из опыта работы "Развитие нравственных чувств старших дошкольников средствами игротерапии"
статья (подготовительная группа) на тему

Шалгенбаева Гульзат Тасбулатовна

В настоящее время исследование особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста является актуальной психологической проблемой так как, работа в данном направлении позволяет оптимизировать личностное развитие ребенка в сфере нравственных чувств и переживаний.

В исследовании проблемы нравственной сферы личности можно выделить ряд противоречий между: требованиями общества к нравственной воспитанности подрастающего поколения и реальными результатами нравственного воспитания детей на данном этапе; затруднениями педагогов в осуществлении целостного процесса нравственного воспитания дошкольников и неразработанностью технологий его психолого-педагогического сопровождения. Возрастание актуальности проблемы нравственности и психолого - педагогических условий, необходимых для позитивного усвоения моральных норм, формирования нравственных форм поведения, обусловлено пересмотром отношений к ценностям, существовавшим в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_microsoft_word_3.docx41.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие нравственных чувств старших дошкольников  средствами игротерапии

В настоящее время исследование особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста является актуальной психологической проблемой так как, работа в данном направлении позволяет оптимизировать личностное развитие ребенка в сфере нравственных чувств и переживаний.

В исследовании проблемы нравственной сферы личности можно выделить ряд противоречий между: требованиями общества к нравственной воспитанности подрастающего поколения и реальными результатами нравственного воспитания детей на данном этапе; затруднениями педагогов в осуществлении целостного процесса нравственного воспитания дошкольников и неразработанностью технологий его психолого-педагогического сопровождения. Возрастание актуальности проблемы нравственности и психолого - педагогических условий, необходимых для позитивного усвоения моральных норм, формирования нравственных форм поведения, обусловлено пересмотром отношений к ценностям, существовавшим в обществе.

Проблема нравственного развития являлась предметом исследования философов (О.Г. Дробницкий, В.М. Соколов. А.И. Титаренко, В.П. Тугаринов); психологов (В.В. Абраменкова, Л.Н. Антилогова, Л.И. Божович, Р.Р. Калинина, И.О. Мантонина, В.С. Мухина, А.А. Рояк, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славина, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский, В.М. Холмогорова); педагогов (С.А. Козлова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева). Важной особенностью игротерапии является то, что в процессе игры обеспечивается познание и усвоение предметной и социальной действительности, совершенствуется управление поведением, а также интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие личности ребенка.

Несмотря на то, что эти два понятия в отдельности рассматриваются довольно широко, их взаимосвязи посвящено немного работ (А.И. Захаров, Р.В. Овчарова

Методологическая основа исследования составляют: принцип системно-деятельностного подхода Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна; концепция нравственной сферы личности Н.В. Мельниковой, Р.В. Овчаровой.

       Дошкольный возраст – время активной социализации ребёнка, вхождение в культуру. Развитие  общения с взрослыми,  сверстниками, пробуждение нравственных чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

 Мы уделяем порой большое внимание интеллектуальному, физическому развитию детей. Забывая о душе ребенка, а его чувствах, переживаниях. О чем думает малыш, познавая мир?  

    Цель работы: развитие нравственных чувств старших дошкольников средствами игротерапии: сочувствия, сопереживания, отзывчивости, сострадания, терпимости и т.д.  Учитывая то, что в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, так как именно  в игре ребёнок отражает действительность окружающего мира, это естественная потребность ребёнка. Работа с детьми в этом направление ведётся со второй младшей группы.  Малышей знакомим  с основными эмоциями: радость, обида, злость и т.д, используя для работы с детьми  этюды и упражнения  на выражения определенного состояния.

«Ой лады, лады, лады,                             Если вам смешинка в рот

 Не боимся мы воды,                                Вдруг случайно попадёт

 чисто умываемся,                                     Не сердитесь, не ворчите

Вот как,                                                        Хохочите, хохочите!

Маме улыбаемся

 Вот так!                                 

      Дети  с удовольствием выполняют  упражнения на релаксацию, как малыши так и дети   старшего возраста. «Доброе утро, глазки»

Доброе утро, глазки, вы проснулись?

Дети поглаживают веки.

Доброе утро, ушки, вы проснулись?

Поглаживают ушки.

Доброе утро, щёчки, вы проснулись?

Поглаживают щёчки.

Доброе утро, ручки, вы проснулись?

Поглаживают ручки.

Доброе утро, ножки, вы проснулись?

Поглаживают ножки.

 Доброе утро, солнышко! Мы проснулись и улыбнулись!

      С детьми среднего возраста  были проведены занятия на развитие эмоциональной сферы. В старшем дошкольном возрасте, когда дети достаточно усвоили понятия добро-зло, хорошо-плохо проводятся  занятия на  развитие эмоционально-волевой сферы.

    Целесообразно  с помощью психогимнастических упражнений и этюдов развивать у детей нравственные чувства, так как именно в старшем дошкольном возрасте динамика развития нравственной сферы личности  в целом носит восходящий характер.

  • В 4 года нравственная сфера как интегральное целое еще не сформирована.
  • Возраст 5 лет является проблемным в силу активного развития всех ее компонентов при отсутствии их единства.
  •  К 6 годам заканчивается формирование структуры нравственной сферы личности и появляется единство всех ее компонентов при незавершенности внутри компонентных связей.
  • В возрасте 7 лет структура нравственной сферы личности в состоянии обеспечить единство нравственного сознания, чувств и поведения ребенка. Именно в этом возрасте уровень развития нравственного сознания начинает опережать уровень развития нравственного поведения.

Задачи Программы «Развития нравственных чувств старших дошкольников средствами игротерапии»

  • создание положительной эмоциональной атмосферы, положительного настроения, укрепление чувства уверенности, способов самоуправления.
  • формирование у детей нравственных понятий добро – зло, хорошо – плохо, правда – ложь, вежливость – грубость, щедрость – жадность, отзывчивость – черствость, сострадание – равнодушие. Апробация полученных знаний в игровых ситуациях;
  •  развивать позитивное отношение к другим людям; развивать самосознание  «Я - это Я и это здорово!».
  • закрепление у детей нравственных чувств, понятий, норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми средствами игротерапии.
  • Обучать умению слышать и слушать других, побуждать к осмыслению своих чувств и чувств другого;
  • развивать способность делиться своими переживаниями
  • Развивать эмпатию, внимательность, умение чувствовать настроение других;
  • Развитие сплоченности группы

 В процессе проведения занятий были использованы   как модифицированные, так и уже известные упражнения,  психогимнастические этюды и упражнения М.И. Чистяковой; упражнения игрового характера Н.Л. Кряжевой, II.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, Р.В. Овчаровой, С.Ю. Чижовой, О.В. Хухлаевой. Все занятия с детьми начинались ритуалом приветствия и заканчивались релаксационными упражнениями. Целью этих упражнений было учить детей доброжелательному отношению друг другу, анализировать свои чувства. В конце занятия дети проговаривали слова:

                                                              Я(ТЫ) самый хороший,

                                                              Послушный пригожий,

                                                               Я(ТЫ) всеми любимый!

                                                               Я (ТЫ) мамой хранимый

       Работа осуществляется блочной системой: Первый блок ориентировочный направлен на создание положительной эмоциональной атмосферы, положительного настроя, укрепления чувства уверенности. В состав блока входит три занятия: «Настроение. Учимся распознавать настроение», «Учимся управлять настроением», « Настроение других людей». Второй блок «Развивающий» посвящен формированию у детей нравственных понятий: добро-зло, хорошо-плохо, правда-ложь, вежливость – грубость, щедрость- жадность, отзывчивость- черствость, сострадание-равнодушие. В состав блока входят пять занятий «Гномики», «Котёнок», « Стыд», «Обида», «Бабочки и Цветы»

Третий блок. Заключительный был направлен на закрепление полученных представлений. В состав блока входят одно занятие: «Понимаю других - понимаю себя»,  и релаксационная игра «Солнечный зайчик». На занятиях были использованы элементы игротерапии, сказкотерапии, танцевальной, арт-терапии. Дети с удовольствием танцуют, выражая в танце свое эмоциональное состояние. Рисуют пальчиками, ладошкой и т. д.

Технология формирования нравственных чувств

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

1 этап

Диагностический

Комплекс методик

проведение консультаций

«О вежливости, такте, о деликатности»

Проведение лектория о методах работы с детьми с применением элементов игротерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, библиотерапии

Консультация  «Поговорим о психическом здоровье дошкольников»; «Эмоции»

«Комплименты? Да!»

«Любящие родители»

2 этап  Формирующий

Коррекционно-развивающие занятия на развитие нравственных чувств средствами игротерапии

Открытое занятие «Понимаю себя -понимаю других»

Рекомендации педагогам по формированию у детей сочувствия, сопереживания, понимания эмоционального состояния сверстников.

Выступление

на родительском собрании

« О влияние на

 Развитие нравственных чувств игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии, музыкотерапии»

Контрольное исследование с применением комплекса методик 1 этапа. Этюды и упражнения Чистяковой М.И., психогимнастические упражнения  Кряжевой

Рекомендации по подбору литературы для прочтения в свободное время. Создание условий для полноценного развития личности.

  Рекомендованная литература для чтения детям

Б. Заходер «Сапожник», Г. Ладонщиков «Мамина помощница», «Дружок помог», Ш. Перо «Красная шапочка», русские народные сказки и другие К.Чуковский «Айболит»,К. Ушинский «Орёл и кошка», Б. Житков «Храбрый утёнок», Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», В. Бианки «Приключения муравьишки» и другие.

 Л. Толстой «Рассказы для маленьких детей», И. Куликов «Белочка – умелочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,(русская народная сказка в обр.М.Булатова), П.Бажов «Серебряное копытце» Л.Воронкова «Ссоры с бабушкой» (из книги «Солнечный денёк»)

 В. Сухомлинский «Старый пёс», и другие

Игры и упражнения, способствующие развитию нравственных чувств «Фантазёры», «Добро и зло», «Добрые эльфы», «Старенькая бабушка», «Две страны» и т.д.

     

     Таким образом, после проведения коррекционных занятий из данной программы, наглядно видно:  дети более свободно оперируют нравственными понятиями добро, зло, милосердие, щедрость, жадность, сочувствие, сопереживание, понимают состояния других людей.

       Дети учатся избавляться от эмоционального напряжения, контролируют отрицательные эмоции. Их эмоциональное отношение отличается яркостью, эмоциональностью, адекватностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование ростовых кукол в развитии социально-нравственных чувств старших дошкольников"

Презентация  к педсовету «Проблемы патриотического воспитания и развития социально-нравственных чувств у детей дошкольного возраста".Представление опыта работы по теме: "Сюжетно-р...

Нравственное воспитание старших дошкольников средствами музейной педагогики

Музейная педагогика не очень популярная отрасль педагогической науки среди педагогов дошкольников. Воспитание средствами музейной педагогики одно из самых эффективных и воспринимаемых дошкольникаи сре...

Представление инновационного педагогического опыта «Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников культурными традициями своего народа"

Всё начинается с детства. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической зад...

ВЛИЯНИЕ ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ НА ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В последнее десятилетия в нашей стране произошло много событий в общественной жизни, политике в системе государственного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые: не...

"Формирование духовно - нравственных качеств старших дошкольников средствами приобщения к народной культуре" конкурс СОТ

Проект представлен взаимосвязанными тематическими блоками «Калмыцкая кибитка», «Русская изба», где собраны необходимые методические и дидактические пособия, разработана циклогр...

перспективный план по воспитанию нравственных чувств старших дошкольников средствами художественной литературы и исскуства

В перспективном плане содержатся беседы, занятия, досуги на тему воспитания нравственных чувств дошкольников. План расчитан на 1 учебный год....