Календарно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию Тема недели: «Природа России»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Гладышева Юлия Николаевна

Календарно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию Тема недели: «Природа России» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастная группа: старшая

Тема недели: «Природа России»

Итоговое мероприятие: Викторина «Природа родного края»

День недели

дата

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Создание/ организация  предметно-пространственной  развивающей  образовательной среды  для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Понедельник

Тема «Русский лес-чудесный лес»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи: -расширять представления детей о животном и растительном мире средней полосы  России. («Познавательное развитие»);

-воспитывать бережное отношение к родной природе, воспитывать патриотические чувства. («Социально-коммуникативное развитие»);

- закреплять умение  участвовать в  разнообразных подвижных играх, способствующих координации движений. («Физическое развитие»).

- формировать умения отвечать навопросы,отгадывать загадки, развивать диалогическую речь. («Речевое развитие»).

Методы и приемы:

- практические: игровые

- наглядные: показ, рассматривание

- словесные: беседа, рассказ, объяснение.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации с изображением животных и растений средней полосы, юга России, Крайнего Севера.

Логика образовательной деятельности:

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России гражданско-патриотическое воспитание дошкольников стр 42.

Утро

-Утренняя гимнастика (на улице, на подвижных играх)

-Дидактическая игра “Назови правильно”

Цель:  учить детей узнавать предметы по характерным признакам

-Рассматривание иллюстраций деревьев нашего края.

-Настольная игра «Домино»
Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор.

-Рассматривание альбома «Все трудятся»

Цель: Продолжать знакомить с трудом взрослых (шофер, продавец, врач, воспитатель), его содержанием.

Формировать интерес к различным профессиям. Учить детей интересоваться работой родителей, знать, где они работают.

Прогулка 1

- Наблюдение за появлением цветов на фруктовых деревьях.

Цель: закрепить знания детей о природных весенних явлениях, учить бережно, обращаться с деревьями, не ломать веток, не обрывать листьев.

Инд.работа:

С подгруппой детей организовать игру «Подайте нужную фигуру»

Цель: закреплять знания детей об геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.д.)

Игры с выносным материалом:

- Игра «Транспорт», «ГИБДД»

-Подвижная игра «Гуси, гуси»

Цель: продолжать закреплять навык бега, умения играть по правилам.

Вечер

- гимнастика пробуждения

- С подгруппой детей провести игру «Что сказало нам лицо»

Цель: закреплять знания детей об эмоциональных состояниях человека (грусть, радость, злость, плач и т.д.)

-Чтение любимых сказок и беседа о характере героев (добрый - злой, умный – глупый и т.д.)

 -Хороводная игра «Ходит Ваня»

Цель: закрепить умения детей сочетать движения с текстом игры, умения выполнять выразительно танцевальные движения.

-Предложить подгруппе детей перед уходом домой навести порядок в игровом уголке: мальчикам - сложить аккуратно строительный материал, девочкам – навести порядок в кукольном уголке.

Прогулка 2

-Наблюдение за ветром с помощью флюгера.

Цель: расширять знания детей о природных явлениях.

Инд.работа: закрепление цифр с помощь. рисования палочкой на песке.

Игры с выносным материалом.

-Игра: «Строители»

учить детей задумывать сюжет до начала игры, распределять роли, согласно выбранному сюжету, осуществлять ролевое взаимодействие строители, руководитель стройки, водители машин: водовоз, самосвал, цементовоз.

-Подвижная игра:  «Бездомный заяц»

Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге

Обруч, цветные ленты.

Предметы быта на Руси.

Иллюстрациидеревьев: береза, тополь, рябина, дуб и т.д.

Настольная игра «Домино».

Альбом «Все трудятся».

Геометрические фигуры.

Машины разного размера и назначения, атрибуты по ПДД (светофор, знаки и пр), атрибуты и одежда  ГИБДД (жезл, спец.куртки, свисток)

Книги со сказками.

Флюгер

Крупный  и мелкий строитель, грузовые машины, подъемный кран.

Предложить родителям вместе с детьми сделать панно из листьев.

Вторник

Тема «Дикие животные наших лесов»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

- формировать умения отвечать навопросы,отгадывать загадки, развивать диалогическую речь;     -развивать умения употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей. («Речевое развитие»);

-расширять представления детей о животном мире нашей полосы. («Познавательное развитие»);

-воспитывать  патриотические чувства. («Социально-коммуникативное развитие»);

- закрепить приемы вырезания геометрических элементов (круг, полукруг, треугольник);

-упражнять детей в составлении изображения из геометрических фигур;  

-учить детей  нетрадиционным способам: сжатие, скручивание бумаги. («Художественно-эстетическое развитие»).

Методы и приемы:

- практические: игровые, продуктивные;

- наглядные: показ, рассматривание;

- словесные: беседа, рассказ, объяснение.

Материалы и оборудование:

картинки с изображением диких животных, цветная бумага, белый картон, ножницы, клей.

Логика образовательной деятельности: (Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. Старшая группа (стр. 135)

 

Утро

Утренняя гимнастика с гимнастическами лентами  (на улице).

- формирование КГН за столом

Цель: продолжать учить детей вести правильно себя за столом  во время приёма пищи (сидеть ровно, не качаться на стуле, не спешить и не разговаривать с набитым ртом); воспитывать культурное поведения за столом, аккуратность.

- Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением диких животных.

- Д/ и «Путешествие» (инд. работа)

Цель: расширять знания детей об общественном транспорте (автомашина, автобус, поезд, самолет, теплоход)

Прогулка1

-Наблюдение за первыми цветущими культурными растениями (тюльпаны, нарциссы).

Цель: продолжать формировать умения различать части растений: стебель, листья, цветы.

- П\игра: «Спрячь руки за спину» Цель: развивать у детей быстроту реакции на сигнал. Упражнять в беге, в ловле, закреплять правильную осанку.

Инд.работа:

- закрепление счета до 5.

 (деревья, кусты, дома, скамейки)

- закрепление умения отбивать мяч о землю

Игры с выносным материалом:

- Игра «Транспорт»

- Игра «Супермаркет»

-Подвижная игра «Котята и щенята»

Цель: развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость и др. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры. Игра малой подвижности «Где спрятано»

Цель: ориентировка в окружающей обстановке.

Вечер

- гимнастика пробуждения

-Д/ и «Что бывает такого цвета, такой формы»

Цель: учить детей дидактическим играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умений сравнивать их по внешним признакам.

-Индивидуальная работа с подгруппой детей по развитию речи

Цель: продолжать формировать умение детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между).

Прогулка 2

Наблюдение за вечерним городом

Цель: отметить изменения во внешнем виде окружающего в вечернее время.

Инд.работа: закрепить умение ориентироваться (право, лево)

Игры с выносным материалом. Игра: «Строители»

-Подвижная игра «Кот и мыши»

Цель: продолжать учить детей бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, учить сочетать движения по кругу с текстом игры

-Подвижная игра «Прокати мяч через дугу»

Цель: упражнять детей в прокатывании мяча через дугу, умении соблюдать очередность.

Гимнастические ленты на каждого ребенка.

Фотографии и картинки с изображением диких животных русских лесов.

Иллюстрации с изображением транспорта.

Флажки

Мячи ( 5 штук)

Машины разного размера и назначения, атрибуты по ПДД (светофор, знаки и пр)

Весы, «касса», коробки, игрушки, муляжи овощей и фруктов и т.д.

Кубик, картинка.

Д/ и «Что бывает такого цвета, такой формы»

Игрушка.

Крупный строитель, грузовые машины, подъемный кран.

Мяч.

Предложить родителям оформить папку –передвижку «Дикие звери».

Предложить сделатьт книжки-малышки «Мой любимый дикий зверь».

Среда

Тема «Голубые реки России»

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:- расширять представления детей о природе России, познакомить с названием рек, с озером Байкал. («Познавательное развитие»);

-формировать умение устанавливать причинно следственные связи между окружающим миром и человеком. («Социально-коммуникативное развитие»);

-развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовлении коллажа.( «Художественно-эстетическое развитие»), («Социально-коммуникативное развитие»);

-развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа;

- продолжать работу по обогащению общественного словаря  ( тайга, таежный, пресная, губки – фильтры, коллаж).  («Речевое развитие»);

- формировать представления детей о  том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать её. («Социально-коммуникативное развитие»);

- закреплять умение  участвовать в  разнообразных подвижных играх, способствующих координации движений. («Физическое развитие»).

Методы и приемы:

- практические: игровые. продуктивные

- наглядные: демонстрация мультимедийной презентации «Природа Байкала», показ

- словесные: рассказ, объяснение, пояснение.

Материалы и оборудование.

- проектор, мультимедийная презентация «Природа Байкала», иллюстрации с изображением озера Байкал, растений и животных тайги, клей, ножницы, картон, цветной картон, гуаш, кисти, баноски для воды.

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России гражданско-патриотическое воспитание дошкольников стр 46.

Утро

-Утренняя гимнастика с мячами (на улице)

- Рассматривание глобуса. Рассказ о нем.

-Рассматривание презентации «Озеро Байкал»

-Речевая разминка для язычка

Цель: закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

- Д/и «Узнай дерево по именам» - найти целое по частям, закрепить название деревьев.

- Настольно-печатные игры, уже знакомые детям

Цель: учить детей осваивать правила игры, не нарушать их, «ходить» по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников.

Прогулка 1

Наблюдение: Одежда  людей.

Цель: формировать причинно-следственные связи, по одежде определять степень тепла и холода,  развивать речевую активность, наблюдательность. 

Инд.работа:

-«Трудовой десант»: посадка цветов на клумбе

Цель: формирование представления о труде.

-Подвижные игры «С кочку на кочку», «Мышки в кладовой»

Цель: закрепить основные виды движений детей, учить играть по правилам.

Вечер

- гимнастика пробуждения

- Инсценировка р.н. сказки «Теремок»

Цель: продолжать развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность. Создание положительного эмоционального настроя, раскрепощение и повышению самооценки. Работа  над выразительностью речи, интонацией.

Д\и « Найди пару» -упражнять детей в подбо-ре слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Прогулка 2

Наблюдение за майским жуком.

Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида майского жука; воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.

Инд.работа

- закрепление счета до 7

 (деревья, кусты, дома, скамейки);

- закрепление умения прыгать через скакалку.

Игры с выносным материалом

Игра: «Строители».

-Подвижная игра:  «Мышеловка».

Цель: развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость.

Мячи на каждого ребенка.

Глобус.

презентация «Озеро Байкал»

Д/и «Узнай дерево по именам».

Настольно-печатные игры.

Рассада цветов, лопата, грабли, лейки.

Маски: лягушка, медведь, лиса, волк, мышка.

Д\и « Найди пару»

Скакалки.

Крупный строитель, грузовые машины, подъемный кран.

Предложить побеседовать с детьми на тему «Тайга».

Четверг

 Тема: «Что такое заповедник».

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Задачи: - познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги». («Познавательное развитие»);

- воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства. («Социально-коммуникативное развитие»);

-познакомить с историей создания и природоохранной деятельностью Жигулевского  заповедника, показать детям, какие животные живут в Жигулевском заповеднике. («Познавательное развитие»);

-формировать у детей сознание того, что природу нужно беречь. («Социально-коммуникативное развитие»);

- формировать умение высказываться предложениями, делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих; приучать детей к самостоятельности суждений. («Речевое развитие»).

Методы и приемы:

- практические: игровые, продуктивные

- наглядные: рассматривание

- словесные: беседа, рассказ.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением редких животных и растений, иллюстрации «Жугулевского заповедника.

Утро

-Утренняя гимнастика (на улице)

- Д/ игра: «Сорока»
Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.
- Игровое упражнение «Опиши красивое в друге»

- индив. работа - рисование «Городецкие узоры»
Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, подбирать самостоятельно цвет, умение использовать полученные знания для составления композиции.

-Беседы о заповедниках России

- Рассматривание иллюстраций с изображением редких животных

Прогулка 1

-Экскурсия в весенний парк.

Цель: развитие знаний детей о сезонных явлениях природы весной, развивать наблюдательность, любознательность, умение любоваться картинами природы.

Д/ и «Выбери нужное»  

 Цель: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.

-Подвижные игры «С кочку на кочку», «Мышки в кладовой»

Цель: закрепить основные виды движений детей, учить играть по правилам.

Вечер

- гимнастика пробуждения

- Чтение сказки Л. Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости» и выполнение заданий вместе с героями сказки.

Цель: пополнять литературный багаж рассказами. Воспитывать желание сочувствовать героям.

Д\и «Палочки Кюизенера»

- выложи по схеме»

Цель: развивать мелкую моторику, сообразительность.

- заинтересовать детей самостоятельной конструктивной деятельностью.

Цель: развивать мелкую моторику рук, воображение.

Прогулка 2

-Наблюдение за весеннем небом

Цель: отметить цвет неба, облака, ветер.

- Инд.работа: закрепление бега с ускорением.

- Инд.работа: закрепление поскоков

Игры с выносным материалом. Игра: «Магазин».

 Цель: знакомить детей с тем, что товары магазин получает с базы, базы как и магазин бывают разные: продовольственные, промышленные, канцтовары и т. д.

- Подвижная игра: «Хитрая лиса»

Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

«Иголки», очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока.

игрушка «Волшебный клубочек»

кольца, гимнастическая палка

Краски, кисти, трафареты, альбом «городецкие узоры»

«Красная книга»

Книга со сказкой Л. Васильевой-Гангнус «Азбука вежливости»

Д\и «Палочки Кюизенера».

Конструктор «Лего», деревяный.

Атрибуты для игры в магазин.

Предложить создать книжку-матышку «Редкие животные и растения»

Пятница

Тема: «Птицы нашего края».

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:  -уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания;

 -формировать умение находить признаки сходства и различия.(«Познавательное развитие»);

-активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук (через конструирование из бумаги птицы в технике «Оригами» и пальчиковых игр). («Художественно-эстетическое развитие»);

-воспитывать интерес и любовь к природе, бережное, заботливое отношение к птицам. («Социально-коммуникативное развитие»).

Методы и приемы:

- практические: игровые, продуктивные

- наглядные: рассматривание

- словесные: беседа, рассказ.

Материалы и оборудование:

- картинки с изображение птиц, бумага.

Утро

-Утренняя гимнастика с кубиками  (на улице).

-Предложить детям построить разные виды мостов и организовать игры с машинками.

-С подгруппой детей рассмотреть картину «Весна»

Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы предложениями из 3-4 слов, подбирать прилагательные к существительным.

- Подвижная игра  «Перелет птиц»

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, внимательно следить за словами ведущего.

- Дидактическая игра: «Разноцветный сундучок»
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

-Рассматривание иллюстраций  птицы.

Прогулка 1

Наблюдения

«Где мы видим воду?»

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться ре-зультатов. Расширять кругозор.

Инд.работа:

Д/и «Узнай дерево по именам» Цель:  найти целое по частям, закрепить название деревьев.

Игры с выносным материалом:

- Игра «Магазин»

Цель: уточнить знания детей о специфике работы магазинов, об их назначении, о работе продавцов, кассиров. Учить детей самостоятельно выбирать специфику магазина, распределять роли, культурно обогащаться в игре.

Подвижная игра:

-«Перемени флажок»

 Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, воспитывать чувство коллективизма. Упражнять в беге на скорость, в построении в колонну.

Вечер

- гимнастика пробуждения

-Развивающая игра «Рассели животных».

Цель: развивать концепциювнимания; формировать усидчивость.

-Индивидуальная работа по математике: «Построим забор»

Цель: продолжать учить детей выстраивать полоски по возрастанию (убыванию), закреплять умение называть категории.

-Развивающая игра «Транспорт»

Цель: закреплять знания детей о видах транспорта, профессиях людей.

Прогулка 2

--Наблюдение за изменениями в природе весной.

Цель: обобщение представлений о типичных весенних явлениях в неживой природе.

Самостоятельные игры детей на участке.

Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей.

-П/и«Птичка и кошка».

Цель: учить соблюдать правила безопасности во время подвижных игр.

Пара кубиков на каждого ребенка.

Детские машинки.

Иллюстрации весеннего пейзажа.

Шкатулка, предметные картинки по количеству детей. 

Иллюстрации  птиц.

Спец.одежда для продавцов, касса, атрибуты к игре в соответствии выбранной направленности магазина.

Флажки трех цветов.

Картинки диких и домашних животных, изображения леса и дома.

Полоски разной длины.

Картинки с изображением разных видов транспорта.

Куклы, машины, скакалки, ведерки, савочки и др.

Предложить изготовить мягкую игрушку совместно с ребенком.

Порекомендавать родителям прочитать детям рассказы о животных и птицах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

Задачами данной работы является воспитание у старших дощкольников любви к родному краю, стране;уважение к людям разных национальностей; расширение представлений о родословной своей семьи, воспитание б...

Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по патриотическому воспитанию Тема: «Наша родина - Россия»

Россия – самая большая и красивая страна. А все люди, живущие в России, называются россияне. Каждый россиянин любит свою страну....

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема недели: «Ходит осень по дорожке» (сезонные изменения в природе, одежда людей)

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема недели: «Ходит осень по дорожке» (сезонные изменения в природе, одежда людей)...

календарно-тематическое планирование по теме недели "День России"

календарно-тематическое планирование по теме "День России"...

Календарно тематическое планирование в средней группе Тема недели: ««Наша Родина - Россия» 02.11. 2020 - 06.11.2020

ГРУППА 5Тема месяца: «Родной свой край- люби и знай!»Тема недели: ««Наша Родина - Россия»    02.11. 2020 - 06.11.2020 Цель: Развивать элементарные пре...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию Тема: «Путешествие по России» для детей старшей группы"

Формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:обучающие: уточнить и углубить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут; ф...