Особенности ознакомления детей с художественной литературой в первой младшей группы
методическая разработка (младшая группа) на тему

Мишина Анастасия Евгеньевна

Особенности ознакомления детей с художественной литературой в первой младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности ознакомления детей с художественной литературой младшего дошкольного возраста.

Выдающийся педагог и методист Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова, еще до школы, до усвоения грамматических правил, маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой, эти доводы являются актуальными, и нашли подтверждение в данной работе.

Художественная литература – один из важнейших источников всестороннего развития личности дошкольника.

Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребёнка, помогает формировать нравственные оценки, оказывает влияние на поведение, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Познакомить ребёнка с миром словесного искусства – значит ввести его в этот мир, как в неотъемлемую часть жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с искусством, показать многообразие жанров художественной литературы, вызвать интерес, любовь к книге.

Основная образовательная программа дошкольного учреждения проектируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника.

Вопрос, что читать и как читать детям, особенно актуален в наши дни. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста.

«За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать». (Ненашев М. Отлучат ли Россиян от книги? Замечания старого книжника. – Литературная газета, 2002, 22-28 мая, № 20-21, с.3).

Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому педагог должен знать особенности восприятия детьми художественной литературы.

Этим вопросам уделяли в своих трудах Е. А.Флерина, Н. С.Карпинская, Л. М.Гурович, Л. Б.Береговая, В. И.Логинова и др.

Для младших дошкольников характерно следующее:

- тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка;

- детей интересует, прежде всего, фабула (цепь связанных между собой событий);

- установление наиболее легко осознаваемых связей, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего;

- способность некоторое время слушать не отвлекаясь;

- в центре внимания детей – главный персонаж;

- эмоциональное отношение к героям ярко выражено, что проявляется в отрытом, непосредственном проявлении эмоций (улыбка, смех, радостные восклицания, выразительная мимика);

- ребенок, прежде всего, видит действия и поступки персонажа, но не понимает мотивов его поведения;

- тяга к ритмической структуре речи, рифме (дети повторяют слова, которые в тексте ритмически чередуются, качают головой, хлопают в ладоши и пр.);

- воображение малышей развито слабо, поэтому мысленно представить героев, события ребенок не может. Важную роль приобретают рисунки художника. 

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Младшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Расширяется круг его общения: он много говорит не только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельных занятий. Очень возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети этого возраста не только слушают обращенную к ним речь, но и прислушиваются к речи, непосредственно к ним не обращенной. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки, воспроизводя их с большой точностью. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи. В связи с возросшим пониманием слов и быстрым увеличением их запаса речь превращается для ребенка в основное средство общения. Значительно расширяется круг поводов для высказываний. Не только просьбы и ответы на вопросы взрослых, но и рассказ о виденном и сделанном, пересказ слышанного, требование объяснить, как выполняется то или иное действие, становятся содержанием речевого общения детей этого возраста.

Список используемой литературы:

 1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.

2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Медецина 2007. – 304с.

3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие – 2-е издание, испр. – М., Академия, 1998 г. – 400 с.

4. Алямовская, В.Г. Ясли – это серьезно / В.Г. Алямовская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 159с.

5. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т.И. Оверчук. – СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", – 2003. – 136 с.

6. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006 – 420 с.

7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – Ростов-на-Дону, 1999. – 345 с.

8. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472 с.

9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 241 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ СКАЗКА «РЕПКА»

Технология: икт-прослушивание аудиозаписи, игра - драматизацияЗадачи:  Обогащение знаний детей о русских народных сказках...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе

Воспитывать в детяхотзывчивость , доброту , умение сочувствовать персонажам , желание помогать им ....

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе «В гостях у сказки»воспитатель Новоселова Л.В. цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и а

Конспект НОД по ознакомлениюс художественной литературой в первоймладшей группе «В гостях у сказки»воспитатель Новоселова Л.В. цель: развивать у детей творческое воображение, совершенствоват...

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой во II младшей группе.

Чтение произведения С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».    Тема: «Вкусно и полезно!»   Цель: Формирование понимания необходимости правиль...

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой во 2 младшей группе на тему «Путешествие по сказкам»

Цель: познакомить со сказкой « Лиса, заяц и петух» Задачи: 1)Закрепить знание у детей русских народных сказок «Волк и козлята», « Три медведя», « Колобок», « Красная шапочка». 2) учить отвечать на...