Конспект опытно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы "Как мы мирили воздух, воду и землю".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Меджитова Зера Серветовна

Итог поисково-исследовательской деятельности был представлен на заключительном занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr1.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-исследовательской деятельности для детей старшей группы

«Как мы мирили воздух, воду и землю»

Провела: Меджитова Зера Серветовна

воспитатель старшей группы №2

дошкольного учебного заведения №4 «Сказка»

г. Алушта 2016

Как мы мирили воздух, воду и землю.

Программное содержание: Закрепить и углубить знания детей про свойства воды, воздуха и земли с помощью опытов, учить различать их состояния, называть основные признаки и свойства. Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение выдвигать предположения и доказывать их. Воспитывать позитивное отношение к опытно-исследовательской деятельности в живой природе.

Материалы и оборудование: стаканы с водой, пакетики, трубочки, миска с водой, банка, лотки с сухой и мокрой землёй, лупы, вентилятор, колба, сухой спирт, зеркало, банка с салфеткой на дне, силикатный кирпич, деревянный кубик, лист бумаги, губка, аквариум-модель почвы земли.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня в нашу лабораторию пришли интересные гости. Я предлагаю дать им слово.

Вода: Я - Вода. Про меня говорят: она течёт, она играет.

Я бегу всегда вперёд, но никуда не убегаю,

В морях и реках обитаю, а часто по небу летаю,

А как наскучит мне летать - на землю падаю опять.

Воздух: Я - прозрачный невидимка, лёгкий п бесцветный газ,

Невесомою косынкой я окутываю нас.

Летом я бываю тёплым, вею холодом зимой.

Вы меня не замечаете, вы обо мне не говорите

Просто вы меня вдыхаете, ведь я вам необходим.

Земля: Я - Земля. Я весь мир кормлю, а сама не ем.

На земле растут деревья, и цветы, и огурцы.

В общем, овощи и фрукты, чтоб довольны были вы.

Начинают спорить: Я - самый главный. Нет, я! Без меня всё живое погибнет! Я обойдусь без вас. И мне ваша дружба не нужна!

Воспитатель: Ребята! Что же теперь будет? Разве могут существовать вода, воздух и земля друг без друга? Что может случиться, если они будут враждовать? (Версии детей). Это настоящая беда, надо их скорее помирить. Мы в своей лаборатории попробуем что сделать. Проходите, пожалуйста.

1 стол: 

  • Назовите, какие свойства воды вы знаете? (Бесцветная, без вкуса, без запаха).
  • А по температуре какой бывает вода? (Холодная, теплая, горячая).
  • Что нужно сделать, чтобы из холодной вода стала горячей? (Кипятить, греть).
  • Что нужно сделать, чтобы придать воде цвет? (Добавить немного краски).
  • Что нужно сделать, чтобы изменить запах воды? (Заварить душистый чай).
  • Что нужно сделать, чтобы изменить вкус воды? (Добавить и размешать соль, сахар).
  • Назовите три состояния воды (Жидкое в дождя, лужи, ручья, реки. Твердое - снег, лёд. В виде пара - туман, облака)
  • А как образуются облака? (Ответы детей). Давайте убедимся на опыте, как это происходит.

Воспитатель демонстрирует, как в колбе кипит вода, идёт пар, который конденсируется на зеркале в виде испарины.

  • А где ещё прячется вода? (В организмах людей и животных).
  • Для чего нам нужна вода'? (Пить, есть, поливать цветы, стирать).
  • Как вы думаете, есть ли в воде воздух? (Предположения детей). Как мы можем это проверить? (Дети размешивают воду в стаканчиках, появляются пузырьки воздуха). Значит, в воде есть воздух.

2 стол:

  • Здесь мы поэкспериментируем с воздухом. Вдохните воздух через нос, через рот. Что вы почувствовали? Как будто повеял холодный ветерок. А может ли человек не дышать? Зажмите рты и носы ладошками.  Мы можем долго не дышать?

«Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем».

  • Ребята, как можно поймать воздух? (Надуть шарики, пакетики). Наберите много воздуха и выдуйте в пакетики, а потом быстро зажмите. Выпустите воздух из пакетиков. Куда он делся? (Растворился в воздухе группы).
  • А сейчас я покажу вам фокус. (Ко дну пустой банки прикреплена бумажная салфетка. Педагог опускает банку в сосуд с водой отверстием вниз. Салфетка осталась сухой).
  • Кто сможет объяснить, почему? (Воздух в банке не дал воде намочить салфетку).

Мы убедились, что воздух есть везде. Есть ли внутри нас воздух? Докажите.  (Дети дуют в соломинки, опущенные в воду). А в губке есть воздух? Проверим. А в кирпиче? В деревянном кубике? В бумажном листике?

  • Как в воздухе передается запах? (Мы чувствуем запах духов мамы, запах апельсина, лимона, хвои).

Физминутка:

Окошко мы открыли, (Руки раскрывают перед собой).

Воздух мы впустили, (Вдох полной грудью).

В гости пригласили, (Движения кистями рук).

Все поднимем руки, (Руки вверх).

Глубоко вдохнём,

Раз-два, раз-два, здоровыми растём!

Воспитатель: 

  • Подуйте на полоски бумаги. Что мы показали с помощью этого опыта? (Мы доказали, что воздух движется).
  • Кто ответит, что такое ветер? (Ответы детей). Как называется небольшой ветер? Сильный? Очень сильный?

Пройдём к третьему столу:

  • Ветер, включи вентилятор. (Поднимается пыль с сухой земли, которая оседает на белой ткани). Что же случилось? Почему наша ткань запачкалась? (Оттого, что песчинки осели на ткань). Почему? (Потому что ветер перенес их). В чём же мы убедились? (Мы убедились, что в воздухе есть земля).
  • Ребята, рассмотрите, что это у вас в лоточках? (Земля). Какая она? (В одном лотке-сухая, в другом-мокрая). Возьмите в руки сухую землю, высыпьте. Что происходит? (Земля сыпется). Возьмите мокрую землю. Получается высыпать? (Нет).
  • Рассмотрите землю через лупы. Что ВЫ видите? (Рассуждения детей).  Правильно, в земле есть вода, и для роста растений обязательно нужна вода.
  • Ой, а кто это у нас тут ползает? (червяки). Какую работу в природе выполняют червяки? (Рыхлят почву, по их ходам почва обогащается воздухом).
  • Какую землю вы выберете для посадки цветка? (Воспитатель демонстрирует модель почвы). -Ребята, посмотрите, как в природе устроена земля: внизу - камни, затем глина с песком, а плодородного слоя совсем мало. Следовательно, его надо беречь и не загрязнять.

Ну что, наши дорогие гости, вы убедились, что в природе вы не обходитесь друг без друга? Вы должны существовать в дружбе и согласии. Вы не будете больше ссориться?

Герои отвечают: Никогда!

Все участники занятия берутся за руки, ведут хоровод и поют про дружбу под аудиозапись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Свойства воздуха. Газ." Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы.

Организация познавательно-исседовательской деятельности с детьми по теме "Воздух" посредством экспериментальной практической деятельности....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Воздух везде и всюду»

Данный вид деятельности был   представлен вниманию жюри на  городском конкурсе профессионального мастерства "Профи-2014". По условиям конкурса  действие проходило   на базе "чужого...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области Познавательное развитие « Огонь, вода, ветер, земля » ( с использованием игровых технологий )

Конспект совместной образовательной деятельности познавательное, развитие  по методу ТРИЗТема «Огонь, вода, ветер, земля » Цель совместной образовательной деятельности: Познакомить детей с четырь...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Почему воду нужно беречь?»

Задачи: Дать представление о некоторых видах природных водоемов. Рассказать об источниках питьевой воды. Объяснить детям, почему вода нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процесс...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Из чего состоит земля» (экспериментальная деятельность)

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Из чего состоит земля" (экспериментальная деятельность)...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы по познавательному развитию « Былинные богатыри земли русской» с использованием здоровьезберегающих педагогических технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи:Обучающие:Познакомиться с оружием богатырей;Сформи...