Инновации образования
учебно-методический материал на тему

Чернова Наталья Васильевна

Определение "педагогическая инновация", классификация, инновационные подходы к обучению и воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii_obrazovaniya.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В.Ф. Одоевский

Педагогическая инновация - это педагогическое нововведение; целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) — новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т.д. (экстенсивный путь развития).

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. При таком подходе инновации не будут выглядеть надуманными, чисто «внешними» мероприятиями, а станут осознанными преобразованиями, происходящими из глубины потребностей и знания системы. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Классификация инноваций:

  1. По новизне:

  • абсолютно новые, впервые созданные (открытия);
  • содержащие уже известные элементы (состоящие из объединенных блоков, которые сами по себе давно известны, но мало эффективны).

  1. По объектам образования:

  • обновление школы;
  • обучение и воспитание;
  • социализация учащихся;
  • сохранение здоровья учащихся.

  1. По масштабам внедрения:

  • в конкретной школе, коллективе, микрорайоне;
  • по всей стране, региону;
  • использование только автором инновации.

  1. По авторству инновации:

  • результат коллективного творчества;
  • индивидуальный проект.

  1. По источникам инновации:

  • внешний заказ;
  • собственный замысел.

Безусловно, любые педагогические инновации зарождаются из замысла в голове конкретного человека, а потом они уже становятся либо его авторской новинкой, используемой только на собственных занятиях, либо перерастают во внешний заказ и становятся общепринятыми, внедряемыми по всей стране.

Очевидно, что внедрение инноваций не может быть одномоментным, это многоступенчатый процесс, начинающийся с создания и апробации новшества, последующим анализом результатов и, если требуется, корректировкой. Только после этого происходит его внедрение в педагогический процесс и распространение.

Комплексным процессом также является управление инновациями, включающим в себя работу с педагогами, учащимися, родителями, осуществление связи с окружающей средой, контролем, анализом, регулировкой и информационным обеспечением инновационной деятельности.

Инновации в дошкольном образовании.

Педагогические инновации в дошкольном образовании - это требование времени. От того насколько эффективно осваиваются инновации в ДОУ зависит качество воспитательной и образовательной деятельности.

Различные инновации в детском саду в своей основе имеют личностно-ориентированный подход, при котором ребенку выделяется главная роль в процессе воспитания и обучения.

Примеры инноваций, характерные для дошкольных учреждений, это развивающие занятия (музыкальные, игровые, творческие и др.), а также коррекционные методики, направленные на снятие эмоционального напряжения, решение психологических проблем (сказкотерапия, цветотерапия, арт-терапия и др.).

Инновационные подходы к обучению и воспитанию.

  1. Проблемные занятия в детском саду или проблемные уроки.

Эффективным инновационным методом, получившим широкое распространение, является проблемное обучение.

Такой метод обучения помогает получить более стойкие результаты в усвоении полученной информации, способствует поддержанию желания дальнейшего обучения и развития, формирует интерес к самостоятельному получению новых знаний.

  1. Забота о здоровье.

Невозможно использование самых передовых педагогических инноваций без особого внимания к здоровью детей. Поэтому одним из главных инновационных направлений как в ДОУ, так и в школе является здоровьесберегающий компонент. Это могут быть прогулки, спортивные праздники, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, релаксация), закаливания, водные процедуры; все эти мероприятия не только поддерживают здоровье, но и формируют представления о здоровом образе жизни, учат оказывать первую помощь. В рамках урока это может быть смена динамических поз, применение специального наглядного материала, способствующего снижению утомляемости и нервной возбудимости.

  1. Информационные технологии.

Появление и распространение информационных технологий дало возможность проводить такие занятия, которые активизируют познавательный интерес, ассоциативное мышление, способствуя более прочному закреплению полученных знаний. Такой эффект достигается при грамотном использовании презентаций, мультфильмов, отрывков из детских фильмов, мультимедийных учебников.

  1. Познавательная проектно-исследовательская деятельность.

Ребенок вовлекается в экспериментальный процесс, становясь его участником, проходя все этапы и получая результат. Такая деятельность не только увлекает детей, демонстрирует значимость их труда, но и дает уверенность в себе.

  1. Игровые технологии.

Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

  • которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;
  • которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;
  • которые учат ребенка отделять вымысел от реального;
  • которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

  1. Личностно-ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий.

Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество».

Следует упомянуть технологию «ТРИЗ» (теорию решения изобретательных задач), ставящей во главу угла творчество. ТРИЗ облекает сложный материал в легкую и доступную для ребенка форму. Дети познают мир с помощью сказок и бытовых ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в образовании.

Инновации в образовании....

Инновации в дошкольном образовании

Доклад (сообщение) к презентации по теме "Инновации в ДОУ" для педагогов дошкольных учреждений....

Из истории развития дошкольного образования в городе Омутнинске. Дошкольное образование: традиции и инновации. Киров, 2011г.

В статье рассказывается о становлении дошкольного образования в городе Омутнинске....

Научно-практическая конференция работников образования Мошковского района "Инновации в образовании"

quot;Оригами, как средство развития конструктивных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста"  09.01.2019...

Инновации в образовании России. Современная стратегияразвития образования, отражённая в нормативных документах, определяющих государственную образовательную политику.

На протяжении последних 10 лет Россия осуществляет курс на устойчивое развитие инновационных технологий, формирование инфраструктуры и совершенствование механизмов управления нововведениями, а также с...

Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"

Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...