«Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников»
опыты и эксперименты на тему

Соляник Юлия Николаевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_moegoopyta.docx58.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №14 города Шахтерска Углегорского района Сахалинской области

Опыт работы

по  теме   :

«Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников»

Музыкальный руководитель  Соляник  Юлия Николаевна

Шахтерск 2016

2

Содержание

Введение…………………………………………………….3

1.Технология опыта………………………………………..5

1.1.Теоретическая база опыта……………………………..6

1.2.Оптимальность и эффективность средств……………7

2.Анализ и результативность педагогического опыта…12

3.Заключение………………………………………………14

Список использованной литературы…………………….15

Приложения

Мониторинг теоретических знаний старших дошкольников   по направлению «музыкальный фольклор»

Рекомендуемый репертуар русского музыкального фольклора для включения в образовательную область    «Музыка» в разных возрастных группах

План работы музыкального руководителя   по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

Доклад по теме: «Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре»

Конспекты НОД «Музыка»

Консультации для воспитателей

Консультации для родителей

Сценарии мероприятий

3

Введение

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией».

 В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.

Актуальность и перспективность опыта

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государства в целом. В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания  молодого поколения. Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

 К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, когда музыкальное искусство  под влиянием  активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации, в

обществе нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшие и младшие поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои патриотического настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"—народ, "лор"- учение. Итак, фольклор - это народная мудрость.

              Музыкально-фольклорное искусство  как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает  многовековой

4

педагогический опыт, является действенным средством воспитания творческой личности. Творческая основа фольклорного искусства: его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения(слово, музыка, движение) позволяет раскрыть

художественную индивидуальность личности, способствует формированию творческой активности детей, что является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры личности (Г.Н. Волков,И.И, Земцовский,Т.С. Комарова,М.Ю. Новицкая,М.А, Некрасова,Л.В. Шамина,Е.Н. Шиянов,Т.Я .Шпикалова и др.)

Исследователи народного искусства Капица О.И.. Сакулина Н.П..М.А.Некрасова,Шпикалова Т.Л.,Гилярова Н.Н. отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народной музыки, являются одним из главных условий полноценного нравственного, эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыкаВ младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.

Противоречие

В сегодняшней социальной  обстановке в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей  к народной культуре становится актуальной задачей.

На самом деле в реальной жизни мы видим противоположный процесс: сейчас лишь немногие дошкольные образовательные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство. в частности народный фольклор, изначально несущий в себе нравственность. эстетику. народную мудрость. основы народной педагогики.

Таким образом, возникает противоречие между огромными потенциальными возможностями фольклора в духовно-нравственном развитии дошкольников и недостаточной системой работы по ознакомлению дошкольников с

5

традициями национальной культуры. Из этого следует, что необходимо проводить специальную работу ,направленную на развитие духовно-нравственных качеств посредством русского фольклора, т.к. дошкольный возраст является  наиболее сензитивным  периодом для формирования этих качеств.

Исходя из этого, была поставлена цель работы: привлекать детей дошкольного возраста к народной культуре, развивать музыкальные способности на основе русского музыкального фольклора, формировать и развивать духовно-нравственные качества через изучение народных традиций, обычаев и обрядов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-создать необходимые условия для ознакомления с русским фольклором

-познакомить детей с разнообразными формами русского фольклора

-формировать исполнительские навыки в области пения, музыкально-ритмических  движений, игре на ДМИ, актерскому мастерству

-воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим людям

-  обогащать  словарный запаса и  усваивать язык  своего народа, нравы, обычаи, календарно-обрядовые и семейно-бытовые  праздники посредством фольклора.

Новизна опыта

-Осуществление работы в системе художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи .взаимопроникновения различных  направлений по приобщению детей к народной культуре.

-Использование проектной деятельности духовно-нравственной направленности.

1.Технология опыта

Ведущая идея опыта

Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством музыкального фольклора как педагогического средства станет более эффективным, если  работа будет осуществляться в системе, включающей в себя:

-определение методов работы

-подбор методической, нотной, вспомогательной литературы

-разработка сценариев праздников, досугов, НОД

-подбор аудио-медиатеки

6

- приобретение и установка  необходимых  ТСО-ПК  с доступом в сеть Internet,музыкальный центр, акустическая аппаратура, мультимедийный проектор, экран

- изготовление и приобретение атрибутов для игровой. танцевальной деятельности. Пошив костюмов

-приобретение ДМИ

1.1.Теоретическая база

Начиная работу по развитию духовно-нравственного потенциала посредством русского фольклора ,были изучены труды  В.А. Сухомлинского, К.Д.Ушинского,  Б.М.Теплова, разработки авторов по  методике музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, Зиминой А.Н.,Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г.

Также  были изучены программы Матейко М.В. «Комплексное изучение русского фольклора для детей 4-6 лет», программа “Приобщение детей к русской народной культуре” О.Князевой и М.Маханевой, программа “Наследие» М.Новицкой, программа “Русский дом” Н.А. Яковлевой, программа «Горенка» М.В. Хазовой.

Анализ этой литературы показывает, что музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

           Именно поэтому, в Законе Российской Федерации «Об образовании » отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей». Это актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.

В данной работе опирались на методики и разработки:

1.«Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников» под редакцией Микляевой Н.В. В этой книге определены цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Ветлугиной Н.А.. Опыт этого педагога, заслуженного деятеля РСФСР был использован для формирования базовых навыков и умений в музыкальном развитии дошкольников.

3. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» Рытова Д.А.  Это пособие содержит обширный материал по истории русских народных музыкальных инструментов, сценарии народных праздников, обрядов, а также практический материал.

7

4. «Родничок» -сборник русских народных песен, танцев, игр, сказок для детей  дошкольного возраста издательства «Музыка». Пособие имеет богатый практический материал для работы по теме.

5. «Детский музыкальный фольклор в ДОУ» - Мельникова Л.И., Зимина А.Н. – пособие содержит сценарии календарно-обрядовых праздников.

6. «Жаворонушки» - составитель Науменко Г.М. – сборник содержит русские песни, прибаутки. скороговорки, считалки, сказки, игры.

7. «Справочник музыкального руководителя»- специализированный  журнал  для музыкальных руководителей ДОУ

8. «Музыкальные шедевры»- Радынова О.П.- программа по музыкальному развитию дошкольников.

1.2.Оптимальность и эффективность средств

Длительность работы над опытом.

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с мая 2014 года по май 2016 года поэтапно:

  1. Этап – аналитический (май 2014г.-июнь 2015г.)
  2. Этап – диагностико - практический  (июнь 2015 г.-март 2016 г.)
  3. Этап – аналитико-обобщающий (апрель-май 2016 г.)

Аналитический этап

Цель:

-Изучить и проанализировать научную и методическую литературу

- разработать конспекты  НОД по ознакомлению с видами и жанрами музыкального фольклора

-разработать  сценарии  народных праздников

-систематизировать и классифицировать песенный и игровой фольклорный материал

-разработать консультации для воспитателей по теме «Музыкально-фольклорная деятельность в ДОУ»

-разработать консультации для родителей

Диагностико-практический этап

Цель:

Использование русского народного фольклора и традиций  в музыкальном воспитании детей

8

На данном этапе была проведена диагностика у дошкольников старшего возраста с целью выявления уровня их музыкального развития, осведомленности о произведениях музыкального фольклора и сформированности  у них духовно-нравственных ценностей ,а также индивидуальная беседа с детьми, наблюдение (Приложение)

Приобщение  к национальным культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного   творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных

игр);устного народного творчества(потешек, прибауток, пословиц, поговорок. сказок),с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись) на НОД «Музыка», «Развитие речи», «ИЗО».

В системе музыкального дошкольного воспитания  русская традиционная культура представлена песнями, попевками , хороводами. Однако материал русского фольклора  детям выдается отдельными элементами, что нарушает целостное восприятие ребенком русской культуры. Через синтез  игры, песни и танца ребенок знакомится  с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Современная семья утратила многие  из старых добрых традиций, выполнявших воспитательные функции, и наша задача -найти средства взаимодействия для понимания мира ребенка. Незабываемы детьми минуты общения  с родителями. Совместное участие   родителей и детей в календарно-обрядовых праздниках  и развлечениях , которые так нравятся детям, семейных встречах, где проходят конкурсы, ярмарки, выставки изделий прикладного искусства, вносят оживление, радость в детскую жизнь.

Следовательно, очень важна работа с семьей, но также требуется тесный   контакт  специалистов с воспитателями групп ,которые имеют возможность проводить работу с детьми в группе ( игры, фантазирование, народные игры, работа с народным календарем, работа в  фольклорном уголке ).Как следствие ,дети непроизвольно включаются  в подготовку  праздника, становятся его активными участниками, с интересом относятся  к многовековым традициям русского народа.

В  связи с этим была поставлена задача систематизировать взаимодействие  с воспитателями, специалистами, родителями  с целью полноценного развития духовно-нравственных качеств дошкольников, потому что , только работая в системе можно добиться поставленной цели.

 

 Работу  с детьми по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора строили по следующим принципам:

                                             .

9

  • Интегрированный  (тесная связь с музыкой, театром, изо, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим).
  • Программно-действенный , т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства.
  • Игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует

ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться.

  • Принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал проектов, например, «Сказка         в        музыке»(реализован), «Живи в веках, Россия!»(в перспективе на 2016-2017 уч.год )                                Количество тем может меняться в зависимости от возраста  детей, условий, развивающей среды, желаний.

 Так как  целью нашей образовательной организации является развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников

,был составлен план работы музыкального руководителя, в котором нашли отражение  фольклорные праздники

,тематические занятия, направленные на реализацию поставленной цели. (Приложение)

А именно:

  • «Праздник русской березки»- дата проведения была обозначена  в «Зеленую неделю» на праздник Троицы. Ребята узнали о летних народных обрядах.
  • «День полевых цветов»- приуроченный к дню Ивана Купала, где ребята узнали много интересных фактов из жизни полевых цветов, плели веночки, водили хороводы, играли в народные игры, готовили поделки к выставке «Раз ромашка, два ромашка»
  • «Праздник лета красного» - за основу  которого были взяты народные игры, хороводы, песни. Не обошлось без участия исконно русских персонажей (Чучела, Лешего, Березки, Красного Лета).
  • Для ребят младшего дошкольного возраста были показаны  кукольные театры по мотивам русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок». Для музыкального оформления мероприятия была использована народная музыка, оформление зала соответствовало народному стилю.

10

  • «Хлеб - всему голова»- музыкально-тематическое развлечение с пословицами, поговорками, загадками и песнями о хлебе и урожае.
  • «Осенняя  сказка » - в которой Баба Яга украла Осень и унесла ее в Кощеево Царство, а ребятам пришлось ее освобождать, победив при этом Лешего, Кикимору и самого Кощея. В празднике использовались такие номера, как танец «Калинка» (  в исполнении Н.Бабкиной и ее

10

  • театра русской песни), ансамбль ложкарей с песней «Ложки деревенские», «Урожайная -хороводная», народные игры и другие.
  • «Русский сувенир» - музыкальное развлечение, где главной героиней была Матрешка. Ребята узнали об истории возникновения матрешки, отгадывали загадки, играли в игры, исполняли любимые музыкальные номера.
  • «Новый год в Простоквашино»- праздник Нового Года с самыми любимыми мультипликационными героями нашей страны Матроскиным, Шариком, Дядей Федором и Печкиным, которые уже стали народными ,несмотря на то, что у них есть автор Э.Успенский. Дед Мороз со Снегурочкой отплясывали на празднике «Барыню».
  • «Рождественская звезда»- тематическое занятие о добре и милосердии, которое подготовила Зам.Зав.по МР .Ребята узнали, что значит быть добрым, милосердным, душевным  и чутким человеком.
  • «Богатыри Земли Русской»- музыкально-спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества. Русский богатырь Алеша Попович собирал дружину из добрых молодцев, чтобы освободить Василису Прекрасную, которую пленил злой волшебник.
  • «Встреча первых птиц»- музыкально-тематическое занятие, на котором ребята познакомились с обычаем встречи первых птиц. Они зазывали птиц  при помощи закличек, отгадывали загадки, играли в игры, рисовали.
  • «Прощай, Зима! Здравствуй, Весна!»- праздник встречи Весны и проводов Зимы. Ребята исполняли хоровод «Весна- Красна»,  танец «Русские забавы», играли в игры «Банька», «Ты мороз», слушали народную песню «Вот уж зимушка проходит», смотрели танец Зимы и Весны  на музыку из оперы «Князи Игорь»  композитора А.П.Бородина хор девушек «Улетай на крыльях ветра».

11

  • «Женский день 8 Марта» -праздник, посвященный женскому дню, на который попала Кикимора-она так же хотела принимать поздравления, но чтобы их получить, ей пришлось измениться и стать доброй, а ребята ей в этом помогали. В празднике использовался музыкальный номер оркестра ДМИ, где ребята показали свои навыки и умения  игры на трещотках, бубнах, маракасах, бубенцах, треугольниках, а мамы помогали ребятам играть на ложках.

Все вместе исполнили вариации на темы русских народных песен.

  • «Вовка и волшебный цветок»- музыкальный спектакль, в котором принимали участие воспитанники подготовительной и старшей групп. Главной идеей мероприятие было спасение Матушки-Земли от экологической катастрофы.

Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей  . Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала .

Материально-техническая база МБДОУ постоянно пополняется методической литературой, дидактическими играми, игрушками, народными костюмами , музыкальными инструментами. В перспективе оформление русской горницы со всей необходимой атрибутикой народного быта.

Изучив ряд парциальных программ, основанных на фольклоре,  был остановлен  на программе «Горенка», методику которой будем внедрять  в следующем  учебном   году. Программа  направлена   на  формирование  определенной  среды:   организацию  мини-музея «Русская горница»,  создание  фольклорного  ансамбля  детей, наличие  национальных  костюмов  для  детей  и  взрослых,  отбор  репертуара.

Новизна  программы  заложена  в  самом  цикле  народного  календаря,  в  повторности  и  периодичности  обрядовых  песен,  танцев,  закличек

 и  т.д.,   передаваемых   из  года  в  год,  из  поколения  в  поколение.

Работа в системе по данной программе способствует  реализации  деятельности ДОУ по  духовно-  нравственному и

патриотическому воспитанию -  одной из приоритетных задач Образовательной программы ДОУ, Программы Развития ДОУ.

12

В соответствии с ФГОС планируемыми итоговыми результатами освоения основной общеобразовательной программы  ДОУ   должны стать следующие интегративные качества воспитанника:

-имеет первичные представления о себе, семье, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

обществе, государстве, его культурных ценностях , мире и природе.

Данную систему работы могут использовать и другие педагоги.

Аналитико-обобщающий этап

Цель:

- анализ и обобщение теоретических знаний и практических умений  дошкольников, полученных в результате реализации педагогического исследования (опыта)

- анализ эффективности проведенных мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством русского музыкального фольклора

Анализ и результативность  педагогического опыта

Планируемые результаты

Главным результатом нашей работы является  усвоение ребенком таких понятий и ценностей, как любовь к Родине, народу, культуре, обычаям и традициям.

Мы планировали добиться следующих результатов :

-сформировать и в дальнейшем развивать духовно-нравственные качества

-иметь представления о календарно-обрядовых праздниках

-знать народные песни, танцы, игры; уметь их использовать

-Накопление  эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.

Наблюдения за детьми показали, что у ребят сформировалось позитивное отношение к русскому народному творчеству, любовь к Родине, родному краю, семье; гуманное отношение в отношениях со сверстниками имеет положительную динамику.

13

Дети в процессе приобщения к русскому музыкальному фольклору стали более активными в творческом плане.

-Внешне это выражается в выразительном исполнении песен, хороводов, инсценировании сказок, импровизации, желании слушать и анализировать народную и классическую музыку, в творческой активности и самостоятельности, в желании участвовать в мероприятиях.

-расширились знания народных песен, танцев, игр

-обогатились знания о русских композиторах ,поэтах, художниках и их творчестве

-появились  практические  навыки в игре на ДМИ

-сформировались певческие способности, развилось ладовое чувство, мелодический и гармонический слух и др.

Родители стали принимать более активное участие в творческих проектах, праздничных мероприятиях, проводимых в ДОУ, с удовольствием наблюдают качественные изменения в творческих успехах своих детей.

Следует отметить, что после проделанной работы  существенно изменились показатели уровня практических  знаний и сформированности духовно-нравственных качеств дошкольников . ( приложение)

15%  имеют низкий уровень

41% имеют средний уровень

54% имеют высокий уровень.

С 2015 по 2016 г предметно - развивающая среда ДОУ пополнилась русскими народными костюмами,   фонотекой по фольклору на электронных носителях, музыкальными народными играми, методическими разработками сценариев  фольклорных праздников, русскими народными инструментами, нотным материалом по теме исследования.

Практическая  значимость данной работы заключается в том, что в   целях обобщения опыта работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников посредством русского фольклора для педагогов ДОУ были запланированы и выполнены следующие мероприятия:

-Выступление на ежегодной педагогической  конференции с докладом «Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре» -август 2015 г.

-консультации для педагогов МБДОУ  на тему «Музыкально-фольклорная деятельность в ДОУ»-ноябрь 2015г.

-публикация методической разработки по заданной теме в СМИ(«МААМ.РУ», электронный журнал  «Дошкольник.РФ»)

14

-показ открытого районного фольклорного праздника «Прощай,Зима! Здравствуй,Весна!» -март 2016г.

-показ НОД «Музыка» на тему «Песня.Танец.Марш»-РМО музыкальных руководителей –декабрь 2015г.

-обобщение опыта на педагогическом совете – апрель 2016.

-выступление на педагогических чтениях на РМО музыкальных руководителей -апрель 2016 г.

-обобщение опыта на РМО музыкальных руководителей май 2016 г.

Заключение

Таким образом, в результате систематического использования  музыкального фольклора, были зафиксированы положительные изменения в развитии  духовно-нравственных качеств дошкольников, увеличились знания о народной культуре, обычаях, обрядах.

Работу над темой  «Музыкальный фольклор как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников» необходимо продолжать.

Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Русский музыкальный фольклор можно использовать как главный компонент системы комплексной арттерапии, которая включает лечение при помощи звука, музыки, движения, рисунков, цвета. Так, постепенно наши дети приучаются к русскому национальному

искусству- у ребят вместе с музыкальными способностями формируются новые знания, умения и навыки, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Приобщение детей к искусству музыкального фольклора, формирование эмоционально-положительного отношения к народному творчеству, развитие творческой активности детей - всё это способствует успешному решению задач эстетического  и духовно-нравственного воспитания дошкольников, что  будет способствовать успешному развитию в будущем им стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. »
                                                                                             В. Сухомлинский

16

Литература:

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М. : Просвещение, 1968.

2.Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.

3.Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007

4.Дошкольная педагогика, 5-е изд-е . С.Л.Козлова., Т.А.Куликова, Москва, Академия.,2004

 5.Закон РФ «Об образовании», (в редакции20.07.2004 года)

6.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

 7.Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998

 8.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005.

9.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006

11.Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993

 12.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

 13.МикляеваН.В. Микляева Ю.В. Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. М, 2006

14.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994

15.Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994

17

16.Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993

17.Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1985

18.Мельников    М.Н.    «Детский    фольклор    и    проблемы    народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987

19.«Мир детства. Младший дошкольник», М. Педагогика 1988

20.Назаров Л.  «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000

21.«Развитие  творческой  активности  дошкольников»,  М.  Педагогика 2001

22.Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994

23.Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации занятий 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников

Доклад "Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников"...

"Дети-волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"

Данный материал был подготовлен к консульльтации для воспитателей детского сада. Волонтерство как социокультурная практика необходима для применения в педагогической деятельности. В основе волонт...

«Музыкальный фольклор Воронежского края как средство развития духовно-нравственного потенциала дошкольников при реализации ФОП ДО»

Я расскажу Вам, уважаемые коллеги, о своей деятельности - музыкальтный фольклор в ДО. Очень любим Родину Россию! Прославляем великое Отечество через песни Воронежского края! Создали ансамбль русской п...