Моя педагогическая концепция
статья на тему

Ольга Васильевна Вивиорра

Тема моего выступления "Развитие познавательной активности и самостоятельности в совместной деятельности взрослого и ребенка".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_kontseptsiya.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд:  Здравствуйте уважаемые  коллеги. Меня зовут Вивиорра Ольга Васильевна. Я воспитатель детского сада № 9.

2слайд: Тема моего выступления "Развитие познавательной активности и самостоятельности в совместной деятельности взрослого и ребенка".  

Эта тема очень актуальна в наши дни. Современное общество нуждается в самостоятельной личности, способной к  проявлению  активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить ещё в дошкольном детстве. В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности.

50 % -   70% детей поступают в первый класс с низкой познавательной активностью, в результате  чего они хуже обучаются в школе, редко задают познавательные вопросы.

Причины, которые препятствуют познавательной активности это то, что:

- детям даются готовые задания;

- дети просто слушают информацию и исполняют роль «копилки»;

- дети слабо владеют познавательными действиями.

Поэтому одно из важных направлений образования и во ФГОС ДО это формирование познавательных интересов, познавательной активности, развитие самостоятельности и инициативности.

 Слайд 3: А для этого, прежде всего, необходимо:

- признать ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

Слайд 4 : Мы должны создать условия для полноценного, радостного проживания всех этапов детства, а для этого не надо:

- не вписывать деятельность детей в планы педагогов, а ориентировать содержание образования на интересы детей.

Все это будет способствовать развитию самостоятельности детей.

Слайд5:  Если рассматривать составляющие самостоятельности следует обратить внимание на то, что:

Самостоятельный ребенок должен владеть определенными умениями и навыками.

Допустим, ребенок владеет , но он не стремится их применить. Такого человека нельзя назвать самостоятельным, самостоятельный человек должен проявить активность в познании мира.

-рядом с активностью стоит еще одно близкое качество самостоятельности – это и инициативность – когда ребенок не просто активен, а еще и сам подает идеи и стремится их воплотить.

- следующая  составляющая  - это самооценка, которая во многом зависит от того, как оценивают ребёнка окружающие и здесь задача педагога способствовать развитию адекватной самооценки, которая в свою  очередь способствует развитию самосознания и ответственности.

- если инициативность направлена  на познание мира – это уже такое качество как любознательность. Инстинкт познания заложен в ребенке самой природой. Нам взрослым надо только не мешать и не задавить это природное стремление. Для этого необходимо создать среду, которая будет  способствовать познавательной активности.

Слайд 6. А для того, чтобы  познавательная активность развивалась, мы ставим следующие задачи, они представлены перед вами на экране:

  1.  Одна из них это формирование познавательного интереса.  Он необходим для проявления познавательной активности;

  1. Вторая, ребенок должен иметь выбор: выбор деятельности, выбор средств, выбор партнера по взаимодействию. Необходимо иметь возможность выразить свои чувства и оценить свою работу;

  1. Ещё одна из задач это привлечь

Слайд 7. Для реализации задач в своей работе использую следующие формы и методы: которые представлены перед  вами:

- совместная партнерская  деятельность взрослых и детей

- создание условий для самостоятельной деятельности детей

- проектная деятельность

- Познавательно -исследовательская деятельность

Наряду с традиционными методами, познавательного развития детей я использую такие как:

- Метод «шести шляп»

-Триз

-Мнемотехника

-Кроссенс

А для того , чтобы все эти методы и формы прекрасно работали, необходимо создать развивающую среду. Этим занимаемся не только мы воспитатели, но и наши детки с удовольствием в этом участвуют.

Слайд 8: вот такие игры-путешествия мы делаем вместе, а потом с удовольствием играем.

Слайд 10 : Ежедневно дети моей группы выстраивают свой распорядок дня, сделанный своими руками, не касаясь лишь прогулок, приемов пищи и сна.

Слайд 11: Детки участвуют в оформлении группы, например шкафчики в раздевалке.

Слайд 12: Дети самостоятельно выбирают виды деятельности, материалы.

По каждой мини – теме в уголках имеется информация, наталкивающая ребенка на самостоятельную деятельность.  

Слайд 13:   Мои воспитанники сами выставляют меню, с помощью карточек

Слайд 14: Для развития самооценки создано специальное панно: где после каждого вида образовательной  деятельности ребенок может оценить себя. А также оценить своё эмоциональное состояние в уголке настроения.

Слайд 15:  А сейчас я хочу поделиться с вами методами, которые использую в своей работе, они интересны и моим воспитанникам и мне:

 Слайд 16: Один из них, метод «шести шляп»  - метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета,  человек смотрит на проблему с определенной точки зрения.

Слайд 17. Давайте рассмотрим это на  примере нашего конкурса:

- Человек, одевший белую шляпу, констатирует факт.

-Человек, одевший черную шляпу, находит во всем недостатки.

-Человек в красной шляпе ищет во всем преимущества.

-Человек, одевший желтую шляпу описывает свои чувства.

-Человек, одевший зеленую шляпу, подходит к этому событию творчески.

-Человек в синей шляпе подводит итоги.

 Этот метод можно использовать, при  рассматривание любой темы, он позволяет  привлечь к обсуждению  обычно стеснительных и неразговорчивых детей. При этом любой  из участников легко высказывает свою точку зрения, не испытывая дискомфорта. Метод  помогает сделать умственную деятельность красочной и  интересной.

Слайд 18: следующий метод это Кроссенс – ассоциативная головоломка. В отличие от кроссворда , который обозначает пересечение слов, кроссенс – это пересечение смыслов.

Слайд 19:  У нас есть поле из девяти квадратов, обратите внимание , кроссенс нужно читать по цепочке, завернутой своеобразной улиткой. Центральным является квадрат 5 – он может быть сосредоточением смыслов.

Слайд 20: также предлагаю рассмотреть этот метод  на примере нашего конкурса:

Первая картинка победивший , занимает призовое место.

Вторая картинка победитель получает медаль.

Третья картинка  герои вов награждаются медалями.

Четвертая картинка победителям дарят цветы.

Пятая картинка цветы похожи на салют, который устраивают в честь победы.

Шестая картинка шоколад  Победа вкуса.

Седьмая картинка шоколад содержит гормон радости.

Восьмая картинка человек испытывает чувство радости и счастья при победе.

И всё это объединяется в центральную картинку конкурс.

Слайд 21: а своим детям я составляю на темы, которые изучаем. Вот, например, на тему «Зима».

Кроссенс помогает закрепить, обобщить какую-нибудь тему. Ребята с большим удовольствием отгадывают его. Пока я составляю его для них сама, но надеюсь, что вскоре они будут делать это самостоятельно.

Используя данные методы, у детей повышается интерес к поиску новых знаний, познавательная активность. Поэтому наша задача не преподносить истину, а учить её находить. Желаю всем крепкого здоровья, больших побед на творческом поприще, и давайте чаще пересекаться. Спасибо за внимание.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция учителя-логопеда

Моё философское рассуждение о профессии, о призвании учителя-логопеда. Работа была представлена на конкурсе "Учитель года 2012"...

Моя педагогическая концепция

Конспект открытой образовательной деятельности на конкурс "Педагог дошкольного образования 2012г."...

Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

Моя педагогическая концепция

«Музыка как средство нравственного воспитания детей  дошкольного возраста»Музыкальные занятия играют в воспитании дошкольника значительную роль. Музыка увлекает, вызывает радость, желание д...

Моя педагогическая концепция

Моя педагогическая концепция основана на чувстве защищенности и базируется на принципах:- научить ребенка любить себя и окружающий его мир;- научить ребенка уважать и соблюдать общепринятые нормы пове...

Описание педагогического опыта "Применение нетрадиционных техник в работе с детьми по художественно-эстетическому воспитанию" (педагогическая концепция)

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление  совместной деятельности с детьми  мне очень близко, есть  желание  создавать творческие ...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"

Концепция педагога о выборе своей профессии....