Патология органа зрения, этиология, механизм, классификация.
методическая разработка на тему

Красильникова Светлана Георгиевна

Зрительно - пространственные представления имеют особо важное значение для ребёнка в процессе обучения в школе, так как овладение буквами и цифрами, изучение географии предполагают определённый уровень развития этих представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составители:

  1. Учитель - логопед

высшей квалификационной категории МБДОУ № 4

Красильникова Светлана Георгиевна

  1. Учитель - логопед

Первой квалификационной категории МБДОУ № 1

Шнайдер Жанна Николаевна

Патология органа зрения, этиология, механизм, классификация.

Волчанский городской округ

2016 год

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребёнка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребёнка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает социальные контакты, ограничивает его возможность заниматься многими видами деятельности. Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные признаки разнообразных объектов (свет, цвет, величина), осуществляется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразительное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.

Зрительно - пространственные представления имеют особо важное значение для ребёнка в процессе обучения в школе, так как овладение буквами и цифрами, изучение географии предполагают определённый уровень развития этих представлений.

Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность.

Структурно и функционально зрительный анализатор - самый сложный и наиболее совершенный орган, который тесно взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным, слуховым анализатором и образует с ними сложные динамические системы связей.

Зрительный анализатор состоит из:

  • периферического отдела (глаз, веки, слёзные органы);
  • проводникового отдела (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования);
  •  и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области).

Строение зрительного анализатора

Периферический отдел - глазное яблоко состоит из трёх оболочек: наружной (мышцы, вращающие глазное яблоко и передняя прозрачная часть роговица), средней (кровеносные сосуды, радужка и зрачок) и внутренней (сетчатка – палочки и колбочки, стекловидное тело и зрительный нерв, соединяющий периферический отдел с центральным). Роговица, хрусталик и стекловидное тело являются сложной оптической преломляющей системой глаза и нормальное её функционирование обеспечивает правильную рефракцию, когда лучи от объекта преломляются на сетчатке и предмет воспринимается правильно.

Глаза новорожденного к моменту рождения анатомически почти сформировались. Но развитие колбочкового аппарата окончательно не завершилось (их меньше и длина короче, чем у взрослых), так же меньше ширина зрачков при среднем освещении. С постепенными структурными изменениями на всех уровнях зрительного анализатора происходит развитие различных функций глаза и меняется его взаимодействие с другими анализаторами.

Врождённые и приобретённые нарушения зрительного анализатора

Врождённые могут быть вызваны воздействием на анализатор патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз,краснуха и др. инфекции) или генетические факторы: микрофтальм, анофтальм, гидрофтальм при врождённой глаукоме, позднее выявление которой приводит к частичной атрофии зрительного нерва и резкому снижению зрительных функций.

Самой распространённой формой врождённого изменения органа зрения является катаракта-помутнение хрусталика. Так же к врождённым заболеваниям относится пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), которая характеризуется сужением поля зрения до полной потери и астигматизм - аномалия рефракции. Встречаются нарушения зрения, обусловленные врождёнными доброкачественными мозговыми опухолями.

Опасны тяжёлые заболевания матери в ранний период беременности, когда у плода формируются органы зрения (корь, грипп),употребление наркотиков, спиртных напитков, никотина.

Врождённым заболеванием является ретинопатия у недоношенных детей – патология развития сетчатки глаза - её сосудов, которые начинают формироваться только с 16 недели беременности. Часто ретинопатия осложняется близорукостью и астигматизмом, косоглазием и амблиопией, глаукомой, катарактой, отслойкой сетчатки.

Опасным врождённым заболеванием органа зрения является гипоплазия зрительного нерва (отсутствие части волокон, недоразвитие волокон зрительного нерва). Гипоплазия часто сочетается с другими пороками развития (микрофтальм, недоразвитие глазницы, гидроцефалия, эндокринные нарушения)

Врождённым заболеванием является дальтонизм - нарушение цветоощущения, которое передаётся через поколение по женской линии. Способов лечения такого нарушения нет, но способность различать цвета по степени яркости постепенно можно развить.

Приобретённые аномалии зрительного анализатора: внутриглазные и внутричерепные кровоизлияния, родовые травмы головы, травматические повреждения мозга. Приобретённая катаракта нередко бывает травматического происхождения. А так же приобретённые заболевания: глаукома (повышение внутриглазного давления), атрофия зрительного нерва (нарушение связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами), заболевания, вызванные заболеваниями центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после гриппа.

Данные заболевания часто вызывают прогрессирование нарушения зрительного анализатора: резкое падение уровня зрения - близорукость и дальнозоркость. При близорукости лучи преломляются перед сетчаткой, а при дальнозоркости преломление происходит позади сетчатки. Дальнозоркость встречается реже, чем близорукость. При нарушении санитарно - гигиенических правил (низкая освещённость и перегрузки), близорукость может увеличиваться. Напряжённая умственная деятельность приводит к истощению зрительного нерва, постоянная работа на компьютере – к сухости внешней оболочки глаза, стрессы и плохое питание тоже ухудшают зрение. Приобретёнными являются заболевания глаз, связанные с возрастными изменениями (старение сетчатки и ослабление мышц хрусталика)

С возрастом глаз ребёнка увеличивается в диаметре и к 3 годам достигает 94% диаметра глаза взрослого. К этому сроку уменьшается детская дальнозоркость.

Глазодвигательные механизмы зрения и их нарушения: косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Условно его разделяют на содружественное и паралитическое.

Содружественное косоглазие может быть постоянным или периодическим, сходящимся и расходящимся, односторонним, альтернирующим, перемежающимся. К появлению содружественного косоглазия может привести заболевание центральной нервной системы, нарушения рефракции, аномалии глазодвигательного аппарата.

Паралитическое косоглазие возникает при параличе или парезе мышцы глаза. Глаз косит в сторону парализованной мышцы. Это возникает вследствие травм, опухолей, инфекций, интоксикаций и кровоизлияний.

Косоглазие - у детей чаще всего появляется на 2 - 3 году жизни, иногда становится заметным после перенесённого тяжёлого заболевания или испуга. Косоглазие - это не только косметический дефект, но и функциональный недостаток. При возникновении косоглазия в одном глазу вся зрительная нагрузка переносится на здоровый глаз, а больной глаз, перестав упражняться, постепенно перестаёт функционировать. Кроме понижения остроты зрения, развития амблиопии косящего глаза, нарушается в целом бинокулярное зрение, что сказывается неблагоприятно на познавательную деятельность ребёнка. Поэтому очень важно своевременно выявлять косоглазие  и организовать лечебно - восстановительную и коррекционную работу с ребёнком.

Нистагм - представляет собой самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. Различают физиологический и патологический нистагмы.

Одной из форм физиологического нистагма является оптокинетический нистагм, возникающий при рассматривании быстро движущихся объектов.

Оптокинетический нистагм обычно наблюдается у детей 4 -5 месяцев, что соответствует началу развития функций лобных долей головного мозга.

У детей с нарушением зрения часто отмечается патологический нистагм. Причиной становится патология внутриутробного развития, патологии при родах и послеродовом периоде.

Следуя рекомендациям офтальмолога, правильно организуя коррекционно - развивающую работу и соблюдая режим зрительных и физических нагрузок, соблюдая необходимую освещённость помещений,  проведение лечения сопутствующих заболеваний и использование компенсаторных возможностей других анализаторов, возможно сохранение, а в некоторых случаях даже улучшение функций органа зрения.

Список литературы

  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ.- метод. пособие для учителя. - М.:Просвещение,1990.- 223 с.
  2. Лапшин В.А., Пузанов В.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед.ин - тов.- М.: Просвещение,1991.-143 с.

Глоссарий

1.        Амблиопия - понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения (функциональное нарушение).

2.        Бинокулярное зрение – зрение двумя глазами, при котором отдельные изображения, получаемые в каждом глазу, сливаются в одно, единое.

3.        Нистагм глазной - ритмическое подёргивание глазных яблок в ту или иную сторону.

4.        Косоглазие - заболевание, характеризующееся нарушением бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от совместимой точки фиксации.

5.        Микрофтальм - значительное уменьшение в размере глазного яблока.

6.        Близорукость или миопия - вид аномалии рефракции, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются перед сетчаткой.

7.        Дальнозоркость – особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображение далёких предметов фокусируется за сетчаткой.

8.        Астигматизм - сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции или разных степеней одной и той же рефракции.

9.        Катаракта - физиологическое состояние, связанное с помутнением хрусталика и вызывающее расстройство зрения до полной утраты.

10.        Дегенерация сетчатки (дистрофия) - вызывается нарушением в сосудистой системе глаза (при сахарном диабете, при близорукости).

11.        Слабовидящие дети - дети, острота зрения у которых находится в пределах от 0,05 до 0,2 при применении коррекции обычными очками.

12.        Слепые дети – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения - от 0 до 0,04максимально на лучшем видящем глазу с применением очков.

13.        Аккомодация глаза - приспособляемость глаза, позволяющая ясно видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от него.

14.        Конвергенция - процесс сведения зрительных осей до их пересечения в точке фиксации при рассматривании близких предметов.

15.        Плеоптическое лечение - лечение, включающее методы и средства по развитию зрения при амблиопии.

16.        Афакия - отсутствие в глазу хрусталика.

17.        Глаукома - хроническое заболевание глаз, характеризующееся повышением внутриглазного давления.

18.        Рефракция - преломляющая способность глаза.

19.        Ахромазия - тяжёлая форма расстройства цветового зрения, полная потеря способности различать цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему "АЛАЛИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СИМПТОМАТИКА. КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ"

Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи, в других - у детей нарушается формирование в...

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 1 разделы 1.2, 1.3, 1.4)

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля "Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 1 разделы 1.2, 1.3, 1.4)...

Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 2 раздел 2.4)

Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 2 раздел 2.4)...

Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 5)

Краткая аннотация И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения» (глава 5)...

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения», (глава 3)

Краткая аннотация книги И.Н. Самаля «Анатомия, физиология и патология органа зрения», (глава 3)...

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 3)

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 3)...

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 2)

Краткая аннотация книги «Анатомия, физиология и патология органа слуха» (глава 2)...