Конспект организованной образовательной деятельности в области «Познание» (старшая группа) по теме « Где же ты пятый океан?» Номинация « Методическая разработка».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Конспект  организованной образовательной деятельности в области «Познание» (старшая  группа) по теме « Где же ты пятый океан?» Номинация « Методическая разработка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №11 города Ейска муниципального образования  Ейский район.

Конспект  организованной образовательной деятельности

в области «Познание» (старшая  группа)

по теме « Где же ты пятый океан?»

Номинация « Методическая разработка».

                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                   Автор:

Полянская Ирина Васильевна

Воспитатель МБДОУ ДСКВ №11

Г. Ейска МО Ейский район

Ейск

2015г.

Образовательная область: Познание.

Программное содержание: Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Формировать осознанное отношение к своему здоровью. Развивать способность делать умозаключения, сравнивать, классифицировать.

Предшествующая работа: Наблюдение за воздухом во время прогулок. Дидактическая игра «Живое и неживое». Опыты и эксперименты с водой и воздухом. Чтение экологической литературы. Опыты с водой, снегом.

Материал. 

Демонстрационный материал: Глобус, резиновая груша, кусочек мела, банка с водой, стакан, кусок резины, резиновая игрушка. Весы. Панно «Берегите воздух»;  (улицы города с домами, без деревьев).

Раздаточный материал: Камешки, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, соломинка, кораблики из пенопласта; нарисованные на бумаге силуэты человеческого тела и деревья с густой кроной; карандаши.

Ход организованной образовательной деятельности.

Дети с воспитателем входят в группу.

Воспитатель (покрутив глобус). Ребята, как вы думаете, в какой цвет окрашена большая часть нашей планеты? (В голубой)  Что им обозначают? (Им обозначают моря, океаны, реки, озера, все — водное пространство). Давайте поиграем. Я назову слова, а вы скажете, что здесь лишнее:

 Северный ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический, Африка. (Африка, потому что остальные слова — это названия океанов).

Воспитатель. Сколько океанов вы знаете? (Четыре)

Почему вы исключили слово Африка? (Это материк или суша)

Воспитатель. Ребята, я хочу вам открыть одну тайну. Оказывается, суша является дном самого большого — пятого океана. Но не водного, а какого?

Отгадайте загадку.

Он — прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ,

Невесомою косынкой Он укутывает нас.

Воспитатель. Как вы думаете: что это за невидимка? (Воздух)

Правильно, воздух везде: вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе. Может заполнить любое пространство.

Так как называют пятый океан? (Воздушный)

Чем похожи воздушный и водный океаны? (Оба населены объектами живой и неживой природы - растения, животные, камни, песок).

А в чем их отличия? (Водный океан — все эти объекты окружает вода, а в воздушном — воздух).

А хотите больше узнать о воздухе? Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием.

Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдем в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Опыт с камнем.

Воспитатель. Возьмите в руки камешек. Сожмите его в руке. Какой он на ощупь? (Твердый, жесткий, крепкий.) Камень — это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать? (Ответы Детей).

Воспитатель. Давайте поиграем? Поймайте воздух ладонями, сожмите его.

Можно ли это сделать? (Нет, нельзя).

Делаем вывод: воздух — не твердое тело.

(Воспитатель показывает карточку-схему № 1)

Опыт с водой.

Воспитатель. Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса) Что умеет делать вода? (Вода течет, бежит, струится, мурчит.) Что же такое вода? (Вода — это жидкость.) Назовите другие жидкости. (Сок кефир, молоко, кисель.)

Опыты с воздухом.

Воспитатель. Мы уже знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он — не твердое тело. Можно ли сказать о воздухе, что это жидкость? (Нет)

Почему? (Воздух не течет, его нельзя пить, значит, он — не жидкость.) Можно сделать вывод: воздух — не твердое тело и не жидкость. Воздух — это газ. Какой он? (Невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха). Вот наше открытие.

(Воспитатель показывает карточки-схемы № 2 и № З)

Продолжим исследования.

Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт 1.  Возьмите полиэтиленовый пакет и повторите за мной (воспитатель ловит пакетом воздух, быстро перехватывает руками края наполнившегося пакета).

Что случилось с пакетом? (Он стал выпуклым).

Почему? (Дети делают вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.)

Опыт 2. Помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (Ветерок, воздух движется)

Давайте поиграем. Я превращаю вас в ветер. Возьмите лодочки и опустите их на воду. Легкий ветерок дует на них - они плывут. Ветер усиливается — скорость передвижения лодок увеличивается. А вот и буря начинается. Лодки могут потерпеть крушение. Вам понравилось играть с воздухом дети? (Играть, конечно, интересно, но и страшно. Сильный ветер может наделать много беды, он опасен).

Делаем вывод: Движение воздуха мы можем ощущать.

(Воспитатель показывает карточку-схему № 4)

Физкультминутка.

Ветер  веет         над полями,                                           (Дети плавно качаю руками

И  качается  трава        над головой)

Облако плывет над нами,                           (Потягивание рук вверх)

Словно белая гора

Ветер пыль над полем носит.        (Наклоны: вправо- влево,

Наклоняются  колосья                                                               вперед-назад)

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот

Мы взбираемся на холм, Там немного отдохнем.

(Ходьба на месте)

                                                                                       (Дети садятся)

Воспитатель. Воздух есть везде. Проверим это.

Опыт 1. Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?

(Свист, воздух с шумом выходит из груши.)

Опыт 2. Закроем пальцем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает? (Ответы детей.) Делаем вывод: воздух, находящийся в груше, мешает ее сжать.

(Нарисуйте то, в чем еще может спрятаться воздух.)

Опыт 3. Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.)

Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? (Воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле.)

А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

Занимает ли воздух место?

Опыт 1. Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода в стакан не вливается.) Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему? (Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей)

Делаем вывод: воздух занимает место.

(Воспитатель показывает карточку-схему № 5)

Имеет ли воздух вес?

Опыт 2. Возьмем кусочек резины и бросим в воду. Что случилось? (Он утонул). Опустим в воду резиновую игрушку. (Она не тонет.) Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? (Предположения детей.) Что у нее внутри? (Воздух.)

Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

(Воспитатель показывает карточку-схему № 6)

Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха? (Воздух занимает место и имеет вес.) Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух? (Чтобы дышать).

Теперь я предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт 1. Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в нее подуем.  Что вы наблюдаете? (Пузырьки воздуха.) Да, и это доказывает - чем мы дышим (воздухом).

Прошу вас подойти к столам, нарисовать; а потом и рассказать, как дышит человек, как воздух проникает в организм.

(Дети работают с бумажными силуэтами человеческого тела и рассказывают о системе дыхания).

Воспитатель. Как можно самому провести эксперимент? (Надо положить руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Это же происходит с легкими при дыхании.)

Опыт 1. Возьмем воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими легкими? (При вдохе.) Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с легкими? (При выдохе.) Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело.

Правильно, делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.

Опыт 2. Плотно закройте рот; а нос зажмите пальцами. Что вы почувствовали? (Дышать трудно без воздуха, можно задохнуться).

Делаем вывод: Без дыхания жизни нет.

(Воспитатель показывает карточку-схему № 7)

Воспитатель. Кому воздух не нужен? (Дети называют объекты неживой природы).

Воспитатель. У вас на столах лежат карточки. Обведите красным карандашом объекты живой природы, а синим - объекты неживой  природы. Поменяйтесь карточками с товарищем и проверьте, правильно ли он выполнил работу.

Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.

Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.

Возьмите на столе и аккуратно откройте баночки. Что вы почувствовали? Какие запахи? (Пахнет лимоном, яблоком, апельсином, чесноком)

Воспитатель. Запах лимона смешался с воздухом. Каким стал воздух? (Лимонным; яблока - яблочным: апельсина - апельсиновым: чеснока - чесночным).

Чесночный запах полезен: им хорошо дышать при гриппе.

А что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей.)

Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым ? (Сажать больше цветов, деревьев.)

Давайте посадим деревья.

(Дети оформляют панно "берегите воздух", прикрепляя силуэты деревьев).

Воспитатель. Давайте вспомним с каким океаном мы сегодня познакомились? (С воздушным)

Чем он отличается от Тихого океана, Атлантического. Северного Ледовитого? (Тем, что объекты живой и неживой природы в них окружает вода, а в воздушном океане - воздух).

Посмотрите на карточки и вспомните, с какими свойствами воздуха  вы  позна-комились. (Ответы детей)

Воспитатель. У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: коснитесь друг друга ладошками, и возьмите на память солнышко, а если что-то не понравилось - тучку.  (Дети берут награды).

Воспитатель. До свидания, ребята! Мне было приятно вместе с вами работать в нашей лаборатории.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итоговой непосредственно – образовательной деятельности по области «Познание» (ФЭМП) на тему «Путешествие в страну Математики»

НОД разработано для детей старшей группы. Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная....

Непосредственно образовательная деятельность по области "Познание" КВН на тему "Времена года"

Обобщение и систематизирование представлений о временах года. Поддерживать у детей интерес через нетрадиционную форму проведения образовательной деятельности к явлениям живой и неживой природы....

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в области «Познание/Коммуникация» на тему «Путешествие на воздушном шаре» во 2 младшей группе

Форма проведения: Путешествие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по зимним сказкам»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные во...

Непосредственно образовательная деятельность по области "Познание" КВН на тему "Времена года"

Обобщение и систематизирование представлений о временах года. Поддерживать у детей интерес через нетрадиционную форму проведения образовательной деятельности к явлениям живой и неживой природы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познание (ФЦКМ)» на тему: «Удивительные пузыри».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познание (ФЦКМ)» на тему:«Удивительные пузыри». Цель:Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области Познание. Природное окружение. Тема "Как звери к зиме готовятся". 2 младшая группа.

Занятие для детей 2 младшей группы.Задачи:- формировать умение детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы ...