Сквернословие в современном мире.
материал на тему

Показать пагубное влияние на внутренний мир человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skvernoslovie_i_zdorove.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сквернословие  в современном мире.

Цель: профилактика сквернословия.

Задачи: 

  • Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;
  • Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;
  • Учить выражать свои чувства социально приемлемым способом.

Ход беседы

 

1)       Игра "Необычные приветствия" СЛАЙД 1

Спросите ребят, как люди обычно приветствуют друг друга. Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте - рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.

Итак, попробуйте поприветствовать друг друга и присутствующих гостей любыми известными вам способами. Вот видите сколько разных способов у нас получилось. СЛАЙД 2

2)   Ответьте на вопрос: «Считаете ли Вы, что в нашем обществе остро стоит проблема культуры речи?»

 Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наше  беседа называется “Сквернословие и здоровье». СЛАЙД 3

СЛАЙД 4  Скверна (определение из словаря Даля). СЛАЙД 5

3) Переведите такие фразы, которых не знал русский человек еще сто лет назад:

1.               Я торчу от этой песни (она мне нравится). Ловлю кайф (получаю удовольствие).

2.                  Понтуется (воображает).

3.                  Выделываться (вести себя вызывающе).

4.                  Прикол (шутка).

5.                  Отпад (замечательно).

6.                  Тащиться (быть в восторге).

 Вос-ль: Несложным оказалось задание. Видно, все так привыкли к этим словам, что они незаметно вошли в нашу речь, стали нормой общения подростков и перевести его на литературный язык нам проще простого. Надеюсь, что подобный «словесный мусор», тем более непристойная брань, уже на слишком засорят ваше общение. Потому что— это все-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремиться стать не только взрослым, но и культурным…

Сегодня мы поговорим с вами о вреде сквернословия, которая стала проблемой не только в нашей школе, но и всего общества. Вдумайтесь в факты! СЛАЙД 6,7,8

 Вос-ль: За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации; смертность населения России колеблется около 2 миллионов человек в год.

По показателю общей продолжительности жизни Россия стоит на 111 месте в мире среди мужчин и на 100 месте – среди женщин, 54% молодёжи, родившейся в 90-е годы, не способны окончить среднюю школу. 

 Вос-ль. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров.  

Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим. СЛАЙД 9 – читает  вос-ль

 СЛАЙД 10    Вос-ль: Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии.

И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

   СЛАЙД 11, 12, 13 - Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

             Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному закону за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

             Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

 Вос-ль:  Послушайте интересную  притчю. СЛАЙД 14

Притча Сулхана-Саба Орбелиани (1658—1725) — выдающегося грузинского писателя, ученого и политического деятеля «Раненный языком».

Побратались человек и медведь.
Человек зазвал медведя в гости и задал ему пир.
Медведь, уходя, простился с хозяином. Человек поцеловал медведя и приказал жене поцеловать его.
Однако, когда жена почувствовала зловонный медвежий дух, она плюнула и сказала:
─ Не терплю вонючих гостей!
Медведь ушел. Некоторое время спустя человек отправился его проведать и взял с собою топор:
─ Нарублю дров да притащу домой, ─ сказал он.
Медведь вышел его встречать, и они ласково приветствовали друг друга ─ каждый, как ему было свойственно. Затем медведь стал настойчиво просить человека:
─ Ударь меня топором по голове, порань меня.
Человек отнекивался, медведь не отставал.
Тогда человек хватил медведя топором и поранил ему голову. Медведь ушел в лес, а человек возвратился домой.
Месяц спустя они снова встретились. Голова у медведя успела уже зажить, и он сказал человеку:
─ Братец, рана, которую ты нанес мне топором, зажила, но не зажило сердце, раненное языком твоей жены.

4)  Ребята, в каких целях используется сквернословие в современном мире? (Дети высказывают свои мнения). 

       СЛАЙД 15   Вос-ль: Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению друг к другу. Итак, на вопрос: «Почему вы произносите бранные слова» многие ответили, что это круто, привычка или не хватает слов для общения.

          СЛАЙД 16    

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.               Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

 Вос-ль: Мат изучается различными отраслями научного знания. Так давайте посмотрим, к какому выводу пришли ученые - историки.

СЛАЙД 17, 18  : Немного истории.  

   В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой для вступления в связь с нечистой силы. Через брань люди вступали в общение с ней, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить матом нельзя детей, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной.

СЛАЙД  19   - читает.  Матерные и бранные слова были внесены в нашу речь не монголо-татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни.

СЛАЙД  20  - читает.   Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”.  Раньше считалось, что это поле битвы.

СЛАЙД 21  Сквернословие существенно влияет на здоровье человека – этому даётся научное обоснование.  

СЛАЙД 22-32.   Самым важным и научно подтверждённым является то, что сквернословие опасно для здоровья, оно способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет.

Оно, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

             По мнению ученых, под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

             В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

            Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат.

              Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации.  Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

               Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

               О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения

влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

             К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

              Научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

  Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте будем задумываться о словах, которые мы произносим!  

  СЛАЙД 33 Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека – это изменение отношения человека к самому себе. Все читают СЛАЙД 34

У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.

          СЛАЙД 35    Л.Н.Толстой писал: «Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

Прочитаю стихи, которые очень хорошо выражают обиду и горечь нанесённую сквернословием:

 М.  Матусовский

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове.
Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

 

6)   Игра «Волшебный микрофон» Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу.  СЛАЙД 36

  «Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!» Дети передают микрофон и желают друг другу, делают комплименты.

 

 

7) СЛАЙД 38-55 Предлагаем вашему вниманию слайд-шоу,    «Пожелания от души».

  Тренируйте себя, избавляйтесь от слов паразитов. Хорошим тренажером будет памятка «Как избавиться от сквернословия», которую я вам приготовила.

Памятка «Как избавиться от сквернословия»

1. Сам не говори плохих слов.

2. Сознавай и цени меру своего авторитета, свой рейтинг.

3. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.

4. Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

5. В речевом поведении следует восстановить приоритет «сегодня».

6. Научись просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

7. Моё кредо: Я – исключение! Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство. Настоящий контроль- это изнутри.

 СЛАЙД 56 Вывод: Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни. Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких. “Без зла смотри на мирозданье, а взглядом разума, добра, жизнь – это море из благих деяний, построй корабль и по волнам плыви”.

  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! СЛАЙД 57

Анкета «Сквернословие в моей жизни» 

Класс_______ «___» Пол м / ж

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

_____________________________________________________________________________

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?  

________________________________________________________________________________

3. Как часто ты произносишь эти слова? __________

___________________________________________

4. В каких ситуациях это происходит? _______

________________________________________________

5. Как ты думаешь, плохо это или нет? _____________________________________________

________________________________________________

6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _________________________________

__________________________________

7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

_____________________________________________________________________

8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___

________________________________

9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? __

_______________________________________

10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?

__________________________________________________________________________________

 11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ______________

______________________

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

__________________________________________________________________________________

                                                   Спасибо за откровенность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...

Доклад "Компьютер в современном мире"

Консультация для воспитателей...

Доклад "Компьютер в современном мире"

Консультация очень полезна для воспитателей...

Воспитание духовности в современном мире

Выступление на научно-практической конференции. Тема: "Размышления о духовно-нравственном воспитании детей"Содержание: актуальность, проблемность. понятие о духовных ценностях, средства духовного...

Воспитание духовности в современном мире

Выступление на научно-практической конференции. Тема: Презентация  "Размышления о духовно-нравственном воспитании детей"Содержание: актуальность, . понятие о духовных ценностях, средства дух...

" Современные игрушки детям"в современном мире

Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребенку  выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя....