Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста «Русский колокольчик»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Демагина Елена Валентиновна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_russkiy_kolokolchik.doc86.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МДОУ д/с № 4 «Буратино»

                                              Совместная деятельность музыкального руководителя

с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                         Тема: «Русский колокольчик»

                                                        Музыкальные руководители: Демагина Е.В.            

г. Тутаев

                                                                                                                     2014

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Художественно-эстетическое развитие»:   приобщение к музыкальному искусству; воспитание интереса к музыкальной деятельности; развитие эстетических чувств детей; художественного восприятия образных представлений, воображения, фантазии; обогащение музыкальных впечатлений детей; формирование музыкального вкуса; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии  музыки; развитие музыкальных  способностей; развитие детского музыкального творчества; удовлетворение потребности в самовыражении.

Задачи образовательных областей в интеграции:

  • «Социально-коммуникативное развитие»: развитие  общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, социально-эмоционального интеллекта, развитие эмоциональной отзывчивости, сорадости, сопереживания.
  • «Познавательное развитие»: развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, элементарных музыкальных представлений;

     музыкально - сенсорное  развитие, развитие восприятия, внимания, памяти.

  • «Речевое развитие»: владение речью, как средством общения и культуры, обогащение словаря, развитие связной речи.
  • «Физическое развитие»: обогащение двигательного опыта детей, развитие координации движений в танцевально-игровой деятельности.

Предпосылки учебной деятельности:

 умение внимательно слушать музыкальное произведение до конца, эмоционально откликаться на выраженные в музыке чувства и настроения, умение определять характер и настроение музыкальных произведений, выделять отдельные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, тембр;

умение слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; умение различать звучание колокольчиков по тембру; петь без напряжения лёгким звуком с сопровождением и без него; произносить отчётливо слова, правильно передавать мелодию; умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении музыкальный образ; умение действовать самостоятельно, активно в различных видах музыкальной  исполнительской деятельности; играть на ДМИ в ансамбле; умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми.

Оборудование:

экран, проектор, музыкальный центр, фортепиано, колокольчики (валдайский, серебряный, глиняный, деревянный, хрустальный, фарфоровый), диатонические и серебряные по количеству детей, бубенцы, металлофоны, дуга с колокольчиками, портреты композиторов.

Музыкальный материал:

Этюд-импровизация «Козлик» (весёлая, тревожная музыка);

Музыкально-дидактическая игра «Узнай колокольчик по голосу». «Колокольцы-бубенцы» , Журнал «Музыкальный руководитель» № 3, 2014;

В. Моцарт «Колокольчики звенят», П. Чайковский «Фея серебра»;

Попевка «Бубенчики»,  муз. Е Тиличеевой. «Развитие музыкальных способностей детей» М.А Михайлова;

«Во кузнице» р.н.п.;

П. Чайковский «На тройке»;

«Игра со звоночками», муз. Ю. Ражавской. «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет).

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры

(характеристики)

Дети заходят в зал под музыку.

Музыкальный руководитель здоровается с детьми.

Муз.  рук-ль:

- Ребята, я рада вас всех видеть. А вы хотите узнать, что мы сегодня будем делать?

Сегодня я хочу вам рассказать об одном  удивительном старинном предмете и его голосе. А что это за предмет, отгадайте?

(загадывает загадку)

« Язык есть, речей нет, вести подаёт»

( если дети не отгадали загадку, предлагает «волшебный мешочек», в котором дети наощупь  определяют предмет – колокольчик, достают).

Муз. рук-ль.

- Именно о нём я хочу вам сегодня  рассказать. Но сначала я хочу узнать, что вы любите  делать в детском саду больше всего?

Ответы детей.

Муз. рук-ль:

- Я тоже хочу с вами поиграть в игру «Козлики».

Этюд-импровизация «Козлики»

Муз. рук-ль:

- Под весёлую музыку «козлики» веселятся, прыгают по травке, бодаются рожками. Но козлят подстерегают опасности, если в музыке вы услышите тревогу – остановитесь и замрите.

Муз. рук-ль:

- Прыгал козлик на лугу, по цветочкам прямо (звучит весёлая музыка, дети изображают весёлых козлят).

Вдруг он замер на бегу, он ушёл от мамы.

Ой, ой, ой-ой-ой, потерял он маму.

(дети замирают).

Муз. рук-ль:

- Ребята, почему вы замерли.

Ответы детей.

Муз. рук-ль:

- Что делать? Мы можем как-то помочь козлёнку?

(педагог комментирует предложенные детьми ответы и подводит их

к выводу, что нужно позвонить

в колокольчик).

Муз. рук-ль:

- Правильно, нужно позвонить

 в колокольчик. Так раньше и делали: при выпасе скота вешали на шею животных колокольчик. По резкому, далеко слышному звучанию колокольчика можно было отыскать корову, лошадь, козочку

(за экраном раздаётся звук колокольчика).

Муз. рук-ль:

- Слышите, наш козлёнок где-то рядом (на экране слайд с изображением козы с козлёнком, на шее у них колокольчик)

- Вот и нашёлся наш козлёнок!

 «Социально-коммуникативное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

Беседа

Этюд-импро-визация

Слово,

колоколь-чик

Образ, движение под музыку

Развитие общения и взаимодействие ребёнка

со взрослыми

и сверстниками;

 

развитие познавательного интереса;

формирование познавательной мотивации

Развитие воображения, фантазии и творческой активности, эмоциональной отзывчивости

Проявляет инициативу и самостоятельность в общении, познавательно-исследовательской деятельности.

Проявляет инициативу и самостоятельность  в музыкально-ритмической творческой деятельности, передаёт в движении игровой образ

в соответствии

с характером музыки.

Основная часть (содержательный этап)

Муз. рук-ль:

- Ребята, вспомните, где вы слышали ещё звучание колокольчиков?

(ответы детей)

(на экране изображение оркестра с колокольчиками,  скоморохов, звонницы, тройки лошадей с дугой).

Муз. рук-ль:

- Главное в колокольчике – его голос. Например, валдайский колокольчик, сделанный мастером литейных дел (показывает, звенит) и вылитый из металла, звучит пронзительно, очень звонко. А голосок его младшего брата серебряного колокольчика - звучит тише и ниже. Слепленный гончаром из глины колокольчик – гремит, звук его приглушённый (показывает, звенит).

Деревянный колокольчик, сделанный плотником из дерева (показывает, звенит) – стучит.

Хрустальный, колокольчик, вылитый из хрусталя, звучит нежно, переливается (показывает, звенит).

А звук фарфорового колокольчика более глухой, но игривый (показывает, звенит).

Мы с вами услышали, как звучат колокольчики из разных материалов

 и сейчас я вам предлагаю поиграть в игру

«Колокольцы-бубенцы» (Узнай колокольчик по голосу).

Музыкально-дидактическая игра «Колокольцы- бубенцы» (Журнал «Музыкальный руководитель»,  № 3, 2014). 

Муз. рук-ль.

- Мы с вами узнали, что звук колокольчика зависит от материала, из которого он изготовлен, и от размера.

Муз. рук-ль:

- А сейчас я вам расскажу о поддужных колокольчиках, которые подвешивали под дугой русской тройки

(на экране изображение дуги

с колокольчиками).

Когда на Руси не было железных дорог – люди передвигались на лошади или тройке лошадей, запряженной в сани или повозку

( на экране изображение тройки лошадей с колокольчиками).

Почтовой тройке должны были все уступать дорогу и чтобы её было слышно издалека, и кому-то  пришла в голову идея повесить под дугой колокольчик. Поддужные колокольчики понравилась людям -  ехать с ними веселей, да и слышно их далеко, а в непогоду со звенящими колокольчиками легче было не сбиться с дороги.  

Русский композитор П.И. Чайковский передал звон колокольчика под дугой мчащейся тройки в музыкальном произведении «На тройке» из цикла «Времена года».

Муз. рук-ль:

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из-под копыт.

Колокольчик звонко плачет и хохочет,

и визжит.

По дороге голосисто раздаётся

яркий звон,

То вдали отбрякнет чисто,

То застонет глухо он.

                                     (П. Вяземский)

Слушание. П.И. Чайковский «На тройке». Ноябрь.  Из цикла «Времена года».

Муз.рук-ль:

- В пьесе Чайковского «На тройке» композитор передаёт картину поздней осени, когда снег уже выпал и зима совсем близко. Уже  можно прокатиться на тройке по первому пушистому снегу под звон переливчатых колокольчиков.

Муз. рук-ль:

- Ребята, а в какой части музыкальной пьесы вы услышали звон колокольчиков?

Дети: Колокольчики слышны в середине и в конце.

Муз. рук-ль:

- Правильно. А какой характер средней части?

(ответы детей – весёлый, игривый, радостный)

Муз. рук-ль:

-  Да, музыка изящная, игривая, бойкая, радостная.  А в конце музыкальной пьесы  колокольчики  уже не позвякивают,

 а заливаются вовсю  – тройка помчалась.

(повторное слушание)

Муз. рук.-ль:

-  А вы хотите покататься на тройке

с колокольчиками?

Дети: Да!

Динамическая пауза «Покатаемся на тройке с колокольчиками»

Муз. рук-ль:

- Ребята, а вы хотите узнать, как появился колокольчик?

Сначала были деревянные

и металлические пластины – билы, они находились там, где обычно собирались люди.

(показ слайда)

Когда люди слышали звук била – они спешили к этому месту.

Среди предков колокольчиков были и бубенцы.

(показывает бубенцы)

Муз. рук-ль:

- Какой формы бубенцы? Из какого материала сделаны?

(Ответы детей)

А звучат они по-разному. Послушайте.

Попевка Т. Тиличеевой «Бубенчики»

(Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на ДМИ»)

Муз. рук-ль:

- А ковали бубенцы  уважаемые люди - кузнецы.

(показ слайда)

Они брали пластину металла, молоточек

 и стучали по наковальне. А чтобы дело спорилось,  напевали свою любимую песню. Кто её узнает?

(наигрывает мелодию р.н.п. «Во кузнице»)

Р.н.п. «Во кузнице»

(Журнал «Музыкальный руководитель»)

(пение с сопровождением и без него,

с игрой на металлофонах)

Муз. рук-ль:

- Хотите  поиграть  в оркестре? Я предлагаю вам колокольчики и бубенцы.

 Выбирайте, на каком музыкальном инструменте вы будете играть.

Музицирование:  В. Моцарт

 «Колокольчики звенят» или

П. Чайковский «Фея серебра».

«Познавательное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие»,

«Коммуника-тивное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое»,

«Коммуника-тивное развитие»

Беседа

Музыкально-дидакти-ческая

игра

Слушание музыкального произведения

Пение

Пение,

игра

на ДМИ

Музици-рование

Слово

Колокольчики

с разным тембро

вым звучани-ем

Слово

Движение под музыку

Попевка

Песня, металло-фоны

Колокольчики, бубенцы

Формирование представлений

о тембре

Развитие тембрового слуха

Развитие слухового восприятия,

воспитание чувства красоты природы, музыки, поэзии.

Эмоциональное

развитие

Развитие звуковысотно-го и  ладотонального слуха

Формирование певческих навыков, развитие памяти.

Развитие ритмического слуха

Различает звучание колокольчиков (глухой, звонкий, стучащий, гремящий)

Слушают музыкальное произведение

до конца, эмоционально откликаются

на характер муз. произведения, различают

изобразитель-ность музыки, средства музыкальной выразительности.

Активно взаимодействует со сверстниками.

Различает звуки по высоте

и характеру звучания

Поёт выразительно,

без напряжения, правильно передаёт мелодию, отчётливо произносит слова

Активно

взаимодействует со сверстниками, исполняет муз. пьесу в ансамбле

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Игра со звоночками,  муз. Ю Рожавской

(С.И. Бекина «Музыка и движение»,5-6 лет)

Муз. рук-ль:

- Ребята, давайте возьмёмся за руки и на счёт 3 поднимем руки вверх. На что похожа наша фигура?

(ответы детей – на один большой колокольчик).

1,2,3 – колокольчик наш звени!

На счёт 3 опустим руки вниз. Колокольчик затихает, руки все мы опускаем.

Скажите, пожалуйста, что вам  сегодня запомнилось?

(ответы детей)

Что понравилось больше всего?

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное

развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

Игра

Общение, игра

Колоколь

чики

Движение

Обогащение двигательного опыта, развитие координации движения

в игровой деятельности,

Развитие быстроты реакции

Формирование позитивных установок

Проявляет выдержку, волю, соблюдает правила игры

Владеет устной речью, выражает свои мысли

и желания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Если с другом вышел в путь"

Одним из направлений деятельности педагога-психолога с детьми является работа по формированию у воспитанников навыков общения, доброжелательных отношений, умений конструктивно разрешать конфликтные си...

Конспект совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста. Викторина "Мы друзья природы"

Викторина "Мы друзья природы" в виде соревнования двух команд, которая сопровождается музыкальными играми, централизованной инсценировкой и песнями....

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"

Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"...

« Русское чаепитие » итоговое мероприятие совместная образовательная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:  ознакомление с русскими традициями, связанными с церемониалом чаепития, и народным фольклором.  Задачи:...