Дидактические игры по тематическому планированию для детей средней группы.
календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме

Прончатова Людмила Викторовна

Дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_srednyaya_gruppa.docx43.2 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»

Дидактические игры по тематическому планированию для детей средней группы.

                                                                                                   Подготовила: воспитатель Прончатова Л. В.

Сентябрь.

Неделя. До свиданья, лето!

1. Дидактическая игра «Наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова                                                                                                                              Ход игры: я начну, а вы продолжите:                                                          

 Веселый праздник – грустный                                                                    

Большой подарок – маленький                                                                      

  Светлое небо – …                                                                                                  

Чистое платье – …                                                                                            

 Хорошее настроение – …                                                                                                                    

2.Дидактическая игра» Узнай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию                                                                                                                      Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде                                                                                                   Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь, и показывать его.                                            Усложнение:

дети объясняют свой выбор

роль водящего выполняет ребенок

3.Дидактическая игра «Отгадай-ка»

 Цель:  упражнять детей в составлении описательных рассказов, развивать умение внимательно слушать товарища.

Неделя.  Азбука безопасности.

1.Д/И «Назови три слова»

Цель: активизация словаря.

 ХОД  ИГРЫ: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

2.Д/И «Назови как можно больше предметов» 

Цель: активизация словаря, развитие внимания.

Ход игры: дети становятся вряд и им по очереди  предлагается  называть  предметы, которые их окружают. Назвавший слово делает шаг. Выигрывает тот,  кто правильно и четко произносит  слова и назвал большее количество предметов, не повторяясь,  и таким образом оказался вперед всех

3. Д/И «Прятки»

 Цель. Формирование морфологической стороны речи; подвести детей к пониманию предлогов и наречий,  имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом,

слева, справа). Материал. Мелкие игрушки.

Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные  гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом

Неделя. Игры и игрушки.

1.Д/И «Угадай игрушку»

 Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.                                                                  

 Ход.                                                                                                                                            

  На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.                                                                       Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

2.Д/И  «Узнай сказку по иллюстрации»                                                         

 Цель: тренировка зрительной памяти и мышления.

3. Д/И «Назови одним словом» 

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Ход. Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.


 Неделя. День дошкольного работника.

1.«Чьи предметы» 

Цель: развивать умение определять и называть,  кому принадлежит предмет, указанный на картинке.

 Ход. Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.    

2.«Назови профессии детского сада»

Цель: закреплять знания детей о профессиях  детского сада.    

 хода игры: Предложить  ребенку отгадать загадку. Спросить, как называется профессия взрослого,  и попросить найти лишний предмет, который не нужен данному специалисту для его труда. Попросить ребёнка объяснить, почему он так думает. Если у него возникают трудности, можно задавать наводящие вопросы.

3Дидактическая игра» Что кому нужно»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

  Ход игры: Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

Октябрь

Неделя Осень  в мире растений.

1 Дидактическая игра «Кто скорее соберет?»                                            

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.                                                                                              Ход игры: Дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

2.Дидактическая игра «Что сажают в огороде.                                          

 Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению); развивать быстроту мышления,  
слуховое внимание.                                                                                                           

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «Да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «Нет». Кто ошибется, тот выходит из игры.                                                  

 Морковь (да), огурец (да), слива (нет), свекла (да) и т. д.

3.Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»                                      

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию,  развивать память, внимание.                                                                              

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Неделя. В мире животных.

1.Дидактическая игра «У кого кто»

 Цели: закрепить знания о животных,  развивать внимание, память.           

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

2Дидактическая игра «Что умеют делать звери?                                        

 Цель: учить создавать самые разнообразные словесные сочетания; расширять в сознании смысловое содержание слова; развивать память.                                                                                                                      Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.                                                                                                                        Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

3 Дидактическая игра «Кто у кого»?                                                              

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А                                                                    

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами                                                                                                              

 Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок»                                                                                          

 Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

Неделя. Моя страна.

1.Дидактическая игра «Узнай наш флаг»
Цель: Учить детей узнавать флаг РФ

Ход: Перед началом игры детям объясняется флаг страны, что на нем изображено, детали.
Картинки смешиваются, каждый ребенок берет картинку. Нашедший флаг страны , поднимает руку, объясняет, как он нашел, узнал.

2Дидактическая игра «Узнай наш герб»

Цель: Учить детей находить герб РФ среди других гербов.
Ход: Перед началом игры детям объясняется герб города, что на нем изображено, детали.
Картинки смешиваются, каждый ребенок берет картинку. Нашедший герб города,
поднимает руку, объясняет, как он нашел, узнал.

Неделя. День народного единства.

1.Дидактическая игра «Узнай наш флаг»                                                            

  Цель: Учить детей узнавать флаг республики.      

Ход: Перед началом игры детям объясняется флаг нашей республики, что на нем изображено, детали.
Картинки смешиваются, каждый ребенок берет картинку. Нашедший флаг страны и города, поднимает руку, объясняет, как он нашел, узнал.

2Дидактическая игра «Узнай наш герб»                                                            

Цель: Учить детей находить герб ресбублики, среди других гербов.
Ход: Перед началом игры детям объясняется герб города, что на нем изображено, детали.
Картинки смешиваются, каждый ребенок берет картинку. Нашедший герб города,
поднимает руку, объясняет, как он нашел, узнал.

Ноябрь

Неделя Здоровье-главная ценность.

1.Дидактическая игра «ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»                                

 Прямая цель: развивать обоняние у детей.                                              

 Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.                                                                      

 Ход игры.                                                                                                                            

  вариант. «Узнай по запаху»

Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.

Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

1 этап.

Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

3 этап.

2 вариант. «Найди такой же запах»

Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.

2 Дидактическая игра «Четвертый лишний» 

Цель игры: Развитие мышления и внимания дошкольников

Ход игры:

Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.

Распечатать предлагаемые дидактические карточки, на которых находятся 4 разных изображения (живые и неживые предметы).

Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию.

Ребенок должен объяснить свой выбор.

Неделя Моя семья

1.Дидактическая игра «Я и моя семья»

Игра «Семья»

Цель: Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст), о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде).

Демонстрационный  материал: Картинки с изображением детей (папа, мама, бабушка, дедушка, девочка, мальчик). Фотографии членов семьи.

Ход игры

- Что может делать папа?

- Что может делать мама?

- Что может делать сын?

- Чем может заниматься бабушка?

- Чем может заниматься дедушка?

При подборе действий педагог помогает детям жестом, подсказывающим словом, мимикой, добиваясь самостоятельного называния слов.

2.«Назови профессии детского сада»                                                                        Цель: закреплять знания детей о профессиях  детского сада.     

 хода игры: Предложить  ребенку отгадать загадку. Спросить, как называется профессия взрослого,  и попросить найти лишний предмет, который не нужен данному специалисту для его труда. Попросить ребёнка объяснить, почему он так думает. Если у него возникают трудности, можно задавать наводящие вопросы.

Неделя. День матери.

1.Дидактическая игра «Мы очень любим»

Цель: Формировать  доброжелательности, любовь к родным и близким.

Ход игры

«Давайте выберем водящего. Представим, что мы все – мама, папа, бабушка, дедушка. Словом,  те, кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам  по очереди мяч, а мы – придумывать и называть его ласковое имя.

2.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Чьи предметы» 

Цель: развивать умение определять и называть,  кому принадлежит предмет, указанный на картинке.

 Ход. Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.    

Декабрь

Неделя. Зима

1.Дидактическая игра «Какое время года?»

        Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;  развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

        Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

2.Дидактическая игра «Игра в загадки»

 Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

 Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Неделя. Зима

1.Дидактическая игра «Так бывает или нет»

        Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях,  развивать логическое мышление.

        Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

2.Дидактическая игра « Собери узор»

. Цели  игры:

1. Учить детей выполнять  действия по показу и образцу.

2. Учить анализировать узор, состоящий из геометрических  фигур разной формы и цвета, действовать по образцу.

3. Развивать внимание, мышление, аналитико-синтезную деятельность ребёнка на основе предметно-практической деятельности.

Оборудование:

1. Набор деревянных плоских геометрических фигур разной формы и цвета.

3.Дидактическая игра» Ласковые слова»

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок

И т.д.

Неделя. В гостях у сказки.

1.Дидактическая игра.«Из какой сказки герой? ».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Ход игры:

Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Зайчик пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.

2. Дидактическая игра «Назови одним словом» 

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Ход. Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.

3.«Назови сказку по главному герою» 

Цель игры: развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу, побуждать детей к пересказу сказки.

Ход игры:

Предлагаются изображения героев сказки ВОЛК, ЛИСА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ и иллюстрации к сказкам, дети называют в каких сказках они встречаются и подбирают соответствующую картинку. Например: лиса - «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.

 Неделя Новый год.  Фабрика Деда Мороза.

1 Дидактическая игра «Что в мешке деда мороза»

 Цель: декодировать информацию, зашифрованную на карточках цвет, величина форма.

Ход. Для начала игры выбираем елочную игрушку и рассматриваем какая она по форме, цвету.

2.Дидактическая игра «Собери елку» (пазлы).

Двое детей собирают из отдельных геометрических фигурок елочки. Сравнивают их по высоте.

Дидактическая игра «Найди самую высокую елку»

Воспитатель: « Рассмотрите все картинки и найдите, на какой из них самая высокая елочка».

 Неделя Рождественское чудо.

1.Дидактическая игра» Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

2Дидактическая игра «Кто больше»?

Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков, например, мяч.  (круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый)

Задание детям

 1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.

Январь

Неделя Зимние забавы.

1.Дидактическая игра «На чем дети катаются»

Цель активизировать в речи предлога НА                                                

Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед)                                                                                              

 Ход игры: дети по картинке составляют предложения с предлогом на.

2Дидактическая игра «Ветерок»

Цель. Развитие фонематического слуха.

Ход. Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

Неделя Транспорт.

1.Дидактическая игра"Назови части предмета"

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

Воспитатель показывает картинки с изображением транспорта

I вариант: дети по очереди называют части предметов.                    

  II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

2. Дидактическая игра «Игра в загадки»

 Цели: расширять запас существительных в активном словаре.

 Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

3.Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развивать внимание.

Воспитатель: - Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы.

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

Неделя Приборы бытовой техники.

1.Дидактическая игра «Разговор по телефону»

Цель: развивать пространственные представления. Побуждать использовать в речи слова: ВВЕРХ, НАПРАВО, НАЛЕВО, ВНИЗ, ПРЯМО.

Ход игры: в одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил?

2.Дидактическая игра» Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.                                                                                                                  Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля).

Февраль

Неделя добрых дел.

1Дидактическая игра» Ласковые слова»

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

2.Дидактическая игра» Кто с кем»?

Наглядный материал: предметные картинки – взрослы и дети.

Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на улицу?»

Неделя  В мире профессий.

1.Дидактическая игра «Я и моя семья»

Цель: Работать над усвоением знаний детей о себе (имя, фамилия, возраст), о составе семьи (имя, отчество, возрасте, их труде).

Демонстрационный  материал: Картинки с изображением детей (папа, мама, бабушка, дедушка, девочка, мальчик). Фотографии членов семьи.

Ход игры

- Что может делать папа?

- Что может делать мама?

- Что может делать сын?

- Чем может заниматься бабушка?

- Чем может заниматься дедушка?

При подборе действий педагог помогает детям жестом, подсказывающим словом, мимикой, добиваясь самостоятельного называния слов.

2.Дидактическая игра «Назови профессии детского сада»

Цель: закреплять знания детей о профессиях  детского сада.    

 хода игры: Предложить  ребенку отгадать загадку. Спросить, как называется профессия взрослого,  и попросить найти лишний предмет, который не нужен данному специалисту для его труда. Попросить ребёнка объяснить, почему он так думает. Если у него возникают трудности, можно задавать наводящие вопросы.

Неделя. Наши папы защитники России

1Дидактическая игра »Кто служил в армии»

Цель:  закрепление о военных профессиях.

Ход игры Воспитатель кидает мяч детям и называет атрибут военной профессии. Дети кидают мяч педагогу обратно и называют соответствующую профессию. Например: самолет-летчик, танк-танкист и т. д.

2.Дидактическая игра «Защитники отечества»

Цель: Формировать умение образовывать имена существительные с помощью суффиксов: -чик, -ист.

Ход игры Дети называют военные профессии, изображенные на картинках: на самолете - летчик. На танке - танкист и т.д.

Неделя Народная культура

1.Дидактическая игра «Необычная песенка»

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Ход.

Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

Март

Неделя Международный женский день

1Дидактическая игра» Ласковые слова»

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

2.Дидактическая игра» Кто с кем»?

Наглядный материал: предметные картинки – взрослы и дети.

Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос

3.Дидактическая  игра» Дай определение словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

Неделя Народные праздники и традиции.

1.Дидактическая игра «Наоборот»                                            

 Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры: я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …

2Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

Театральная неделя.

1.Дидактическая игра.«Из какой сказки герой? ».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Ход игры:

Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Зайчик пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку.

2. Дидактическая игра «Назови одним словом»

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Ход. Ведущий показывает карточку, а дети стараются назвать первыми, что (кто) на ней изображено.

3.«Назови сказку по главному герою» 

Цель игры: развитие быстроты реакции, активности, самостоятельности мышления, учить называть сказку по персонажу, побуждать детей к пересказу сказки.

Ход игры:

Предлагаются изображения героев сказки ВОЛК, ЛИСА, ЗАЯЦ, МЕДВЕДЬ и иллюстрации к сказкам, дети называют в каких сказках они встречаются и подбирают соответствующую картинку. Например: лиса - «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.

Книжная неделя.

1.Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему.

2.Дидактическая игра. «Из какой сказки герой? ».

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти.

Ход игры:

Взрослый показывает детям картинку и говорит, например: «Зайчик пошёл гулять и заблудился. Давайте поможем ему вернуться в свою сказку». Дети рассматривают картинку и называют подходящую сказку

Апрель

Неделя весна.

1.»Дидактическая игра «Переодень куклу»

- Была зима и люди носили теплую одежду. Оденьте куклу в теплую зимнюю одежду. Теперь стало тепло и такая одежда уже не нужна. Теперь нам нужна уже другая одежда. Подберите подходящую для весны одежду и оденьте в нее свою куклу.

2. Дидактическая игра «Мостики через лужи»

- После дождя все ямки наполнились водой и получились лужи. Нам нужно приложить к черным ямкам синие лужи подходящего размера. А теперь подберите мостики, так, чтобы по ним можно было перейти через лужу.

3Дидактическое упражнение «Что сначала, что потом»

- Ребята, внимательно посмотрите на картинки. Сначала яблоня цвела, у нее на ветках распустились цветы. Покажите мне такую картинку. Затем на ветках вместо цветов выросли маленькие зеленые яблоки. Покажите такую картинку. А потом яблоки поспели и стали большими и красными. Покажите эту картинку. А теперь выложите картинки по-порядку — что было сначала, а что потом.

Неделя космоса.

1.ИГРА «СОБЕРИ ПРЕДМЕТЫ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

 Цель-закреплять знания детей о геометрических фигурах;

-учить детей конструировать по образцу и по памяти;

-развивать мышление, воображение, память;

-развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал:

карточки с изображением предметов: ракета, космонавт, спутник, робот, звезда.

Варианты игры:

Вариант № 1

Дети конструируют предмет по образцу.

Вариант № 2

Дети конструируют предмет по памяти.

2.ИГРА «НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Задачи:

-развивать логическое мышление (анализ и синтез);

-развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному признаку;

-развивать память.

Материал:

наборы карточек из четырех картинок.

Правила игры:

Первый уровень (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям наборы из 4-х картинок. Перед детьми ставится задача – найти среди картинок лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

Второй уровень (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему и объяснить свой выбор.

Предлагаемые наборы слов: Ракета, спутник, луноход, лодка. ачи:

Неделя Зеленая планета.

1.Дидактическая игра «Волшебный кубик»

Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход.

Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, рыбка. Воспитатель спрашивает: «кто это?» и просит съимитировать как плавает рыбка.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

2. Дидактическая игра «Знаешь ли ты ...»

        Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных, закрепить знание моделей,  развивать память, внимание.

        Ход игры: Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд — изображения зверей, во второй — птиц, в третий — рыб, в четвертый — насекомых. Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т. д. И выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

Неделя Дорожная безопасность.

Дидактическая игра «Играй да смекай!»

   Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

   Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

           В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

2 Дидактическая игра» «Веселый жезл»

     Задачи: обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

      Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

                                                            ***

    Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила

    Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится.

    Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила.

     Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и , убедившись в безопасности, переходить.

 

 

Май

Неделя День победы.

1.Дидактическая игра «Что за предмет?                                                                

 Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (автомат). Вначале игрушку описывает воспитатель.

2.Дидактическая игра. »Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.                                

 Ход.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением парад военной техники. Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы.

Неделя Комнатные растения.

1.Дидактическая игра «Найди, о чём расскажу»

Дидактическая задача: Найти   предмет   по   перечисленным признакам.

Второй вариант Дидактическая задача: Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы воспитателя.

Ход игры: Воспитатель сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Воспитатель задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске. Например: «На что похоже, на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие? Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

2.Дидактическая игра «Найди в букете такой же листок»

Дидактическая задача: Учить детей находить предмет по сходству.

Ход игры: Воспитатель раздает детям букеты, такой же оставляет себе. Затем показывает им какой-нибудь лист «Раз, два, три - такой листок покажи!». Дети поднимают руку с листом. Игру повторяют несколько раз с остальными листиками букета.

Неделя Весенний луг.

1.Дидактическая игра« Кто быстрее найдёт берёзу, ель, дуб»

Дидактическая задача: Найти дерево по названию.

Ход игры: Воспитатель называет хорошо знакомое дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три к березе беги!». Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

2. Дидактическая игра «Какой цветок убрали?»

Дидактическая задача: Описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель, предлагает кому либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Необходима последовательность описания. На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

 Неделя Скоро лето.

1.Дидактическая игра «Какое время года?»

        Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;  развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

        Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

2.Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение»

        Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию,  развивать память, внимание.

        Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

3.Дидактическая игра «Прятки»

        Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи для детей средней группы.

С ребенком четырех лет можно играть в словесные игры, которые хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать....

Дидактические игры по трудовому воспитанию для детей средней группы.

Дидактические игрыпо трудовому воспитанию для детей средней группы....

Тематическое планирование для детей средней группы по программе "Радуга"

Тематическое планирование   для детей средней группы по программе "Радуга!" - игры, темы бесед с детьми...

Комплексно-тематическое планирование для детей средней группы на тему:«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Структурное подразделение муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение«Детский сад  № 12 г. Челябинска»      Комплексно-тематическ...

Календарно- тематическое планирование для детей средней группы

Разработаны планирование на неделю по лексическим темам...

Календарно-тематическое планирование для детей средней группы

Календарно-тематическое планирование для детей средней группы...