Конспект открытого просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

 


Данное занятие направлено на формирование интереса детей к истории русской национальной культуры, развитие познавательной активности и любознательности детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;ознакомление с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания; активизацию и обогащение словарного запаса ребёнка названиями предметов быта русского народа; поддержание интереса детей к произведениям устного народного творчества; воспитание чувства патриотизма, любови к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»

Конспект открытого просмотра по познавательному развитию в старшей группе. 

Тема: «Знакомство с русской избой»

Воспитатель:

Рямова Надежда Николаевна

2016г.

Цель: формирование интереса детей к истории русской национальной культуры.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность и любознательность детей через ознакомление с бытом и традициями русских людей;
  • Продолжать знакомить с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания;
  • Активизировать и обогащать словарный запас названиями предметов быта русского народа;
  • Поддерживать интерес детей к произведениям устного народного творчества;
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением избы.
  • Беседа на тему «Домашняя утварь в русской семье».
  • Разучивание потешек, пословиц и поговорок, хороводов,  отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок.

Оборудование и материал:

  • Мини - изба с предметами быта (печь, ухват, лопата, чугунок, горшочек, сундук, прялка, люлечка и др.)

Раздаточный материал:  платки, рубахи, сарафаны.

Демонстрационный материал: предметы народного творчества (самодельные  куклы, лоскутное одеяло, вязаные и вышитые вещи)

Ход занятия:

Воспитатель:  Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Путь дорогу нам укажет волшебный клубочек.

«Ты катись, катись, клубок, с овражка на мосток, только сильно не спеши, нам дорожку укажи.» (бросает клубок)

Заведующая:  Здравствуйте, детишки малые  да люди добрые! Собрались мы с вами здесь посмотреть, полюбоваться, окунуться в русский быт и познакомиться с ним.

«Там не погреб, не чулан, не растёт за ним тюльпан, там есть светлая светлица, что завётся -  горница, есть и печка, и труба - это русская изба.»

Чтобы на посиделки в русскую избу попасть надо ворота найти да под ними пройти (проходят в ворота под мелодию «К нам гости пришли»)

Воспитатель: Вот уж в избу мы вошли, что ж тут видим, что нашли? Комнатка здесь небольшая, да красивая какая. На убранство поглядите,  да про всё мне расскажите… Присаживайтесь на лавочки, и гости дорогие проходите. (показывает место для гостей)

Сядем рядком да поговорим ладком.

Давным-давно дома строили из бревен, а как вы думаете, как называли такой дом?

Дети: – Изба.

Воспитатель:  Верно. Внимательно посмотрите да скажите что в избе самое главное?  Без чего в избе жить нельзя?

 Дети: – Печь.

Воспитатель:  Конечно же это печь. Неслучайно о ней говорили так: «Печь всему голова.»  Голова значит самая главная. Давайте подумаем,  почему самая главная?

Дети дают ответы.

Воспитатель: Да греет, лечит, сушит, кормит…  Без печи изба не изба. Не даром  народ наделял печь волшебными свойствами. Часто мы встречаем  образ русской печки в сказках.  Вспомните, в каких сказках встречается русская печка?

 Дети дают ответы.  (Гуси лебеди, По-Щучьему велению, Маша и Медведь, Колобок, Три поросенка, Волк и семеро козлят)

Воспитатель:  Главной пищей были щи и каша.

Ребёнок:  «Щи да каша пища наша.»

 Воспитатель: Угадайте, в чём вари «щи да кашу»  Кашу варит всем дружок круглобокий…

Дети: - Чугунок.

Воспитатель: А вот еще горшочек рядом стоит, в нем тоже еду варили. Даня, Вова выходите про чугунок и горшок расскажите.

Диалог детей:

Г: Черныш загарыш куда поехал?

Ч: Молчи кручёно-верчёно там же будешь!

Воспитатель: Интересно как же чугунок со щами или кашей в горячую печь ставили? А ведь вынимать еще опаснее. Для этого был у хозяйки помощник угадайте кто?

Бычок рогат в руках зажат

Ееду хватает а сам голодает.

Дети: Ухват.

(Дети переставляют чугунок при помощи ухвата, звучит мелодия.)

Воспитатель: Что-то маловато дров у печи осталось поможем заготовить дрова.

(физминутка)

В лес за дровами мы пойдем         или

за дровами в лес пойдем

и пилу с собой возьмем

вместе пилим мы бревно

очень толстое оно.

Чтоб дрова пролезли в печку

мы разрубим на дощечку.

После завтрака мы с вами

В лес поедем за дровами.

Пилим-пилим, пилим-пилим!

Быстро мы бревно осилим!

Рубим-рубим, рубим-рубим!

Топором работать будем.

Привезем домой дрова,

Сложим посреди двора.

Какие вы знаете пословицы или поговорки  про печь:

  • Если в печи жарко – значит, будет варка.
  • Что есть в печи всё на стол мечи.
  • Гости на печь глядят, видно, каши хотят.
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
  • Не печь кормит, а руки.

 Правильно не печь кормит, а руки.  В старину людям приходилось много трудиться и в поле, и в огороде, и дома. Например,  прясть. Нам расскажет Галина Павловна

1Й  родитель: (о прялке)

Угадайте загадку: « По горам по долам ходит шуба да кафтан» (Баран)

(читает стишок про барашка)  Стригут барана под машинку

Бочок кудрявенький и спинку.

Ведь каждый знает:

Через год другая шёрствка нарастёт.

А из этой шерсти нашей

Одежду тёплую мы свяжем.

Вот она барашкина шёрстка. (показать) Чтобы из неё связать варежки, нужно её расчесать специальными  чесалками (показать) А затем эту мягкую, пушистую шерсть превратить в нить с помощью прялки и веретена (показать как прясть - прикрепить кудель и скрутить нить).

Так и сидели женщины за прялкой долгими зимними вечерами. Чтобы скрасить тяжёлый труд, прялку украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. На некоторых прялках были надписи-дарственные, например,:«Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, тому дарю…».

Воспитатель: Но ведь не только люди трудились,  но и любили  играть

 (игра «Маланья»)

У Маланьи у старушки          (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показать избушку.)
Семь сыновей,                        
(Показать семь пальцев.)
Все без бровей,                       
(Очертить брови пальцами.)
Вот с такими ушами,             
(Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими носами             
(Показать длинный нос  пальцами.)
Вот с такими усами,              
(Очертить пальцами длинные “гусарские” усы.)
Вот с такой головой,             
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой бородой!            
(Показать руками большую окладистую бороду.)
Они не пили, не ели,             
(Одной рукой поднести ко рту “чашку”, другой – “ложку”.)
На Маланью все глядели,   
(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
И все делали вот так…         
(Дети показывают загаданные действия.)

2Й  родитель: ( о куклах)

  • Куколка Кубышка-травница наполнена сушеными душистыми травами
  • Отдарок-на-подарок такую куколку дарили гостям в ответ на подарки
  • Кукла «Ангелочек» её обычно делали на именины, чтобы задобрить своего ангела-хранителя.
  • Кукла на счастье – игровая кукла, одна из самых известных и любимых народных куколок.  Ей играли дети.
  • Кукла Пеленашка обережная куколка её делала беременная женщина перед родами (или даже во время, между схватками).

Воспитатель:  В каждой избе обязательно был красный угол. Красный означало красивый, главный, торжественный. В красном углу висели иконы, здесь же стоял стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара, и говорили так:

1 ребенок: сверху пар и снизу пар шипит наш русский самовар. Милости просим на чашечку чая.

2 ребенок: вот так мы живем - пряники жуем, чаем запиваем, всех в гости приглашаем.

Воспитатель:  Всех кормлю с охотою а сама безротая.

Дети: Ложка.

Воспитатель:  В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева… Даже в гости ходили со своей ложкой.  О ложке сложено много пословиц  и поговорок (дети передают ложку и говорят пословицу):

  • Запасливый гость без ложки не ходит
  • Красна ложка похлёбкой а не сухая
  • Дорога ложка к обеду
  • Не чего жевать так дайте ложку полизать
  • Был бы обед, а ложка сыщется.

Давайте посмотрим, что же в шкатулочке. Игра «Что было, что стало?»:

Сейчас Дом - а была - изба

Сейчас Плита - а была - печка

Сейчас Чайник - а был - самовар

Сейчас Кастрюля - а была - чугунок

Сейчас Шкаф - а был - сундук

Ой, ребята, слышите кто-то плачет… (слышится плач маленького ребенка, проходим в горницу)

3Й родитель: (о лоскутном  одеяле)

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Детки все по люлечкам…

Спят-поспят,

Всему миру спать велят.

Посмотрите, в какой красивой люлечке лежит наш малыш на мягком матрасике и подушечке, а укрыт тёплым одеялом, которое сшито из ярких разноцветных лоскутков.  Лоскутное одеяло сравнивали с многочисленной дружной семьей, а лоскутики – это члены этой семьи. Давайте споём ему колыбельную

(поют колыбельную):

 (уходят в избу)

4 родитель : тары бары растабары выпьем чай из самовара с сухарями сушками, со сладкими ватрушками. Вручает корзину с ватрушками, дети  пьют чай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: Герб, гимн города Терека.

Дети на занятии узнают значения символик:герб, гимн на примере родного города. Рзвивает патриотичекие чувства....

Конспект открытого просмотра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Краснодар – не просто город, Краснодар – любовь моя».

Конспект открытого просмотра по познавательному развитию детей  старшего дошкольного возраста      Тема: «Краснодар – не просто город, Краснодар – любовь моя»...

Конспект открытого итогового просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой».

Прежде всего это сформировать у детей представления о русской избе. А именно познакомить, что представляет собой русская изба: внутри, снаружи. Также познакомить детей с домашним бытом....

Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в старшей группе .Тема: «Волшебный лабиринт».

Дети В круг широкий, вижу я,  Встали все мои друзья.Мы сейчас пойдем налево,   А потом пойдем направо.В центре круга соберемся, И на место все вернемся.Улыбнемся, подмигнем,  Заним...

Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в старшей группе .Тема: «Путешествие в страну сказки и фантазии»

Воспитатель: дети, я сегодня  получила письмо,  давайте  посмотрим,  что  в  письме.Дети: давайте посмотрим.Воспитатель с детьми  открывают конверт  и...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в Африку».

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе.Тема: «Путешествие в Африку»....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Овощи

Конспект открытого занятия на начала учебного года по познавательному развитию в старшей группе. ТЕМА: ОВОЩИ.Программное сожержание:1)Закрепить знания детей об овощах.2)Учить находить сходства и отлич...