Интегрированное занятие по теме "Космос глазами детей"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Ишкильдина Кадрия Равиловна

Непосредственно образовательная деятельность по освоению познавательно – исследовательской области, социально- коммуникативной области, художественного  творчества и безопасности. Предназначено для проведения в старших-подготовительных группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_teme.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по теме:  «Космос глазами детей»

Цель: Расширять и уточнять представления детей о космосе, работе космонавтов.

Задачи: Уточнить знания детей об уникальности планеты Земля, воспитывать в детях чувство ответственности за будущее планеты и её жителей. Формировать знания о том, что солнце - источник жизни на Земле

Вызвать познавательный интерес к космосу, космическим объектам, строению и запуску ракеты в космос.

Воспитывать уважение и чувство гордости к труду космонавтов.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость  получении новых представлений, умений.

При помощи опытов формировать у дошкольников умения ставить цели, сравнивать результаты, рассуждать, делать выводы.

Учить детей рисовать в технике «граттаж», удовлетворяя потребности детей к самовыражению через рисование.

Развивать фантазию, воображение, наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов  и передавать их средствами рисунка. Сохранение и укрепление зрения детей, предупреждение утомляемости, упражнять в дыхательной гимнастике.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций про космос, космические корабли, фотографии космонавтов.

ХОД

Психологический настрой – 1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь. (Дети стоят в кругу)              

-  У нас гости. Давайте  подарим им  свои улыбки, и поздороваемся. (Дети здороваются с гостями)

Вводно-организационный - 1мин.

–А теперь  послушайте загадку:

 Ты весь мир обогреваешь,

и усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя… (Ответы детей)                                                                                                - Правильно, это солнце.

Мотивационно – побудительный - 3 мин.

  - Как вы думаете, где находится солнце? (Ответы детей)                                                                                                - А какое оно: большое  или маленькое?  (Ответы детей)                                                                                                 - Почему кажется маленьким? (Ответы детей)                                                                                              - Правильно. Солнце на самом деле большая, огненная звезда, из всех звезд она самая близкая  к нам.  Расстояние от солнца до Земли 150 мл.  км, а солнечный луч доходит до земли за 8 минут и 19 секунд.

- Какую пользу приносит солнце людям? (Согревает, освещает, без солнечного тепла  погибнет все живое).

- А вред может быть от солнца? (Ответы детей)                                                                                                

- В чём вред? (Получаешь солнечные ожоги, сгорает трава и т.д.).

- Правильно, солнце светит так необычайно сильно, что, даже находясь на таком большом расстоянии от него, мы не можем на него смотреть прямо: больно глазам, да и небезопасно.

- Подведём итог: солнце - источник жизни на Земле, но нельзя забывать о безопасности для здоровья человека.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик» - 1 мин.

(Сопровождаю свой показ  словами)

- Наш указательный пальчик – это солнечный зайчик, следите за ним глазами.

 А сейчас посмотрите на свой «солнечный зайчик»  

  -  Солнечный мой зайчик прыгни на ладошку.

 Солнечный мой зайчик маленький, как крошка.

 Прыгни на носик, на плечо, ой как стало горячо!

 Прыгни на лобик и опять на плече давай скакать.

Закройте глазки ладошками, а потом откройте.

(Повторяем с детьми несколько раз.)

Актуализация -  3 мин.

- Если Солнце - это звезда, то почему ночные звезды так не похожи на нее?

 Почему они кажутся маленькими сверкающими точками? (Ответы детей)                                                                                                - Правильно, потому что они находятся очень далеко от Земли. И  свет от далеких звезд доходит до нас только через  4 года.

- В какое время суток можно видеть звезды? (Ответы детей)

 А днем звезды светят? (ответы детей)                                                                                              

- Сейчас, проведя несложный опыт, я вам докажу, что звёзды светят постоянно, и днём и ночью.

Восприятие и усвоение нового - 3   мин.

Опыт «Звезды светят постоянно»

Ход: пробить дыроколом отверстия в картонке, вложить картонку в конверт, включить фонарик. На расстоянии 5 см посветить на конверт с одной и с другой стороны.

Итог: когда светим на освещенную сторону конверта (это дневное небо) - дырочки не видны, но хорошо видны, когда свет от фонарика направлен с другой стороны (это ночное небо).

- Для опыта мне необходим белый конверт, в конверт я вложу картон с отверстиями - это модель неба. Возьму фонарик – это модель света далёких звёзд. Пройдите и встаньте спиной к окну.

- Сейчас день, светит солнце, мы смотрим на дневное небо. Вы что-нибудь видите на небе? (Ответы детей)

- А теперь перейдём на другую сторону. Мы смотрим на теневую сторону – это ночное небо. Что изменилось?   (Ответы детей)

- Что вам это напоминает? (Ответы детей)

- Совершенно верно.

- Давайте сделаем вывод: звёзды светят постоянно, но днём из-за яркого солнечного света мы их не видим.

Расширение имеющихся знаний у детей – 4 мин.

 -Ребята, вам интересно? А хотите еще больше узнать о звездах, о солнечной системе? (Ответы детей.)                                                                                                

- А для этого, я предлагаю отправиться в космическую экспедицию к далеким звёздам.

- Вы готовы принять участие в экспедиции? (Ответы детей)                                                                                                

-Что нам нужно для полета? (Ответы детей)                                                                                                

- На чем мы полетим? (Ответы детей)                                                                                                

- Вот наша ракета.

- А вы знаете, как называются костюмы космонавтов? (Ответы детей)                                                                                                

-Да, скафандр защищает космонавта  от космического холода, космической пыли, радиации, солнечного света.

- Я предлагаю вам, надеть на себя воображаемые скафандры. (Сопровождаю свои слова действиями)

 - А теперь давайте наденем шлем, зашнуруем специальные ботинки. (Сопровождаю свои слова действиями)

- Мы готовы к полёту. Давайте пройдём в ракету. Космические костюмы  очень тяжелые, поэтому нам трудно в них двигаться на Земле, мы передвигаемся, как роботы.

-Давайте займём свои места, пристегнитесь.

- Начинаю отсчёт: 3 - 2 – 1- пуск.

Начинаю показывать  слайды.

- Ракета набирает скорость.

-  Вам интересно узнать,   почему ракета летит вверх?

Для этого  я проведу небольшой эксперимент с воздушным шариком.

Расширение имеющихся знаний у детей

Эксперимент – 2 мин.

- Возьму воздушный шарик, надую его, зажму пальцами у основания и отпущу. Воздух вырывается из горловины и поднимает шарик вверх, шарик  летит. Когда весь воздух выйдет, оболочка падает. Вот примерно то- же самое происходит с ракетой. Ракету заправляют специальным горючим топливом, топливо сгорает и превращается в газ. Газ вырывается мощной струей и толкает ракету вверх. Но ребята, представляете, сколько  нужно горючего, ведь до космоса очень далеко. Поэтому ракету делают из нескольких частей, эти части называются ступенями. В каждой ступени есть свой бак  с горючим и свой ракетный двигатель.

Расширение имеющихся знаний у детей – 3 мин.

- Перед вами макет ракеты. ( показ на макете).Представьте себе, что она на старте. Давайте начнём отсчёт: 3 – 2 – 1 – пуск! Ракета взлетела, потому что включились двигатели первой ступени и подняли её над землёй. Закончилось горючее в первой ступени, и она отсоединилась. Включается двигатель во второй ступени.  Он еще быстрее разгоняет ракету, как только  закончится топливо – вторая  ступень отстыковывается и включается 3 ступень, которая выводит в орбиту космический аппарат с космонавтами.

-Вот и мы с вами сейчас находимся  в таком аппарате.

- Посмотрим в иллюминаторы. Перед нами космическое пространство или  - Вселенная. Вселенная наполнена бесчисленным множеством звезд, планет и  других небесных тел. Здесь царит космический холод и мрак. В космосе нет воздуха,  а следовательно человек может  дышать только находясь в скафандре.

-Посмотрите,  вокруг солнца вращаются планеты, каждая по своей орбите. Вон та, третья планета от солнца,  наша Земля.

- Какая она по форме? (Ответы детей)

- Какого  она цвета? (Ответы детей)

- Наша планета голубая, потому что большую её часть занимают моря и океаны.

-Красивая наша Земля? (Ответы детей)

- Красива она потому, что живая, обитаемая. Только на нашей планете есть все необходимое для жизни растений, животных и людей: воздух, пресная вода, тепло и свет. Ученные до сих пор не обнаружили признаков жизни на других планетах.  Мы жители Земли, называемся - земляне. Давайте сохраним нашу планету для будущих землян. Что мы можем сделать, чтобы сохранить нашу планету?  Сохраним леса, речки, моря и горы. Не будем оставлять после себя мусор на природе, будем сажать деревья и чистить родники. Давайте будем любить друг друга, будем дарить друг другу улыбки, и  тепло наших ладоней.

- Возьмитесь за руки, чувствуете тепло ладоней?

- У космонавтов, работающих на орбитальных станциях, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка на первом месте. Ведь их работа связана с трудностями и риском для жизни. Они проводят различные научные исследования, ставят опыты. Работают в открытом космосе, устанавливают различные приборы, исправляют повреждения и т.д.

Динамическая пауза – 1 мин.

Я предлагаю вам выйти в открытый космос и облететь вокруг корабля. Но, внимание, там космическая невесомость, нет притяжения, нет воздуха. Чтобы никого не потерять мы будем двигаться по цепочке, взявшись за руки. Ни в  коем случае не отпускайте руки, не оставляйте друг друга в опасности

(Дети за воспитателем цепочкой выходят из «космического корабля» и выполняют движения).

Обобщение  имеющихся знаний у детей – 4 мин.

- Пора возвращаться в космический корабль. Наша экспедиция подходит к концу. Я попрошу вас пристегнуть ремни, и приготовится к обратному отсчёту.

- 3 – 2 – 1- … пуск.  

- Пока наш космический аппарат опускается на землю, могу ли я вас спросить понравилась ли вам наша экспедиция в космос? (Ответы детей)

- Что нового вы узнали? (Ответы детей)

- Какие опасности нас подстерегали в космосе? (Ответы детей)

- Что из увиденного вы бы хотели запомнить и зарисовать? (Ответы детей)

-Вот мы приземлились. Давайте снимем скафандры и выйдем на травку.

Дыхательная  гимнастика – 1 мин.

Вдохните свежего воздуха, почувствуйте какой он чистый  на нашей планете.

Практическая работа – 6 мин.

Вот и закончилась наша космическая экспедиция. Я предлагаю вам составить отчет об экспедиции в виде рисунков - зарисовать свои впечатления.  Я предлагаю вам рисовать   в технике «граттаж». В переводе на русский язык это слово означает «процарапывание». Для этого нам нужны  специальные листы и  заостренные палочки. Листы цветной бумаги я протерла парафином и закрасила черной гуашью. Рисунок процарапывайте палочкой, как будто вы рисуете карандашами.  Бумага может пачкаться, поэтому руки  вытирайте в конце работы салфеткой. Крошки нужно аккуратно смахнуть в коробки

(Показываю порядок действий).

Заключительный этап – 1 мин.

- Полюбуйтесь, какой необычайно разный и красивый получился у вас космос! Интересно вам было рисовать по воспоминаниям? Вам понравилось рисовать в технике «граттаж»? Посмотрите какой красочный отчет мы составили. Наше занятие закончилось, всего вам доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по физкультуре для детей подготовительной группы"Опора и двигатели нашего организма".

Занятие интегрированное, где задейстовованы такиие образовательные области как ЗДОРОВЬЕ, ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ТРУД, БЕЗОПАСНОСТЬ.Занятие прошло отборочный тур районного этапа Конкурс...

Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста

Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...

Интегрированное занятие по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста "Лесные приключения - детям в наставление!"

Цели:1.Закрепить представление детей об опасных для жизни и здоровья людей предметах и ситуациях, с которыми они встречаются в жизни.2.Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незн...

Интегрированные занятия по плаванию для детей 3-7 лет (Знакомство с окружающим миром на занятиях по плаванию).

В моей разработке представлены конспекты интегрированных занятий: окружающий мир+физическая культура. Рекомендую применять подобные  занятия 2-3 раза в месяц, что позволяет поддерживать интерес д...

Конспект интегрированного занятия по ПДД для детей I младшей «Правила дорожные детям знать положено»

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Задачи :Знакомить детей с правилами безопасного поведения на дорогах.Вызвать интерес к обучению правилам дорожного движения.Объяснить д...