«Свойства Воздуха»
план-конспект занятия на тему

Цель:

Расширить и углубить знания детей по теме: «Воздух».

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, вкуса, цвета, он лёгкий, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Расширять представление об использовании воздуха.

Развивающие:

4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

Воспитательные:

6. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoystva_vozduha.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 142 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга  

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

образовательная область «Экспериментирование»

(игровая технология)

«Свойства Воздуха»

Подготовила

Воспитатель Мачульская Е.В.

СПб

2013 г.

Цель:

Расширить и углубить знания детей по теме: «Воздух».

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, вкуса, цвета, он лёгкий, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Расширять представление об использовании воздуха.

Развивающие:

4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

5. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

Воспитательные:

6. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе.

Используемый материал: 

  • воздушные шары разных цветов и размеров,
  • полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка,
  • баночки с плотными крышками,  
  • камушки, большие тазы с водой, небольшие круглые шарики,
  • горячая вода в термосе,
  • 2 пустые бутылки,
  • стаканчики с водой на  каждого ребёнка и трубочка,
  • технические средства обучения (компьютер,  мультфильм «Фиксики»).

Игровые технологии:

  • Эксперимент с полиэтиленовым пакетом,
  • Эксперимент со стаканчиками и трубочками,
  • Эксперимент с баночками,
  • Эксперимент с камушками и шариками,
  • Эксперимент с бутылкой и шариком,

Использование ТСО, просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики».

Ход НОД

I Организационный момент.

В:  Ребята, сегодня у нас занятие непростое. К нам на занятие пришёл Незнайка, принёс волшебный сундучок, заглянул в него, а там какие-то предметы лежат для экспериментов, а что с ними делать он не может разобраться.

Н: Ребята, ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

Н: Ребята, я пришёл к вам не с пустыми руками. Хотите узнать, что я принёс с собой? Тогда угадайте загадку.

Н:               Круглый, гладкий, как арбуз.

                   Цвет любой на разный вкус.

                   Коль упустишь с поводка – Улетит за облака.

                    ( Воздушный шар )

Дети дают ответы. И Незнайка показывает детям связку надутых шаров.

Н: Ребята, а как вы думаете, что находится внутри шариков? Я вам подскажу.

                  Он – прозрачный невидимка,

                  Легкий и бесцветный газ.

                  Невесомою косынкой

                  Он окутывает нас.

                  Он в лесу – густой, душистый,

                  Пахнет свежестью смолистой,

                  Пахнет дубом и сосной.

                  Летом он бывает тёплым,

                   Веет холодом зимой,

                   Когда иней красит стекла

                   И лежит на них каймой,

                    Мы о нём не говорим.

                    Просто мы его вдыхаем –

                    Он ведь нам необходим!

                    (Дети отгадывают загадку)

В: А что такое воздух давайте в этом разберёмся.

II Основная часть.

Опыт№1

Н: Ребята, кто выберет первый предмет из сундучка, который поможет определить нам свойство воздуха ? (Дети достают любой предмет, например, там лежат полиэтиленовые пакеты).

В: Ребята, а вы видите воздух?

Д: Нет.

Н: Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый?

В: Сейчас проверим. Ребята, я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите , что в нём?

Д: Он пуст.

В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?

Д: Его надули.

В: Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?

Д: На шарик…

Н: Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

В: Давайте на него посмотрим? Как вы думаете воздух в пакете имеет цвет?

Д: Нет.

В: Мы можем его увидеть? А почувствовать? Давайте сожмём пакет?

Покатаем его как колобок, но аккуратно, что бы не лопнул. Что происходит с воздухом в пакете?

Д: Он сжимается.

В: Он поменяет форму.

В: Из этого эксперимента мы можем сказать, что воздух сжимаем и упруг, невидимый и бесцветный.

В: Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Д: Пакет опять стал пустым.

Н: Ребята, а вы верите, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали?

Д: Мы не знаем.

В: А давайте проверим! Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

 Н: Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки, вода бурлит.

Н: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.

 В: Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

В:             Через нос проходит в грудь,

                 И обратный держит путь.

                 Он не видимый, и всё же

                 Без него мы жить не можем.

Вывод: Воздух сжимаем и упруг, невидимый и бесцветный. Воздух находится вокруг нас повсюду.

Опыт №2

Н: Ребята, давайте разберёмся с остальными предметами, посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке. (Дети достают любой предмет, например баночки.)

 Н: Что это?

Д: Баночки.

Н: Посмотрите, а в них что - ни будь есть?

Д: Они пусты.

В: В них воздух, давайте откроем их и понюхаем аромат.

Н: Как  вкусно пахнет , понюхайте!(Дети открывают пустые баночки с разными запахами.)

В: Действительно, пахнет апельсином, бананом, огурцом, луком.

В: Как вы думаете, почему баночки пусты, а пахнут по – разному.Кто догадается?

Д: Там лежали фрукты и овощи.

В: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

Н: А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.

Н: Можно ли попробовать воздух на вкус?

В: Лизните его. Он  имеет вкус? Какое свойство воздуха мы откроем?

Д: Нет вкуса.

В: Правильно, ребята, воздух не имеет вкуса.

Вывод: Из нашего эксперимента выяснили, что чистый воздух не имеет запаха и вкуса.

В: Давайте теперь немного отдохнём , и расскажем Незнайке стихотворение про воздушный шарик.

Физминутка

                      Я с утра сегодня встал.

                      С полки шар воздушный взял.

                      Начал дуть я и смотреть

                       Стал мой шарик вдруг толстеть.

                       Я всё дую – шар всё толще,

                       Дую – толще, дую – толще.

                       Вдруг услышал я хлопок.

                       Лопнул шарик, мой дружок.

Н: Молодцы! Давайте посмотрим, что ещё припасено в нашем сундучке. (Дети подходят и выбирают оттуда предметы, например, небольшой шарик и камушки)

Опыт №3

Н: Ребята, я видел во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?

В: Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?

Д: Пузырьки.

Н: Интересно, а почему камешки тонут?

Д: Они тяжёлые.

Н: А вот интересно, если мы шарик опустим в воду, они утонут?

В: А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой).

Н: Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?

Д: Камни тяжёлые, а шарики лёгкие.

Вывод: Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

Просмотр отрывка из позновательного мультфильма «Фиксики».

Н: Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).

Н: Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он поднимится, а вы ребята, как думаете?

Д: Не знаем.

В: А давайте проверим так ли это.

Опыт №4

В: Садитесь на стульчики, сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим что произойдёт.

В: Посмотрите, что происходит с шариком?

Д: Надувается.

В: Действительно, шарик надулся. Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики.

Вывод: Горячий воздух легче холодного.

III Подведение итогов.

В: Ребята, а давайте теперь ответим на самый последний вопрос. Чем полезен воздух? Какую пользу он приносит нам?
Д: Мы им дышим…

В: Если бы  мы закрыли рот и зажали нос, как мы себя чувствовали?

Д: Плохо.

В: Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо. Ребята, а как вы думаете, какой  воздух необходим для жизни человека чистый или грязный?

Д: Чистый.

В: Мы сможем прожить в загрязнённом воздухе? Что надо делать, что бы он оставался чистым?

Д: Не сможем, надо беречь его.

В: Вот и опыты на сегодня у нас закончились. Молодцы, ребята, вы так хорошо мне сегодня помогали их проводить!

В:  А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать Незнайке всё, что узнали сегодня о воздухе.

Н: Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? А на память я хочу  вам подарить воздушные шарики. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....