Проект "Формирование ключевых компетенций как главное условие социализации ребенка дошкольного возраста"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Татьяна Борисовна Михайлова

В проекте представленны формы и содержание работы по формированию ключевых компетенций через приобретение, присвоения социо - культурного, общественно - исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщенных способов действия, нравственных норм и этических правил поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОГИМНАЗИЯ «СООБЩЕСТВО»

Педагогический проект

 по теме: «Формирование ключевых компетенций как главное условие социализации ребенка

 дошкольного возраста»

 

Сроки реализации проекта

2013-2014 г.

Автор проекта: Михайлова Т.Б.

Воспитатель дошкольных групп

2.Аннотация

Проект предназначен, для всех, кто имеет дело с детьми, всем, кто стремится избежать в работе скуки, формализма, повторений, всем, кто верит в возможности ребенка выполнять интересные и полезные дела наравне со взрослыми и вполне самостоятельно, а также для тех, кого интересуют новейшие образовательные подходы и технологии. технологией формирования ключевых компетентностей учащихся и дошкольников методом проекта. Главной целью проекта является то, чтобы выделить существующую проблему отечественного образования и показать, как путем изучения и внедрения компетентностного подхода в работе с детьми, эту проблему можно решать, так как именно он является главным условием качественного образования. В проекте преставлены пути формирования ключевых компетенций детей дошкольного возраста через приобретение, присвоение социо-культурного общественно-исторического опыта как совокупности знаний, значений, обобщённых способов действий, нравственных норм, этических правил поведения.

3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).

   Из-за быстрых перемен, происходящих в современном мире, выпускники образовательных  учреждений испытывают трудности, сталкиваясь с изменениями в социальной, экологической, научной, технической и индустриальной сфере, с изменениями, которые влияют на социально востребованный набор профессий.   Даже  обладая определенным  набором знаний, умений и навыков,  им сложно ориентироваться в информационных потоках, быть мобильными, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы,  а это,  в свою очередь,  затрудняет их адаптацию в обществе и не позволяет быть социально успешными.

     Поэтому,  сегодня актуально  воспитание ребенка, который способен осуществлять выбор, ставить и решать проблемы, ребенка, который  умеет знать, умеет делать, умеет жить вместе.  

      В практике, на сегодняшний день, преобладает  образование, отражающее только уровень знаний, умений и навыков учащихся и основывается на идее педагогики требований, авторитарной модели взаимодействия. Позиция ребенка в таком  образовании – подчиненная, безответственная, он является объектом педагогических воздействий.

     В Концепции модернизации Российского образования также говорится о том, что образование  должно быть сориентировано  «на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей  и формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

    Следовательно,  чтобы получить развитую личность, готовую к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию,  современные образовательные учреждения  должны создавать условия  для овладения  детьми суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни.

     В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования обозначены  основные принципы дошкольного образования, а именно:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

-  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

  Все это в целом означает, что необходимо перейти  от предметно-знаниевого обучения к практико-ориентированной,  компетентностной модели образования, так как, компетентностный подход  акцентирует внимание на результат образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.   

4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).

  Цель  проекта:

       Создание условий для  приобретения и  проявления ребенком ключевых            

       компетенций.

       Задачи:

-разработать  формы взаимодействия участников образовательного процесса

(воспитанник,    педагог, родитель),  обеспечивающих реализацию

 поставленной цели;

-определить условия, средства для приобретения и проявления  ключевых

 компетенций     детей дошкольного возраста;

-разработать диагностический инструментарий по отслеживанию ключевых

компетенций.

Ожидаемый результат

1.Социальная компетенция.

Р -принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними, устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми, анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет поведением, регулирует конфликты;

2.Коммуникативная компетенция.

Р - выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты, задает вопросы, аргументирует свою точку зрения.

3.Деятельностная компетенция.

Р - отбирает необходимые средства, определяет последовательность действий, делает выбор и принимает решение, договаривается о совместных действиях, работает в группе, прогнозирует результат, оценивает результат.

4.Информационная компетенция.  

Р - называет и использует источники знаний, адекватные возрасту, индивидуальным возможностям, познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).

5.Здоровьесберегающая компетенция. 

Р - осмысленно пользуется предметами личной гигиены, проявляет активность в выбранных видах двигательной  деятельности, осознает пользу движений, соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях.

   5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. Д.).

Средством   реализации цели и задач проекта является  личностно-ориентированная программа «Сообщество», основанная на теориях выдающегося отечественного ученого - педагога Л.С.Выготского, таких ученых как  Ж.Пиаже, Э.Эриксона,  Дж. Дьюи.  Программа «Сообщество» стимулирует развитие каждого ребенка как активного, самостоятельного и творческого деятеля в современном обществе, закладывает в детях базовые способности, которые будут необходимы им для успешной жизни в изменяющемся мире. Основной формой организации образовательного процесса   данной программы  является   проектный метод.

      Цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. В процессе проектной деятельности формируются коммуникативные и поисковые умения.  На мой взгляд, проектная технология способствует формированию нового качества образования детей, формированию их компетентности, а значит – востребованности на рынке труда, успешности в жизни, адаптации в быстро меняющемся социуме. Заслуга метода проектов в том, что он создает ситуацию успеха для каждого ребенка  независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Особая организация предметно-развивающей среды  - это предоставление ребенку:

 -необходимого пространства, через создание различных центров активности;

 - возможности для осуществления   выбора форм и способов  деятельности, материала и партнера;

 -возможности для удовлетворения  его  потребностей, интересов;

-возможности  для принятия самостоятельных решений,  высказываний, предложений;

- возможности  для сотрудничества со сверстниками;

-  возможности для творчества и самостоятельности;

      Предметно-развивающая среда группы – динамична, изменяется в зависимости от темы проекта, от интересов и потребностей ребенка.

           Особая организация жизнедеятельности ребенка  строится  по принципу: «Не делай за ребенка то,  что он может выполнить сам»

 и  регулируется правилами группы, которые разрабатываются совместно с детьми.

    Разработка правил группы. Поведение и взаимоотношения детей и взрослых  в группе регулируется правилами, которые разрабатываются:  педагогом, детьми и родителями. Обсуждая в группе,  они определяют виды и содержание правил, затем отражают  их в наглядной форме:  «золотое правило» (относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе), правила поведения в группе, правила работы в группе (сообща), правила для игры и т.д.

  Участвуя в составлении правил, дети ощущают ответственность за свой выбор и принимают решение, касающиеся всей группы, четко понимают необходимость и смысл принятия правил, которые способствуют безопасности, защите прав и свобод, оговаривают,  как можно и как нельзя действовать в той или иной ситуации. Ребенок чувствует себя активным участникам этого  процесса и  лучше следует правилам, если сам их разрабатывает, чем в том случае,  когда правила им  навязаны.

     Особая организация жизнедеятельности ребенка осуществляется через активные формы работы и методы, обеспечивающие обучение, имеющее смысл для ребенка (педагогические стандарты ISSA).

Компетенция

Формы

Методы, приемы

Социальная

Право устанавливать разноуровневые социальные контакты во время выбора места среди других членов группы (с кем рядом, от кого дальше)

Право самостоятельно принять решение об участии/неучастии в общей деятельности

Коммуникативная

Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами речевого оформления чувства, состояния

Право выразить свою точку зрения

Право быть услышанным

Право вести диалог/монолог, аргументировать своё суждение

Деятельностная

Право принять (или не принять) помощь взрослого

Право самостоятельно выбрать (подобрать) и по-своему использовать материалы, способы и последовательность действий

Право самостоятельно договариваться о распределении обязанностей внутри подгруппы и организовывать деятельность её членов

Право обратиться за помощью к любому члену группы

Утренний сбор 

Дети участвуют  в планировании дня, выборе и планировании деятельности в центрах активности, это способствует тому, что каждый ребенок чувствует свою значимость и принадлежность к обществу,  внося свой вклад, делясь идеями и информацией, задавая вопросы,  выражая   позитивное  отношение   друг к другу

Модель «трех вопросов».  Для «погружения» в тематический проект, дети дают ответ на три вопроса: что мы знаем? что мы хотим узнать? как узнать?

Задания для работы сообща способствуют формированию у ребенка умения работать в группе, договариваться, распределять действия, слышать и слушать друг друга, находить общее решение

     Ситуации   практические и бытовые - вовлекают детей в активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в процессе этого,  ребенок использует свои знания, умения и  жизненный опыт.

Планирование  деятельности в центрах активности (составление «Паутинки») способствует формированию у детей умения планировать собственную деятельность для достижения поставленной цели, развитию самостоятельности,  инициативности и ответственности.

Социальная Коммуникативная Деятельностная

Право выбора продукта для предъявления в качестве результата деятельности (например, не все рисунки, а только один из них)

Право самостоятельно оценить достигнутый результат

Право оценить успешность сотрудничества

Право определения перспективы работы, сотрудничества, применения полученного результата

Второй круг

 Ребенок  представляет конечный продукт, высказывает свое отношение к деятельности в группе; задает вопросы, что способствует формированию умения оценивать свои работу и  сверстников по совместно  выработанным  критериям, осуществлять анализ  своей предметной деятельности и взаимоотношений.  

       Рефлексия ЗУН    

-какое задание ты выполнял?

-какие трудности у тебя возникли при выполнении этого задания?

-почему ты делал именно так, а не иначе?

-чему тебе надо еще научиться, чтобы справиться с заданием?

-какое  из заданий  тебе было легко выполнять? Почему?

-что ты научился делать сегодня?

-что нового узнал?

-что сегодня для тебя было интересного? 

-для чего ты это делал?

Рефлексия отношений

-кому из вас и с кем понравилось общаться (играть, трудиться, работать в центрах)? Почему?

-было ли в группе сегодня такое, что тебя  обрадовало?

-было ли в группе сегодня такое, что тебя  огорчило?

-что бы ты хотел изменить?

Рефлексия достижений

-что у тебя получилось сегодня из того, что не получалось раньше?

-расскажи о своих достижениях.

Социальная Коммуникативная Деятельностная

Право на выражение эмоционального состояния социально приемлемыми способами речевого оформления чувства, состояния

Право выразить свою точку зрения

Право быть услышанным

Право вести диалог/монолог, аргументировать своё суждение, взрослого.

    Вечерний круг направлен на подведение итогов дня,  оценивания  детьми своих успехов,объединениярезультатов деятельности всех детей, что способствует формированию у детей умения осуществлять рефлексию достижений и   взаимоотношений.

       

Рефлексия отношений

Рефлексия достижений

Социальная Коммуникативная Деятельностная Информационная

    Итоговый  тематический сбор проводится по завершению тематического проекта. На этом сборе дети обсуждают, получили ли  они  ответы на поставленные вопросы, что нового узнали, какие умения приобрели и выделяют свои  личностные достижения и достижения  группы.

       

Рефлексия ЗУН

Рефлексия отношений

Рефлексия достижений

Интервью

Социальная Коммуникативная Деятельностная Информационная

Здоровьесберегающая

Организация деятельности ребенка в центрах  активности  дает ребенку возможность осуществлять  свои планы  по реализации  тематического проекта, выбирать  деятельность, материалы  и способ действий  на основе его интересов и потребностей,  что способствует интенсивной вовлеченности детей в разнообразные виды деятельности, побуждает к  самостоятельному и активному исследованию  окружающего мира.

Задания для работы сообща способствуют формированию у ребенка умения работать в группе, договариваться, распределять действия, слышать и слушать друг друга, находить общее решение 

Ситуации   практические и бытовые.

Эксперименты -  формируются умения ставить исследовательскую задачу, планировать свои действия, анализировать и обобщать полученный результат, делать выводы.

     Составление схем, моделей, алгоритмов.

Теоретические исследования способствуют развитию умений у детей использовать различные источники информации для получения знаний: энциклопедии, книги,  семейные истории, альбомы, Интернет, а также ресурсы, доступные  в местном  сообществе.

Социальная Коммуникативная Деятельностная Информационная

Здоровьесберегающая

Презентация конечных продуктов – это представление полученного продукта при реализации тематического проекта. Она направлена на   формирование коммуникативных  умений ребенка  и навыков  публичного выступления.

Алгоритм презентации

Социальная Коммуникативная Деятельностная Информационная

Здоровьесберегающая

«Домашнее задание». Реализуя тематический проект, дети совместно с родителями в домашних условиях ищут и готовят информацию, задания, материалы по теме,  которые ребенок может представить на утреннем сборе и предложить для деятельности в центрах активности. Это способствует формированию у детей умения работать с разными источниками информации и передавать полученные сведения детям.

     Теоретические исследования способствуют развитию умений у детей использовать различные источники информации для получения знаний: энциклопедии, книги,  семейные истории, альбомы, Интернет, а также ресурсы, доступные  в местном  сообществе.

      Участие семьи  одно  из важнейших условий реализации программы «Сообщество», в которой  «родитель -  первое и главное  лицо в  воспитании и образовании своего ребенка», поэтому необходимо выстраивать  партнерские отношения с родителями  для того, чтобы обеспечить оптимальную поддержку ребенку для удовлетворения его  потребностей, возникающих в процессе обучения и воспитания.  В понятие  «участие семьи»,  входят два разных определения:

 - вовлечение, где родитель -  участник, организатор мероприятий,  помощник в группе;

 - включение, где родитель и педагог на равных разделяет ответственность  за процесс принятия решений относительно развития ребенка:  определяет цели и задачи  относительно развития своего ребенка.

     Большая  часть  родителей     вовлечена  в образовательный процесс в роли   помощников, участников и организаторов. Если же говорить о включении  родителей, то это более сложная задача, так как не каждый родитель умеет определить цели и задачи относительно обучения своего ребенка, им необходима педагогическая  помощь  и специальное обучение. При личностно-ориентированного обучения учитывается уникальность и индивидуальность каждого ребенка, так в работе с родителями должны уважаться уникальность и индивидуальность каждой семьи.  Поэтому, для процесса вовлечения    и     включения      родителей     было создано     «поле выбора» возможных видов  деятельности участия родителей в образовательном процессе (приложение 6).

       Таким образом,  родители    в начале учебного года определяют  свое  участие в какой-либо деятельности в соответствии с их потребностями, интересами и возможностями.  Данная работа   позволяет   в течение года  отслеживать насколько   реализованы потребности, интересы и возможности родителей, в каком направлении корректировать работу с ними.

Формы работы с родителями

Вовлечение

Включение

Лист семейных увлечений  и интересов

Составляется  семьей ребенка, творчески оформляется  и содержит информацию об интересах и умениях каждого члена семьи, о семейных традициях. Эти сведения позволяют педагогу проинформировать родителей о возможных способах помощи в образовательном процессе и наметить формы их участия с учетом личных склонностей, умений и способностей.

Мастер-класс. Эта форма работы  способствует выстраиванию положительных взаимоотношений  между родителями, детьми, педагогами и приобретению родителями новых способов действий в разных видах  деятельности  с целью  дальнейшего обучения своих детей дома и   в центрах активности группы.

Совместное тематическое планирование. Темы проектов, которые будут реализовываться  в течение учебного года, определяются из запроса ребенка и родителя. Родитель имеет возможность предложить ту тему, которая, по его мнению, актуальна для ребенка в данном возрасте.

Выстраивание индивидуальной траектории   развития ребенка. Родители разделяют с педагогами ответственность за процесс принятия решения относительно развития  их детей, делятся информацией о развитии детей, ставят цели для них и выстраивают стратегию работы с ребенком  дома.

Межсемейные  совместные проекты «Взрослые и дети».  Семьи воспитанников объединяются в малые группы для   реализации межсемейного тематического  проекта,, что способствует их сближению, установления положительных взаимоотношений между ними,  при этом ребенок видит  образцы взаимодействия и отношений.

Родитель-ассистент в центрах активности. Родитель  участвует совместно  с детьми в групповых сборах и является организатором их   деятельности  в одном из центров активности.

Корзина»

 В корзину родители  совместно с ребенком  собирают материал, задания для реализации текущего тематического проекта.

Семейный дневник.  Родители  наблюдают и ведут записи о достижениях ребенка, о проблемных ситуациях, возникающих в домашнем воспитании. Эта информация используется при совместном выстраивании с педагогом  стратегии   развития ребенка в образовательном учреждении и  дома, его дальнейшего продвижения.

Конкурс. Мероприятия соревновательного характера, где семьи воспитанников, создавая команды, показывают свои знания и умения в разных областях: конкурс «Веселый бутерброд» и т.д. Они способствуют организации совместной деятельности родителей и детей, объединению их творческого потенциала и создании ситуации успеха.

Отчет о достижениях ребенка по сферам развития. Отчет содержит самые значимые достижения ребенка по каждому из направлений. В отчете имеется также часть, которая предназначена для заполнения родителями, где они высказывают свое мнение, желания, рекомендации относительно развития ребенка, которые затем передаются педагогу, что способствует осуществлению обратной связи и учитывается при выстраивании индивидуальной траектории развития ребенка.

Интерактивные  площадки. Организация «центров активности», в которых происходит  обучение, консультация родителей, выполнение работы совместно с ребенком, направленные на приобретение практических навыков.

         

   Для приобретения  и проявления  ребенком   ключевых компетенций и его успешной социализации в обществе недостаточно взаимодействия между детьми дошкольных групп, школьниками и детьми с ограниченными возможностями  в  нашем образовательном учреждении, поэтому  осуществляется  организация взаимодействия  детей и взрослых за пределами образовательного учреждения.

       Организация взаимодействия за пределами нашего учреждения способствует    приобретению ребенком  опыта  других социальных отношений и освоения новых социальных ролей. Планируются   и проводятся  совместные  мероприятия  как с воспитанниками и учащимися нашего учреждения, так и представителями других образовательных учреждений, социально-культурных объектов, предприятий города: «Веселые старты»,  акция «Будь здоров», подвижные игры на улице с детьми детского сада и школы, совместные праздники и  конкурсы с детьми с ограниченными возможностями, экскурсии,  встречи и беседы с представителями учреждений города и т. д.

Реализация  проекта осуществлялась следующим образом:

Механизм  реализации проекта

Этапы

проекта

Задачи

1 этап - аналитико-проектировочный (2013г.)

1.Изучить теоретические основы  и  имеющийся практический опыта по формированию начальных ключевых компетенций.

2.Подобрать  диагностический инструментарий (работа в проектной группе).

2.Провести диагностику уровня сформированности начальных ключевых компетенций.

3. Определить формы, методы  работы с детьми по формированию начальных ключевых компетенций (работа в проектной группе).

4.Простроить  работу по вовлечению и включению  родителей в образовательный процесс.

Результат

1.Диагностический инструментарий  (модельные события).

2.Результаты первичной диагностики.

3.Формы и методы работы с воспитанниками для формирования начальных ключевых компетенций.

5.Формы работы с родителями.

6. Определены действия участников проекта.

2 этап - практический   (2013-2014)

1. Проверить на практике эффективность:

-форм и методов работы с воспитанниками;

- форм и методов работы с родителями.

2.Проанализировать и скорректировать дальнейшую  работы.

Результат

1.Предметно – развивающая среда в группах: центры активности, правила группы, схемы, алгоритмы, модели.

2.Тематические проекты («Здоровым и сильным расту», «Мама, папа, я – вместе дружная семья» и т.д.).

3.Презентации проектов.

4.Межсемейные проекты «Взрослые и дети» («Как появились куклы», «Хлеб – всему голова»).

5.Взаимодействие с социокультурными объектами города:

- экскурсия в городской музей по проекту «По родному краю»;

- викторина «По дорогам русских сказок» (центральная городская библиотека);

 - организация выставки «Мои коллекции» (галерея «Метаморфоза»);

- городской конкурс художественного чтения («Центр дополнительного образования для детей «Поиск»);

- акция «Огонь, не игрушка!» (пожарная часть);

- организация событийных недель «Встреча друзей», «Земля – мой дом родной!», «Весенняя капель».

- акция «Осторожно, дети!» ГИБДД.

6.Взаимодествие с учащимися: акция «Елочка».

7.Портфолио воспитанников.

8.Банк разноуровневых заданий.       

3 этап - обобщающий  (2014г.)

1.Подведение итогов и осмысление результатов реализации проекта;

2. Распространение опыта  через семинары- практикумы, открытые просмотры совместной деятельности, мастер – класс.

3.Подготовка материалов и продуктов  проекта к обобщению и представлению на итоговой  методической конференции образовательного учреждения.

Результат

1.Аналитические материалы.

2.Обобщенные  материалы  и продукты проекта.

3.Участники проекта готовы к  распространению   результатов инновационной деятельности.

4.Образовательные результаты воспитанников.

6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).

Ресурсы:

1. Обеспечение организационных условий: создание  творческой группы по  реализации проекта, разработке нового содержания, методов и приемов работы с новым содержанием.

 3. Обеспечение кадровых условий: педагоги, владеющие технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, знающие возрастные особенностей воспитанников. 

2. Обеспечение информационных условий: сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование кадров по реализации проекта.

6. Обеспечение  научно-методических  условий: создание  научно-методического обеспечения   реализации   проекта,   различных методических разработок, проведение обучающих семинаров.

7. Обеспечение рефлексивного пространства для педагогов, принимающих участие в проекте: организация круглых столов, анализ открытых просмотров совместной деятельности с детьми, создание сайта,  посвященного проблемам социализации.

8. Обеспечение материально-технических условий: интерактивные доски, мультимедийное оборудование.

7. Партнеры.

1. Эксперты Российского фонда развития образования «Сообщество» г.Санкт – Петербург.

2. ГДОУ «Марина» №69 г.Санкт – Петербург.

3.Родители.

4.Учащиеся «Прогимназии «Сообщество» (4 «А»,2 «В», 1 «А»)

4. Социально-культурные объекты города: городской музей, центральная городская библиотека, галерея «Метаморфоза», «Центр дополнительного образования для детей «Поиск»;пожарная часть, ГИБДД.

5. ДОУ №26, ДОУ №8  г.Нефтеюганск.

8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

Участники

Колич.

Принцип выбора

Что получает?

1.

Управленцы

1

Решение задачи по повышению качества образования за счет осуществления компетентностного подхода

- повышение уровня профессионализма педагога;

-создание информационно-методического банка, предназначенного для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников по внедрению мыследеятельностной технологии и  получения качественных образовательных результатов воспитанников;

2.

Педагоги

6

Педагог развивающего стиля, стремящийся использовать в работе методики нового поколения, направленные на интеллектуальное  развитие личности

- повышение профессиональной компетентности в рамках реализации проекта:

- осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта;     

   - представление  собственных научно-методических достижений;

 - обобщение опыта, публикация научно-методических материалов.

3.

Специалисты (музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)

2

4.

Воспитанники

25

Возраст 5-7 лет

- приобретение   способов взаимодействия с окружающим миром;

-реализацию собственных интересов и потребностей;

- развитие способности к  проектной  деятельности, в ходе которой воспитанники учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.

5.

Родители

17

Интерес, возможности, желание.

-качественное образование своего ребенка;

- повышение уровня готовности к школе.

 9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие).

Этапы

Мероприятия, действия

Сроки

Ответственные

1 этап - аналитико-проектировочный (сентябрь – ноябрь 2013г.)

1.Изучение теоретических основ и  имеющегося практического опыта по формированию начальных ключевых компетенций.

2.Работа  в проектной группе по подбору диагностического инструментария.

2.Диагностика уровня сформированности начальных ключевых компетенций.

3.Работа в проектной группе по определению форм, методов  работы с детьми для формирования начальных ключевых компетенций.

 4.Выстраивание  работы по вовлечению и включению  родителей в образовательный процесс.

Курсы:

-«Программа «Сообщество» в детском саду: содержание  и организация работы;

-«Организация процесса индивидуализации в личностно-ориентированном обучении»

Сентябрь  2013г.

Сентябрь 2013г.

Эксперт международной ассоциации Step by Step  и Российского фонда по развитию образования «Сообщество» Свирская

Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию

Индивидуальная работа педагогов с интернет ресурсами и литературой по организации компетентностного подхода в образовании детей дошкольного возраста

Сентябрь 2013г.

педагоги

Педагогическая мастерская «Формирование ключевых компетенций»

Сентябрь 2013г.

Педагог Михайлова Т..Б.

Семинар - практикум «Предметно- развивающая среда, способствующая формированию начальных ключевых компетенций»

Октябрь

2013 г.

Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию

Педагогическая мастерская «Особая организация жизнедеятельности воспитанников»

Октябрь

2013г.

Педагог

Хакимова Э.А.

Педагогическая мастерская «Диагностические модельные события»

Октябрь

2013г.

Педагог Михайлова Т.Б.

Проведение диагностических процедур

Октябрь 2013г.

педагоги

Педагогический тренинг

«Активные методы работы, обеспечивающие обучение, имеющее смысл для ребенка»

Ноябрь

2013 г.

Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию

Педагогическая мастерская «Вовлечение и включение родителей в образовательный процесс»

Ноябрь

2013г.

Педагог Михайлова Т.Б.

2 этап - практический  

 (ноябрь 2010 -– апрель   2011 )

-форм и методов работы с воспитанниками;

- работы с родителями.

2.Анализ и коррекция работы.

Пополнение предметно- развивающей среды для  формирования ключевых компетенций.

Ноябрь

2013г.

педагоги

Организация совместной деятельности с воспитанниками в центрах активности по формированию ключевых компетентностей  при реализации тематических проектов.

Ноябрь – апрель

2013г.

педагоги

-Организация мероприятий с

воспитанниками (акции, выставки, спектали, презентации, конкурсы, экскурсии).

Ноябрь – апрель

2013г.

по плану

педагоги

Организация взаимодействия с воспитанниками дошкольных групп и учащимися ОУ.

Ноябрь – апрель

2013-14г.

(не реже 2 раз в месяц)

педагоги

Организация сетевого взаимодействия

Ноябрь – апрель

2013г.

-в соответствии с тематическим проектом группы;

-по плану городских мероприятий

Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию

педагоги

Организация работы по вовлечению и включения родителей  в образовательный процесс.

Ноябрь – апрель

2013г.

педагоги

Мастер–класс для родителей «Формирование деятельностной компетенции»

Декабрь

2013г.

Педагог Михайлова Т.Б.

Организация открытых просмотров совместной деятельности  по формированию начальных ключевых компетенций с последующим анализом.

Декабрь

2013г.

Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию

Педагогическая мастерская «Образовательные ситуации».

Январь

2013г.

Педагог Михайлова Т.Б.

Семинар практикум «Организация  презентаций тематических проектов»

Февраль

2013г.

Организация открытых просмотров совместной деятельности  по формированию начальных ключевых компетенций с последующим анализом.

Февраль

2013г.

Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию

Мастер- класс для педагогов «Формирование информационной копетенции»

Февраль

2013г.

Педагог Михайлова Т.Б.

Работа  в  городском педагогическом сообществе  по формированию ключевых компетенций у детей дошкольного возраста.

По плану городского сообщества

Педагоги

Мастер- класс по  теме «Развитие  способности воображения через составление рассказов – эссе»

на городской декаде мастерства».

Январь

2014г.

Педагог Михайлова Т.Б.

Организация межсемейного проекта «Взрослые и дети»

Апрель

2014г.

педагоги

3 этап - обобщающий  

( апрель- май 2011 г.)

-подведение итогов и осмысление результатов реализации проекта;

-распространение педагогического опыта;

-подготовка материалов и продуктов  проекта к обобщению и представлению на итоговой  методической конференции образовательного учреждения.

Проведение диагностических процедур

Апрель

2014г.

педагоги

Анкетирование родителей по удовлетворенности образовательным процессом.

Апрель

2014г.

педагоги

Круглый стол  «Подведение итогов»

Май

2014г.

Педагог Михайлова Т.Б.

Педагогическая мастерская по обобщению и систематизации материалов для предъявления на методической конференции.

Май

2014г.

Педагог Михайлова Т.Б.

Предъявление результатов работы на методической конференции.

Май

2014г.

Мельник Т.В. замдиректора по дошкольному воспитанию

10. Ожидаемые результаты и социальный эффект

Результат – продукт:

1.Тематические проекты.

2.Формы и методы по формированию ключевых компетенций у детей дошкольного возраста.

3.Набор образовательные ситуации по формированию начальных ключевых компетенций.

4.Агоритмы, схемы для  выполнения работ в различных видах детской деятельности.

5.Формы работы с родителями по вовлечению и включению родителей в образовательный процесс.

6.Мастер – классы для педагогов.

7.Материал по организации презентаций.

8. Мастер – класс для родителей.

9.Диагностический материал.

Социальным эффектом  является проявление ребенком    ключевых компетенций в разных видах   деятельности.

2013- 2014 учебный год (старшая группа).

Ключевая компетенция

Организованная деятельность

Свободная деятельность

н.г.

с.г.

к.г.

н.г.

с.г.

к.г.

1.Социальная компетентность – успешное  установление отношений с разными людьми, понимание ребенком своих чувств, желаний, действий.

20% (5 ч.)

60%

(15 ч.)

84%

(21 ч.)

12%

(3 ч.)

40%

(10ч.)

76%

(18 ч.)

2.Коммуникативная компетентность – умение ребенка понимать речь других людей и стремление сделать понятной свою речь для других

28%

(7 ч.)

68%

(17 ч.)

88%

(22 ч.)

20%

(5 ч.)

60%

(15 ч.)

80%

(20 ч.)

3.Деятельностная компетентность – умение самостоятельно выбирать, планировать, осуществлять, оценивать при необходимости корректировать результаты свое деятельности

28%

(7 ч.)

68%

(17 ч.)

88%

(22 ч.)

20%

(5 ч.)

60%

(15 ч.)

80%

(20 ч.)

4.Информационная компетентность –  умение  ребенка использовать и называть доступные ему источники получения знаний и опыта

24%

(6 ч.)

76%

(19 ч.)

88%

(22 ч.)

16%

(4 ч.)

60%

(15 ч.)

80%

(20 ч.)

5.Здоровьесберегающая компетентность – умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием  и укреплением здоровья

36%

(8 ч.)

76%

(19 ч.)

88%

(22 ч.)

24%

(6 ч.)

60%

(15 ч.)

88%

(22 ч.)

Итого

27%

70%

87%

18%

56%

81%

 Создавая условия  в течение года для приобретения и проявления  ключевых компетенций, я получила следующие результаты:  положительная динамика  в проявлении начальных ключевых компетенций прослеживается  во всех видах деятельности, но наибольший прирост я увидела в организованной деятельности: в центрах активности, на групповых сборах. Высокий результат по проявлению  коммуникативной, социальной и информационной компетенции получен  за счет  организации работы детей сообща и  заданий, которые предполагают самостоятельный  поиск знаний.         

 В свободной деятельности результат по проявлению компетенций  немного ниже, это объясняется тем, что ребенок затрудняется в   самостоятельной организации  своих  действий.

Личностные достижения воспитанников

2013- 2014 учебный год (старшая группа)

Уровень

Участник

Призеры

1.

Группа:

- проекты;

- презентации;

- персональные выставки;

-личные коллекции;

-конкурсы;

- акции;

22 ч.

18 ч.

6 ч.

4 ч.

25 ч.

20 ч.

3 ч.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

10 ч.

-

2.

Образовательное учреждение:

- семейные гостиные;

- межсемейные проекты;

-акции;

-выставки;

-конкурсы;

4 ч.

19 ч.

12 ч.

10 ч.

8 ч.

2ч.

-

-

1 ч.

2 ч.

3.

Город:

- конкурс чтецов;

-конкурс «Папа, мама я- спортивная семья»

-конкурс«Новогодняя игрушки»

- губернаторские соревнования

4 ч.

2 ч.

5 ч.

2 ч.

4 ч.

1ч.

-

2 ч.

4.

Россия:

- конкурс книгоиздательства

2 ч.

1 ч.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

критерии

2013г.

Начало реализации  проекта (%)

2014г.

Завершение проекта

(%)

Воспитанники

Сформированность ключевых компетенций

27%

87%

Соответствие норме развития по программе «Сообщество».

40%

94%

Участие в конкурсах разных уровней

-

72%

Призовые места (достижения)

-

40%

Участие в жизни учреждения  (социальная успешность)

-

80%

Педагоги

Педагоги, включившихся в реализацию инновационного проекта.

8

8

Педагоги, осуществляющие компетентностный подход в образовании детей дошкольного возраста.

5

6

Педагоги,  предъявляющих свой опыт на разных уровнях.

-

3

Количество выступлений и печатных изданий по предъявлению собственного опыта.

-

5

Педагоги, участвующих в профессиональных конкурсах разных уровней.

-

1

Педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации.

-

6

Родители

Включение

                4%

16%

Вовлечение

32%

68%

Удовлетворённость образовательным процессом.

64%

98%

11.Перспективы развития проекта:

1.Формирование ключевых компетенций  у детей младшего дошкольного возраста.

2.Разработка проектов по формированию  отдельно взятых компетенций. 3.Вовлечение в проект педагогов образовательных учреждений города.

Реализация проекта способствует:

1.Достижению воспитанниками личностных результатов.

2.Успешной социализации  воспитанников (школьное звено).

3.Повышению уровня готовности воспитанников подготовительной группы к школе.

4.Решению проблемы  включения родителей в образовательный процесс для получения качественных результатов.

5.Увеличению количества родителей,  умеющих  определять   цели, задачи, пути развития своего  ребенка;

6.Воспитатели дошкольных групп получают возможность использовать методические наработки проекта в своей педагогической практике для организации совместной образовательной деятельности с воспитанниками в соответствии с требованиями к ФГТ.

7. Распространение опыта по реализации данного проекта поформированию начальных ключевых компетентностей.

8.Становлению профессиональных компетентностей педагога в   умении проектировать образовательный процесс  и диагностировать результаты воспитанников в аспекте компетентностного  подхода.

9.Повышение конкурентноспособности нашего образовательного учреждения.

12. Учебно – методический комплекс:

1. Личностно-ориентированная программа «Сообщество», под редакцией Кирстен А.Хансен, Роксаны  К.Кауфманн.

2.Утро радостных встреч: (метод. пособие) / Лидия Свирская.- М.: издательство «Линка – Пресс», 2010 .

3.Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001

4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2000

5.Горячев А.В. Работа над темой. Методические рекомендации. - М.: «Гендальф», 1999

6.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998, № 4

7.Нефёдова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии.-М.: «Народное образование»,2006,№4

8.Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике В. М. Полонский. - М. : Высш. шк., 2004

Интернет-ресурсы:

1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.html

2.Селевко Г. Компетентности и их классификация //

http://matem.uspu.ru/i/inst/math/subjects/M04OPDMAT_MAT2007D02.pdf

3.Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm

3.Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // http://www.nap.edu/catalog

4.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся // http://www.mega.educat.samara.ru

5.Березовская Р.М. Компетентностно-ориентированное образование в дошкольных учреждениях // http://www.openclass.ru/wiki-pages/7409


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция речевых нарушений как одно из условий успешной социализации ребенка дошкольного возраста

В последние время возрастает число детей с нарушениями речи. Нарушения речи многообразны, могут проявляться и в нарушении произношения, и в нарушении грамматического строя речи, бедности словарного за...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи

Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно  взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...

Консультация для воспитателей ДОУ "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида  «Нет такой стороны воспитания, на которуюобстано...

"Условия полноценной социализации ребенка дошкольного возраста "

Условия Специалисты выделяют некоторые условия социализации ребенка дошкольного возраста, без соблюдения которых невозможна успешная его адаптация к обществу. Таковыми являются:  Самостоятельност...

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Дошкольное образователь...

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возраста

Создание условий для успешной социализации ребенка дошкольного возрастаКонференция: Развитие детей дошкольного возрастаАвтор: Килина Марина ГеннадьевнаОрганизация: МДОУ д/с «Родничок»Насел...

Тема по самообразованию: "Проектная деятельность как средство познавательного развития и успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях ФГОС".

Выбирая тему по самообразованию, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно проектно-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке ...