Главные вкладки

    Совместная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста «Русский колокольчик»
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Демагина Елена Валентиновна

    ...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_russkiy_kolokolchik.doc86.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ д/с № 4 «Буратино»

                                                  Совместная деятельность музыкального руководителя

    с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                             Тема: «Русский колокольчик»

                                                            Музыкальные руководители: Демагина Е.В.            

    г. Тутаев

                                                                                                                         2014

    Задачи приоритетной образовательной области:

    • «Художественно-эстетическое развитие»:   приобщение к музыкальному искусству; воспитание интереса к музыкальной деятельности; развитие эстетических чувств детей; художественного восприятия образных представлений, воображения, фантазии; обогащение музыкальных впечатлений детей; формирование музыкального вкуса; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии  музыки; развитие музыкальных  способностей; развитие детского музыкального творчества; удовлетворение потребности в самовыражении.

    Задачи образовательных областей в интеграции:

    • «Социально-коммуникативное развитие»: развитие  общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, социально-эмоционального интеллекта, развитие эмоциональной отзывчивости, сорадости, сопереживания.
    • «Познавательное развитие»: развитие интереса детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, элементарных музыкальных представлений;

         музыкально - сенсорное  развитие, развитие восприятия, внимания, памяти.

    • «Речевое развитие»: владение речью, как средством общения и культуры, обогащение словаря, развитие связной речи.
    • «Физическое развитие»: обогащение двигательного опыта детей, развитие координации движений в танцевально-игровой деятельности.

    Предпосылки учебной деятельности:

     умение внимательно слушать музыкальное произведение до конца, эмоционально откликаться на выраженные в музыке чувства и настроения, умение определять характер и настроение музыкальных произведений, выделять отдельные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, тембр;

    умение слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы; умение различать звучание колокольчиков по тембру; петь без напряжения лёгким звуком с сопровождением и без него; произносить отчётливо слова, правильно передавать мелодию; умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении музыкальный образ; умение действовать самостоятельно, активно в различных видах музыкальной  исполнительской деятельности; играть на ДМИ в ансамбле; умение общаться и взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми.

    Оборудование:

    экран, проектор, музыкальный центр, фортепиано, колокольчики (валдайский, серебряный, глиняный, деревянный, хрустальный, фарфоровый), диатонические и серебряные по количеству детей, бубенцы, металлофоны, дуга с колокольчиками, портреты композиторов.

    Музыкальный материал:

    Этюд-импровизация «Козлик» (весёлая, тревожная музыка);

    Музыкально-дидактическая игра «Узнай колокольчик по голосу». «Колокольцы-бубенцы» , Журнал «Музыкальный руководитель» № 3, 2014;

    В. Моцарт «Колокольчики звенят», П. Чайковский «Фея серебра»;

    Попевка «Бубенчики»,  муз. Е Тиличеевой. «Развитие музыкальных способностей детей» М.А Михайлова;

    «Во кузнице» р.н.п.;

    П. Чайковский «На тройке»;

    «Игра со звоночками», муз. Ю. Ражавской. «Музыка и движение» (упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет).

    Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

    Содержание НОД

    Образовательная область (вид деятельности)

    Формы работы

    Наличие средства у детей

    Образовательные задачи

    Целевые ориентиры

    (характеристики)

    Дети заходят в зал под музыку.

    Музыкальный руководитель здоровается с детьми.

    Муз.  рук-ль:

    - Ребята, я рада вас всех видеть. А вы хотите узнать, что мы сегодня будем делать?

    Сегодня я хочу вам рассказать об одном  удивительном старинном предмете и его голосе. А что это за предмет, отгадайте?

    (загадывает загадку)

    « Язык есть, речей нет, вести подаёт»

    ( если дети не отгадали загадку, предлагает «волшебный мешочек», в котором дети наощупь  определяют предмет – колокольчик, достают).

    Муз. рук-ль.

    - Именно о нём я хочу вам сегодня  рассказать. Но сначала я хочу узнать, что вы любите  делать в детском саду больше всего?

    Ответы детей.

    Муз. рук-ль:

    - Я тоже хочу с вами поиграть в игру «Козлики».

    Этюд-импровизация «Козлики»

    Муз. рук-ль:

    - Под весёлую музыку «козлики» веселятся, прыгают по травке, бодаются рожками. Но козлят подстерегают опасности, если в музыке вы услышите тревогу – остановитесь и замрите.

    Муз. рук-ль:

    - Прыгал козлик на лугу, по цветочкам прямо (звучит весёлая музыка, дети изображают весёлых козлят).

    Вдруг он замер на бегу, он ушёл от мамы.

    Ой, ой, ой-ой-ой, потерял он маму.

    (дети замирают).

    Муз. рук-ль:

    - Ребята, почему вы замерли.

    Ответы детей.

    Муз. рук-ль:

    - Что делать? Мы можем как-то помочь козлёнку?

    (педагог комментирует предложенные детьми ответы и подводит их

    к выводу, что нужно позвонить

    в колокольчик).

    Муз. рук-ль:

    - Правильно, нужно позвонить

     в колокольчик. Так раньше и делали: при выпасе скота вешали на шею животных колокольчик. По резкому, далеко слышному звучанию колокольчика можно было отыскать корову, лошадь, козочку

    (за экраном раздаётся звук колокольчика).

    Муз. рук-ль:

    - Слышите, наш козлёнок где-то рядом (на экране слайд с изображением козы с козлёнком, на шее у них колокольчик)

    - Вот и нашёлся наш козлёнок!

     «Социально-коммуникативное развитие»,

    «Художественно-эстетическое развитие»

    Беседа

    Этюд-импро-визация

    Слово,

    колоколь-чик

    Образ, движение под музыку

    Развитие общения и взаимодействие ребёнка

    со взрослыми

    и сверстниками;

     

    развитие познавательного интереса;

    формирование познавательной мотивации

    Развитие воображения, фантазии и творческой активности, эмоциональной отзывчивости

    Проявляет инициативу и самостоятельность в общении, познавательно-исследовательской деятельности.

    Проявляет инициативу и самостоятельность  в музыкально-ритмической творческой деятельности, передаёт в движении игровой образ

    в соответствии

    с характером музыки.

    Основная часть (содержательный этап)

    Муз. рук-ль:

    - Ребята, вспомните, где вы слышали ещё звучание колокольчиков?

    (ответы детей)

    (на экране изображение оркестра с колокольчиками,  скоморохов, звонницы, тройки лошадей с дугой).

    Муз. рук-ль:

    - Главное в колокольчике – его голос. Например, валдайский колокольчик, сделанный мастером литейных дел (показывает, звенит) и вылитый из металла, звучит пронзительно, очень звонко. А голосок его младшего брата серебряного колокольчика - звучит тише и ниже. Слепленный гончаром из глины колокольчик – гремит, звук его приглушённый (показывает, звенит).

    Деревянный колокольчик, сделанный плотником из дерева (показывает, звенит) – стучит.

    Хрустальный, колокольчик, вылитый из хрусталя, звучит нежно, переливается (показывает, звенит).

    А звук фарфорового колокольчика более глухой, но игривый (показывает, звенит).

    Мы с вами услышали, как звучат колокольчики из разных материалов

     и сейчас я вам предлагаю поиграть в игру

    «Колокольцы-бубенцы» (Узнай колокольчик по голосу).

    Музыкально-дидактическая игра «Колокольцы- бубенцы» (Журнал «Музыкальный руководитель»,  № 3, 2014). 

    Муз. рук-ль.

    - Мы с вами узнали, что звук колокольчика зависит от материала, из которого он изготовлен, и от размера.

    Муз. рук-ль:

    - А сейчас я вам расскажу о поддужных колокольчиках, которые подвешивали под дугой русской тройки

    (на экране изображение дуги

    с колокольчиками).

    Когда на Руси не было железных дорог – люди передвигались на лошади или тройке лошадей, запряженной в сани или повозку

    ( на экране изображение тройки лошадей с колокольчиками).

    Почтовой тройке должны были все уступать дорогу и чтобы её было слышно издалека, и кому-то  пришла в голову идея повесить под дугой колокольчик. Поддужные колокольчики понравилась людям -  ехать с ними веселей, да и слышно их далеко, а в непогоду со звенящими колокольчиками легче было не сбиться с дороги.  

    Русский композитор П.И. Чайковский передал звон колокольчика под дугой мчащейся тройки в музыкальном произведении «На тройке» из цикла «Времена года».

    Муз. рук-ль:

    Тройка мчится, тройка скачет,

    Вьётся пыль из-под копыт.

    Колокольчик звонко плачет и хохочет,

    и визжит.

    По дороге голосисто раздаётся

    яркий звон,

    То вдали отбрякнет чисто,

    То застонет глухо он.

                                         (П. Вяземский)

    Слушание. П.И. Чайковский «На тройке». Ноябрь.  Из цикла «Времена года».

    Муз.рук-ль:

    - В пьесе Чайковского «На тройке» композитор передаёт картину поздней осени, когда снег уже выпал и зима совсем близко. Уже  можно прокатиться на тройке по первому пушистому снегу под звон переливчатых колокольчиков.

    Муз. рук-ль:

    - Ребята, а в какой части музыкальной пьесы вы услышали звон колокольчиков?

    Дети: Колокольчики слышны в середине и в конце.

    Муз. рук-ль:

    - Правильно. А какой характер средней части?

    (ответы детей – весёлый, игривый, радостный)

    Муз. рук-ль:

    -  Да, музыка изящная, игривая, бойкая, радостная.  А в конце музыкальной пьесы  колокольчики  уже не позвякивают,

     а заливаются вовсю  – тройка помчалась.

    (повторное слушание)

    Муз. рук.-ль:

    -  А вы хотите покататься на тройке

    с колокольчиками?

    Дети: Да!

    Динамическая пауза «Покатаемся на тройке с колокольчиками»

    Муз. рук-ль:

    - Ребята, а вы хотите узнать, как появился колокольчик?

    Сначала были деревянные

    и металлические пластины – билы, они находились там, где обычно собирались люди.

    (показ слайда)

    Когда люди слышали звук била – они спешили к этому месту.

    Среди предков колокольчиков были и бубенцы.

    (показывает бубенцы)

    Муз. рук-ль:

    - Какой формы бубенцы? Из какого материала сделаны?

    (Ответы детей)

    А звучат они по-разному. Послушайте.

    Попевка Т. Тиличеевой «Бубенчики»

    (Н.Г. Кононова «Обучение дошкольников игре на ДМИ»)

    Муз. рук-ль:

    - А ковали бубенцы  уважаемые люди - кузнецы.

    (показ слайда)

    Они брали пластину металла, молоточек

     и стучали по наковальне. А чтобы дело спорилось,  напевали свою любимую песню. Кто её узнает?

    (наигрывает мелодию р.н.п. «Во кузнице»)

    Р.н.п. «Во кузнице»

    (Журнал «Музыкальный руководитель»)

    (пение с сопровождением и без него,

    с игрой на металлофонах)

    Муз. рук-ль:

    - Хотите  поиграть  в оркестре? Я предлагаю вам колокольчики и бубенцы.

     Выбирайте, на каком музыкальном инструменте вы будете играть.

    Музицирование:  В. Моцарт

     «Колокольчики звенят» или

    П. Чайковский «Фея серебра».

    «Познавательное развитие»

    «Художественно-эстетическое развитие»

    «Художественно-эстетическое развитие»,

    «Физическое развитие»,

    «Коммуника-тивное развитие»

    «Художественно-эстетическое развитие»

    «Художественно-эстетическое развитие»,

    «Социально-коммуникативное развитие»

    «Художественно-эстетическое»,

    «Коммуника-тивное развитие»

    Беседа

    Музыкально-дидакти-ческая

    игра

    Слушание музыкального произведения

    Пение

    Пение,

    игра

    на ДМИ

    Музици-рование

    Слово

    Колокольчики

    с разным тембро

    вым звучани-ем

    Слово

    Движение под музыку

    Попевка

    Песня, металло-фоны

    Колокольчики, бубенцы

    Формирование представлений

    о тембре

    Развитие тембрового слуха

    Развитие слухового восприятия,

    воспитание чувства красоты природы, музыки, поэзии.

    Эмоциональное

    развитие

    Развитие звуковысотно-го и  ладотонального слуха

    Формирование певческих навыков, развитие памяти.

    Развитие ритмического слуха

    Различает звучание колокольчиков (глухой, звонкий, стучащий, гремящий)

    Слушают музыкальное произведение

    до конца, эмоционально откликаются

    на характер муз. произведения, различают

    изобразитель-ность музыки, средства музыкальной выразительности.

    Активно взаимодействует со сверстниками.

    Различает звуки по высоте

    и характеру звучания

    Поёт выразительно,

    без напряжения, правильно передаёт мелодию, отчётливо произносит слова

    Активно

    взаимодействует со сверстниками, исполняет муз. пьесу в ансамбле

    Заключительная часть (рефлексивный этап)

    Игра со звоночками,  муз. Ю Рожавской

    (С.И. Бекина «Музыка и движение»,5-6 лет)

    Муз. рук-ль:

    - Ребята, давайте возьмёмся за руки и на счёт 3 поднимем руки вверх. На что похожа наша фигура?

    (ответы детей – на один большой колокольчик).

    1,2,3 – колокольчик наш звени!

    На счёт 3 опустим руки вниз. Колокольчик затихает, руки все мы опускаем.

    Скажите, пожалуйста, что вам  сегодня запомнилось?

    (ответы детей)

    Что понравилось больше всего?

    «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное

    развитие»

    «Социально-коммуникативное развитие»

    Игра

    Общение, игра

    Колоколь

    чики

    Движение

    Обогащение двигательного опыта, развитие координации движения

    в игровой деятельности,

    Развитие быстроты реакции

    Формирование позитивных установок

    Проявляет выдержку, волю, соблюдает правила игры

    Владеет устной речью, выражает свои мысли

    и желания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Если с другом вышел в путь"

    Одним из направлений деятельности педагога-психолога с детьми является работа по формированию у воспитанников навыков общения, доброжелательных отношений, умений конструктивно разрешать конфликтные си...

    Конспект совместной деятельности воспитателей, музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста. Викторина "Мы друзья природы"

    Викторина "Мы друзья природы" в виде соревнования двух команд, которая сопровождается музыкальными играми, централизованной инсценировкой и песнями....

    Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"

    Конспект Образовательной деятельности музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий "Мешок яблок"...

    « Русское чаепитие » итоговое мероприятие совместная образовательная деятельность музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста.

    Цель:  ознакомление с русскими традициями, связанными с церемониалом чаепития, и народным фольклором.  Задачи:...