«Проектирование сюжетно – ролевой игры» «Воздушное путешествие (Аэропорт)» с детьми старшего возраста.
материал (старшая группа) на тему

Мазавина Людмила Юрьевна

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми старшего возраста. Цель:развивать умение детей в процессе игры учитывать интересы других ребят, проявлять доброжелательность к сверстникам, воспитывать культуру поведения у детей, активно социализироваться в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachetnaya_rabota_syuzhetnaya_igra.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 29

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области,

структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад №40», расположенное по адресу:

446010, Самарская область, г.Сызрань,

ул. Студенческая, д. 6.

          Тема: «Проектирование сюжетно – ролевой игры»

     «Воздушное путешествие (Аэропорт)» с детьми старшего возраста.

                                                                   

                                                                                                                 Выполнил:

Мазавина Людмила Юрьевна,
воспитатель

                                                                                                               

Проектирование сюжетно – ролевой игры с детьми

Тема: аэропорт «Воздушное путешествие».

Группа: старшая группа.

Цель: Развивать умение детей в процессе игры учитывать интересы других ребят, проявлять доброжелательность к сверстникам, воспитывать культуру поведения у детей, активно социализироваться в обществе.
Задачи руководства:

  1. Расширить представления детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме.
  2. Обогатить словарь детей: пилоты (летчики), стюардесса, техники, бензозаправщики, пассажиры.                                                                              Активизировать словарь детей: кассир, буфетчица, продавцы аптечного и газетного киосков, полет, высота, самолет, аэропорт.

        Развивать диалогическую речь.

  1. Воспитывать у детей уважения к труду летчика. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Оборудование: игровые модули для постройки самолета, бензовозы (игрушечные машины - каталки), тележки, фуражки для летчиков, пилотка для стюардессы, штурвал, пропеллеры, крылья самолета, резиновые трубки-шланги для заправки самолетов бензином, «деньги», прилавки для «буфета», «газетного киоска»

Роли: первый и второй пилоты (летчики), стюардесса, техники,

Бензозаправщики, пассажиры — мамы, папы, дети, бабушки, дедушки, кассир, буфетчица, продавец газетного киоска.

Предшествующая работа:

  1. Просмотр видеосюжета об аэропорте.
  2. Посещение аэропорта детьми с родителями (перелет по туристическим путевкам на отдых).
  3. Экскурсия в «СВВАУЛ», беседа с летчиком.
  4. Беседа с детьми о своих впечатлениях «Когда я был в аэропорту», «Что я видел проезжая аэропорт», «Мы летали отдыхать».
  5.  Чтение стихотворений:

- из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Аэропорт»)

- из книги И. Винокурова «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты»)

- стихи «Я сегодня самолет» Ростислав Медведь

- загадки.

  1. Рассматривание иллюстративного материала, изображающего летящий самолет, самолет на аэродроме, самолет с сидящим летчиком, беседа с детьми по содержанию рассмотренных картинок.
  2. Просмотр:

     - эпизодов фильма «Экипаж»;

     - слайдовой презентации по теме «Летчики - герои», «Самолеты всех времен»

      - мультфильмы «Самолеты», «Карлсон», «Чип и Дейл», «Смешарики».

8.  Слушание аудиозаписи: Музыка Ю.А. Хайта слова П.Д. Германа «Марш авиаторов»

9. Беседа о профессии летчик, о качествах личности присущих людям этой профессии

10. Настольно – печатные игры:

        «Летчик Луи» (развитие глазомера); «Кому что нужно» (профессии);

        «Лото» (виды транспорта)

11. Дидактические и словесные игры:

     «Кто лишний», «Да или нет», «Третий лишний», «Похож – не похож», «Найди пару».    

12. Подвижная игра «Самолеты»

13.  Лепка «Самолет»,

       Рисование «Я летчик…» (по замыслу);

       Коллективная аппликация «Высший пилотаж»;

14. Рассматривание необходимых для пилотов атрибутов Штурвала, шлемов, очков, пропеллера, наушников, спасательного жилета.

15. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей: составление расписания, меню, оформление бейджиков, пропеллер из картона и крылья для самолета, шлем, очки, билеты, бутылка с горючим, спасательные жилеты, кнопки для летчика, штурвал, наушники, еда и т.д.

16. Изготовление из строительного материала взлетной полосы и самолета, из воздушных шаров изготовить облака.

Игровые действия:

Семья: мама, папа, бабушка, дедушка и дети прибыли в аэропорт, хотят отправиться в путешествие. Они проходят в кассу.

Кассир выслушивает пассажиров, проверяет документы, багаж, говорит о стоимости поездки, берет деньги, выдает билеты, отправляет багаж в самолет.

Пассажиры проходят в зал ожидания, располагаются на стульях. В зале ожидания покупают еду в буфете. Буфетчица рассчитывает стоимость покупки, берет деньги и выдает продукты, благодарит за покупку.

Пассажиры обращаются в газетный киоск, покупают газеты и журналы в самолет. Продавец газетного киоска советует какую лучше газету или журнал приобрести, отдает товар, берет деньги. Благодарит за покупку.

Кассир объявляет посадку на рейс, проверяет билеты у пассажиров, предлагает им занять свои места в самолете.

В это время техники проверяют самолет на исправность, выполняют мелкий ремонт в случае необходимости. Бензозаправщики при помощи трубки – шланга заправляют самолет топливом.

Пассажиры и экипаж с составе 2 пилотов и стюардессы занимают свои места в самолете. Пилоты приветствуют пассажиров на борту самолета и желают приятного полета, общаются по поводу бортовых показаний. Пассажиры пристегиваются, самолет взлетает. Стюардесса предлагает пассажирам еду и напитки.

По окончании полета пилоты и стюардесса прощаются с пассажирами.

Пассажиры покидают самолет и получают багаж в здании аэропорта. 

Перспективный план подготовки к игре «Воздушное путешествие (Аэропорт)»

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Аэропорт

Пассажиры

(6 человек)

Багаж: чемоданы сумки; кошельки; «деньги»; документы.

Обращаться за помощью в покупке билета на рейс самолета к кассиру. Обращаться за помощью в выборе газеты или журнала к продавцу газетного киоска. Покупать продукты в буфете аэропорта. Общаться со стюардессой в выборе меню в самолете.

Здравствуй, будьте так любезны… Подскажите пожалуйста, что лучше выбрать…

Большое спасибо, Вы очень нам помогли.

Кассир

(1 человек)

Телефон, журнал регистрации пассажиров, «деньги», билеты, ручка, печать, весы.

Отвечать на звонки, вести регистрацию пассажиров, выдавать билеты, ставить печать на билетах. Регистрировать и проверять вес багажа. Вести контроль во время посадки пассажиров в самолет

Здравствуйте, чем я могу вам помочь?

Предъявите свои документы…

Расположите свой багаж на весах…

Пройдите в зал ожидания…

Предъявите свои билет. Счастливого полета.

Техники

(2 человека)

Иггг        Игрушки- инструменты: молоточки, гаечные ключи, отвертки

Осматривать самолет, подкручивать гайки, простукивать корпус.

Помоги мне пожалуйста…

Подскажи, как правильно …

Будь внимателен, ничего не пропусти… Самолет к полету готов…

Бензозаправщики

(2 человека)

Машины каталки, трубки – шланги.

Подъезжать к самолету на машинах – каталках. Вставлять трубки – шланги в топливный бак, заправлять самолет, проверять наполненность бака.

Наполняй топливный бак…

Достаточно бак полный…Самолет к полету готов…

Пилоты

(2 человека)

Шлемы, штурвал, наушники, бортовые приборы

Приветствовать пассажиров на борту самолета. Проверять исправность всех бортовых приборов. Следить за температурой за бортом и высотой полета.

Наш экипаж рад приветствовать вас на борту нашего самолета. Температура за бортом…

Наш полет продлится … часов, на высоте…

Приятного полета! Просьба пристегнуть ремни. Не волнуйтесь, мы вошли в зону турбулентности, поэтому самолет немного трясет.

Стюардесса (1 человек)

Пилотка, поднос, спасательные жилеты, пледы, посуда, продукты (игрушки)

Приветствовать пассажиров на борту самолета.

Объяснять где что лежит. Объяснять, как пользоваться спасательными жилетами. Приносить напитки и еду.

У каждого под сиденье находится спасательный жилет. В случае не предвиденной ситуации оденьте жилет на себя и откройте клапан. Жилет откроется автоматически. Что вам предложить? Приятного аппетита. Располагайтесь поудобнее.

Сопутствующие сюжеты

Газетный киоск

Продавец газетного киоска

Прилавок, «деньги», газеты, журналы, открытки, ручки.

Выслушивать посетителей киоска, отпускать (продавать) газеты, журналы и др. Давать рекомендации по выбору товара

Что вы хотите купить?

Я бы вам посоветовала…

Сумма вашей покупки…

Спасибо за покупку…

Буфет

Буфетчица

Халат, колпак, прилавок, столики и стулья, подносы, посуда, продукты (муляжи - игрушки), деньги.

Выслушивать покупателей, отпускать (продавать) приготовленную пищу и напитки Давать рекомендации по выбору блюда.

Что вы хотите купить?

Я бы вам посоветовала…

Попробуйте вот эти булочки, их только что испекли. Это очень вкусно.

Сумма вашей покупки…

Спасибо за покупку…

                                                        Ход игры.

Для создания интереса к игре педагог использует следующий прием: показ слайдовой презентации «Самолеты». После просмотра воспитатель рассказывает детям о том, что вчера ему позвонил знакомый летчик, который рассказал, что недавно открылся новый аэропорт и туда нужны сотрудники, попросил, чтобы дети заменили их пока не подберется персонал. Воспитатель задает вопросы: «Как вы думаете, сможем ли мы помочь летчику?»; «Много ли мы знаем о работе аэропорта?» «Людей каких профессий мы можем там встретить?» «Какими качествами должны обладать каждый из них» «Я предлагаю вам отправиться в новый аэропорт и попробовать поиграть, заменив людей некоторых профессий».

Воспитатель использует прием напоминание и говорит: «Сегодня вы пришли в группу с сумочками и чемоданчиками, они понадобятся вам. Чтобы совершить воздушное путешествие, а в путешествие всегда с собой берут багаж. Итак, давайте отправимся с вами в новый аэропорт и совершим увлекательное воздушное путешествие». Далее педагог использует прием уточнения и обращается к детям: «Посоветуйтесь друг с другом, и определите, какие роли нам необходимы для игры?»

 Для распределения ролей воспитатель предлагает детям выбрать один из приемов: «Вы можете самостоятельно распределить роли между собой или с помощью считалки».

 Для создания воображаемой ситуации педагог предлагает внести в игровое пространство «Аэропорт» ранее совместно изготовленные с детьми атрибуты: вывески «Аэропорт», «Буфет», «Газетный киоск», расписания, меню, оформление бейджиков, пропеллер из картона и крылья для самолета, шлем, очки, билеты, бутылка с горючим, спасательные жилеты, кнопки для летчика, штурвал, наушники, еда и т.д.

Воспитатель предлагает сотрудникам занять свои рабочие места, открыть аэропорт и пригласить всех детей совершить увлекательное путешествие на самолете. Берет на себя роль первого.

 Педагог обращается к бензозаправщикам с просьбой заправить горючим баки, те начинают свою работу, подъезжают к самолету на бензомашинах и при помощи шлангов и трубок выполняют заправку самолета, общаются с механиками.  Механики проверяют самолет на неисправности выполняют ремонт в случае необходимости. Стюардесса проверяет все ли в самолете лежит на месте, наличие спасательных жилетов под креслом каждого пассажира. В это время в аэропорт с багажом прибывают пассажиры, проходят в кассу. Кассир ведет диалог с пассажирами, проверяет документы, проверяет багаж отправляет его в самолет, выдает билеты, подсчитывает деньги.  Пассажиры отправляются в зал ожидания, располагаются на стульях.

Для поддержания интереса у воспитанников и развития игры педагог вносит дополнительные атрибуты: газетный киоск и буфет, делает объявление: «В зале ожидания нашего аэропорта работает газетный киоск, в котором вы можете приобрести интересные газеты и журналы. А так же буфет, где можно вкусно пообедать и побеседовать за чашкой чая или кофе». Пассажиры отправляются за покупкой журнала или газеты, ведут диалог с продавцом газетного киоска. Продавец газетного киоска советует какую лучше газету или журнал приобрести пассажирам, берет деньги дает сдачу. Пассажиры проходят в буфет, читают меню, ведут диалог с буфетчицей, делают заказ. Буфетчица предлагает блюда, ведет расчет с пассажирами за заказ. Кассир объявляет посадку на рейс, проверяет билеты у пассажиров, желает приятного перелета. Пилоты и стюардесса занимают свои места на борту. Пассажиры рассаживаются на места согласно купленных билетов. Пилоты общаются между собой, приветствуют пассажиров, ведут самолет на взлетную полосу, поднимают самолет в воздух. Стюардесса вежливо приветствует пассажиров, помогает разместиться в самолете, рассказывает о технике безопасности во время полета (как пользоваться спасательными жилетами, что каждый пассажир должен пристегнутся), предлагает меню, раздает напитки, разносит еду, отвечает на вопросы пассажиров. Пассажиры едя, спят, общаются между собой и со стюардессой. Пилоты общаются со стюардессой, ведут самолет на посадку, комментируют погодные условия. Пассажиры выходят из самолета и отправляются по своим делам. Экипаж отправляется на отдых.

Педагог принимает активное участие в игре, он своими действиями, вопросами, репликами направляет ход игры, наблюдает со стороны за игрой детей, при необходимости дает советы, как возможно поступить в той или иной ситуации, напоминает о необходимости уметь договариваться, уступать друг другу в конфликтных ситуациях.

Воспитатель обращает внимание и положительно оценивает инициативу детей, в использовании во время игры предметов-заместителей; использование в речи воспитанников вежливых слов, определении детьми главных ролей, второстепенных.

                                                  Окончание игры.

По окончанию игры педагог подводит краткий итог работы детей в ролях: «Наш полет окончен. Все и работники и пассажиры отправляются домой к своим семьям. Время работы закончилось. Продолжим играть завтра. Аэропорт открывается в семь утра. Вы все прекрасно справились с выбранными вами ролями. Хотелось бы вам поиграть в эту игру дома со своей семьей? Какую бы роль вы тогда выбрали?».

                                                       Оценка игры.

Педагог обращает внимание на взаимоотношения детей во время проведения игры: положительно оценивает желание детей договариваться, уступать друг другу, самостоятельно или с помощью взрослого разрешать конфликты.

Так же оценивает игру, задавая вопросы участникам: «Вы можете оценить качество работы нашего Аэропорта? Вам понравилось обслуживание? Экипаж самолета был достаточно вежлив? Понравилось ли вам обслуживание? Захотите ли вы в следующий раз воспользоваться услугами нашего «Аэропорта?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием для детей старшего возраста

Я предлагаю  вам ознакомиться с сюжетно-ролевыми играми экономического содержания...

Сюжетно -ролевая игра для детей с диагнозом ЗПР старшего возраста.

"Большая уборка"     Цель: приобретение навыков общения ,коллективной деятельности ,культурного поведения,обучение самостоятельно производить уборку помещения,помогать друг другу. Оборудован...

Конспект сюжетно-ролевой игры "Водитель и пассажиры", для детей старшего возраста

Данна сюжетно-ролевая игра направлена на ознакомление детей с профессией водителя, закрепление правил поведения в общественном транспорте....

«Проект сюжетно-ролевой игры «Круиз на теплоходе» с детьми старшего дошкольного возраста»

В процессе игры совершенствовать умение детей, развивать сюжет на основе полученных раннее знаний самостоятельно готовить атрибуты к игре, распределять роли....

Конспект сюжетно-ролевой игры «Телевидение – РАДУГА ТВ» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспектсюжетно-ролевой игры «Телевидение – РАДУГА ТВ»с детьми старшего дошкольного возрастаЦель: обогащение игрового опыта детей старшего дошкольного возраста через знакомство ...

Презентация «Организация сюжетно-ролевой игры в условиях ФГОС с детьми дошкольного возраста»

Презентация «Организация сюжетно-ролевой игры в условиях ФГОС с детьми дошкольного возраста»...