народная культура и традиции
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Верхатурцева Анастасия Олеговна

календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._narodnaya_kultura_i_traditsii.docx668.33 КБ

Предварительный просмотр:

http://s008.radikal.ru/i304/1209/f7/3497db726dd5.pnghttp://s008.radikal.ru/i304/1209/f7/3497db726dd5.png 

Тема недели: «Народная культура и традиции» с 12.10 по 16.10

Цель:  1. Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.

2. Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.

3. Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).

Итоговое мероприятие:  «Народная культура»

Форма итогового мероприятия: выставка детских работ

Дата проведения итогового мероприятия: 16.10.

 Ответственный за его проведение: Верхатурцева А.О.

Образовательная деятельность в семье по теме недели:

- рассматривание книг, обсуждение;

- рассматривание предметов на тему «Русской избы»,  

- подвижные игры с детьми: с бегом; «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»;  

- посетить музей декоративно-прикладного искусства;

- нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;

- рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы»;

- рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т.п.).

Индивидуальная работа с детьми: 12.10. - Помочь при постройки домика Карина К.

Индивидуальная работа по развитию движений с Вова У., Даша К. Воспитание культурно-гигиенических навыков: «Как нужно правильно мыть руки и для чего это нужно?»  Проша З.,  Беседа «Как вести себя в детском саду» Ксюша С.

13.10.-

14.10.-

15.10. - Помочь при лепке коня Эмиль Х. Воспитание культурно-гигиенических навыков:

помогаем друг другу одеваться – Виталя Т., Вика Б. Индивидуальная работа по развитию движений Степа Т., Даша С. Повторить выученную песню София Б.

16.10. - Индивидуальная работа по рисованию элементов Городецкой росписи (ягодки, завитки) Есения И. Индивидуальная работа по развитию движений  Женя Л., Лиза В. Воспитание культурно-гигиенических навыков: помогаем друг другу одеваться –Веня Д.,, Дима К.

Комплекс утренней гимнастики: комплекс № 6

Комплекс артикуляционной гимнастики:

Комплекс гимнастики после сна: комплекс № 3 «Детки резвятся»

Дата 12.10

Цели и задачи: 1. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.

2. Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов.

3. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.

Индивидуальная работа

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

НОД

«Познание» (развитие кругозора) –  Тема: «Построим домик для маирешки» (Л.П.Куцакова «Конструирование из строительного материала» Тема: 2. Домики, сарайчики)

ОД в режимных моментах

Утро:

- Беседа  «Что такое народная игрушка?», «Чем играли наши бабушки?».  Цель: познакомить с понятием «народная игрушка».

В уголке природы – «Комнатные растения в нашей группе» (правила и способы ухода), работа с календарем природы. Цель: учить детей работать с календарем погоды, фиксировать свои наблюдения; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

- Д/и «Узнай узор». Цель: закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.

- Хороводная игра: «Шла коза по лесу». Цель: познакомить с русско-хороводной игрой.

- Для слушания: Русские  народные песни. Цель: приобщать детей к музыке.

- Комплексы: утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика. Цель: систематизация физкультурно-оздоровительной работы в группе.

Гигиенические процедуры

 Продолжить работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков по плану на 1 квартал, используя:

  • - потешки поговорки, загадки; «Солнышко, колоколышко», при умывании, одевании на прогулку;
  • - потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса».
  • Цель: развивать у детей интерес к устно-народному творчеству.

- Содействовать выработке полезных привычек следить за чистотой тела (напоминать ребенку о необходимости мыть руки после пребывания на улице, после посещения туалета, перед едой; ежедневно мыть лицо, шею, ноги), следить за опрятностью одежды, прически.

Перед сном прослушивание Н. Варлей «Сказки перед сном». Цель: достичь максимальной релаксации детей.

Завтрак, обед, полдник, ужин:

- Совершенствовать ранее приобретенные детьми навыки. Цель: продолжить учить пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб.

- Ситуативные беседы о пользе витаминов в осенний период, которые содержатся в свежих овощах и фруктах.

- Закрепление умения есть вилкой второе блюдо и гарнир.

Прогулка

Картотека прогулок – Октябрь, прогулка 3.

Самостоятельная деятельность по выбору детей.

Вечер:

- Гимнастика после сна. Цель: систематизация физкультурно-оздоровительной работы в группе.

- Чтение русской народной  сказки «Петушок и бобовое зернышко». Цель: продолжить развивать у детей интерес к устно-народному творчеству.

- Рассматривание книг по теме недели. Цель: формирование интереса к детской книги.

- Наведение порядка в игровой комнате «Каждой вещи свое место». Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, развивать желание трудиться.

Вечерняя прогулка:

- Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»).

- П/и «Поймай бабочку». Цель: учить детей действовать по сигналу, ходить и бегать в рассыпную.

- Самостоятельная деятельность по выбору детей. Цель: учить детей развивать самостоятельность в игре, учить играть дружно.

- Элементарные трудовые поручения по уборке участка. Цель: поддерживать стремление малышей к участию в совместной трудовой деятельности.

Помочь при постройки домика Карина К.

Индивидуальная работа по развитию движений с Вова У., Даша К. Воспитание культурно-гигиенических навыков: «Как нужно правильно мыть руки и для чего это нужно?»  Проша З.,

Беседа «Как вести себя в детском саду» Ксюша С.

Организация самостоятельной деятельности детей

- народные игрушки;

- иллюстрации с народными игрушками;

- Д/и «Узнай узор»;

- музыка: Хороводная игра: «Шла коза по лесу»; русские  народные песни; Н. Варлей «Сказки перед сном»;

- книги по теме недели, стихи про витамины, овощи и фрукты, потешки поговорки, загадки; «Солнышко, колоколышко»; РНС «Петушок и бобовое зернышко».

Дата 15.10

Цели и задачи:  помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

Индивидуальная работа

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

НОД

«Коммуникация»/ «Чтение художественной литературы» - Занятие 3. Заучивание РНП «Тень- тень – потетень». (В.В. Гербова «Развитие речи»)

ОД в режимных моментах

Утро:

- «Русские посиделки»- изготовление  «Дымковского  коня». Цель: продолжать формировать интерес детей к народному творчеству - дымковской игрушке; закреплять навыки лепки народной игрушки из теста; воспитывать уважение к мастерам народного творчества.

- Работа с календарем природы. Цель: учить детей работать с календарем погоды, фиксировать свои наблюдения; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

- С/р игра «Ярмарка». Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

- Беседа по пословицам: «Господин доволен – хозяин рад», «Много гостей – много новостей». Цель: рассказать детям о мудрости русских пословиц.

- Слушание пьесы «Как мужик на гармошке играл». Цель: Цель: приобщать детей к музыке.

- Комплексы: утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика. Цель: систематизация физкультурно-оздоровительной работы в группе.

Гигиенические процедуры

 Продолжить работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков по плану на 1 квартал, используя:

  • - знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками; скороговорками; «Барабек», «Мешок». Цель: развивать у детей интерес к устно-народному творчеству.

- Содействовать выработке полезных привычек следить за чистотой тела (напоминать ребенку о необходимости мыть руки после пребывания на улице, после посещения туалета, перед едой; ежедневно мыть лицо, шею, ноги), следить за опрятностью одежды, прически.

Перед сном прослушивание Н. Варлей «Сказки перед сном». Цель: достичь максимальной релаксации детей.

Завтрак, обед, полдник, ужин:

- Совершенствовать ранее приобретенные детьми навыки. Цель: продолжить учить пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб.

- Ситуативные разговоры о составе блюд и пользе продуктов, используя художественного слова о еде, о приеме пищи. Цель: расширять представление о пользе продуктов питания.

- Закрепление умения есть вилкой второе блюдо и гарнир.

Прогулка

Картотека прогулок – Октябрь, прогулка 4.

Самостоятельная деятельность по выбору детей.

Вечер:

- Гимнастика после сна. Цель: систематизация физкультурно-оздоровительной работы в группе.

- «Мозаика» Составь узор. Цель: развитие мелкой моторики.

- Просмотр по видео «Гончар». Цель: продолжить знакомить с национальным декоративно прикладным искусством. 

- Рассматривание книг по теме недели, чтение. Цель: формирование интереса к детской книги и ее чтению.

- «Образцовый порядок группы» - (поддержание внешнего вида кукол, складывание строительного материала на полку). Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, развивать желание трудиться.

Вечерняя прогулка:

- Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»).

- П/и «Пройди по дорожке». Цель: упражнять детей в беге, ходьбе в указанном направлении, развивать равновесие.

- Самостоятельная деятельность по выбору детей. Цель: учить детей развивать самостоятельность в игре, учить играть дружно.

- Элементарные трудовые поручения по уборке участка. Цель: поддерживать стремление малышей к участию в совместной трудовой деятельности.

Помочь при лепке коня Эмиль Х.

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

помогаем друг другу одеваться – Виталя Т., Вика Б.

Индивидуальная работа по развитию движений

Степа Т., Даша С.

Повторить выученную песню София Б.

Организация самостоятельной деятельности детей

- иллюстрация «Дымковского  коня» и соленое тесто для лепки:

- атрибуты для с/р игра «Ярмарка»;

- «Мозаика» составления для составления узора;

- видео «Гончар»;

- музыка: пьесы «Как мужик на гармошке играл» ; Н. Варлей «Сказки перед сном»;

- книги по теме недели, небылицы и потешный фольклор – дразнилки; скороговорки; «Барабек», «Мешок»; художественное слово о еде, о приеме пищи.

Дата 16.10

Цели и задачи: Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования, познакомить с внешним обликом и особенностями росписи полхов-майданской матрешки, учить расписывать заготовку матрешки в стиле полхов- майданской            росписи, развивать эстетическое восприятие и воображение; формировать творческие и креативные способности детей, воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Индивидуальная работа

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

НОД

«Художественное творчество» (рисование). Тема: «Матрешки любят разные одежки».

ОД в режимных моментах

Утро:

- Д/и «Чей сувенир?». Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел; пробуждать интерес к талантам народных умельцев.

- Рассматривание посуды Гжельских мастеров. Альбомов декоративно прикладного искусства.

- Игра по развитию речи  «Расскажи сказку». Цель: развитие связной речи; закрепление знания РНС, памяти.

  • - Пение: рус. нар. песни «Кисонька - мурысонька». Цель: приобщать детей к музыке.

- Комплексы: утренняя гимнастика, артикуляционная гимнастика. Цель: систематизация физкультурно-оздоровительной работы в группе.

Гигиенические процедуры

 Продолжить работу по воспитанию культурно-гигиенических навыков по плану на 1квартал, используя:

  • - ситуативные разговоры о приспособлениях для умывания  (умывальник, таз с водой).

- "Носовой платок всегда со мной". Цель: Объяснить назначение носового платка, как правильно им пользоваться.

- Беседа "Как правильно снимать и вешать полотенце". Цель: формирование привычки аккуратно вешать полотенце на своё место за петлю.

Перед сном прослушивание Н. Варлей «Сказки перед сном». Цель: достичь максимальной релаксации детей.

Завтрак, обед, полдник, ужин:

- Совершенствовать ранее приобретенные детьми навыки. Цель: продолжить учить пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, не крошить хлеб.

- Беседа "Чем полезны фрукты и овощи". Цель:  формирование представлений о здоровой пище (фрукты и овощи).

- Закрепление умения есть вилкой второе блюдо и гарнир.

Прогулка

Картотека прогулок – Октябрь, прогулка 5.

Самостоятельная деятельность по выбору детей.

Вечер:

- Гимнастика после сна. Цель: систематизация физкультурно-оздоровительной работы в группе.

- Театральная игра «Эти мудрые русские сказки». Цель: прививать любовь к русскому народному фольклору.

- Сюжетно-ролевые игры – «Парикмахерская», «Семья» (день рождения).

- Чтение «Никита Кожемяка». Цель: познакомить с РНС.

- Рассматривание книг по теме недели, чтение. Цель: формирование интереса к детской книги и ее чтению.

- «Образцовый порядок группы» - (поддержание внешнего вида кукол, складывание строительного материала на полку). Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений, развивать желание трудиться.

Вечерняя прогулка:

- Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе («Что было, что стало?»).

- П/и «Пройди по дорожке». Цель: упражнять детей в беге, ходьбе в указанном направлении, развивать равновесие.

- Самостоятельная деятельность по выбору детей. Цель: учить детей развивать самостоятельность в игре, учить играть дружно.

- Элементарные трудовые поручения по уборке участка. Цель: поддерживать стремление малышей к участию в совместной трудовой деятельности.

Индивидуальная работа по рисованию элементов Городецкой росписи (ягодки, завитки) Есения И.

Индивидуальная работа по развитию движений

Женя Л., Лиза В.

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

помогаем друг другу одеваться –Веня Д.,, Дима К.

Организация самостоятельной деятельности детей

- Д/и «Чей сувенир?»;

- альбомов декоративно прикладного искусства;

- игра по развитию речи  «Расскажи сказку». Игра по развитию речи  «Расскажи сказку»;

- книги по теме недели, стихи про витамины, овощи и фрукты; «Никита Кожемяка»;

- атрибуты для театральной игры «Эти мудрые русские сказки»;

- атрибуты для рисования;

- атрибуты для с/р игры – «Парикмахерская», «Семья» (день рождения);

- музыка: рус. нар. песни «Кисонька - мурысонька»; Н. Варлей «Сказки перед сном».

  

Тема: «Матрешки любят разные одежки»

Задачи: Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования, познакомить с внешним обликом и особенностями росписи полхов-майданской матрешки, учить расписывать заготовку матрешки в стиле полхов- майданской            росписи, развивать эстетическое восприятие и воображение; формировать творческие и креативные способности детей, воспитывать уважение к труду народных умельцев.

Материал и оборудование: Игрушка матрешка, мольберт, заготовки матрешек, гуашь красного, синего, зеленого, желтого цветов, салфетки, кисточки.

http://dymka.teploruk.ru/i/resize/?c=nvBahiAqBdhuAel8bBC2bc5ycDel8btCguuChdpCds5eu5fiiyadhpdhobbibugfugogobsi_70

http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_509/7/d-6818/6818_html_287f5e35.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»

Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами  народной игрушки, самостоятельное и...

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Воспитательно - образовательный план Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».

ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С 2 АПРЕЛЯ ПО 6 АПРЕЛЯТема: Знакомство с народной культурой и традициями: «Народные праздники и традиции».Цель: Дать представление о наро...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...