Выступление на педагогических чтениях
статья по теме

Кузнецова Татьяна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped._chteniya.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема: «Как воспитывать ребенка добрым»

Автор:

Кузнецова Т.В. высшая категория;

МБДОУ «Детский сад № 1 им. Ю.А. Гагарина» г. Анива

                  

                ( Слайд 1)  На нашей планете живёт примерно 6,5 миллиардов человек. Все были рождены женщиной.  Воспитаны родителями, обществом и, естественно, никто из них не желал ребенку в будущем стать грубияном, пьяницей эгоистом, дебоширом, вором или просто безразличным человеком. Но в данное время наше общество сталкивается с подобного рода людьми. На остановке, в маршрутке мы с удивлением и ужасом наблюдаем за нынешней молодёжью и задаём себе вопрос «Кто же вас воспитывал?»  забывая о том, что сами, иногда даже не осознавая, виноваты в этом. Что же делать? Как быть? Ведь мы все мамы и у нас растут наши любимые детишки такие родные и такие хорошие. А вдруг мы делаем, что-то не так? И тогда мы начинаем искать ответы в книгах, в интернете, психологов, просим совета у наших мам и бабушек.

               В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям, некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях с людьми, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, справедливость, честность, готовность понять другого.  Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах, что являются причиной частых конфликтов между детьми.

Что это? Детское недомыслие или уже испорченность?  

Нельзя не учитывать, что маленьким детям присуще непосредственное восприятие окружающего, отсутствие нравственных критериев, неумение оценивать собственные поступки с этической точки зрения. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости. – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.

           (слайд 2) В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

             Уроки доброты необходимо начинать достаточно рано, при этом стараясь не пропускать все те жизненные ситуации, которые способны с подвигнуть малыша к искреннему и результативному отклику на неудобства и дискомфорт других людей. Всегда-всегда нужно помнить, что с ребёнком необходимо общаться, независимо от его поступков, нужно с ним разговаривать, обсуждаться содеянное или просто увиденное, но никак не игнорировать те ситуации, которые могут стать волнительными для ребёнка или вызвать у него множество вопросов. Ребёнок вряд ли сможет разобраться сам, что хорошо, а что плохо, а вы же не хотите, чтобы у него сложилось неправильное или ошибочное мнения насчёт базовых вещей в жизни.

И всегда лучшим выходом будет поиск хороших намерений, которые были у ребёнка при совершении того или иного поступка, при этом объясняя ему, что, интересы других – это самое главное, о чём никогда нельзя забывать.

(сдайд 3) В связи с этим я поставила перед собой задачи:

  • Способствовать расширению и уточнению представлений о социально одобряемом поведении, о понятиях «дружба», «справедливость» через проведение этических бесед, чтение художественной литературы, разыгрывание и обсуждение ситуаций морального выбора, НОД (непосредственно образовательная деятельность).
  • Способствовать формированию навыков общения и сотрудничества через совместные игры, организацию разнообразной совместной деятельности.
  • Воспитание доброжелательных взаимоотношений, уважения друг к другу, желания проявлять заботу об окружающих.

             Мы, взрослые должны помочь ребенку понять важность даже самых крохотных добрых дел.

В своей работе с детьми использовала различные приёмы и методы. Хочется остановиться на занятиях

Форма

Название темы

Цель

1.

нод

«Добрые дела»

  • Совершенствовать умения играть в коллективе, действовать сообща, принимать на себя различные роли, а также находить в поступках хорошие

 и плохие признаки, придающие

ему разный смысл;

  • Воспитывать навыки добрых, вежливых взаимоотношений друг с другом, умение
  • оценивать товарищей.

2.

нод

«Лучики доброты»

  • Формировать представление о доброте, как о важном нравственном качестве каждого человека.
  • Развивать умение анализировать и размышлять о доброте, поступках, стремление проявлять доброту не только в словах, но и поступках.

3.

нод

«Цветик – семицветик»

  • Учить быть сдержанными и доброжелательными, уметь работать в коллективе
  • продолжать знакомить со стихами поэтов о добре
  • и зле.

4.

нод

«Добрые дела живут на белом свете»

  • Формировать умение в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений

и запретов, совершать некоторые нравственно-направленные действия.

  • Формировать, уточнять и

обогащать нравственные представления на примерах положительного и отрицательного поведения,

хороших и плохих поступков из жизни, мультфильмов, худ. литературы

  • Развивать эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений.

5.

Игра - тренинг

«Площадь добра и

дружбы»

(с родителями)

  • Познакомить детей с архитектурой города.
  • Дать детям возможность представить себя в различных местах пребывания, а также испытать чувства, вызванные этим «перемещением».
  • Развивать навыки позитивного социального поведения, знания о дружбе, о том, что она доставляет радость, развивать навыки эмоционального общения, воспитывать чувство

защищенности, стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение

друг к другу, желание общаться в коллективе.

6.

нод

«Что такое доброта»

  • Продолжать знакомство с

полярными понятиями «добро» и «зло».

  • Формировать осознанное

отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни.

  • Продолжать воспитывать

дружеские взаимоотношения

между детьми,

  • Познакомить со способами разрешения конфликта,

связанного с чувством злости, а

также способами управления и регуляции настроения

(Слайды 4,5,6)

(слайд 7)  Хотя этические беседы с дошкольниками - не единственное средство при формировании у них правил культурного поведения, тем не менее, велика их роль в развитии у детей представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо

              Большая роль по воспитанию гуманных чувств отводится культурно- речевому этикету. Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго, желаю вам добра и счастья. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Мы говорим друг другу: здравствуйте, доброго вам здоровья — в этих словах заключается глубокий моральный смысл, в них самая сущность прикосновения души к душе. Не сказать человеку, здравствуйте, значить показать дремучее моральное невежество. Мы говорим друг другу: благодарю, спасибо. Благодарить значит давать добро, творить благо.

             Дело не столько в том, чтобы уметь произносить эти слова в нужный момент, сколько в сердечной чуткости, в умении отвечать на добро движениями своей души. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения. Ежеминутно в течение дня дети учатся у взрослых и у друг друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словам. 

           Источником развития доброты, милосердия, сочувствия у дошкольника выступают взаимоотношения с близкими людьми. Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников, чутко реагируют на проявления недоброжелательности. Очень важно, чтобы они распространяли гуманные чувства не только на себя, а умели сострадать другим людям, быть милосердными. Ребенок должен знать, что такое быть милосердным, честным, справедливым, добрым и т.п. Дети должны уметь ответить на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их сознание. С этой целью мы используем в работе с детьми групповые и индивидуальные беседы о добрых поступках людей, обогащаем их речь такими словами, как «добрый», «чуткий», «отзывчивый». Чаще всего подобные беседы проводятся после чтения художественных произведений.

                Мы стремимся чаще создавать условия, в которых ребенок мог бы проявить свою самостоятельность, активность. Дети старшего дошкольного возраста способны не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоит за каждым поступком. Осознание детьми мотивов поступков способствует более глубокому усвоению представлений о доброте и милосердии, а, следовательно, и развитию их чувств, поведения.

              Поэтому в своей работе мы предлагаем детям ситуации морального выбора, когда ребенок оказывается «на распутье» перед несколькими одинаково возможными, но разными по своему нравственному смыслу линиями поведения, из которых он должен предпочесть одну. Например, воспитатель говорит ребенку: «Ты можешь пойти поиграть. Но если хочешь, помоги товарищу – у него задание оказалось труднее, чем у тебя. Сам выбери, что станешь делать»

Вместе вырабатывали правила того, как развить в себе эти качества. Например, после совместной беседы на тему «Доброта» вывели правила доброты:

  • помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
  • прощать ошибки других;
  • не жадничать;
  • не завидовать;
  • жалеть других

              Конечно задача, которую я перед собой поставила не могла быть решена без помощи семьи. В формировании у дошкольников нравственных качеств особое значение имеет сотрудничество родителей и воспитателей, приоритет однозначно остается за семьей. Ведь воздействие семьи длительно и постоянно.

                 Забота о ребенке – это не только добывание для него хлеба насущного, намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина. Вероятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос человеком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать, принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у своего чада.

                Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Вот малыш первый раз протянул маме свою игрушку. «Ах, какая чудесная пирамидка! — должна сказать ему она. — Как мне хочется поиграть с ней. И как хорошо ты сделал, что дал мне эту игрушку! Спасибо тебе, мой добрый малыш!» Мама же вместо этих слов торопливо, не замечая первого великодушия и доброты своего ребенка, говорит совсем иное: «Играй сам. Это же твоя пирамидка!» Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его» Некоторые родители рассматривают доброту узко, а порой утилитарно: если малыш угостил конфетой или поделился игрушкой, они говорят: «добрый». Можно ли этим ограничивать понятие доброты?

Познакомила родителей с поставленными задачами и предложила решать их вместе.

  • Провела консультации на тему: «Будем добры»,  «Воспитание доброты». «Прикоснись ко мне добротой»
  • Выпустили папку – передвижку «Искусство наказывать и прощать»

 Где подчеркивали, что эффективность нравственного просвещения дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи

  • Памятку для родителей по воспитанию доброты
  • Провели родительское собрание на тему «Воспитываем добротой»
  • Совместно с детьми и родителями развлечение «Посеять в детских душах доброту»

              В результате систематической работы по воспитанию у детей гуманных чувств, дошкольники стали более доброжелательными по отношению друг к другу, научились прощать нечаянно причиненную боль, извиняться, если виноваты, научились считаться с желаниями и интересами других. Я, верю, что все то что старалась дать детям в яркой, образной форме, проделанная работа не пропадет даром, что дети вырастут добрыми, любящими, умеющими заботиться о другом человеке, о животном, о природе в целом. Полученные результаты обнадеживают.  

(Слайд 8) стихотворение

Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно ее черпает? И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?  И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно? Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно. Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет. У доброты подруга есть – любовь.
Дарите доброты побольше, люди!

ЛИТЕРАТУРА

Источник: http://www.maaam.ruКомплексные занятия по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. Урок и доброты. Чувства, эмоции

           

           Серия: Педагогика XXI века

1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /под ред. Виноградовой, 2-е изд., исправленное и дополненное. - М. : Просвеще-ние, 1989.

2. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. (Смирнова Е., Холмогорова В.  Дошкольное воспитание. -2003 № 9)

3. Если добрый ты – это хорошо!  (Т.Н. Майборода Педсовет. – 2008. - № 5.)

4.  Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. ( Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8.)

5. Нравственное воспитание в детском саду (под ред. Нечаевой В. Г., Марковой Т. А. - М., Просвещение, 1975.)

6.Нравственно- эстетическое воспитание ребенка в детском саду. (под ред. Ветлугиной Н.А.- М., 1983.)

7. Русские народные загадки, пословицы, поговорки  (сост. Соболев А. И. – М., 1983.)

8. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками.  ( Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.)

9.Моральное воспитание дошкольников: (Из опыта работы/Сост.: Л.В.Артемова, Е.А.Таранова.- К.: Рад. Шк.,1984.)

10. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. ( Котырло В.К. М.: Педагогика, 1987)

11. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.

  • Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 8. - С. 73-77.

  • Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 68-76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

«Игра как способ организации детской деятельности». (выступление на педагогических чтениях)

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость ...

Выступление на педагогических чтениях: «Интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями, как путь развития творческих способностей дошкольников».

Интеграция - одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления соврменного образования.Интеграция позволяет включать педагогов и воспитанников в актвиный совместный творчес...

Выступление на Педагогических чтениях "Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна"

laquo;Творчество без границ: нетрадиционные техники рисования в работе с детьми с синдромом Дауна»Искусство играет огромную роль в развитии человека и жизни общества. Являясь ху...

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Выступление на педагогических чтениях Сопровождение ребенка с ОВЗ родителем как эффективная практика создания образовательной среды в условиях ДОУ

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования д...

Выступление на педагогических чтениях "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задача...