Детско-родительский проект "Все профессии важны, все профессии нужны"
проект (средняя группа) на тему

Степанова Анастасия Витальевна

Проект по ранней профориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovyy_proekt.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка» Козловского района Чувашской Республики

Детско-родительский проект

«Все профессии важны,

все профессии нужны»

                                                                      Подготовила: Степанова А. В,

                                                                      воспитатель  первой

                                                                      квалификационной категории

Козловка -2016

Актуальность.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, который видит ребенок вокруг себя.  Но представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Чтобы расширить знания о разнообразии профессий было принято решение о создании детско-родительского проекта “Все профессии важны. Все профессии нужны”. Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с дошкольного возраста. Поэтому цель проекта — это познакомить детей с разнообразием профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых;
  • формировать начальные представления о разных профессиях;
  • знакомство с профессиями своих родителей;
  • стимулирования развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

Развивающие:

  • развивать умение включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий;
  • находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям;
  • воспитывать положительное отношение к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь;

Проект строится с учетом следующих принципов:

  1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
  2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
  3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
  4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
  5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
  6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

Проект долгосрочный, начинается с профориентации детей 4-5 лет. Имеет несколько этапов.

  1. Первый этап -  подготовительно-проектировочный:

- изучение методической литературы;

- определение целей, задач и принципов проекта;

-  составление плана совместной деятельности с детьми, родителями;

- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;

- создание развивающей среды;

- внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных;

- подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта;

- беседы с родителями о необходимости участия в проекте.

  1. Второй этап -  практический. Практический этап включает в себя цикл мероприятий по работе с детьми.
  1. Ранняя профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер, общее знакомство с миром профессий. Исходя из этого суждения, делаем вывод, что большой объем информации о мире профессий мы можем «черпать» из художественной литературы, которая сопровождает человека с первых лет его жизни. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.  В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Например: «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Высказать отношение к лени , например: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки». Подчеркнуть важность труда , например: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания. Загадывание загадок, как один из жанров фольклора, также способствует ознакомлению дошкольников с профессиями. При изучении художественной литературы одним из основных методов развития является рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях. Поэтому необходимо чтение произведений сопровождать показом иллюстраций. Рассматривая в книгах фотографии, картинки дети видят  одежду, рабочее место и другое.
  2. Организация экскурсий на базе детского сада и за ее пределами. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. Во время экскурсий рекомендуется организовывать встречи с представителями разных профессий. Чтобы «оживить» эти встречи, необходимо заранее провести с дошкольниками подготовительную работу по тем профессиям, с представителями которых ожидается встреча. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы. Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастѐт, если они смогут принять в нѐм хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, еѐ назначение. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное.  В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.
  3. Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности можно формировать знания, развивать интерес к профессиям, труду взрослых через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.
    Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли различных специальностей. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в развитии личности ребенка.
    Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.
  4. Взаимодействие с родителями - особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Родители проводят мастер — классы с детьми, где раскрывают вид деятельности в которой работают, особенности своей специальности.
  1. Третий этап — обобщающе-результативный.  Ожидаемый результат:

- вызвать интерес к окружающему миру;

- расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

- помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг;

- поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;

- обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком.

- Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)

Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...

Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...

Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).

Краткосрочный  проект  с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....

Конспект занятия Тема «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности.Коммуникация.подготовительная группаТема «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель:Уточнить и обобщ...

Методическая разработка в номинации "Все профессии важны, все профессии нужны" по теме "Самые нужные профессии"

Методическая разработка по номинации "Все профессии важны, все профессии нужны" содержит теоретический и практический материал реализации занятия по теме "Самые важные профессии"....