Cамоанализ работы педагога дополнительного образования
методическая разработка на тему

Альбицкая Ирина Геннадьевна

Художественно-эстетическое направление развития личности ребенка – является одним из приоритетных в деятельности нашего учреждения. Это не случайно, ведь в современной психолого - педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что художественный вкус лучше всего формируется в активной творческой деятельности. Таким образом, именно дошкольный период считается сенситивным для становления, как детского творчества, так и креативных качеств личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Я, Альбицкая Ирина Геннадьевна, работаю в должности педагога дополнительного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка – детском саду №28 «Золотой петушок» г. Тамбова

              В ходе осуществления воспитательно-образовательного процесса ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

-интеллектуальное развитие детей;

-воспитание нравственных качеств личности;

-формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности.

           Художественно-эстетическое направление развития личности ребенка – является одним из приоритетных  в деятельности нашего учреждения. Это не случайно, ведь в современной психолого - педагогической науке теоретически доказано и практически подтверждено, что именно дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей, что художественный вкус лучше всего формируется в активной творческой деятельности. Таким образом, именно дошкольный период считается сенситивным для становления, как детского творчества, так и креативных качеств личности ребенка.  

          Процесс освоения воспитанниками образовательной области «Художественное творчество» организую на основе модифицированной программы «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыковой. 

          На мой взгляд, важным аспектом успешной организации художественно-эстетического развития детей, является сотрудничество с учреждениями дополнительного образования. Регулярно осуществляется сотрудничество с областной картинной галереей, областным краеведческим музеем, в рамках которого организуются совместные мероприятия, экскурсии и т. д.

Мною разработаны комплексно-тематические планы по освоению детьми с 3 до 7 лет образовательной области «Художественное творчество

        Эффективность воспитательно-образовательного процесса во многом зависит, с моей точки зрения, от правильного выбора форм и методов работы. Личность ребенка многогранна, поэтому необходимо использование индивидуальных педагогических подходов позволяющих разглядеть в каждой личности ту грань, развитие которой обеспечит полноценность и целостность всего воспитательно-образовательного процесса. В связи с этим, в своей деятельности я следую педагогическим заповедям:

   1. Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. И, поэтому,  моя исходная позиция, как  педагога, в этом вопросе – доверие, опора на имеющийся у воспитанника потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей; стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.

   2. Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении. Справедливость для педагога – критерий профессионализма. Для ребенка справедливость – условие защищенности, гуманная сущность окружающей среды. Быть справедливым – это, значит, увидеть победу, пусть самую маленькую, даже простое старание ребенка. Если победу не над другими, то над самим собой – вчерашним. Педагогу очень важно уметь видеть, удивляться, восхищаться, приходить в восторг от способностей своих детей.

   3. Быть примером для детей в воспитании любви к изобразительному творчеству, увлеченности этим творчеством. Главное на этом пути – педагогическая интуиция: думать о своих воспитанниках и желать помочь ребенку, зная его конкретные проблемы. Уметь сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Любить.

        Новизна моего опыта заключается в том, что вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют мне возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению творческой задачи конкретного занятия.  Так же это позволяет учитывать особенности тематической, содержательной, технической сторон художественно – творческой деятельности, и что немало важно спектр интересов подгруппы и отдельно взятого ребенка. С другой стороны, дошкольники получают неограниченные возможности выразить в своем рисунке свои чувства, переживания, эмоции, настроения. Они учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий образы, погружаясь в удивительный мир творчества.

        Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.  Все это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, в побуждении каждого ребенка раскрыть свой творческий потенциал.

             Для достижения поставленной цели и задач мною используются следующие        педагогические принципы:

  • Систематичности – принцип требующий, чтобы все знания, сообщаемые воспитанникам, должны даваться и усваиваться ими в определенной, педагогически обоснованной системе.
  • Доступности – обучение от простого к сложному, от известного к       неизвестному, учитывая степень первоначальных художественных способностей.
  • Последовательности – поэтапное выполнение задания, с применением показа педагога, пояснения и указания во время самостоятельной работы.
  • Закрепление навыков – совершенствование изобразительных умений, во всех видах художественной деятельности.
  • Целостности – единство обучения, воспитания и развития, сочетание практических занятий с краткими беседами об изобразительном искусстве.
  • Гуманизации – личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении, учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, влияющую на мотивацию деятельности ребенка и обеспечивающую саморазвитие, совершенствование личности.
  • Интеграции – совмещение в одной программе аспектов таких общечеловеческих знаний, как музыка и литература.

               В своей педагогической деятельности, для решения задач по активизации творческого потенциала воспитанников в процессе обучения, широко использую следующие образовательные технологии:

  • Активного обучения, с использованием в работе художественно-творческих игр, где обязательно учитываю присутствие двух начал: учебно-познавательного и игрового, занимательного. Стараюсь использовать игры с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей и др.
  • Проблемного обучения  предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, которая позволяет создать педагогу проблемную ситуацию, активизируя самостоятельную деятельность воспитанников по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями способствующие развитию мыслительных способностей. Проблемную ситуацию представляю как с помощью активизирующих действий, так и с помощью проблемных вопросов.
  • Дифференцированного обучения, который позволяет учитывать уровень знаний, умений  и навыков детей. Организую работу с воспитанниками не только подгруппами, но и индивидуально, используя в некоторых случаях разно уровневые задания. Такой подход в воспитательно - образовательном процессе позволяет мне создать ситуацию успеха для каждого ребенка, при сохранении психического и соматического здоровья.

Практика работы  в детском саду показывает, что отношения детей в коллективе не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к "выпадению" ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка.

В этой связи  возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы отследить, предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми. Использование в ходе образовательной деятельности различных сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, бесед на темы дружбы и товарищества способствуют созданию положительной обстановки, сплочению коллектива, что так необходимо для успешной активизации творческого потенциала личности ребенка.

Объединяя детей в небольшие группы для совместного творчества,   формирую у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Такая организация совместной работы  способствует укреплению взаимоотношений детей, создавая спокойную, дружелюбную  атмосферу

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, т.к. разъяснение о нормах поведения и отношения к сверстникам реализуются детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносят в другие виды совместной деятельности (в труд, в экспериментирование), а также в повседневное общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы педагога дополнительного образования, изостудия "Радуга"

В этом материале содержится тематический план работы изостудии  с детьми старшего дошкольного возраста...

Из опыта работы педагога дополнительного образования (ТРИЗ) - Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

В работе раскрыты основные положения деятельности педагога по ТРИЗ дошкольного учреждения....

Тема: «ХУДОЖЕСТВЕННО ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ». (из опыта работы педагога дополнительного образования руководителя изостудии Питенко Елены Владимировны).

Потребность в красоте и доброте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Желание творить - возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помоч...

Анализ работы педагога дополнительного образования за год

Отчет педагога дополнительного образования по предмету "Окружающий мир"...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...

Опыт работы педагога дополнительного образования на тему: «Использование нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста»

Участие педагога в дошкольной образовательной организацииКаждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Какие они разные! У каждого свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо ...