Развивающая предметно – пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС
презентация на тему

Богданова Ирина Анатольевна

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

· Конституция Российской Федерации;

· Федеральный закон от 29.12.2012 No 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федеральный закон от 02.07.2013 No 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

· Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

· Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 No 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

· Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 No 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

· Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ от 19.12.2013. No 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

· Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,

Утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 No Пр-271;

· Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года No 61/19- «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

· Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 No1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

· Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 No 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с

особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»[1]. Иными словами,

«развивающая предметно-пространственная среда –это специфические для

каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование,

материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами

разделения пространства Организации (группы)».[2]

 

 

Назначение и цели организации РППС ДОО

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда  должна обеспечивать и гарантировать:

· охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать

и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

· максимальную реализацию образовательного потенциала пространства  Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной  для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования  и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

· построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.

· создать условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также оказать содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

· открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную  деятельность, осуществлять им поддержку по вопросам образования  детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;

·  построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

· создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья. В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

Основные принципы организации РППС ДОО

 

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для  развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей,  уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

·  Содержательно-насыщенной  - включать средства обучения (в том числе, технические), материалы (в том числе, расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

· трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

· полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

· доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

· безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства РППС (в здании и на участке)

должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации, а такжеобеспечивать возможность для различных видов активности детей, их самовыражения и эмоционального благополучия.

 

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (зон, уголков,

секторов, центров и т.п.) для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности.

Зоны должны быть трансформируемы: в зависимости от воспитательно-образовательных задач

и индивидуальных особенностей детей меняться, дополняться и объединяться. При этом следует учитывать доступность для осуществления всех основных видов активности помещений ДОО, где осуществляется образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья

и детей-инвалидов.

Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОО.

Примерный перечень зон для организации РППС:

– для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);

–для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);

– для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитанияи пр.);

– для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);

– для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);

– для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные

лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);

– для отдыха (уединение, общение и пр.).

Наполняя или дополняя РППС необходимо помнить о том, что все ее элементы должны иметь единый эстетический стиль для обеспечения комфортной и уютной обстановки для детей.

 

Предметное содержание

 

Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами

необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать

их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной

самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).Предметное содержание РППС должно выполнять информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям. Все игрушки, оборудование и другие материалы должны быть разнообразны и связаны между собой по содержанию и масштабу для обеспечения доступности среды. Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные.

 Критерии первой группы указывают на такие качества, которые должны категорически у них

отсутствовать, т.к. они оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье ребѐнка.

Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны:

· провоцировать ребенка на агрессивные действия;

· вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры,

в роли которых могут выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые);

· провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

· вызывать у ребѐнка нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки его возрастной компетенции;

· провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым

особенностям и физическим недостаткам других людей.

В состав критериев другой группы включены качества, направленные на обеспечение гармоничного развития ребенка:

· полифункциональность. Это качество должно давать возможность ребѐнку гибко использовать элементы РППС в соответствии со своим замыслом, сюжетом игры, в разных функциях;

· применение элементов РППС в совместной деятельности. Наличие этого качества говорит о том, что все игровые средства могут быть использованы в коллективных играх (в том числе и с участием взрослого), а также при инициировании совместных действий;

· дидактическая ценность. Это качество указывает на то, что игровые средства РППС могут использоваться как средство обучения ребенка;

· эстетическая ценность. Наличие такого качества подтверждает, что игровые средства РППС могут являться средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщения его к миру искусств.

Помимо соответствия критериям, установленным ФГОС ДО, все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы: Сертификат  соответствия и Гигиенический сертификат. Именно эти документы свидетельствуют об их безопасности для физического здоровья детей. Что касается специальных требований, то их перечни элементов РППС должны

найти своѐ отражение в структуре и содержании образовательных программ ДОО (в том числе

для ДОО, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья).



[1] П.3., п.п.3.6.3., Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» No1155 от

17.10.2013.

 

[2] Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», No 08-249 от 28.02.2014

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sreda.pptx672.45 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая предметно – пространственная среда в группе в соответствии с ФГОС Воспитатель: Богданова И. А.

Слайд 2

Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. Мишель де Монтень «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы» Е. И. Тихеева

Слайд 3

Нормативные требования по организации развивающей предметно- пространственной среды При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:  Конституция Российской Федерации;  Федеральный закон от 29.12.2012 No 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  Федеральный закон от 02.07.2013 No 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;  Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 No 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;  Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 No 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013. No 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 No Пр-271;  Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года No 61/19- «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);  Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 No1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;  Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 No 03-51-46ин/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Слайд 4

« Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития» [ 1] . [ 1] П.3., п.п.3.6.3., Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» No1155 от 17.10.2013.

Слайд 5

Для развития индивидуальности каждого ребенка РППС должна быть:  содержательно-насыщенной  трансформируемой полифункциональной вариативной  доступной  безопасной

Слайд 6

Насыщенность среды предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы

Слайд 7

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости: От образовательной ситуации От меняющихся интересов детей От возможностей детей

Слайд 8

Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)

Слайд 9

Вариативность среды предполагает: Наличие различных пространств Периодическую сменяемость игрового материала Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Появление новых предметов

Слайд 10

Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования

Слайд 11

Безопасность среды: Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия

Слайд 12

Примерный перечень зон для организации РППС: – для сюжетно-ролевых и режиссерских игр – для познавательной активности – для самостоятельной деятельности детей – для двигательной активности – для настольно-печатных и развивающих игр – для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями – для отдыха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данные методические рекомендации предназначены педагогам муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения города Бузулука «Детский сад № 2» для оптимальной организации предметно-прос...

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и ...

Новые идеи по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Учитывая требования ФГОС ДО, проблема развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день является наиболее актуальной и острой. Связано это с недостаточным финансированием, нежеланием по...

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленн...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...