Детско-родительский проект "Все профессии важны, все профессии нужны"
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка» Козловского района Чувашской Республики
Детско-родительский проект
«Все профессии важны,
все профессии нужны»
Подготовила: Степанова А. В,
воспитатель первой
квалификационной категории
Козловка -2016
Актуальность.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, который видит ребенок вокруг себя. Но представления о профессиях у ребенка ограничены его небогатым жизненным опытом. Чтобы расширить знания о разнообразии профессий было принято решение о создании детско-родительского проекта “Все профессии важны. Все профессии нужны”. Формирование представлений детей о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире. И начинать знакомство с профессиями нужно именно с дошкольного возраста. Поэтому цель проекта — это познакомить детей с разнообразием профессий и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых;
- формировать начальные представления о разных профессиях;
- знакомство с профессиями своих родителей;
- стимулирования развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
Развивающие:
- развивать умение включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий;
- находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов.
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения и благодарности к близким и незнакомым людям;
- воспитывать положительное отношение к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь;
Проект строится с учетом следующих принципов:
- Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
- Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
- Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
- Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
- Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).
- Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
Проект долгосрочный, начинается с профориентации детей 4-5 лет. Имеет несколько этапов.
- Первый этап - подготовительно-проектировочный:
- изучение методической литературы;
- определение целей, задач и принципов проекта;
- составление плана совместной деятельности с детьми, родителями;
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;
- создание развивающей среды;
- внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных;
- подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта;
- беседы с родителями о необходимости участия в проекте.
- Второй этап - практический. Практический этап включает в себя цикл мероприятий по работе с детьми.
- Ранняя профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер, общее знакомство с миром профессий. Исходя из этого суждения, делаем вывод, что большой объем информации о мире профессий мы можем «черпать» из художественной литературы, которая сопровождает человека с первых лет его жизни. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда. В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Например: «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Высказать отношение к лени , например: «У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки». Подчеркнуть важность труда , например: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания. Загадывание загадок, как один из жанров фольклора, также способствует ознакомлению дошкольников с профессиями. При изучении художественной литературы одним из основных методов развития является рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях. Поэтому необходимо чтение произведений сопровождать показом иллюстраций. Рассматривая в книгах фотографии, картинки дети видят одежду, рабочее место и другое.
- Организация экскурсий на базе детского сада и за ее пределами. Опыт работы показывает, что экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения. Во время экскурсий рекомендуется организовывать встречи с представителями разных профессий. Чтобы «оживить» эти встречи, необходимо заранее провести с дошкольниками подготовительную работу по тем профессиям, с представителями которых ожидается встреча. В процессе экскурсии дети получают возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий человека той или иной профессии. Демонстрируя дошкольникам трудовые действия, взрослый должен производить их выразительно и привлекательно, комментировать каждую операцию, дать возможность детям задать вопросы. Интерес детей к наблюдаемому труду взрослых возрастѐт, если они смогут принять в нѐм хотя бы небольшое участие. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, дать им посильные поручения. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, они получают более точные и полные представления о труде взрослых. В ходе наблюдений за трудом взрослых необходимо обращать внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, еѐ назначение. В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно расширяя и углубляя их, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя известное. В наблюдении за трудом людей разных профессий детей сначала привлекают видимые действия людей, орудия труда, материалы. Помимо этого педагог должен обращать внимание детей на самого трудящегося человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Тогда наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно повлияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам. Педагог во время экскурсии может дополнить полученную информацию, рассказать о тех качествах, которыми должны обладать представители данных профессий, используя занимательный материал, стихи, загадки, пословицы. По возращению в группу с детьми обязательно нужно обсудить увиденное, возможно провести рисование по памяти «Что запомнилось?», «Что понравилось?». Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.
- Ведущий вид деятельности для ребенка - это игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. На занятиях и в свободной деятельности можно формировать знания, развивать интерес к профессиям, труду взрослых через игру и игровые приемы, ненавязчиво нацеливая воспитанников на будущую профессию.
Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли различных специальностей. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в развитии личности ребенка.
Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение. - Взаимодействие с родителями - особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Родители проводят мастер — классы с детьми, где раскрывают вид деятельности в которой работают, особенности своей специальности.
- Третий этап — обобщающе-результативный. Ожидаемый результат:
- вызвать интерес к окружающему миру;
- расширить у детей знания и представления о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);
- помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг;
- поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение;
- обеспечить активность ребенка в сложном процессе его становления Человеком.
- Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)
Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...
Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Конспект занятия Тема «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Конспектнепосредственно образовательной деятельности.Коммуникация.подготовительная группаТема «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны» Цель:Уточнить и обобщ...
Методическая разработка в номинации "Все профессии важны, все профессии нужны" по теме "Самые нужные профессии"
Методическая разработка по номинации "Все профессии важны, все профессии нужны" содержит теоретический и практический материал реализации занятия по теме "Самые важные профессии"....