Конспект организационной образовательной деятельности "Что мы родиной зовем?" по социально-личностному развитию детей от 6 до 7 лет
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Чинчикас Светлана Викторовна

Воспитание у детей гражданских и патриотических чувств и любви к своей большой и малой Родине, гордость за свою страну, город.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chto_my_rodinoy_zovem.docx61.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    «Детский сад

 комбинированного вида № 2   «Березка»

Конспект организованной образовательной деятельности      

                                                                                                                                                          по познавательному развитию  

на тему:

«Что мы родиной зовем?»                              

Группа общеразвивающей направленности  детей                                  от  6  до 7 лет

Воспитатель:                                      Чинчикас                      Светлана Викторовна    

г. Моршанск

                                                    2015 г.

Тема:  «Что мы Родиной зовем?»                                                                                                                    Направление: познавательное развитие

Цель: воспитание у детей гражданских и нравственно-патриотических чувств и любви к своей большой и малой Родине, гордость за свою страну, город.

Задачи:

Образовательные                                                                                                                                    - закреплять знания детей о нашей стране, ее столице и президенте страны;                              - дать детям знания об истории возникновения города Моршанска, расширять кругозор        детей;                                                                                                                                    - познакомить детей с историческим гербом города Моршанска, его значением;                                                                                                                                                - закреплять представление детей о  понятии «малая Родина»;                                        - закреплять знания детей  о родном городе, о его жителях и достопримечательностях, о главе города;  вызвать чувство гордости за свой город;                                                                                                                                         - закреплять умение показывать и называть город Моршанск на карте Тамбовской        области;                                                                                                       - упражнять детей складывать картинку целостного образа реального предмета из частей, и располагать их  согласно образу предмета;                          - развивать у детей умение узнавать объект (здание, сооружение) и называть его местонахождение (улицу); составлять описательные рассказы о достопримечательных        местах города Моршанска;                                                                                               - закреплять у детей представление о том, как выглядит герб России и герб города Моршанска, выбирать их среди других изображений,  и выполнять действия согласно инструкции взрослого.

Развивающие                                                                                                                                                                                                                                  - развивать у детей воображение, мышление, зрительную память, самостоятельность, навыки сотрудничества в игре;                                                 -  развивать познавательный интерес к истории родного города, памятных мест        малой        Родины;                                                                                                 развивать  связную речь, активизировать словарь детей.

Воспитательные:                                                                                                        - воспитывать у детей умение оценивать свое выполненное задание и товарищей;                                                                                                                             - воспитывать у детей любовь и уважение к подвигам воинов-защитников Родины во время Великой Отечественной войны;                                                              - воспитывать у детей любовь и привязанность к своему детскому саду, городу, к Родине. 

Предварительная        работа                                                                                                                                Презентация на тему:  «Город  Моршанск», флеш – игры «Найди герб», «Собери целое». Заучивание стихотворений, песен по тематике занятия. Рисование на тему “Мой любимый город”. Беседа на тему: «Мой город  -Моршанск». Рассматривание альбомов, иллюстративного материала  о Моршанске. Слушание песни  «С чего начинается Родина» муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского в исполнении М. Бернеса. Просмотр видеоматериала  о Моршанске.

Интеграция образовательных областей:

Социально- коммуникативное

познавательное

художественно- эстетическое

речевое

физическое

Виды деятельности:

игровая 

коммуникативная

двигательная

восприятие художественной литературы и фольклора

Методы и приемы:

игровой

словесный

наглядный

практический

Материалы и оборудование:

Ноутбуки, экран, проектор, солнце с лучами, мяч, указка, игрушка-сердечко.

Ход деятельности:

Вводное слово воспитателя (дети становятся в круг)

Воспитатель: Ребята, чтобы у нас на занятии все получилось, улыбнитесь  друг другу, гостям, и подарите свои улыбки мне, а я вам.        

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, а куда, вы узнаете, когда послушаете стихотворение.

                                                                                                                         (звучит музыка из песни «С чего начинается Родина» муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

                                 Мама и папа, соседи, друзья.

                                 Город родимый, родная квартира,

                                 Бабушка, школа, котенок … и я.

Воспитатель:       Ребята, как вы думаете, о чем пойдет у нас речь на занятии?                 (ответы детей)

Воспитатель:  Правильно. Сегодня мы будем говорить о Родине.                         - Ребята, что значит для вас Родина? (ответы детей)

Игровое упражнение «Что такое Родина?»

Воспитатель:  Ребята, вы должны сказать, как вы поминаете слово «Родина»? (дети говорят и передают мяч) 

Воспитатель:  Родина, как и мама – это самое дорогое, что есть у человека.

(затем дают свои ответы дети)

Воспитатель:    Ребята, вы все правильно ответили на мой вопрос.                  - Ребята, кто из вас знает, как называется страна, в которой мы живем? (ответы детей).  

- Правильно, Родина Россия.  Ребята, а  как называется главный город в нашей стране? (ответы детей)

- Правильно. Ребята, кто изображен на фотографии? (ответы детей)

- Верно. Ребята, а как зовут президента нашей страны? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Ребята,  посмотрите на карту, как она огромна и  обширны ее пределы  (показать границы страны  указкой).

Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. У каждого из нас есть малая Родина (показать на каждого ребенка)

- Ребята, как называется город, в котором мы с вами живем? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, Моршанск, кто покажет  наш город на карте Тамбовской области  (показ)

Воспитатель: Послушайте стихотворение Дмитрия Кедрина «Малая Родина»

        Малая Родина – островок земли.

        Под окном смородина,

        Вишни расцвели.

        Яблоня кудрявая,

        А под ней скамья.

        Ласковая, малая

        Родина моя!

Воспитатель: Дети, а вы любите свою малую Родину? (ответы детей)

Воспитатель: Если вы любите свою малую Родину и гордитесь ей, вы должны знать её историю. Вот сейчас я вам расскажу об истории возникновения нашего города.  

История возникновения города Моршанска

Воспитатель:  Когда-то давным-давно,  в 1623 г. на просторах  реки Цны образовалось  селе Морша. Оно строилось, население торговало рыбой, хлебом, салом. В центре села Морша на реке Цне появилась пристань. И кто бы мог подумать тогда, что пройдет чуть больше ста лет и на этом месте вырастет город, который будет обеспечивать крупные города страны мукой, медом и огромным количеством хлеба и сала.  Несмотря на многочисленные пожары, село вновь восстанавливалось. Купцы строили каменные двухэтажные дома-особняки. Торговля на пристани процветала и увеличивалась, и  село стало крупным торговым центром в Тамбовском уезде.                                                                                                                                         В 1779 г. по указу императрицы Екатерины второй село Морша как центр хлебной торговли преобразован в уездный город Моршанск.                                                И в  1781 г. был высочайше утвержден герб Моршанска, выполненный художником П. Вьюновым.  В верхней части гербового щита был изображен герб губернского города Тамбова: на голубом поле – золотой улей с тремя вылетающими из него золотыми пчелами, что свидетельствовало о развитии пчеловодства; в нижней – два скрещенных речных  якоря на синем фоне, что свидетельствовало о судоходности реки.  Над самим щитом – золотая императорская корона  на ленте святого Андрея Первозванного. Это был  один из красивейших гербов России.                                                                                   В 1857  году  завершилось строительство Свято - Троицкого собора на берегу реки Цны. Но случилась беда. В мае 1875 г. солдатка Акулина Ширшова недоглядела за самоваром, и в течение трех часов выгорел весь город Моршанск. На восстановление города ушло около десяти лет. Но уже в 1880 г. в Моршанске начали работать суконная и табачная фабрики.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, о каком  времени говорится в истории  города?       (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Ребята, как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы лучше узнать свой город в настоящее время? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам отправиться на экскурсию   по современному  городу Моршанску. 

Посмотрите на меня!

                        Ваш экскурсовод сегодня я.

                        Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

                        Взять все знания в дорогу!

                        И улыбку не забудь!

Воспитатель: Итак, в путь!  

                Физкультурная минутка «Прогулка»

                        Мы шагаем, мы шагаем,

                        Ноги выше поднимаем.

                        Шаг вперед, шаг назад,

                        Шаг немножко замедляем,

                        А потом мы ускоряем.

                        Вправо-влево посмотри

                        И что видишь, расскажи.

Воспитатель:   Дети, посмотрите на экран.  Какие здания и сооружения  вы видите?         

Дидактическая игра «Угадай знакомое место»

Воспитатель: Дети,  на слайде вы видите фотографии, на которых   изображены разные места города.  Вы должны назвать и рассказать о  месте, которое  узнали,  и сказать, где оно находится.

Историко-художественный   музей  (показ слайда) - ответы детей

Городской дом культуры (показ слайда) - ответы детей        

Городской        сад        (показ        слайда)-        ответы        детей                                            Физкультурно-оздоровительный комплекс  «Дельфин»  (показ слайда) - ответы детей    

Городской стадион им. В.М. Боброва   (показ слайда) - ответы детей  

Железнодорожный вокзал  (показ слайда) - ответы детей                                                                                                                                                                        Мемориал  воинам-героям моршанцам  (показ слайда) - ответы детей

Воспитатель: Ребята, на этом слайде изображены фотографии героев  Советского Союза города Моршанска и Моршанского района, совершивших подвиг  в Великой отечественной войне.  Многим из них это звание было присвоено при жизни, но многим и посмертно. Ребята, покажите и назовите героев, которых вы знаете?  (ответы детей) -  слайд фоторяд                                        Воспитатель: Правильно. Подвиг воинов-героев будет жив в веках. Воспитатель: Каждый год в сентябре наш город отмечает свой день рождения. Кто знает, сколько лет нашему городу? (ответы детей).      Воспитатель: Ребята, вы назвали правильную дату.                                                            - А как называют жителей нашего города? (ответы детей)

Воспитатель: У каждого города есть глава города. Как зовут главного человека в нашем городе? (ответы детей)

- Ребята, кем работает Геннадий Викторович Калинин? (ответы детей)                              Воспитатель: Ребята, посмотрите на это здание (показ)                                        - Как называется это здание? (ответы детей).

Воспитатель: Верно. Это здание отличается от других тем, что на нем вывешен российский флаг и герб города Моршанска.  

Воспитатель: Ребята, вы немного устали, и нам нужно отдохнуть.

Гимнастика для глаз  

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!  

                ***

Глазкам нужно отдохнуть (закрыть глаза)

Нужно глубоко вздохнуть (глубокий вздох, глаза закрыты)

Глаза по кругу побегут  (глаза открыты, движения зрачков по кругу)

Много-много раз моргнут (частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки всё (глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)

Воспитатель: Ребята, давайте продолжим нашу экскурсию.                                                                             

Флеш – игра «Найди герб»

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем. Пройдите за столы. Ребята, посмотрите внимательно на слайд,  мы видим разные гербы городов и стран. Среди всех гербов нужно найти сначала герб России,  курсором поднять в верхний ряд, а потом герб Моршанска и также курсором поднять в верхний ряд слайда.                                                                                                               Воспитатель: Ребята, вы правильно выполнили задание. 

Физкультминутка «Наш город»

Утром рано мы встаём   (руки вверх, опустить через стороны)

Город виден за окном (руками показывают окно)

Он проснулся, он живет (руки на пояс, пружинка)

Нас на улицу зовет (ходьба на месте)

Мы живём, мы растем в нашем городе родном (подняться на носки, руки вверх)

Для кого-то небольшой (руками показать маленький предмет)

А для нас огромный,  (круговое движение руками)

Пусть растет, пусть цветет, (пружинки)

Городок наш скромный (руки в стороны).

Флеш-игра «Собери целое»

Воспитатель: Ребята,  в нашем городе много красивых мест. Вы должны из частей собрать картинку узнать, какое место у вас получилось.

Воспитатель:   Ребята, а какое здание вы видите? (ответы детей)

Ребенок:    Детский сад, детский сад…

                Почему так говорят?

        Потому что дружно в нем,

        Мы одной семьей растем.

Воспитатель:   Оттого и говорят: - В этом доме детский сад! Итак,  ребята, наша экскурсия подходит к концу, и нам пора возвращаться в наш детский сад «Березка».

Воспитатель: Ребята, я думаю, что каждый из вас любит свою малую Родину. А за что вы ее любите, мы узнаем в игре.

Игровое упражнение  “Передай сердечко и скажи словечко”    

                                                                                                                         Воспитатель: Для вас дети я приготовила вот такое сердечко, это наша любовь к Малой Родине. Я предлагаю каждому взять  сердечко и сказать лишь одно слово, за что вы любите  свой город.

(Дети говорят, за что они любят свой город и передают игрушку-сердечко)

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Как вы думаете, что надо делать, чтобы наш город Моршанск оставался таким же красивым и только хорошел год от года? (ответы детей)

Воспитатель: Дорогие ребята, любите свою Родину большую и малую, старайтесь больше узнать о ее истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции, живите и трудитесь на ее благо. Когда вы подрастете, то в ваших силах будет сделать наш город еще лучше.

Стихотворение  «Что мы Родиной зовём?»    В.Степанова                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем. 

Итог занятия. Ребята, вот и подошла наша экскурсия по нашему городу к концу.                                                                                                                                                                       – Ребята, что вам больше понравилось? (ответы детей)

- Ребята, какие знаменитые места мы с вами увидели? (ответы детей)

-Ребята, о чем можем рассказать друзьям и родителям? (ответы детей) Воспитатель:  Правильно. Ребята, Саша Заболотний хочет прочитать для вас и гостей стихотворение о своем городе.

Стихотворение   «Мой Моршанск»   Л.Дорогина

Я здесь родился и горжусь,

Что моршанцем я зовусь!

Ведь город хоть и небольшой,

Такой уютный и родной.

Школы, детские сады – не перечесть,

Мэр классный в Моршанске есть!

А в горсаду можно веселиться,

На каруселях покружиться,

И спортом есть, где заниматься,

В сосновый бор

На лыжах ездим мы кататься.

А Цна  – река течет.

И вдаль далекую зовет.

Мосты крепкие стоят

Соединяя родной наш град!

Мой Моршанск! Горжусь тобой!

Цвети, расти, и будь со мной!

Рефлексия (вывешено солнце без лучиков).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите на солнышко.  Если вам было на занятии интересно, все понравилось и все у вас получилось, можете  взять  повесить свой лучик к солнышку (дети выполняют задание)                  

Воспитатель:  Ребята, я так же как вы повешу свой лучик к солнышку.                             – Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности «МОРЕ РАДОСТИ» по социально-личностному развитию детей старшей группы (образовательная область «Социализация») по методическому пособию «Познаю себя» М.В.Корепановой и Е.В.Харламовой

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ГОРОД САРАТОВ»АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯМуниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вид...

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми по сенсомоторному развитию детей «Необычное путешествие»

Данное занятие способствует развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, ориентировочно-познавательной деятельности, развивает умение манипулировать предметами, формирует элементарные представления...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности «Весна и солнышко» по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

«План – конспект непосредственно образовательной деятельности«Весна и солнышко»по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей:1.Социально-коммуникати...

Конспект организационной образовательной деятельности для старшей группы по познавательному развитию на тему:«Традиции и обычаи белорусского народа».

В ходе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с Белоруссией, ее особенностями: традициями, обычаями, национальной одеждой, кушаньями, промыслами, с символикой этой страны: флагом,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по билингвальному обучению и познавательному развитию детей в старшей группе «Экскурсия по родному городу»

Цель: Формирование интереса детей к чувашской устной речи через знакомство с родным городом. Задачи:Образовательные:Формировать желание слушать и понимать чувашскую речь и говорить в игровых ситу...