Изучение эмоционально -обусловленного поведения дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Исаева Ирина Сергеевна

Исследование возрастных эмоций детей, умения ими владеть

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                Изучение эмоционально

-обусловленного поведения дошкольников

  1. Подготовка исследования: Выучила наизусть вопросы и ситуации.

Проведение  исследования: Наблюдала за детьми в разных видах деятельности.

Провела индивидуально две серии.

Первая серия. Ребёнку задавала вопросы:

  1. Можно ли смеяться если твой товарищ упал? Почему?
  2. Можно ли обижать животных? Почему?
  3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
  4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребёнка, нужно ли сказать что это ты виноват? Почему?
  5. Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
  6. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Вторая серия. Предлагала ребёнку закончить несколько ситуаций:

  1. Аня и Вика убрали игрушки .Аня быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала:  «Аня, ты сделала свою часть работы. Если хочешь иди играй или помоги Вике закончить уборку». Аня ответила....Что ответила Аня? Почему?
  2. Саша принёс в детский сад новую игрушку-светящуюся акулу. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Саше подошла Лиза выхватила игрушку и стала с ней играть. Тогда Саша....Что сделал Саша? Почему?
  3. Маша и Аня играли в пятнашки. Маша убегала , а Аня догоняла. Вдруг Маша упала. Тогда  Аня... Что сделала Аня? Почему?
  4.  Настя и Оля играли в дочки-матери.  К ним подошёл маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть».- «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький», - ответила Настя. А Оля сказала... Что сказала Оля? Почему?
  5. Дима играл в лошадки Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать маленькую сестрёнку Веру. Девочка никак не могла уснуть и плакала. Тогда мама подошла  к Диме и сказала;  «Не шуми,пожалуйста. Вера никак не может заснуть.» Дима ей ответил... Что ответил Дима? Почему?
  6. Ира и Миша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал : «Молодец Ира. Твой рисунок получился очень хорошим.»  Миша тоже посмотрел на рисунок Иры и сказал... Что сказал Миша? Почему?

        Обработка данных: Анализ результатов проводила по следующей         

        схеме:

  1. Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому -то предпочтение и почему.
  2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине ( по собственному желанию, по просьбе сверстника по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально ;начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.)
  3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как  (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других ; в каких действиях выражается эта забота.
  4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, и как на это реагирует.
  5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как  (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других ; в каких действиях выражается эта забота.
  6. Как реагирует на успех и неудачу других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче.)

                При обработке результатов серий особое внимание обратила не         только на правильность ответа  ребёнка, но и на его мотивировку,         данные наблюдения и эксперимента  сопоставила. Сделала вывод о         сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение         детей.

        С первых дней жизни ребёнок вступает в новые, постоянно усложняющиеся отношения с окружающими людьми и предметным миром. Уже у младенца появляются положительные эмоциональные отношения ко взрослым , которые удовлетворяют все потребности маленького ребёнка и оберегают его от вредных воздействий.                        

В последующие годы , в связи с постоянно расширяющимся кругом общения ребёнка с другими людьми и с усложнением характера доступной ему деятельности, осуществляемой под контролем взрослых и с участием других детей, происходит расширение содержания эмоциональных проявлений, формирование сложных человеческих эмоций. Ребёнок овладевает не только способами употребления разных предметов ; при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей начинается интенсивное «освоение задач, мотивов, и норм отношений между людьми.» От непосредственного подражания окружающим и заимствования у них способов выражения эмоциональных состояний дошкольник переходит к собственным способам выражения эмоционального отношения к другим людям, формирующимся в конкретных условиях жизни и деятельности ребёнка.

        С раннего детства, овладевая различными видами деятельности , формами взаимоотношений с другими людьми , ребёнок усваивает большое число социальных эталонов как образцов-регуляторов поведения. Ребёнок научается правильно выполнять предметные действия, соотнося свой результат с результатом действий взрослого, являющегося своего рода деятельностным эталоном. Приобретая умения и навыки в сфере художественной деятельности, дети усваивают эталоны эстетического отношения к окружающему миру (красиво-некрасиво). Взаимодействуя с другими людьми , ребёнок начинает использовать этические эталоны поведения (правила и нормы поведения . Справедливых-несправедливых поступков).

        Проблема развития и воспитания эмоций принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Вместе эта проблема до сих пор считается недостаточно разработанной.

        На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

        Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребёнком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определённых условиях становятся внутренним достоянием личности, содержанием побудительных мотивов её поведения. Как показывают научные данные , для того, чтобы ребёнок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но  и проникся к ним сочувствующим эмоциональным отношением , для того чтобы они стали критерием его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний. Последнее должно найти подкрепление в собственном практическом опыте ребёнка, в опыте его деятельности.

        Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребёнку приспособиться  к той или иной ситуации. Эмоции ребёнка-это  «послание»

окружающим его взрослым о его состоянии .

        Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий  и привязанностей , способствуют  социальному и нравственному развитию , влияют на будущее поведение человека .

        Эмоции ребёнка проявляются в деятельности и зависит от содержания  и структуры этой деятельности.

Анализ накопленных в психологии данных  и результатов исследований приводит к выводу , что эмоции , развиваясь в деятельности . Играют своебразную  ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности.

        Важнейшей особенностью эмоций , их существенным отличием от органических ощущений, является их предметная отнесенность , адресованность к чему- то внешнему, взволновавшему человека , выведшему его из душевного равновесия .

        Специфичным для эмоциональных образов является то, что в них, наряду с изменениями внутреннего состояния субъекта , вызванными жизненно важными для него предметами и явлениями , отражаются также и сами эти предметы и явления , воспринимаемые и понимаемые пристрастно, с особой точки зрения , с позиции заинтересованной в них личности.

        Что эмоционально задевает дошкольника, что является главным содержанием его эмоциональной жизни?

        Большое место в эмоциональной сфере дошкольника занимают переживания , носящие ситуативный характер. Они вызываются конкретными , часто случайными впечатлениями, связанными с неожиданным появлением отдельных людей, предметов, вещей. Ребёнок эмоционально реагирует на всё, что в какой-то мере поражает его своим видом, формой, красками , назначением. Эти внешние воздействия или привлекают или отталкивают ребёнка, пугают или порождают радостные переживания.

        Значительное содержание в эмоциональную жизнь дошкольника вносят его отношения с близкими-родителями, братьями, сёстрами. Потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться поразившими впечатлениями, потребность в их оценке-всё это вызывает разнообразие переживания : радости, обиды, удовлетворения, огорчения, стыда, зависти (к др. членам семьи).

        Большое место в эмоциональной жизни дошкольника занимают игры

В играх дети не только переживают сочувствие , жалость, раздражение, сама игра связана с определённым повышенным настроением детей. Способность эмоционально включиться в отношения , созданные в игре , сказывается и по другой линии-в способности ребёнка-дошкольника войти в мир сказки, рассказа, пережить вместе с героями сказки (человеком, животным, неодушевлённым предметом)  все те события , которые происходят с ним .

        Так эмоционально воспринятые отношения героев сказки , рассказа, спектакля вновь переживаются в другом контексте, так у дошкольника образуется новый эмоциональный опыт.

        Эти особенности эмоциональной жизни ребёнка-дошкольника указывают воспитателю те сильные  «рычаги», при помощи которых можно  развивать эмоции и чувства дошкольника в нужном направлении.

        Дошкольник бурно реагирует на задевающие его события .Всякое явление , которое его чем-то затрагивает ,вызывает ярко выраженный эмоциональный отклик. При этом происходят резкие изменения в мимике и отчётливые смены эмоциональных состояний. Вместе с тем в подготовительной к школе группе в характере ребёнка появляются новые черты. Со временем он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение). Растёт понимание характера переживаний других людей, способность сопереживать эмоциональные состояния сверстников и взрослых.

        Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное.

Ещё в дошкольном возрасте у ребёнка появляются некоторые виды нравственных переживаний: стыда, сочувствия, жалости, негодования-на основе освоения им представлений о том, что хорошо и что плохо.

        Важным моментом в развитии эмоциональной восприимчивости является выраженная способность к сопереживанию, к сочувствию. Это то что называют «ЭМПАТИЕЙ» , которая в последнее время сделалась объектом разнообразных психологических исследований и экспериментов. Способность к сопереживанию как умение небезразлично отнестись к тому, что волнует людей , является объектом их различного рода переживаний, также может развиваться в процессе роста и накопления эмоционального опыта ребёнка и служить средством обогащения его эмоциональной сферы.

        Способность эмоционально правильно отнестись к событиям окружающей жизни , к поступкам людей, их общению, к явлениям культуры, к социальным ценностям , также связано со знанием положений морали, с наличием правильных представлений о том , что хорошо и что плохо.

        Воспитание чувств предполагает, что в процессе целенаправленных воздействий, которые осуществляются в семье , в детском саду , в системе воспитательной работы в целом возникает эмоциональное отношение к тем явлениям социальной жизни , которые достаточно значимы , но ранее были безразличны личности (события в детском саду, взаимоотношения людей и их поступки..)

  1. Эмоциональная культура включает в себя следующие основные черты:
  2. Эмоциональная отзывчивость на широкий круг явлений, происходящих в общественной жизни, сфере искусства , на проявление творчества, на мир моральных ценностей;
  3. Развитая способность понимать , уважать и ценить чувства других людей, проявлять к ним внимание;
  4. Развитая способность к сопереживанию с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и искусства ;
  5. Умения делить свои переживания с близкими ;
  6. Чувство ответственности за свои переживания перед собой и окружающими.

Основные изменения в эмоциональной сфере растущего человека,которые являются желанными и свидетельствуют о благоприятных тенденциях его развития:

  1. Появление развитых и адекватных эмоциональных реакций на хорошее и плохое (в поступках и поведении окружающих, в отношениях людей , в собственных действиях;
  2. .Неподатливость на плохое ;
  3. Рост эмоциональной восприимчивости как умение с живостью откликаться на широкий круг явлений окружающей жизни;
  4. Овладение своим эмоциональным поведением;5.
  5. Рост способности к сочувствию, сопереживанию и готовности проявить это сочувствие в определённых действиях и поступках.

        Возросший в последнее время интерес к изучению эмоциональной сферы во многом обусловлен тем , что лишь выяснение закономерностей эмоционального развития может значительно углубить и понимание механизмов развития интеллекта и личности в целом.

        Человек живёт и действует в реальной действительности . Он познаёт окружающий его мир , природу, людей , их социальные взаимоотношения. В процессе его жизни у него складываются с обществом в целом ,с человеческими коллективами, с отдельными людьми определённые отношения. Реальный мир во всём его многообразии отражается в сознании индивидуального человека .

        Но человек не пассивно , не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая её , человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям окружающего мира . Это отношение выражается у него в различных интересах. Устремлениях, оценках, различных чувствах -удовольствии, радости, горе, разочаровании, страхе..

        Следовательно, появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир , с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь -есть своеобразная форма отражения действительности , в в которой выражаются субъективные отношения человека к миру.

        К сфере эмоциональной жизни принадлежат наряду с чувствами также настроения  (весёлое, подавленное, грустное ..) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние...).

        Дошкольный возраст охватывает период жизни ребёнка от младенчества до 7 лет. За 7 лет совершаются разительные перемены в человеке. Серьёзные сдвиги в развитии ребёнка связаны с несколькими возрастными этапами (младенческий -до 3 лет, младший дошкольный -3-5 лет, старший дошкольный -5-7 лет ). Конечно, и в эмоциональном развитии ребёнка все эти периоды дошкольного детства заметно отличаются друг от друга.

Чувства дошкольника

        У младшего дошкольника возникают довольно разнообразные системы отношений с окружающими людьми и предметами, находящимися вокруг него.

        То, что раньше делали взрослые, начинает делать сам: ребёнок-сам ест, одевается, раздевается, укладывает одежду... Опираясь на словесные указания взрослых, он прекращает игру, когда его зовут есть , спать. Так его общение с окружающими приобретает новые черты, вызывает более дифференцированное  эмоциональное отношение.

        В жизни младшего дошкольника появляются многочисленные  «надо», «нельзя», «хорошо», «плохо», которые имеют отношения к его действиям, к его связям с окружающими его детьми и взрослыми, когда он играет, ссорится, бегает, шумит, пользуется своими игрушками, участвует в совместном занятии, в игре со сверстниками.

        Жизнь ребёнка, круг его интересов, явлений, которые его затрагивают, становится сложнее и многообразнее. Это не только отдельные люди, вещи и предметы, но и правила поведения; это так же нормы отношения к поступкам людей, животных, персонажей сказки . Это оценка окружающими его собственных поступков. И всё это приводит к появлению эмоционального отклика ребёнка (положительного или отрицательного).

        В свою очередь эмоциональный отклик ребёнка сам становится объектом определённого отношения окружающих. Ребёнка хвалят за то, что он пожалел и дал другому свою игрушку, осуждают его за жадность , журят за плаксивость, отмечают, что он оказался добрым, сокрушаются, что он обидел маленького ребёнка.. Ввиду этого эмоциональный отклик дошкольника  на различные воздействия окружающих, на разные вещи и предметы, привлекающие его, становится более сложным, т. к. он связывается для него уже с отношением окружающих к такого рода действиям и поступкам.

        У дошкольников возникает чувство стыда по поводу плохого поступка , чувство долга по отношению к действиям и привычкам, носящим обязательный характер.

        Степень развития у ребёнка-дошкольника зачатков чувства стыда по поводу плохого поступка , чувства долга связана с развитием других социальных чувств , таких, как дружелюбие, внимание к другим , сочувствие горю, жалость к страданию, готовность поступиться своим ради другого. Асоциальные же переживания:злость, зависть, недоброжелательство, гнев как выражение непосредственных реакций ребёнка на действие окружающих, причиняющих ребёнку-дошкольнику неприятность, могут быстро пройти, сменившись переживаниями огорчения, печали, если социальные чувства стали у ребёнка преобладающими в результате правильного воспитания.

        То обстоятельство, что ребёнок-дошкольник способен осознать характер связей, которые у него возникли с окружающими, и понять характер их отношения к его действиям и поступкам , приводит к тому, что разные чувства по разному мотивируют его действия .

        За годы дошкольного детства меняется роль чувства как мотива действия ребёнка . Если у ребёнка до 3-4 лет переживание раздражения, злости, жалости, сочувствия становится тут же побуждением к действию,-он вырывает игрушку, начинает драться или наоборот, отдаёт из жалости что-то своё,-то у 4-5 летнего ребёнка чувство как мотив действия выступает далеко не всегда в такой форме. С одной стороны, зная неодобрительное отношение окружающих к определённым действиям , ребёнок этого возраста может уклониться от непосредственного проявления чувства в действии и выразить его мимически или словесно. С другой стороны, зная , что родители одобряют его определённые действия , он может стремиться ради одобрения совершать эти действия.

        Оценка поступков окружающими становится всё более важным элементом поведения ребёнка и влияет как на характер его чувств , так и на эмоциональную мотивацию его действий.

        Даже ожидание положительной оценки взрослых , их похвалы, часто становится для старшего дошкольника мотивом поступка. Но тут можно встретиться иногда с тем, что социальный характер побуждения «смещается»  и на первый план выступают побуждения иного порядка ,также связанные с ожиданием одобрения: ребёнок стремится выполнить действие ради похвалы, ради тщеславного переживания, одобрения и восхищения окружающих.

        Такая ситуация возникает при неправильном отношении окружающих взрослых и родителей к поведению ребёнка: при неумеренной похвале и восхищении и, особенно если эта похвала возникает по поводу таких действий, которые объективно этого не заслуживают, и ребёнок это осознаёт. В этом случае одобрение (неразумное), вместо того, чтобы стать общественным выражением оценки хорошего социального поступка , превращается в ожидаемое ребёнком своего рода «сопровождение» любого действия. Всё это приводит к извращению характера мотивации, к формированию нежелательных  особенностей личности , к усилению роли себялюбивых чувств ребёнка, которые в дальнейшем могут повлиять на весь строй его личности.

        Социальные оценки , требования взрослых являются положениями , которые предполагают подчинение им ребёнка. Они выступают для него как внешние нормы, которым обязательно надо следовать .Одни из них носят более обязательный характер, другие-менее обязательный. Это ребёнок постигает хотя бы по той интонации , с которой произносятся указания взрослого («Нельзя обижать маленьких», «Не смей говорить неправду»...) Но ребёнок узнает от взрослых не только требования, но и ласку, похвалу за свои хорошие действия и поступки. И такая похвала, возможность хорошей оценки, связанной с переживаниями радости, благодарности, нежности, застенчивости, становится ведущим началом в его жизни.

        В процессе познания отдельных видов отношений между людьми, оценки людьми поступков ребёнка и поступков его сверстников, выражающихся в особой интонации речи, выражении лица окружающих (в них передана укоризна, недовольство, осуждение, огорчение, радость, гордость за него, одобрение, нежность..) эти требования, выступающие сначала в очень конкретном виде, а потом в более обобщеном, начинают в известной мере превращаться в мотивы поступков дошкольника. В результате ребёнок невольно сам хочет помочь младшему, сказать правду, хотя он и страшится наказания за проступок...

        Следует помнить , что развитие чувств ребенка происходит под влиянием ряда тенденций: изменений, связанных с возрастными сдвигами; воздействие социальной среды  и наконец, воздействий связанных с целенаправленными, сознательными усилиями взрослых, в том числе и воспитателей.

        Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций-радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, страх. Исследования показали , что каждая эмоция имеет своё мимическое выражение.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции, чувства, как любовь и ненависть. Маленький ребёнок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими , так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать , то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми к другим людям.

        Педагогу очень важно специально знакомить ребёнка со своеобразным эмоциональным букварём, так как передать наши чувства другим , сделать их понятными можно  не только с помощью слов ,но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в общении .Радость и грусть , гнев, обида и доверие-обо всём этом и многом другом могут рассказать и выразительные жесты, позы, мимика, пантомимика. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.

        Мимика-говорит без слов о чувствах и настроениях  человека. Выражение лица играет очень большую роль в общении. Следует помнить , что ко времени рождения ребёнка все мышцы лица,необходимые для выражения эмоций уже сформированы в достаточной степени.

        Пантомимика- осанка , поза-также имеет большое значение в выражении эмоционального состояния.  Все отрицательные позы «съёживают» фигуру человека, а все положительные -её «разворачивают». Осанка формируется из положения головы и туловища. Семилетние дети , как правило, уже умеют принимать заданную позу.

        Жесты-выразительные движения. Они делятся на условные, подчёркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные.

        Выразительность речи-(интонация). Словесное выражение чувств у современного человека занимает ведущее место. Один из способов выражения эмоциональной жизни -интонации, ритм, темп речи, паузы, повышение или понижение голоса и т.д. Развитие у ребёнка способности говорить об эмоциях означает не просто овладение  соответствующими терминами, но и способами  межличностного взаимодействия. При этом ребёнок, у которого речь богаче, лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств,эмоции становятся более дифференцированными.

        Каждая форма проявления эмоциональной сферы подвластна контролю и влиянию, а это значит, что мы имеем возможность воздействовать на внутренние эмоциональные механизмы, развивая внешнюю выразительность (мимику и т. д.)

        Работа по развитию эмоционального мира ребёнка дошкольного возраста предусматривает привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей ,дети с помощью педагога смогут сопоставить их с личным опытом.  Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях.

        В старшем дошкольном возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей, знать  что в выражении чувств участвуют и мимика, и жесты, и поза, и пантомимика. Педагог должен учить не только выражать свои эмоции так , чтобы они были ясны окружающим , но и по внешним проявлениям понимать , какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек (принимать его позицию), а также научить детей анализировать  причины конкретного эмоционального состояния.

        Старших дошкольников необходимо знакомить со словами , обозначающими такие эмоциональные состояния, как спокойствие (мирно, безмятежно, доброжелательно, невозмутимо), гнев (грубо, яростно, сердито, свирепо, злобно, люто), радость (празднично, бодряще, блестяще, ярко, лучисто). Это связано с тем, что порой даже взрослому трудно выразить свои переживания, ведь у каждого человека они бесконечно многообразны. Поэтому необходимо развивать и обогащать  соответствующий словарный запас детей.

ОБОГАЩЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА

        Чтобы реализовать это условие на практике , необходимо обращать внимание детей на красоту форм , цвета и запахов в окружающем мире. В результате обогащаются чувственные впечатления ребёнка, развивается эмоциональная отзывчивость на красоту природы и всего рукотворного мира. Для этого взрослый должен побуждать детей к совместному переживанию эмоций, радости, страдания, удивления, восхищения. При этом у детей важно развивать способность видеть внутреннюю жизнь в окружающих явлениях, живых существах, наделённых понятными ребёнку переживаниями, распознавать их в разнообразных проявлениях (внешнем облике, движениях, поведении)

В результате происходит развитие эмоциональной отзывчивости и нравственных чувств, что является предпосылкой решения первой группы задач художественного развития старших дошкольников, т. е. нравственно-эстетического. К таким задачам относится формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. Задачи этой группы решаются путём создания (на занятии)  условий , способствующих таких качеств личности , как сопереживание, эмпатия. Качества эти являются источником нравственности . Чем сильнее сопереживание, тем устойчивее утверждаются нравственные начала в развитии личности ребёнка. Весь жизненный опыт ребёнка, впечатления, накопленные им ( к моменту поступления в школу ), преломленные через художественную деятельность становятся его убеждениями, его отношением к добру и злу, что и определяет нравственную позицию человека.

Список  литературы

  1. Азбука настроения. Дошкольное воспитание-2002-№11-стр.21
  2. Вединская М. «Переживания в красках». Дошкольное образование-2002-№111-стр.22-23
  3. Беседина М. «Калейдоскоп чувств». Школьный психолог-2002-№47-стр.5
  4. Гармаева Т.В. «Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника». Психолог в детском саду-2004-№2-стр.103-111
  5. Ежакова Н. «Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности». Дошкольное воспитание-2003-№1-стр.20-27
  6. Ильин В.П. «Эмоции и чувства».-СПб: Питер,2001
  7. Колосова С.Л. «Детская агрессия»-СПб:Питер, 2004
  8. Минаева В. «Знакомим детей с эмоциональным миром человека».Дошкольное воспитание-2003-№2-стр.13-20
  9. Ольшанский Б.  «Читаем лицо как открытую книгу».Дошкольное образование .ИздатДом «1 сентября»-2002-№11-стр.20
  10. «Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста». Под редакцией Запорожца А.В., Неверович Я.З.,-М:Педагогика,1986
  11. Семенака «Учимся чувствовать , сопереживать»-М:АРКТИ,2003
  12. Хризман Т.П. «Эмоции, речь и активность мозга ребёнка»-М:Педагогика,1991
  13. «Эмотивный код языка и его реализация».авт коллектив Н.С. Болотнова, А.А. Водяха, П.С. Волкова.-Волгоград:Перемена,2003
  14. Якобсон П.М. «Чувства, их развитие и воспитание»-М.:Знание,1976

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам» (3-6 л.)

Методика "Изучение эмоционального отношения к моральным нормам (3-6 л.)...

Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни...

Театральная деятельность является важнейшим средством речевого развития, средством формирования эмоционально – нравственных основ поведения дошкольников.

Театр – кладовая для решения многих педагогических задач: эта деятельность развивает речь (автоматизацию  поставленных звуков, улучшение дикции, выработку интонации, происходит  развит...

Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения.

Представляю вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения»....

Сказка как средство развития эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями поведения

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

Взаимосвязь предрасположенности конфликтного поведения и эмоциональных барьеров у дошкольников в межличностных отношениях

Аннотация. В статье рассматривается проблема изучения межличностных конфликтов в дошкольном возрасте и эмоциональных барьеров в отношениях с друг другом. Рассмотрены уровни эмоциональных  барьеро...