«Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте»
консультация на тему

Соболева Инна Сергеевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_gigieny_i_kultury_edy.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему

«Дошкольный возраст - наилучшее время для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте»

Подготовила и провела

ст.воспитатель Соболева И.С.

Москва 2013 год

Личная гигиена дошкольников по возрастам

(что должен уметь к концу учебного года)

Первая младшая группа: при напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа.

Вторая младшая группа: при мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызгивает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытираться полотенцем, вешать его на определенное место. Чистит зубы, своевременно пользуется носовым платком.

Средняя группа: тщательно умывается, правильно моет руки перед едой по мере загрязнения, после туалета, умеет пользоваться расческой, носовым платком, чистит зубы на ночь, при кашле закрывает рот платком, отворачивается.

Старшая группа: следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напоминания полощет рот после еды. Просит своевременно сменить носовой платок, приводит в порядок волосы, самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса.

Подготовительная группа: выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщательного выполнения навыков, полученных ранее.

Дошкольник может успешно освоить все гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически, выполнять их правильно и быстро.

Большинство детей к семи годам уже владеют навыками личной гигиены, дети пришивают пуговицу к своей одежде, убирают постель, умеют самостоятельно умываться, правильно моют руки. Формирующиеся в этом возрасте навыки культурного поведения помогают детям подготовиться к поступлению в школу.

К семи годам дети должны усвоить привычку ежедневно по вечерам не только умываться и чистить зубы, но и мыть ноги прохладной водой, тщательно вытирая кожу между пальцами, не оставляя влажные места. Летом желательно мыть ноги и перед сном. Общую гигиеническую ванну нужно делать детям не менее двух раз в неделю. У ребёнка обязательно должны быть личные мочалка, полотенце для лица, для тела и для ног, а также личная расчёска. Моющие средства (мыло, пена, шампунь, гель для душа, паста зубная)  должны быть специальные - детской серии.

К семи годам жизни ребёнок постепенно начинает приобретать умение владеть своими чувствами, желаниями.

Главное для формирования гигиенических навыков - пример взрослых, если родители утром и вечером вместо умывания принимают душ, то и ребёнок будет стремиться поступать также.

На шестом году жизни ребёнок умеет, садиться на унитаз, вставать с него и пользоваться туалетной бумагой. Формировать навыки личной гигиены надо продолжать до тех пор, пока они не станут потребностью и не перерастут в привычку поведения. В шесть лет ребёнок способен самостоятельно пользоваться носовым платком: высмаркиваться, закрывать нос и рот при кашле и чихании вытирать слёзы.

Очень важно в этом возрасте, чтобы ребёнок был опрятным и обращал внимание на свой внешний вид (не ходить в платье или в рубашке с расстегнутыми пуговицами, и в грязной одежде).

Умения следить за внешним видом

Первая младшая группа: снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

Вторая младшая группа: самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, выворачивает на лицевую сторону, старается сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимости обращается к взрослому.

Средняя группа: большая самостоятельность в самообслуживании (раздевание, одевание, застегивание пуговиц, зашнуровывание ботинок). Бережет одежду, обувь. Замечая неполадки в одежде, самостоятельно устраняет их, с помощью взрослого приводит одежду в порядок (чистит, просушивает).

Старшая группа: совершенствует навыки, полученные ранее, чистит пальто, учится стирать носки, платок. Быстро одевается и раздевается, правильно и аккуратно складывает одежду в шкаф, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвентарем. Тактично говорит товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогает устранить их.

Подготовительная группа: быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды, обуви, пришивает пуговицу, стирает платок, носки, фартук.  Должен всегда быть опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид.

Народная поговорка гласит: «В здоровом теле - здоровый дух». Но чтобы здоровье не покинуло тело, надо ребёнка правильно одевать. Процессы терморегуляции у ребёнка ещё не полностью сформированы, кожные покровы у детей обладают меньшими, чем у взрослых теплоизоляционными свойствами. Поверхность кожи у детей относительно больше, чем у взрослых, она отличается большей влажностью. Всё это обусловливает более высокие теплопотери у детей.

Важно, из какого волокна изготовлена детская одежда. Наилучшими по гигроскопичности и гидрофильмости, воздухопроницаемости являются легкие, тонкие хлопчатобумажные ткани и трикотаж из них. Эти свойства тканей обеспечивают беспрепятственное удаление продуктов обмена веществ и тем самым создают предпосылки для нормального кожного дыхания и нормальной деятельности организма.

Одежда должна соответствовать не только времени года, но и условиям погоды, а также возрасту и росту детей. И ещё она должна быть максимально лёгкой по весу и удобной. На седьмом году жизни большинство детей умеют правильно и достаточно быстро надеть верхнюю одежду. В этом возрасте необходимо совершенствовать навыки одевания верхней одежды по принципу снизу вверх, застёгивать пуговицы, молнии, зашнуровывать и завязывать шнурки.

Ребёнку должно быть небезразлично, в каком виде он ходит на прогулку или возвращается с неё. В этом возрасте необходимо продолжать учить детей не кричать, а вежливо обращаться к старшим или друг другу, благодарить за оказанную помощь и самому оказывать посильную помощь другим. Входя в помещение тщательно вытирать ноги, мальчикам снимать шапку, аккуратно складывать снятую одежду, развешивать её для просушки или убирать сразу в индивидуальный шкаф, ставить на место обувь, критически осматривать себя в зеркале после переодевания и пользоваться расческой, застёгивать пуговицы и молнии на одежде.

Воспитание детей не должно заканчиваться в детском саду. Для ознакомления родителей с работой детского сада по воспитанию детей проводятся беседы, родительские собрания. В каждой группе оформлен «Уголок для родителей», где также даются советы и рекомендации по воспитанию здорового и воспитанного ребёнка.

Культура еды.

Первая младшая группа: ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщательно пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды.

Вторая младшая группа: хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминаний вытирает губы, пальцы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул.

Средняя группа: увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой.

Старшая группа: за стол садиться в опрятном виде с чистыми руками, причесанный. Ест аккуратно, умело пользуется столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь.

Подготовительная группа: закрепление и совершенствование навыков. Полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладет локти на стол, хлеб берет с общего блюда руками и ест, отламывая кусочки.

Долгое время считалось, что человек всеяден, однако к настоящему времени накапливается всё больше данных о том, что человек в особенностях своего желудочно-кишечного тракта и обмена веществ занимает промежуточное положение.

Питание должно удовлетворять потребность организма во всех необходимых компонентах: белках, жирах, углеводах, витаминах, воде, минеральных веществ, клетчатке и т. д. Питание в дошкольном учреждении строится в соответствии с основными требованиями к рациональному питанию. Рациональное питание - одно из условий сохранения жизни и здоровья ребёнка. Его химический состав, калорийность, объём рациона, и режим приёма пищи соответствует возрастным особенностям дошкольника.

Необходимо, чтобы и дети и взрослые, обслуживающие их во время пищи соблюдали правила личной гигиены, а также педагогические требования к доставке и раздаче пищи, сервировки стола, уборке посуды, организации дежурства детей по столовой. Важно также и создание условий, поддерживающих у детей хороший аппетит. Не следует торопить детей во время еды, а в перерывах между приёмами пищи не надо разрешать им есть сладости, принесенные из дома. Всё это благоприятно отразится как на состоянии здоровья детей, так и на формировании у них культурно-гигиенических навыков. Роль питания в детском возрасте особенно велика. В течение всего учебного года продолжается работа по совершенствованию навыков аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами. Для сервировки стола используются чайные и столовые ложки, вилки, а в семь лет пользуются ножами, сидят прямо за столом, не кладут локти на стол и хлеб берут с общего блюда, рот вытирают салфетками. После окончания еды дети благодарят воспитателя, няню, аккуратно встают из-за стола и спокойно переходят к игре.

Ежедневно составляется график дежурства детей по столовой и живому уголку. В начале года воспитатель контролирует соблюдение этого графика.

Воспитатель напоминает детям об их обязанностях во время дежурств. К концу учебного года дети сами следят за соблюдением графика дежурства.

Таким образом, формирование положительного отношения к своему здоровью становиться основой для формирования, в дальнейшем, потребности в здоровом образе жизни.

Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органическую связь с тем, что требует от них в плане ухода за своим телом взрослые - дети полнее осознают связь между состоянием здоровья своего организма и их, собственной, заботой о нём.

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении взаимосвязи физического, культурно-гигиенического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, креативности и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы. Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»» Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Задачи: Образовательная: -практическое закрепление

Образовательная деятельность с детьми подготовительной группы.Тема: «Изготовление новогодних шаров в технике «Декупаж»»Цель: развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста...

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...

Безопасность детей дошкольного возраста во время прогулки

Безопасность детей во время прогулки – одна из важнейших задач сохранения здоровья детей. Это проблема актуальна в любом месте, в любое время года, в любой деятельности. Предложенные в статье направле...