формирование экологического миропонимания у дошкольников
статья (средняя группа) на тему

северинова людмила владимировна

Экологическое образование детей - это огромный потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ (наблюдая за объектами природы, дети рассматривают и изучают строение живых объектов); сравнение (дети находят сходство и различие разных природных объектов); умение устанавливать взаимосвязь (дети выделяют способы приспособлений животных к сезону и к среде обитания); обобщение (дети учатся объединять животных в группы на основе выделения существенных признаков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экологическое миропонимание16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологического миропонимания у дошкольников.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, развитие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознавать себя Человеком, творением космическим, частью природы. В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения; причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира-телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности.

Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни. Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогает личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе. Дает возможность выразить себя в общении с окружающим.

Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования, приобретают качество системности. Тем самым возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять полученные знания и умения в повседневном общении с природой.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка, благоприятно сказывается на развитие адаптационных механизмов его психики. Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

Наконец, художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки, расширяют их продуктивные возможности в мире.

В своей деятельности использую системное знакомство детей с миром природы: наглядные, словесные и практические. Каждая прогулка начинается с наблюдения за живой и неживой природой, с обсуждения состояния погоды. Часто использую рассматривание картин и иллюстраций: «Медведица с медвежатами», «Волчица с волчатами», «Оленята» и многие другие. Чтение художественной литературы распределила по сезонам: осенью Сладков Н.И. «Заяц- серый», «Лиса плясунья» и другие; зимой Сладков Н.И. «Сорока и заяц», «Всему свое время», «Барсук и медведь; Бианки В.В. «Терентий-Тетерев»; Скребицкий Г.А. «Белая шубка», «Маленький лесовод», «Синица»; Крылов И.А. «Стрекоза и муравей» и многое другое; весной Александрова З.И. «Новая столовая», «Ивовый пир». Огромное количество игр экологического содержания: «Природно-климатические зоны Земли» - знакомит детей с животными разных климатических зон, со средой их обитания; «Почемучка» - знакомит с разнообразием окружающего мира, учит устанавливать причинно-следственные связи фауны, ценить все живое на Земле; «Логическое домино» - учит классифицировать и сравнивать животных разных видов. Широко практикую дидактические игры с проблемой: «Потерялся хвост?», «Где мои уши?», «Помогите найти маму.», «Чей детеныш?», «Чей хвост?» и многие другие. Дети по своей природе пытливые исследователи, им все это интересно, а через игру узнают много нового и интересного.

 

   

 

                       

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Картотека экологических сказок по формированию экологической культуры у дошкольников

laquo;Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выра...

Формирование экологической культуры у дошкольников. Мониторинг экологической ситуации района Ново-Переделкино.

Район Ново-Переделкино лежит на Теплостанской возвышенности, которая расположена в южной и юго-западной частях г. Москвы. Это одно из самых высоких мест в Москве. Наш район находится на границе широко...

мероприятие направленное на формирование экологической культуры у дошкольников "Экологическая культура: Виды отходов"

Цель: повышение экологической культуры детей, расширение представлений о видах отходов и правилах раздельного сбора отходов.Задачи:Образовательная: привлечь детей, через творческий подх...