Конспект непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» (ФЦКМ) на тему: «Путешествие по зимним сказкам»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Предложенный мною конспект является  авторским конспектом, безусловно, с привлечением  материала из художественных произведений, объединенного общим сюжетом «Путешествие по зимним сказкам».        Содержание работы заключается в подборе материала, объединенного единым сюжетом и непосредственном участии  детей при реализации сюжета образовательной деятельности. Ребёнку предлагается стать участником действия, оказать помощь героям сказок. По ходу развития сказочного сюжета у ребёнка появляется необходимость опосредованно, от имени героя, выражать своё отношение к происходящему, то есть проговаривать, а наличие модулей, заготовок вызывает желание взять в руки и произвести какие-либо действия. Это способствует развитию мелкой моторики ребёнка, а согласованные действия слова и движения руки облегчают коммуникативный процесс.

   Использование современных педагогических технологий (технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, технология музыкального воздействия, мультимедийные технологии) позволяет расширять кругозор воспитанников, развивает познавательную деятельность; формирует способность к сотрудничеству, чувство коллективизма, коммуникативные качества личности детей. Технология музыкального воздействия (запись звуков: пение птиц, вой ветра, плач) используются в качестве вспомогательного средства для поддержания интереса, повышения эмоционального настроя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 32

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности в области «Познание» (ФЦКМ)

для детей старшей группы

 на тему: «Путешествие по зимним сказкам»

                                                         

                                                                                Подготовила

                                                                               старший воспитатель

                                                                          Неклюенко Людмила Анатольевна

                                                                                                                                                               

ст. Каневская

2014г.

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности для детей старшей группы

Тема: «Путешествие по зимним сказкам»

Программные задачи:

Образовательные:

  • прививать детям любовь к природе, продолжать учить видеть и чувствовать красоту и характер зимней природы;
  •  уточнить знания о времени года - зима, её приметах;
  • содействовать усвоению знаний об изменениях в живой природе зимой (вода превратилась в лед, остались зимовать зимующие птицы); о взаимосвязях в природных явлениях.
  • пополнить  речь прилагательными;
  •  повышать интерес детей к различным видам деятельности через сказку.

Развивающие:

  • развивать в детях оригинальное творческое восприятие содержания знакомых сказок смешивать несколько сюжетов в один;
  • стимулировать развитие внимания, воображения,  мышления;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление оказывать помощь тем, кто в этом нуждается;
  • воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству;
  • воспитывать навыки  взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности. 

Использование современных педагогических технологий:

- технология сотрудничества - для реализации партнёрства в отношениях педагога и ребёнка;

- игровые технологии:

    дидактические: загадки о зиме, показ картин о зиме - расширяется  кругозор воспитанников, развивается познавательная деятельность;

    воспитывающие: хороводная  игра «Зимушка - зима» - способность к сотрудничеству,  коммуникативные качества личности детей;

    развивающие: игра «Что лишнее и почему?», «Расставь картины» - развиваются внимание, память, речь, мышление, воображение;

    социализирующие: хороводная  игра – развитие совместных действий.

 - здоровьесберегающие технологии: этюд «Зимний лес»,   хороводная игра, направлены на сохранение здоровья ребенка;

- технология музыкального воздействия: музыка П. И. Чайковского «Времена года» («Январь»), музыка П. И. Чайковского «Времена года» («Апрель»(Подснежник)),      этюд «Зимний лес» с музыкальным сопровождением; запись звуков: стук копыт, вой ветра - используются в качестве вспомогательного средства для поддержания интереса, повышения эмоционального настроя.

- мультимедийные технологии: используется  программа Microsoft PowerPoint – презентация «Путешествие по зимним сказкам» для привлечения внимания и развития активности воспитанников в процессе обучения; способствующая более эффективному усвоению знаний.

- развивающее обучение: «Расставь картины», «Что лишнее» - используются  развивающие приемы для развития высших психических функций дошкольников: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи.

Предварительная работа: разучивание хороводной игры «Зимушка - зима», чтение сказок «Мороз Иванович», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев»; инсценирование эпизодов из сказок;  разучивание загадок, стихов; проведение  экспериментов с водой, льдом, снегом; изготовлении «соляных веточек»,  цветных ледышек разной формы,

создание презентации «Путешествие по зимним сказкам», наблюдение, рассматривание картин о зиме.

Используемые методы и приемы: приемы привлечения внимания детей, обеспечение эмоциональности и интереса, приемы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утомляемости детей,  сочетание индивидуальной и фронтальной работы, воспитательные моменты,  контроль за речью детей, выявление и своевременное исправление допущенных ошибок, адекватность предъявляемых требований с учетом возрастных возможностей и особенностей личности каждого ребенка, доступность и четкость формулировки вопросов, наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов.

Интеграция образовательных областей:  коммуникация, познание (формирование целостной картины мира), здоровье, музыка, художественное творчество, социализация, физическая культура, чтение художественной литературы.

Оборудование: мультимедийная установка, экран,  магнитофон,  колокольчик,       блюдо и яблоко (один магнит крепится к муляжу яблока, а второй передвигается с тыльной стороны блюда), сундучок,  зимние веточки,  «ствол дерева» с отверстиями для веточек, заготовки для подснежников (стебелек на подставке),   корзина для подснежников, по две деревянные ложки на  каждого ребенка, подушка-перина записи звуков,                                                                  

 (стук копыт, вой ветра) и музыкального сопровождения этюда «Зимний лес», музыка П.И.Чайковского «Времена года»(«Январь», «Апрель»(Подснежник)

Ход образовательной деятельности

Организационный момент:

Воспитатель звенит колокольчиком.

                         Тише, тише, тишина, приходит к детям старина.

                         Старина-старинушка

                          вместе с русской зимушкой.

                          В сказку дверь я отворю,

                          за собою позову.

                          Скажем дружно: «Раз-два-три!»

                          Сказка к нам скорей приди!

                          (звучит русская народная мелодия)

1.Вводная часть:

 (Слайд № 2 Бабушка  - сказительница)

(Голос за кадром) Здравствуйте, ребятишки, девчушки и мальчишки! Хожу я по белу свету, сказки сказываю, да уму разуму у  добрых людей учусь. Вот и к вам пришла, да не с пустыми руками  - сундучок волшебный принесла. Любите вы сказки слушать? А загадки разгадывать умеете? Ну что ж, сундучок мой вам загадки загадает, кто смышленый разгадает.

Воспитатель:  Помогите мне ребятки отгадать эти загадки? (открывает сундучок и загадывает загадки)

  • Он вошел - никто не видел,

 Он сказал - никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

          А на окнах вырос лес. (Мороз.) (слайд № 3)  

  • Гуляет в поле, да не конь.

     Летает на воле, да не птица. (Вьюга.) (слайд № 4)  

             

  • Бел, как мел,

          С неба прилетел:

          Зиму пролежал,

          В землю убежал. (Снег.) (слайд № 5)

  • Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает (слайд № 6)

Правильно, дети,  зимой.

2.Основная часть:

Воспитатель: Русский народ очень любил  морозную зиму и издавна придумывал о ней различные пословицы.

Месяц январь – зимы государь

У февраля два друга – метель да вьюга

В феврале зима с весной встречается впервой

Кто назовет еще пословицы?(Ответы)

Воспитатель:

Веселятся все вокруг,

Дети встали дружно в круг

Хоровод «Зимушка - зима»: 

Что случилось за окном?

Снег поземкой вьется. (боковые махи руками вперед-назад)

Это зимушка-зима весело смеётся. (правая рука вперед, левая рука вверх )

Белая, белая, белая метелица (махи обеими руками над головой)

Снег кружится и метет,

По дорожкам стелется (короткие взмахи, изображая падающий снег)

 (сл.З.Я.Роот)

Воспитатель: А теперь пришла пора  поиграть.

Игровые  упражнения: «Расставь картины» (дети соотносят изображение с названием месяца),  «Что лишнее»  (определить лишнее, не подходящие к зиме изображения, объяснить почему). 

Воспитатель: Молодцы,  справились с заданием.

    Кто мне ответит, о каком времени года загадал загадки нам волшебный сундучок? Самое волшебное время года, пожалуй, зима. Она дарит самые весёлые забавы, самые интересные сказки долгими, зимними вечерами. И у нас сегодня сказки будут морозные, зимние. Где мои помощники - серебряное блюдечко, да наливное яблочко?

                                      Засиделись, чай, с утра,

                                      Уж и в сказочку пора!

                                    «Катись, катись яблочко - по серебряному блюдечку.

                                     (вращает яблочко по блюду)

                                      Покажи нам сказочку, да не простую, а зимнюю.

                                      А наши ребятушки глазки закрыли...

                                      Итак, глазки открываются,

                                      Сказка начинается ».

                                     (запись звуков: вой ветра)

Воспитатель: Оглянитесь вокруг. Яблочко наливное привело нас в зимний лес. (Слайд № 7)Не зря зимушку называют волшебницей, лишь она способна за одну ночь создать совершенно новую картину в природе. Прислушайтесь, как скрипит снег под ногами, от мороза потрескивают ветви деревьев. Изредка слышен  щебет птиц.  Кто мне назовет зимующих  птиц (дети называют птиц). (Слайд №8-11) Почему эти птицы не улетели в теплые края?

   Давайте с вами, ребята, изобразим сказочный зимний лес. (дети берут « соляные веточки») (под музыкальное сопровождение исполняют творческую импровизацию «Зимний лес»).

Воспитатель:  Молодцы, настоящий зимний лес получился у нас с вами. (В предварительно подготовленный ствол дерева вставляют  веточки ). Прислушайтесь, слышится стук копыт. (запись: стук копыт)

Воспитатель:   Слышен, слышен стук копыт,  по лесочку конь бежит.

 Ребята,  возьмите  деревянные ложки, и мы с вами изобразим стук копыт.

Воспитатель: Да это же старик везет на санях мерзлую рыбу. Лиса увидела рыбку, хочет поживиться. Решила мужика обмануть. Да и обманула. (Слайд №12) Потом перетаскала всю рыбу к себе в нору, села у норы и рыбку кушает. (Слайд №13 )

Бежит Волк. Здравствуй, сестрица! Что кушаешь? (Слайд №14 )

Отвечает Лиса:  Рыбку. Здравствуй, братец.

Волк говорит:   Дай мне хоть одну. А лиса ему в ответ:

Налови сам, да и кушай.

Волк. - Я не умею.

Лиса. Эка невидаль. Ведь я же наловила. Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика». Рыба к тебе сама на хвост прицепится. Да смотри, сиди подольше, а то не выловишь.

Воспитатель выставляет таз с подмороженной водой.

Воспитатель: И у нас появился ледок. Это мороз постарался, сковал воду своим холодом и превратил в лед.

Ребята, представьте, что волк прибежал на замерзшую речку. Что нужно сделать, чтобы он наловил рыбу?

Правильно, необходимо сделать прорубь. Мы с вами топорики в руки возьмем и прорубь прорубим. (Физминутка)

Что ж, теперь наш волчок-серый бочок столько рыбы наловит ... (Слайд №15 ) Или не наловит? Чем сказка-то закончилась? (Рассказ детей) Молодцы, ребята.

Воспитатель берет блюдо и яблочко.

                                      «Катись, катись яблочко - по серебряному блюдечку.

                                        Покажи нам сказочку, да не простую, а зимнюю.

                                       А наши ребятушки глазки закрыли...

                                       Итак, глазки открываются,

                                       Сказка начинается ».

                                       Мы сейчас, друзья, не в зале,

                                       В сказку новую попали.

                                       (звуковой фрагмент: «Вой ветра»)

Воспитатель:  Что-то холодом повеяло.

                                       Ветер воет, снег кружится,

                                       На деревья всё ложится.

                                       А дороги замело,

                                      И вокруг белым — бело. (Слайд №16  из сказки «Двенадцать месяцев»)

(Голос за кадром)  Настя:                        

                                     Что мне делать, как мне быть?

                                      Где цветы мне раздобыть?

                                      Как же я домой приду,

                                      Коль цветов я не найду?  

 Воспитатель:             Здравствуй, красная девица!

                                      Как тебя зовут?

(Голос за кадром): Настя!        

                 

 Воспитатель:          Что ты, Настенька, по лесу в такую погоду ходишь? Да ещё с корзинкой?

(Голос за кадром)  Настя:                

                                      Ой, не по своей воле хожу.

                                      Злая мачеха велела мне подснежников нарвать и без них не  возвращаться.

Воспитатель:    Ребята, я догадалась,  в какую сказку мы с вами попали. А вы?

Правильно. «Двенадцать месяцев».(Слайд № 17) Давайте вспомним названия зимних месяцев, с которыми повстречалась Настенька у костра. (Декабрь, январь, февраль) Задала тебе мачеха задачу, Настенька.      Ну что, ребята,  поможем девочке?  Настенька, маменька с сестрицей явно что-то перепутали.

  Скажите, детки, цветы подснежники зимой, в декабре месяце цветут? Нет. А в какое время года они цветут? Весной. Подснежники — весенние цветы.

Воспитатель:    Как помочь нашей Настеньке? (предположения детей) Я, кажется, знаю, ребята. Мы соберём полную корзинку подснежников. Настенька, а ты только успевай собирать. (на предварительно заготовленные стебельки крепят лепестки (из тыквенных семян))     (звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» («Апрель»(Подснежник)),    (Слайд № 18 Настенька собирает подснежники)    

 (Голос за кадром)  Настя:            

                                     Не знаю я, как благодарить вас, ребята.

Воспитатель:            Это тебе, Настенька, за сердце доброе!

                                     И в беде, и в радости мы твои друзья!

                                     Счастливого тебе пути!

Ждёт нас в гости еще сказочка.

                                     «Катись, катись яблочко - по серебряному блюдечку.

                                       Покажи нам сказочку, да не простую, а зимнюю.

                                       А наши ребятушки глазки закрыли...

                                       Итак, глазки открываются,

                                       Сказка  следующая начинается ».

Воспитатель: Жили-были на свете две девицы: Радивица и Ленивица.(Слайд № 19) Радивица рано утром проснется, воды нанесет, печку затопит, пирогов напечет, о бабушке позаботится. А Ленивица? Почему ее так назвали, доскажите?

Дети рассказывают.

А помните, как они у Мороза Ивановича оказались? (Слайд № 20) Правильно, ведерко упало в колодец. И очутились девицы по очереди у Мороза Ивановича в гостях. (Слайд № 21) Радивицу он одарил златом и серебром за доброту и умение. А вот Ленивицу…

Мороз Иванович: А ты, девица, воды наноси, вот ведерки стоят.

Ленивица. А у нас дома сестрица воду носила.

Мороз Иванович. Тогда, девица, рубаху почини. (Слайд № 22)

Ленивица. А у нас дома я этого не делала. (Слайд №23 )

Мороз Иванович.  Ну, тогда перину мою взбей непростую, а снежную. Как взобьешь, полетят на землю снежинки-пушинки. (Слайд № 24)

Ленивица. Перина-то тяжелая, я ее не подниму. И без снежинок обойдемся. Давай скорее золото да серебро.

Воспитатель: Ребята, что за зима без снега? Давайте Морозу Ивановичу поможем перину снежную взбить и Ленивицу научим. (взбивают). А теперь в снежки поиграем. (играют в снежки)

Воспитатель: Мороз Иванович и говорит:  Ну что ж, девица-красавица, вот тебе подарок от Мороза Ивановича за усердие и доброту. Что Мороз Иванович подарил Ленивице? Ожерелье. Посмотрите какое. (замороженные цветные ледышки прикреплены на нитку).

А вот и наша Ленивица.

(Голос за кадром) Ленивица. Посмотрите, какое ожерелье мне подарил Мороз Иванович. А я ничего и не делала. (Слайд №24)

Воспитатель. А где же у тебя ожерелье? Ребята, что случилось с ним?

Это были цветные ледышки, которые от тепла растаяли.

Вот так, Ленивица, по заслугам и награда.

Не заметили мы  ребята, как время пролетело, пора домой нам возвращаться.

                                     Ну-ка, яблочко, катись

                                     по серебряному блюдечку

                                     Верни нас с ребятами в детский сад.

                                     Мы из сказки прям сейчас

                                     Попадем-ка в наш детсад.

 (Голос за кадром) (Слайд №25) Бабушка – сказительница: Уж ты, зимушка-зима, зима вьюжлива была, все кутила, все мела - примораживала, сказки детушкам - ребятушкам рассказывала. Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец. Хорошо было с вами, ребята, интересно, познавательно путешествовать по зимним сказкам. Пришло время расставаться.  Пойду дальше по белому свету сказки сказывать, уму разуму учиться. Ведь учиться-то никогда не поздно. До свидания, ребята. До скорой встречи!

Итог образовательной деятельности.

Вопросы педагога: «Что понравилось?», «Что запомнилось?», «Почему?»  «Понравилась ли путешествовать по сказкам?», «С каким временем года связаны эти сказки?», «С героями каких сказок встретились?», «Чем смогли им помочь?», «Готовы ли отправиться в путешествие по осенним, весенним сказкам» и т. д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познание» по ФЭМП во II мл. гр. Тема: Путешествие в сказку «Маша и Медведь».

Занятие для детей второй младшей группы по формированию элементарных математических представлений....

Конспект итоговой непосредственно – образовательной деятельности по области «Познание» (ФЭМП) на тему «Путешествие в страну Математики»

НОД разработано для детей старшей группы. Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познание (ФЦКМ)» на тему: «Удивительные пузыри».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области «Познание (ФЦКМ)» на тему:«Удивительные пузыри». Цель:Познакомить детей со способами образования мыльных пузырей....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области Познание. Природное окружение. Тема "Как звери к зиме готовятся". 2 младшая группа.

Занятие для детей 2 младшей группы.Задачи:- формировать умение детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО Познание (ФЦКМ) на тему: «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: закрепление  знания детей о ценностях хлеба для человека, формирование бережного отношение к хлебу. Задачи:Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Расширять пре...