «Театральная игра «Ходим кругом»

Цель: Учить детей  «зажатость и скованность»; согласовывать свои действия с другими ребятами.

М.п.: 1. Игра «Ходим кругом» (Щеткин стр.42)

           2. Разминка для пальцев рук (В.Цвынтарный, Петрова стр.46)

           3. П/и  «Дождь» (Маханева стр.71)

        4. Мини-сценка  по стихотворению (В.И. Мирясовой), «Таня и мячик»

            (Петрова стр.48)

        5. Чтение пьесы «Теремок»  (Л.Поляк)

Занятие № 18

Тема:  «Театральная игра «Ходим кругом»

Цель: Развивать память, внимание, воображение детей.

М.п.: 1. Игра «Испорченный телефон» (Щеткин стр.44)

           2. Репетиция пьесы «Теремок»

           3. Игра «Снежинки» (Петрова стр.49)

          4. Игра-имитация «Угадай, кто попроситься под грибок» (Маханева стр.73)

Занятие №19

Тема:   «Репетиция пьесы «Теремок»

Цель: Развивать память, внимание, воображение детей; развивать пантомические навыки; знакомство с теневым театром.

М.п.: 1. Загадывание загадок (Маханева стр.73)

           2. Репетиция пьесы «Теремок»

           3. Игра «Веселые загадки» (Петрова стр.50)

           4. Знакомство с теневым театром.

Занятие № 20

Тема:  «Репетиция пьесы «Теремок»

Цель: Продолжать работу над поэтическим текстом пьесы «Теремок», добиваться пластического изображения походки героев пьесы.

М.п.: 1. Игра «Узнай на слух» (Петрова стр.50)

           2. Репетиция пьесы «Теремок»

           3. Игра «Тень» (Щеткин стр.48)

           4. Этюд с верхними куклами «Я рыжая лисица»

              (русская народная шутка, Сорокина стр.89)

Занятие № 21

Тема:  «Репетиция пьесы «Теремок»

Цель: Развивать внимание, эмоции, память, наблюдательность; добиваться четкого произношения слов.

М.п.: 1. Игра «Море волнуется» (Петрова стр.53)

           2. Репетиция пьесы «Теремок»

           3. Игра «Узнай по носу» (Щеткин стр.50)

           4. Игра, «Из какой сказки?» (Петрова стр.52)

Занятие № 22

Тема:  «Эмоции»

Цель: Учить детей распознавать эмоциональное состояние (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры.

М.п.: 1. Упражнение на гласные и согласные звуки.

           2. Игра «Зеркало»                                                           (Щеткин стр.52)

           3. Упражнение «Изобрази эмоции»

           4. Упражнения на развитие воображения «Предположим, что…»

               (Сорокина стр.91)

Занятие № 23

Тема:  « Эмоции»

Цель: Учить детей распознавать эмоции (радость, грусть, страх, злость) по мимике и интонации; изображать эти эмоции, используя жесты, движения, голос. Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

М.п.: 1. Рассмотрение репродукций картин, фотографий.

           2. Игра «Угадай эмоцию»                     (Щеткин стр.53)

           3. Игра «Испорченный телефон»

 

Занятие № 24

Тема:  «Репетиция спектакля «Теремок»

Цель: Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля. Совершенствовать память, наблюдательность, внимание детей; продолжать работу над техникой речи.

М.п.: 1. Повторение состояний человека в тех или иных обстоятельствах (эмоции)

           2. Репетиция спектакля «Теремок» (Щеткин стр.54)

           3. Упражнение «Новости нашего двора» (Щеткин стр.55)

           4. Игра «Снеговик» (Щеткин стр.62)

Занятие № 25

Тема:  «Репетиция спектакля «Теремок»

Цель: Совершенствовать элементы актерского мастерства. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию.

М.п.: 1. Зарядка для шеи и челюсти. Зарядка для языка      (Щеткин стр.64)

           2. Упражнение на дикцию. Игра «Свинки»

           3. Репетиция спектакля «Теремок»

Занятие № 26

Тема:  «Чей голосок, угадай»

Цель: Учить детей  интонационно и выразительно произносить предложенную фразу; развивать интуитивные навыки, мимику, жесты; формировать умения; развивать воображение, фантазию.

М.п.: 1. Игра «Угадай,  чей голосок»

          2. Игры с воображаемыми предметами (Петрова стр.55)

          3. Игра с движениями и проговариванием «Мама спит» (Петрова стр.54)

           4. Игра «Ворона» (Щеткин стр.71)

           5. Чтение пьесы «Колобок»

Занятие № 27

Тема:  «Репетиция спектакля «Колобок»

Цель: Развивать воображение,  фантазию, память детей;  развивать пантомимические навыки . учить детей напрягать и расслаблять мышцы, артикулировать звуки  С и Ш.

М.п.: 1. Упражнение «Радист» (Щеткин стр.70)

           2. Репетиция спектакля «Колобок»

           3. Пантомима «Утка» (Петрова стр.59)

           4. Мини-сценка «Великан и мышь» (А. Фрондерберг – бибабо) (Петрова стр.60)

Занятие № 28

Тема:  «Репетиция спектакля «Колобок» 

Цель: Развивать воображение,   память детей;  учить детей напрягать и расслаблять мышцы, артикулировать звуки  С и Ш.

М.п.: 1. Игра «Насос и надувная кукла» (Щеткин стр.84)

           2. Репетиция спектакля «Колобок»

           3. Мини-сценка «Хозяйка и Кот» (Петрова стр62)

           4. Игра-пантомима «Муравейник» (Петрова стр.63)

Занятие № 29

Тема:  «Репетиция спектакля «Колобок»

Цель: Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память. Учить детей выступать перед сверстниками и взрослыми.

М.п.: 1. Упражнения на дыхание «Прямой маятник», «Боковой маятник»,

              «Цветочный магазин», «Ручной мяч».

           2. Репетиция спектакля «Колобок»

           3. Упражнения на развитие воображения  «Ковер-самолет» (Сорокина стр.91)

           4. Этюд на выражение основных эмоций «Девица, девица»

               (русские народные потешки, Сорокина стр.95)

 

Занятие № 30

Тема:  «Репетиция спектакля «Колобок»

Цель: Совершенствовать пластику, умение действовать друг с другом, развивать память. Учить детей выступать перед сверстниками.

М.п.: 1. Упражнение «Буратино и Пьеро» (Щеткин стр.92)

           2. Репетиция спектакля «Колобок»

           3. Игра «Цирк зверей» (Щеткин стр.93)

                                                      Занятие № 31

Тема:  «Театрализованная игра «Цирк зверей»

Цель: Совершенствовать пластичность, выразительность, закреплять элементы актерского мастерства.

М.п.: 1. Игра «Дрессированные обезьяны» (Щеткин стр.93)

           2. Игра «Дрессированные медведи и зайчики»     (Щеткин стр.94)

           3. Игра «Пальма»

           4. Игра кошки и попугай»

Занятие № 32

Тема:  «Репетиция спектакля «Колобок»

Цель: Совершенствовать наблюдательность, внимание, память детей. Добиваться выражения эмоционального состояния героев спектакля.

М.п.: 1. Этюд на выразительность жеста «Как петух в печи пироги печет»

              (русская народная шутка), (Сорокина стр.93)

           2. Репетиция спектакля «Колобок»

           3. Упражнения на развитие памяти «Вспомни свою игрушку» (Сорокина стр.91)

Занятие № 33

Тема:  «Спектакль «Колобок»

Цель: Дать детям возможность выступить на сцене перед ребятами других групп.

М.п.: 1. Подготовка участников спектакля к выступлению (костюмы, реквизит)

           2. Встреча зрителей.

           3. Спектакль «Колобок»                            (Щеткин стр.90)

           4. Подведение итога спектакля.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующая МДОУ  ЦРР

детским садом №15

 «Золотая рыбка»

_________ /О.А. Галкина/.                                                                            

  «____» _____________2010г.

                                                                                                                                            ПРИНЯТО

                                                                                                                                           На педсовете

                                                                                                                               Протокол №1 от _______г.

«ТЕАТР. ТВОРЧЕСТВО. ДЕТИ»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

НА 1 ГОД

Программа разработана на основе учебно-методических программ:

  • Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр (Программа «Театр – Творчество - Дети). - М.: АРКТИ, 2004;
  • Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2007;
  • Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: Т.Ц Сфера, 2007;
  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004;
  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду (для занятий с детьми5-6 лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

                   Воспитатель второй квалификационной категории  Лопухова Любовь Васильевна

г.Озеры

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно – ролевая и др.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования или воспитатель.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшей группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам:

  • Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» (Программа «Театр – Творчество - Дети). - М.: АРКТИ, 2004;
  • Сорокина Н.Д. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2007;
  • Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: Т.Ц Сфера, 2007;
  • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004;
  • Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду (для занятий с детьми 5-6 лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

Цель программы:  развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной  деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
  2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
  3. Обучать детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
  4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
  5. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)
  6. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  7. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия 20 минут. Общее количество учебных занятий в год 33.

Педагогический анализ ЗУН детей (диагностика), проводится 2 раза в год: вводный  - в сентябре, итоговый  - в мае.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать  в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая характерное её содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
  2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
  3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
  4. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
  5. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание программы включает восемь основных блоков. Перечислим их.

  • Блок 1 – основы кукловождения.
  • Блок 2 – основы кукольного театра.
  • Блок 3 – основы актерского мастерства.
  • Блок 4 – основные принципы драматизации.
  • Блок 5 – самостоятельная театральная деятельность.
  • Блок 6 – театральная азбука.
  • Блок 7 – проведение праздников.
  • Блок 8 – проведение досугов и развлечений.

Следует отметить, что блоки 1, 5, 8 реализуются на 1-2 занятия в месяц; блок 2 реализуется на двух занятиях в месяц; блоки3,4, - на каждом занятии ; блок 6 – на тематических занятиях 2 раза в год (по 3 занятия в октябре и в марте); блок 1 реализуется 1 раз в квартал.

ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

(Сентябрь – май)

Блоки

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Национально – региональный компонент

1

2

3

4

 1.Основы    кукловождения

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки настольного театра

                  Сентябрь

Задачи: формировать навыки кукловождения резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки настольного театра.

Игры: «Театр двух актеров».

Этюды: «Медведь и лиса», «Встреча зайца и медведя»,  «Пляска миши»,

«Ох, ох, что за гром?», (р.н.п.)

Октябрь

Задачи: обучать детей приемам кукловождения настольно – плоскостного театра.

Игры: «Театр двух актеров»

Этюды:  «В гости к Маме»,  «Собака и медведь», «Пляска деда и бабы».

Ноябрь

Задачи: Обучать детей приемам кукловождения настольного театра конусной игрушки.

Игра: «Театр двух актеров»

Этюды: «Встреча лисы и зайца»,  «Пляска лисы и кота», «Бабушка и внучка».

Загадки русские народные: о зайце, собаке, кошке.

Музыкальные фонограммы для этюдов: «Кошка» - музыка С.Головина

«Медведь» - музыка С.Головина

«Зайчик» - музыка Г.Потева.

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки стендового театра, театра верховых кукол.

Декабрь

Задачи: обучать детей приемам последовательного накладывания картинок согласно сюжету простых, знакомых сказок (стендовый театр на фланелеграфе и магнитной доске).

Этюды: «Встреча кошки с собакой», «Пляска мышей».

Январь-февраль

Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, с приемами вождения верховых кукол.

Игра: «Театр двух актеров»

Этюды: «Маша гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа».

Музыкальные фонограммы для этюда: 

«Пляски мышей» ,«Полька», (разные музыкальные инструменты);

«Новый год» - муз С.Головина;

для этюда - «Мама гуляет» муз. С.Головина.

Март – май

Задачи: обучать приемам верховых кукол на ширме.

Игра: «Театр двух актеров»

Этюды: «Встреча лисы и зайца», «Встреча мышки с лягушкой», «Пляска зверей».

Русские народные загадки о зайце, собаке, кошке, петухе.

Музыкальная фонограмма

(для этюда) – «Пляска зверей».

2.Основы кукольного театра

Сентябрь – ноябрь

Задачи:формировать эмоциональную выразительность речи детей, воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, развивать эмоциональный отклик на действия персонажей кукольного спектакля. Вызывать сочувствие и желание помочь, учить давать оценку поступкам действующих лиц.

Сказки: Русские народные сказки: «Заюшкина избушка», «Смоляной бычок».

Загадки: о зайце, собаке, петухе.

Музыкальные фонограммы:

«Кто где живет» муз. Г.Кочанова,  «Медведь» - муз. С.Головина

Декабрь

Задачи: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектакле: продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей.

Сказки: «Маша и медведь» - русская народная сказка.

Январь-февраль

Задачи: познакомить детей с театральной ширмой, приемами вождения верховых кукол.

Игра: «Театр двух актеров»

Этюды: «Маша гуляет», «Девочка гуляет», «Две мышки», «Дед и репа».

Загадки:

о кошке, собаке.

Музыкальные фонограммы для сказок: «Колобок» и «Репка», «Зайчик» муз. Г.Попова, «Медведь» муз. С.Головина, «Бабушка» муз. Г.Кочанова.

Март – май

Задачи: продолжать воспитывать у детей любовь к кукольному театру, вызывать желание участвовать в кукольных спектаклях.

Сказки: «Как собака себе друга искала» мордовская народная сказка.

3.Основы  актерского мастерства

Сентябрь-ноябрь

Задачи: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притягивания, раскрытия, закрытия; развивать способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека и учить адекватно, выразить своё. Познакомить с пиктограммами (карточками-символами, изображающими разные эмоции человека – веселье, грусть.) Воспитывать внимательность, развивать фантазию, воображение детей.

Этюды: М.Чистяковой на выразительность жеста: «Тише», «Иди ко мне», «Уходи»,

«До свидания», «Ох, ох, что за гром?» -русская народная потешка.

На выражение основных  эмоций: «Лисичка подслушивает», «Вкусные конфеты», «Новая кукла», «Лисенок боится», «Ваське стыдно», «Молчок», «Скачет галка» - русская народная прибаутка. М.Чехова на внимание, веру, фантазию и наивность.

Декабрь-февраль

Задачи: активизировать детей, развивать их память, внимание.

Игры: «Будь внимателен», «Канон для малышей», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Флажок». М.Чистяковой.

Март – май

Задачи: развивать у детей способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.

Этюды: «Это я!», «Это мое!», «Отдай!», «Сосульки»,

«Шалтай-болтай»,

«Петрушка прыгает» М.Чистяковой.

4.Основные принципы драматизации

Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, жест.)

Сентябрь – ноябрь

Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; формировать положительное отношение к играм – драматизациям; поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях по собственному желанию.

Сказки: «Теремок», «Колобок» - русские народные сказки.

Сценка: «Еж и лиса» (по стихотворению В.Фетисова).

Сценки:

 «Ёж и елка»,

«Заботливый ёжик», (по стихотворениям П.Образцова).

Декабрь-февраль

Задачи: формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь; поддерживать заинтересованное отношение к играм – драматизациям, стремление участвовать в этом виде деятельности.

Сказки: «Рукавичка»

(украинская народная сказка)

Сценки: «Медведь»

(по стихотворению Г.Виеру)

«На праздник»

Сценки:

«На дворе зима»

(по стихотворению П.Образцова)

Март – май

Задачи: совершенствовать импровизационные способности детей; продолжать воспитывать заинтересованное отношение к играм-драматизациям.

Сказки: «Волк и семеро козлят», «Аленушка и лиса», (русские народные сказки),

«Красная шапочка», (фр. сказка)

Сценки: «Кот», (по стих.Г.Виеру).

5.

Самостоятельная театральная деятельность

Сентябрь-ноябрь

Задачи: побуждать детей играть с куклами настольного театра, разыгрывать знакомые сказки, стихотворения.

Декабрь-февраль

Задачи: привлекать детей к самостоятельным играм со стендовыми видами театров (фланелеграфе, магнитная доска), и с театром верховых кукол.

Март-май

Задачи: поощрять стремление детей участвовать в играх-драматизациях.

6.Театральная   азбука

Сентябрь-ноябрь

Задачи: формировать представления детей о театре (артисты-волшебники театра, куклы-маленкие помощники артистов); познакомить детей с правилами поведения в театре; пополнять и активизировать словарь детей, вводя специальную терминологию, связанную с театральной деятельностью – названия разнообразных кукол (отдельных видов кукольных театров); названия театральных персонажей, предметов, декораций.

7.Проведение праздников

Воспитывать у детей чувство радости, желание выступать на утреннике: читать стихи, разыгрывать сценки. Поощрять участие детей в подготовке к праздникам, поддерживать радостное чувство от совместных действий, успешно выполненных заданий.

Сентябрь-ноябрь

Задачи: развивать способность свободно и раскрепощено держаться перед зрителями в соответствии с индивидуальными особенностями детей; воспитывать и поддерживать желание доставить удовольствие своим выступлением родителям, воспитателям детского сада, малышам.

Мероприятия: «Праздник осени».

Загадки про овощи: капуста, лук, огурцы и т.д., про грибы, про дождь.

Декабрь-февраль

Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками д/с , малышами.

Мероприятия: «Новогодняя ёлка»

Март - май

Задачи: продолжать развивать устойчивый интерес к выступлениям перед родителями, сотрудниками детского сада, малышами.

Мероприятия:

«Праздник, посвященный 8 Марта»,

«Здравствуй, лето!»

8.Проведение досугов и развлечений.

Развивать у детей интерес к различным формам представлений, подготовленными взрослыми, желание участвовать в них.

Сентябрь

  1. Концерт «Любимые песни»
  2. «Любимые народные игры»

             Октябрь

  1. «Любимые потешки, песенки»
  2. «Любимые игрушки»
  3. Театр на фланелеграфе «Заюшкины слезы».

            Ноябрь

  1. «Бабушкины сказки»
  2. «Превращение воды»

Декабрь

  1. «Петух и краски»
  2. «Сказочный домишко» - «Теремок»
  3. Концерт «Снег ложится

белый – белый.

               Январь

  1.      «Зимушка-зима». Познавательно-тематический вечер.
  2.      Театрализованная инсценировка детьми русской народной сказки «Репка».

              Февраль

  1.  Забавы для детей.
  2.   Вечер фокусов.

              Март

  1.   «В гости к детям пришла бабушка-загадушка».
  2.    Настольный театр «Теремок».

             Апрель

  1.  Познавательно-тематический вечер «Весна-красна».
  2.    Настольный театр «Три поросенка».

             Май    

  1.    Кукольный театр «Волк и козлята».
  2.    Познавательно-тематический вечер «Встречаем лето».  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ

ГРУППА

БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ

КОМПОНЕНТ ДОУ

НАЦИОНАЛЬНО РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

1.

2.

3.

4.

Средняя

Должен уметь:

заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;

Должен знать:

Некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.)

Должен уметь:

Разыгрывать сценки по стихотворениям поэтов, писателей, используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию и музыкальные фонограммы композиторов;

Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест)

Некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно – плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске, верховых кукол.

Изображать отгадки к загадкам , используя выразительные средства и музыкальные фонограммы композиторов;

Использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно изготовленные игрушки из разных материалов.

Должен иметь представление:

-  о театре;

- роли артистов, кукол;

- имеющихся правилах поведения в театре;

- азбуке театра (название отдельных видов театров, театр персонажей, предметов, декораций)

Выступать перед малышами, родителями с инсценировками и сказками писателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста», М., 2003г.
  2. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.Н. «Воспитание ребенка – дошкольника:    развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, активно – творческого», М., 2003г.
  3. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А., «Праздники для современных малышей»,    Ярославль, 2002г.
  4. Медведева И.Я. «Улыбка судьбы. Роли и характеры», М., 2002г.
  5. Мирясова В.Н. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных», М., 2000г.
  6. Михайлова М.А. «Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы», Ярославль, 2002г.
  7. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе», М., 2000г.
  8. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду», М., 2004г.
  9. Поляк Л. «Театр сказок», СПб, 2001г. «Праздник каждый день», (сценарии, пьесы, инсценировки, развлечения для детских садов), Ростов н/д., 2002г.
  10. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г, «Театр – творчество – дети», М., 2004г.
  11. Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных кукольных занятий». – М.: АРКТИ, 2007;
  12. Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу», М., 1999г.
  13. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», М., Мозаика-синтез, 2008г.
  14. Маханева М.Д. «Занятия по театральной деятельности в детском саду», М., ТЦ «Сфера», 2007г. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы кружка художественно-эстетического направления «Талантливые пальчики» по ознакомлению детей 6-7 лет с народным декоративно – прикладным искусством.

Перспективный план работы кружка художественно-эстетического направления «Талантливые пальчики» по ознакомлению детей 6-7 лет с народным декоративно – прикладным искусством....

Перспективный план дополнительного образования художественно - эстетической направленности. "Маленькие волшебники"

Развитие творчества дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники....

План занятия по художественно-эстетическому развитию "Грибы на поляне" (Лепка)

Материал содержит план занятия по художественно-эстетическому развитию "Грибы на поляне" (Лепка)...

Перспективный план кружка по художественно-эстетическому направлению.

"Развитие мелкой моторики через разные виды продуктивной деятельности."...

Комплексно - тематический план по ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Комплексно -тематический план на сентябрь ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»...