Комплексно - тематическое планирование старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Голубева Татьяна Михайловна

Комплексно тематическое и Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по освоению  образовательной области «Развитие речи».  Старшая  группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_starshaya_gruppa.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование  в старшей группе

ТЕМА

Развёрнутое содержание работы. Цели и задачи.

Период

Итоговое занятие

Мониторинг

Сентябрь 1, 2 неделя

Конкурс на лучшего чтеца (об игрушках),  сочинений «Моя любимая игрушка

Безопасное поведение на улице

Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

  • Продолжать работу по знакомству с дорожными знаками.
  • Активизировать словарный запас.
  • Формировать лексико-грамматические компоненты речи.  
  • Работать над развитием связной речи.

 

 Сентябрь 3 неделя  

 

Викторина «Моя дорога в детский сад».

Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».

Осень.

Лес осенью.

Овощи.

Фрукты

Хлеб

Совершенствование  знаний и представлений детей об осени:  признаки осени,   об  осени  как времени года,  приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

  • Закреплять знания детей о  правилах  безопасного поведения в природе.
  • Продолжать знакомить  с сельскохозяйственными профессиями. Расширять знания и представления о неживой природе.
  • Активизировать словарный запас по указанным темам.
  • Формировать лексико-грамматические компоненты речи.  
  • Работать над развитием связной речи.

Сентябрь 4 неделя

Октябрь  1, 2, неделя

Праздник  «Осень в гости к нам пришла.

Выставка поделок из природного материала.

Я вырасту здоровым

Части тела

Расширение представления о здоровье и здоровом образе жизни. 

  • Формировать бережное отношение к своему

здоровью.  

  • Активизировать словарный запас по указанным темам.
  • Формировать лексико-грамматические компоненты речи.  
  • Работать над развитием связной речи.

Октябрь 3, 4 неделя

День здоровья.

Планета Земля – наш общий дом.

.

Моя семья.

Моя страна.

Государственные символы.

Москва – столица нашей Родины

Совершенствование знаний детей о  самих себе,  своей семье,  об истории семьи. 

  • Расширять знания детей о профессии родителей  и других представителей семьи.  Воспитывать бережное отношение к своим близким
  • Обогащать  социальный опыт детей  путём расширения представлений о государственных праздниках, государственной символики,  активизировать понятийный словарь.  Знакомить детей с историей России,  людьми, которыми гордится народ.  
  • Активизировать словарный запас по указанным темам.
  • Формировать лексико-грамматические компоненты речи.  
  • Работать над развитием связной речи.

Ноябрь  1,2,3,4 неделя

Конкурс   фотоальбомов «Я и моя семья»

Экскурсия  в мини-музей детского сада  «Государственная символика».

Экскурсия в краеведческий музей

Зима.

Начало зимы.

Зимние забавы.

Зимующие птицы.

Животные родного края

Новый год.

Обобщение и систематизация знаний детей о зиме и сезонных изменениях в природе, связанных с зимой.

  • Продолжать знакомить детей с зимой как временем года: закреплять признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом,  название зимних месяцев.
  • Расширять представления о жизни животных и птиц зимой.
  • Расширять представления  о зимних видах спорта, зимних забавах детей.  
  • Формировать познавательно-исследовательский  интерес через экспериментирование со снегом,  льдом, водой.
  • Продолжать знакомить детей с историей  праздника,  с традициями празднования Нового года в различных странах.
  • Закладывать основы  праздничной  культуры.  Формировать у детей  эмоциональные качества: радость  ожидания чуда, желание активно участвовать в подготовке к празднику,  креативность, доброжелательность.  Воспитывать у детей стремление поздравить  близких людей с праздником.
  • Активизировать словарный запас по указанным темам.
  • Формировать лексико-грамматические компоненты речи.  
  • Работать над развитием связной речи.

Декабрь 1 2, 3, 4 неделя

Акция  «Покормите птиц зимой», изготовление кормушек для птиц.

Новогодний праздник.

.Родной город

Труд взрослых

Воспитание чувства привязанности  у детей к своему  родному городу, восхищение его красотой.

  • Расширять знания детей о профессии родителей  и других представителей семьи.  Воспитывать бережное отношение к своим близким
  • Знакомить детей с историей родного края и города.
  • Активизировать словарный запас по указанным темам.
  • Формировать лексико-грамматические компоненты речи.  
  • Работать над развитием связной речи.
  • Воспитывать  уважительное отношение к людям  труда, представителям профессий, связанных с производством  и сферой обслуживания.

Январь 2, 3 неделя.

Экскурсия в музей «Трудовой Славы»

Транспорт

Мебель

Посуда

Бытовая техника

Формирование  у детей обобщённые представления  о социальном окружении: бытовой технике,   предметах посуды, мебели, их функциональном  назначении. Совершенствование  знания о разнообразии видов транспорта,  о профессиях  людей, связанных с различными видами транспорта. 

  • Воспитывать познавательный  интерес к изучению окружающего мира.
  • Закреплять правила дорожного движения
  • Активизировать словарный запас по указанным темам.
  • Формировать лексико-грамматические компоненты речи.  
  • Работать над развитием связной речи

Январь 4

Февраль 1, 2, 4 неделя

.

Выставка детского художественного творчества.

Викторина «Наши друзья – электроприборы»

Конкурс рассказов «Приборы, которые помогают ухаживать за одеждой»  

День защитника Отечества

Уточнение знаний детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины.

  • Продолжать расширять знания детей о Российской армии. Знакомить детей с различными  родами войск.  Расширять знания детей  о  представителях воинских  специальностей,  о профессиях  людей, связанных с различными видами транспорта. Воспитывать в детях патриотические чувства,  чувство благодарности людям, защищающим нашу Родину.   Расширять гендерные представления, формируя в мальчиках  стремление быть сильными, смелыми, ловкими; в девочках уважение к мальчикам как к будущим защитникам Родины.
  • Активизировать словарный запас по указанным темам.
  • Формировать лексико-грамматические компоненты речи.  Работать над развитием связной речи.

Февраль  3 неделя

Утренник.

Выставка детского творчества.

Спортивный праздник.

Весна.

Начало весны.

Восьмое Марта.

Космос

Перелетные птицы.

Насекомые

Растения

Обобщение  представлений детей о характерных признаках весны.

  • Формирование гендерных представлений.
  • Воспитывать уважение  к сотрудникам детского сада.  Организовать виды детской деятельности  (продуктивной, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной)  вокруг темы  семья, любви и уважения к маме, бабушкам, женщинам. Закрепление знаний о женских профессиях.
  • Формировать у детей обобщённые представления  о весне как о времени года.  Расширять представления  о признаках весны, прилёте птиц,  явлениях  и  связях живой и неживой природы.  Формировать познавательный и исследовательский интерес через экспериментирование и наблюдение за  экологическими цепочками.  
  • Активизировать словарный запас по указанным темам.
  • Формировать лексико-грамматические компоненты речи.  Работать над развитием связной речи.

Март 1 неделя

Апрель 1, 2, 3, 4, 5 неделя

Праздничный концерт  «Весенняя капель»

Выставка детского творчества:

изготовление праздничных открыток, пригласительных билетов.

Конкурс чтецов.

Конкурс рисунков «Звездное небо»

День Победы.

Ознакомление  детей с историей родной страны,  русского народа. 

  • Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о Великой Победе. Воспитывать у детей  патриотические чувства:  любовь к Родине, гордость за свою страну,  осознание себя  частицей  русского народа.
  • Воспитывать уважение к людям  труда,  к ветеранам труда.
  • Активизировать словарный запас по указанным темам.
  • Формировать лексико-грамматические компоненты речи.  Работать над развитием связной речи.

Май 1 неделя

Экскурсия  к памятнику.

Конкурс рисунков.

Лето

М

О

Н

И

Т

О

Р

И

Н

Г

Расширение  представления детей о многообразии насекомых 

  • Обогащать  представления о  животном и растительном мире (о деревьях, кустарниках, цветах,  грибах),  развивать понимание целесообразности и взаимосвязи живой и неживой природы. Продолжать развивать познавательно-исследовательских интерес детей путём наблюдений за  взаимозависимостью явлений живой и неживой природы, экспериментально-практической  деятельности.
  • Активизировать словарный запас по указанным темам.
  • Формировать лексико-грамматические компоненты речи.  Работать над развитием связной речи.

Май 2  неделя

Май 3, 4 неделя

Фотовыставка  «Мой разноцветный мир!»  

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Количество занятий

I

Формирование словаря

5

II

Звуковая культура речи

4

III

Грамматический строй речи

14

IV

Связная речь

11

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по освоению  образовательной области «Развитие речи».  Старшая  группа

Дата

Тема

Задачи

Литература

1

4.1.

Безопасное поведение на улице

  • Познакомить детей с дорожными знаками, формировать умение различать и понимать, что обозначают  дорожные знаки.
  • Побуждать детей составлять небольшие связные  рассказы из личного опыта,  по серии  сюжетных картин, сочинять загадки.
  • Употреблять в речи сложные предложения.
  • Упражнять в использовании восклицательных интонаций.
  •  Научить детей безопасному поведению на улице; объяснить, где можно играть, а где нет.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр. 168

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.65,101

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.312

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры

и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа) стр.55

2

4.2

Осень золото роняет

Пересказ рассказа «Осень под водой»  (по Н.Сладкову)

  • .Активизировать и обогащать  словарь  по теме «Осень»                                                              
  • Обучать детей приемам планирования собственного пересказа с опорой на графические схемы.
  • Закрепить навыки грамматически правильного оформления высказывания. Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.                                                 Побуждать детей образовывать:

- глаголы, существительные и прилагательные множественного числа;

- качественные прилагательные;

- существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

  • Употреблять в речи существительные в родительном падеже, дополнять и строить сложноподчиненные предложения, использовать предлоги на, у, за, под.
  • Обучать детей приемам планирования собственного пересказа.

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.54

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.49, 65, 239

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.191

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа) стр.8

Л.Н.Арефьева Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет, стр.18

Л.К.Лебедева, И.В.Козина и др. Конспекту занятий по обучению детей пересказу., стр.18

3

3. 1

Откуда хлеб пришел

  • Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов
  • Побуждать детей:

- отгадывать загадки;

- образовывать простые причастия                      

- составлять связный рассказ по серии сюжетных картин, понимать литературные выражения.

  • Обогащать словарь детей.
  • Активизировать в речи детей прилагательные.  Закреплять умения произносить фразы с разной силой голоса и в разном темпе.
  • Упражнять детей понимать значение и мудрость народных пословиц.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу..

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа), стр.11, 14

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада (познавательное развитие), стр.24

Л.Н.Арефьева Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет, стр.114.

4

2.1

В гостях у Чиполлино

  • Закрепить представления о труде овощевода.
  • Активизировать слова – названия грибов, цветов, овощей и фруктов.
  • Подбирать  глаголы, сочетая их с существительными.  
  • Образовывать:

- существительные в именительном и родительном падежах множественного числа;

-. относительные прилагательные.

  • Обогащать словарный запас.
  • Продолжать развивать диалогическую речь.
  • Побуждать детей продолжать рассказ, начатый педагогом, развивая сюжет.
  • Соотносить глаголы с выразительными движениями.
  • Уточнить и закрепить правильное произношение звуков с  и ц , дифференцировать эти звуки на слух, отчетливо произносить слова и фразы с этим и звуками
  • Упражнять  в четком произношении фраз в различном темпе, с разной силой голоса.

Е.А.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», стр.28, книга 2

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», книга 2 стр.19, 32.

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.39.

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа), стр. 63

 Л.Н.Арефьева Лексические темы по развитию речи  детей 4 – 8 лет , стр.30, 36.

5

3.2

Что такое здоровье и как его сохранить и преумножить?

  • Уточнить знания детей: для сохранения здоровья нужно помнить о правилах безопасного поведения, о режиме дня,  правильном питании.                
  •  Пополнять словарный запас,
  • Побуждать детей рассуждать, аргументировано высказываться.
  • Использовать в рассуждениях сложноподчиненные предложения.  
  •  Закреплять навыки составления повествовательного рассказа.                        
  •   Упражнять:

- в произнесении чистоговорок со звуками с – ш.;

-в подборе определений к заданным словам.

- в составлении загадок – описаний о туалетных принадлежностях.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.6

Е.А.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», стр. 165, книга 3

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада (познавательное развитие) стр.64

6

1.1

Что я знаю о себе

  • Уточнить и расширить представления детей о строении человеческого тела  и его частях и их назначении.  
  • Обогащать и активизировать качественный словарь.
  • Использовать в рассуждениях уменьшительно – ласкательные формы существительного в единственном числе; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.                                              
  • Употреблять притяжательные прилагательные и местоимения  «мой», «мое», «мои» в составе простых предложений.                            
  • Продолжать работу по ориентировке в пространстве

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.6

Е.А.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», стр. 165, книга 3

Л.Н.Арефьева Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет . стр.63

А.Н.Катаева , С.А.Козлова  Мой мир, стр.20

7

3.3

Моя семья

  • Активизировать словарь по теме «Семья»
  • Вовлекать детей в содержательное общение со сверстниками, побуждать к высказываниям из личного опыта, рассуждению.
  • Образовывать и употреблять притяжательные прилагательные с суффиксом «ин».
  • Преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода.
  • Упражнять в подборе родственных слов.
  • Закреплять образование трудных форм глаголов скакать, бежать, класть, хотеть.
  • Связно, логично, непрерывно высказывать свою мысль.
  • Составление рассказа из 5 – 6 предложений по сюжетной картине «Семья», небольшой рассказ из личного опыта «Дома вечером»

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр. 12, 161, 205

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.98

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.40,

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада (познавательное развитие) стр.10

А.Г.Арушанова Речь и речевое общение, стр.230

8

.4.3

Я люблю тебя, Россия

  • Обогащать словарь детей,  употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными
  • Побуждать  детей составлять связные рассказы на заданную тему,  образовывать однокоренные слова
  • Закреплять умения  отвечать на вопросы, поддерживать беседу
  • Формировать умение вслушиваться в речь взрослого и своих товарищей, использовать речевые модели педагога для построения собственных ответов.
  • Совершенствовать навыки пересказа передавать содержание произведения без пропусков, подробно и выразительно.
  • Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну Россию
  • Развивать интерес к историческому прошлому России..

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.  161

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.270, 318

В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада (познавательное развитие) стр.121

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа) стр.58

Н.Ф.Виноградова Моя страна Россия, стр.6

9

1.2

Герб и флаг России

  • Обогащать словарь детей по данной теме.
  • Познакомить детей с символикой России – флагом и гербом.
  • Формировать начальные представления о происхождении современного государственного герба о его функциональном назначении, о символическом значении цвета и образов (орел, всадник).
  • Развивать монологическую речь
  • Закреплять умения  отвечать на вопросы, поддерживать беседу, связно, логично, непрерывно высказывать свою мысль
  • Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага.
  • Развивать интерес к историческому прошлому.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина, стр. 318

Е.К.Ривина Герб и флаг России, стр.19

Н.Ф.Виноградова Моя страна Россия, стр.16

10

3.4

Москва – столица нашего Отечества

  • Дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране, вызвать интерес к  самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России – Москвой.
  • Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью, с гербом Москвы, как символом защиты, победы, светлых сил добра над темными силами зла.
  • Развивать устную речь.
  • Закреплять умения  отвечать на вопросы, поддерживать беседу, аргументировано высказываться. Использовать в рассуждениях сложноподчиненные предложения
  • Побуждать  детей составлять связные рассказы на заданную тему, по картинам. 
  • Продолжать упражнять в подборе антонимов.          

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.270

С.А.Козлова. Мой мир. Стр137

Н.Ф.Виноградова Моя страна Россия, стр.18.

11

3.5

                                   Начала зимы

  • Обобщать и систематизировать знания детей о зиме и сезонных изменениях в природе.
  • Побуждать детей:  искать логические ошибки (нарушения причинно – следственных связей); подбирать родственные слова, антонимы; строить монолог, развивать умения сравнивать понятия; составлять предложения по опорным словам.                
  •  Совершенствовать навыки составления короткого рассказа по картине, при описании указывать место и время действия, согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным.    
  •  Упражнять в  правильном произнесение звуков С  и Щ , произносить их протяжно, на одном выдохе, отчетливо и внятно произносить слова с этими  звуками  
  • Толковать пословицы и поговорки.                            

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.68

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.120

О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» стр.237

Л.Н.Арефьева Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет,  стр.95

12

4.4

Дикие животные

Пересказ рассказа «Белки» (по И.Соколову – Микитову»

  • Активизировать и обогащать словарь по теме «Дикие животные».
  • Закреплять разнообразные грамматические  конструкции в формировании речевых высказываний.
  • Развивать навык планирования пересказа с опорой на наглядность.
  • Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.  
  • Рассуждать, подбирать слова  близкие по смыслу (синонимы), и связанные по смыслу (однокоренные), составлять словосочетания с многозначными словами острый, колючий; употреблять в речи предлоги НА, С, В, К.
  • Образовывать формы множественного числа существительных.
  • Способствовать развитию навыков наблюдения у детей, укреплять интерес к животным.

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.51

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.90

Е.А.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», стр. 181, книга 1

Л.Н.Арефьева Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет,  стр.44

А.Г.Арушанова Речь и речевое общение, стр.240

Л.К.Лебедева, И.В.Козина и др. Конспекту занятий по обучению детей пересказу., стр.12

13

3.6

Зимующие птицы

  • Расширить  и углубить представления детей о зимующих птицах нашего края, классифицировать понятия.
  • Обучать навыкам простейшей самостоятельной ситуативной речью.
  • Побуждать детей рассуждать, аргументировано высказываться, отвечать на проблемные вопросы, устанавливать причинно – следственные связи и использовать в рассуждениях  сложноподчиненные предложения.
  • Формировать умения  образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.
  • Совершенствовать умения детей составлять рассказы по плану, предложенному педагогом.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.152

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.90

Л.Н.Арефьева Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет,  стр.24

14

4.5

Зимние забавы

  • Активизировать словарь по теме «Зима»              Уточнить представления детей о времени года, в какие игры дети любят играть зимой и почему, что им нужно для зимних игр. В какие игры нельзя играть, почему? Средствами стихотворного текста помочь проникнуться настроением от наступления зимы.  
  • Помочь оживить впечатления, проанализировать и выбрать интересные события для рассказа                     из личного опыта, по серии картин, связанных         одним  сюжетом «Как я играю зимой»,                      «Как  я лепил снежную бабу»; «Веселье   на        горке».              Пересказывать от имени  другого лица.                                              
  •  Развивать речевое дыхание : продолжительный, плавный выдох; ритм, темп речи; звукоподражания Отчетливо,   с    разной   силой   голоса        произносить фразы со звуком с и ш.. Работать над фразой и просодическими компонентами речи (дыханием, голосом, темпом и ритмом речи).                              
  • Закрепить представление о пользе прогулок для здоровья.
  • Формировать положительные взаимоотношения.

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.76

О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» стр.228

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.149

15

2.2

Продукты питания

Экскурсия на кухню детского сада

  • Обогащать и активизировать предметный словарь.
  • Расширить и уточнить знания детей о продуктах питания, закрепить названия блюд завтрака, обеда, ужина; названия продуктов, а также слова, обозначающие способы приготовления пищи.
  • Закреплять обобщающие понятия: молочные, мясные продукты, хлебобулочные, кондитерские изделия.                          
  • Составлять простые предложения, распространенного дополнением; практическое употребление существительных в винительном падеже, в составе предложения.                      
  • Формировать умение образовывать относительные прилагательные (каша из гречки – гречневая).
  • Отрабатывать гласные звуки в речи детей.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.113

Е.А.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам, стр. 89, книга 2

16

.4.6

Скоро праздник

  • Активизировать  словарь по теме.
  • Расширять знания детей о традициях празднования Нового года и Рождества.
  • Вызвать интерес у детей составлять рассказы с помощью сюжетных картинок, по демонстрации действий; согласовывать прилагательные, числительные с существительными в роде, падеже;  глаголы  в будущем времени с существительными единственного числа творительного падежа.
  • Закреплять в речи предлоги на, под.

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.76

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.123

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.173

17

1.3

Мой город. Моя улица

  • Формировать у детей элементарные представления о родном городе.
  • Упражнять в составлении предложений о своём городе с использованием фотографий;  употреблять предлоги в, на в составе предложения
  • Развивать познавательный интерес, произвольное внимание  аналитико-синтетической деятельности.
  • Повторить  домашний адрес, адрес детского сада, вспомнить, на каком транспорте едут  в детский сад.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.  205

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.203, 212

18

4.7

Профессии и инструменты

  • Развить диалогическую речь детей
  • Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа.
  • Развивать навыки словообразования и словоизменения.
  • Вызвать желание называть профессии по месту работы или роду занятий.
  • Пересказ рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны».

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр. 184

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.244

   А.Н.Катаева С.А.Козлова Мой  мир, стр.20

19

1.4

Транспорт. Профессии на транспорте

  • Расширять словарный запас  по теме.
  • Формировать знания о разнообразии  видов транспорта: воздушный, водный, подземный, наземный
  • Развивать монологическую речь.
  • Побуждать детей составлять рассказы на предложенную тему,  сочинять веселые загадки.
  • Употреблять в речи сложные предложения.
  • Продолжать работу по воспитанию правил поведения на дороге,   а также о профессии шофера.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр. 168

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.65,101

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.131

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа) стр.52

20

3.7

Мебель

  • Уточнить и расширить представления детей о мебели. Дать знания о назначении мебели, о ее различных видах:  кухонная, столовая, гостиная, мебель для спальни. Обратить внимание детей на материал,  качество отличительные признаки.                        
  •  Побуждать детей составлять сравнительный         рассказ «Чем отличается стул от  кресла» с использованием  сложноподчиненных предложений.                              
  • Связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.
  • Подбирать слова – признаки к существительным

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.81

Е.А.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», стр. 118, книга 3

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.131

21

3.8

Посуда

  • Развивать глагольный словарь.
  • Уточнить и расширить представления детей о посуде, ее назначении,  различать кухонную, столовую и чайную посуду; называть части посуды и внешние признаки.
  • Продолжать обучать составлению описательных рассказов по картинкам.
  • Развивать логическое мышление, воображение, умение строить сложноподчиненное предложение
  • Развивать умение анализировать и синтезировать, представлять целостный образ предмета.
  • Формировать интерес  к играм – загадкам, бережное отношение к посуде, внимательное отношение к травмоопасным предметам.

Е.А.Алябьева «Итоговые дни по лексическим темам», стр. 144, книга 3

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.87

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр.6

22

4.8

День защитников Отечества

  • Расширять словарный запас
  • Уточнить знания детей об армии, их представления о родах войск; воспитывать уважение к защитникам нашей Родины.
  • .Познакомить с новым стихотворением С.Маршак «Наша армия», способствовать его эмоциональному осмыслению.
  • Воспитывать умение анализировать, отвечать на вопросы  распространенными предложениями.
  • .Побуждать  составлять сюжетные рассказы, давать описания действиям и характеристики персонажем, вводить в повествование диалог; подбирать определения к заданным словам.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр. 175

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.250

23

1.5

Домашние помощники

  • Активизировать словарь по теме «Бытовые приборы».
  • Развивать умения детей отбирать для предметного описания самое интересное и существенное, развивать фантазию, побуждать детей к активному диалогу.
  • Активизировать в детской речи глаголы.
  • Упражнять детей в подборе определений при составлении загадок.
  • Продолжать развивать умения детей образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов, согласовывать существительные с прилагательными.
  • Составлять описательный рассказ, связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.
  • Побуждать детей отчетливо и внятно с различными интонациями произносить фразы, отрабатывать дикцию.

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.87

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа) стр.61

24

3.9

8 Марта – женский день

  • Активизировать и расширить словарь по теме.
  • Побуждать детей составлять описательный рассказ о маме по собственному рисунку, по серии сюжетных картин, называть главных героев рассказа, последовательно и точно описывать их действия, чувствовать настроение картин и передавать свои впечатления, использовать в речи  красочные, образные выражения, продумывать предшествующие события.
  • Развивать умения подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных), употреблять в своей речи поздравления, использовать в речи сложные предложения.                                    
  • Воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.96,98

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.103, 261

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа) стр.77

25

2.3

О настроении и о себе

  • Развивать монологическую речь детей
  • Продолжать воспитывать партнерские качества при составлении рассказа о своем собеседнике, четко отвечать на вопросы.
  • Пополнять словарный запас детей.
  • Побуждать употреблять в речи сложные предложения
  • Упражнять в произнесении  чистоговорок и скороговорок на звуки с, ц, ш, щ  в разном темпе и с разной силой голоса.
  • Отрабатывать интонационную выразительность речи, произносить фразы с разной интонацией (удивление, вопрос, обида, недовольство).
  • Способствовать пониманию точно обозначать ситуацию, подбирать синонимы и антонимы.

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа) стр.69

26

3.10

Игралочка

  • Вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммукативных  отношений между детьми.
  • Формировать умения эмоционально и выразительно общаться.
  • Развивать диалогическую речь, побуждать к активному монологу, составлять рассказ по серии сюжетных картин; кратко своими словами передавать текст знакомых сказок.
  • Совершенствовать умения детей подбирать рифмы к словам, четко в умеренном темпе произносить слова чистоговорки, пояснять пословицы и находить слова для их объяснения, подбирать слова по смыслу.

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа) стр.26.

27

2.4

Чего на свете не бывает

  • Побуждать  детей составлять описательный рассказ с выдуманным персонажем, развивать способность самостоятельно придумывать события.
  • Активизировать в речи детей сложные предложения.
  • Способствовать пониманию детей находить неточности в тексте и исправлять их; употреблять в речи притяжательные прилагательные.
  • Продолжать воспитывать умение произносить фразы с различными интонациями.

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа) стр.79

28

3.11

Весна наступила

  • Активизировать словарь по теме «Весна»
  • Обобщить представления детей о характерных признаках весны. Обратить внимание детей на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной.
  • Побуждать детей составлять сравнительный рассказ  по картинам  «Весна» и «Зима», используя речевые связки  - переходы  (но скоро…, очень скоро…, а еще совсем недавно…); самостоятельно строить сюжет своего рассказа, использовать средства выразительности.
  • Активизировать речи детей сравнения, образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
  • Формировать умение подбирать прилагательные, подбирать определения для характеристики времен года.
  • Развивать ассоциативное мышление детей.
  • Воспитывать умение оценивать рассказы товарищей и вносить исправления.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр. 195

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.104, 112

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.264

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа) стр.71

29

3.12

Покорение космоса

  • Активизировать словарь:   глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства.
  • Уточнить и расширить представления о космосе и космических полетах.
  • Познакомить детей с новым литературным произведением В.Баруздин «Первый в космосе».
  • Развивать навыки творческого рассказывания, умения придерживаться избранной линии в творческом рассказывании, строить  распространенные предложения типа суждений; четко и громко произносить слова.
  • Упражнять в подборе антонимов.
  • Побуждать рассказывать о своем отношении к подвигу первого космонавта.
  • Формировать навыки выражения своего мнения.

О.А.Скоролупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста  по теме «Покорение космоса» стр.20

Н.И.Карпухина, В.И.Натарова Моя страна, стр. 144

30

4.9

Перелетные птицы

Пересказ рассказа «Лесной голосок»   (по Г.Скребицкому)

  • Активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Птицы».
  • Развивать диалогическую речь,  слуховую память, зрительное внимание.
  • Обучать связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий,  с использованием  сложноподчиненных предложений
  • Упражнять детей в подборе однокоренных слов, подбирать прилагательные к существительным, активизировать в речи детей глаголы, связанные с уходом за птицами.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр. 152

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.107

31

4.10

Насекомые

Пересказ рассказа  «Пчелки на разведках»

 (по К.Д.Ушинскому).

  • Активизировать и обогащать словарь по теме «Насекомые», «Цветы».
  • Побуждать детей к связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.
  • Развивать навыки диалогической формы речи детей, умение передавать диалог  действующих  лиц.
  • Закреплять разнообразные грамматические конструкции в формировании речевых высказываний.
  • Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр. 255

Е.А.Лапп «Развитие связной речи детей 5 – 7 лет с нарушением зрения» стр.117

Л.К.Лебедева, И.В.Козина и др. Конспекту занятий по обучению детей пересказу,  стр.41

32

3.13

Комнатные цветы

  • Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, по серии картин, по объекту; развивать ассоциативное мышление.
  • Развивать умение образовывать однокоренные слова, подбирать прилагательные  к существительному.
  • Активизировать в речи детей глаголы, связанные с уходом за растениями.

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников (книга 2 старшая группа) стр.84

33

3.14

День Победы

  • Обобщать представления о ВОВ.
  • Развить мышление и память
  • Активизировать предметный словарь.
  • Закреплять навыков словообразования
  • Закреплять умения составлять рассказ, опираясь на план, предложенный педагогом, включать  описание внешнего вида персонажей их характеристики.
  • Упражнять в образовании  существительных от глаголов и прилагательных (воевать – воин, охранять – охрана, смелый – смелость и т.д.)
  • Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ..

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр. 248

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.350

34

4.11

Лето

Пересказ рассказа «Поющий букет»

(по В.Бирюкову)

  • Активизировать и обогащать словарь по теме «Цветы», «Насекомые».
  • Обобщить представления детей о характерных признаках лето. Обратить внимание детей на изменения, происходящие в живой и неживой природе летом.
  • Обучать связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих  последовательность событий.
  • Формировать активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа
  • Продолжать развивать навыки диалогической речи, умения передавать диалог действующих лиц...
  • Закреплять умения образовывать прилагательные и правильно употреблять их в речи, подбирать и называть глаголы, связанные с летом.
  • Формировать грамматические представления и обобщения на основе работы с языковым материалом пересказываемого произведения.

Л.Н.Зырянова, Т.В.Лужбина «Занятия по развитию речи», стр. 163

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» ст.гр., автор – составитель Н.В.Лободина стр.380

.Л.К.Лебедева, И.В.Козина и др. Конспекту занятий по обучению детей пересказу,  стр.54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Старшая группа

Комплексно-тематическое планирование МБОУ Копачевская НОШ  (воспитатель Блохина О.А.)...

комплексно-тематическое планирование старшая группа

комплексно-тематическое планирование...

Примерное комплексно-тематическое планирование старшая группа

Примерное комплексно-тематическое планирование старшая группа...

Комплексно-тематическое планирование старшая группа

в данном материале приведен пример построения комплексно-тематического планирования работы в старшей группе...

Комплексно-тематическое планирование старшая группа

Комплексно-тематическое планирование  старшая группа...

Комплексно-тематическое планирование старшая группа

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе на год...