Проблема формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа) на тему

Данная статья посвящена проблеме формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) у детей младшего дошкольного возраста. В ходе исследования выявлены условия, при которых ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста будет более эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya.docx8.56 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

  К одной из самых острых и противоречивых проблем России относится проблема развития современного образования.

  Основной задачей российской системы образования является обеспечение качества образования.

 Согласно закону “Об образовании”, принятом в декабре 2012 г., дошкольное образование становится частью общего образования и вводится как его самостоятельный уровень.

 Основная задача детского сада - создать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок проживает дошкольный возраст, развит и мотивированно переходит на следующий уровень образования.

 Цель Концепции развития математического образования в РФ, утв. Распоряжением Правительства РФ от 24.12.13 № 2506-р, вывести российское образование на лидирующее положение в мире. Согласно Концепции качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

 Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие.

 Дошкольный возраст - это этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом - от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют три периода:

  1. младший дошкольный возраст (3-4 года);
  2. средний дошкольный возраст (4-5 года);
  3. старший дошкольный возраст (5-7 года).

  Обучение детей 3 – 4 лет предусматривает:

1) Дальнейшее развитие ориентировки в предметах и явлениях ближайшего окружения, формирование отчетливых представлений об их свойствах. Освоение первых элементарных систем знаний на основе установления несложных связей между объектами и явлениями действительности.

2) Дальнейшее совершенствование ощущений и восприятий, формирование знаний о системе сенсорных эталонов и умения их использовать в различных видах продуктивной деятельности.

3) Формирование первоначальных навыков учебной деятельности, умения принять задачу, слушать и слышать взрослого, отвечать на поставленные вопросы.

4) Развитие речи: дальнейшее расширение словаря и освоение связной речи.

 Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребенка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. Детей третьего и четвертого года жизни считать не учат, а лишь знакомят с различными количественными образованиями и отношениями, развивают сенсорный опыт ребенка, необходимый для успешного овладения счетной деятельностью на последующих этапах дошкольного детства.

 Анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста позволяют сделать вывод, что проблема формирования элементарных математических представлений (далее ФЭМП) детей младшего дошкольного возраста исследована не полностью. Дети не умеют выделять цвета и называть форму, размер предметов, находить предметы по указанным свойствам, сравнивать и обобщать предметы.

  Важно, чтобы знакомство детей с математикой происходило в обычной реальной жизни, чтобы ребенок увидел, что математические понятия описывают реальный мир. Основным принципом ознакомления детей с математикой является наглядность. Использование дидактических игр способствует ФЭМП дошкольников. В процессе игр проще всего познакомить ребенка младшего дошкольного возраста с элементарными математическими понятиями.

  Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе важно. С ее помощью можно развивать познавательные способности малыша.

 Таким образом, нами была сформирована цель и поставлены задачи.

 Цель: выявить условия, при которых ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста будет более эффективным.

 Задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
  2. изучить передовой педагогический опыт ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста;
  3. выявить условия ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста.

 Для решения задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, наблюдение, обследование детей (материалы взяты из набора, представленного С.Д. Забрамной (1998)).

  Таким образом, нами был сделан вывод, что решение проблемы ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста должно осуществляться в условиях, которые дают все возможности развития направленностей ребенка, его способностей. Создание таких условий заключается в следующем:

  • наличие хорошо оборудованной, насыщенной предметно-пространственной среды, которая стимулирует самостоятельную познавательную деятельность ребенка;
  • деятельность по ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста должна быть построена с учетом дидактических принципов: научности, системности и последовательности, доступности, интеграции, наглядности, индивидуального подхода к детям;
  • осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.

  Для создания благоприятной среды, в которой процесс ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста будет успешным, так же должно быть налажено взаимодействие с родителями. Работа с родителями может строиться следующим образом:

  • проведение родительских собраний, на которых родители знакомятся с видами игр и различными видами занимательного материала;
  • консультирование родителей по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с цветом, формой, величиной, временем суток;
  • проведение мастер-классов;
  • индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о сложностях;
  • привлечение родителей к изготовлению развивающих и обучающих пособий.

 Работа над этой темой еще не завершена, она находится в стадии исследования. Но мы предполагаем, что именно создание этих условий позволит сделать процесс ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста более эффективным, успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста "Колобок пришел к нам в гости"

Интеграция образовательных областей:  Коммуникация Социализация ЗдоровьеЦель: закрепить, уточнить и  расширить полученные ранее знания и представления по пройденным темам....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста «Страна игрушек»

«Страна игрушек» Цель:Упражнять детей в использовании математических знаний в игровой ситуации.Задачи:Количество.- Развивать умение видеть общий признак предметов группы.- Формировать умение сост...

картотека игр и упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Картотека игр и упражнений по ФЭМП создана для воспитателей и родителей детей младшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие в волшебный лес"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по формированию элементарных математических представлений  для детей младшего дошкольного возраста с использованием логических блоков Д...