Проект "Как хорошо, что есть семья"
проект (старшая группа) на тему

Силаева Оксана Сергеевна

Цель: формирование положительных детско-родительских отношений.

         Задачи:

- Формировать у детей представление о семье, о профессиях членов семьи.

         - Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

         - Вызвать радость и гордость за то, что у него есть семья.

         - Развивать социально-коммуникативные навыки детей.

         - Формировать положительные детско-родительские отношения путем совместной творческой деятельности.

         - Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

         - Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx186.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Как хорошо, что есть семья".

Цель: формирование положительных детско-родительских отношений.

        Задачи:

- Формировать у детей представление о семье, о профессиях членов семьи.

        - Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

        - Вызвать радость и гордость за то, что у него есть семья.

        - Развивать социально-коммуникативные навыки детей.

        - Формировать положительные детско-родительские отношения путем совместной творческой деятельности.

        - Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

        - Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.

        Проект состоял из трех этапов: подготовительный, практический, итоговый (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

        На подготовительном этапе проекта (01.10.14-15.10.14гг.) провели

родительское собрание, цель которого было познакомить родителей с темой проекта с основными направлениями и этапами проекта.

        Провели консультации на темы: "Возрастные особенности детей 5-6 лет", "Поощрение или наказание?", а так же анкетирование на тему "Ваши взаимоотношения с детьми" (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), провели семинар-практикум "Типы семейного воспитания", цель которого: определить психологические причины отклонений в семейном воспитании, и беседу с родителями по теме  "Игра, как средство воспитания дошкольников ".

        На подготовительном этапе проекта был организован круглый стол на тему:  «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений», целью которого было ознакомление  родителей с взаимосвязями семейного микроклимата и развитием личности ребенка.

        На практическом этапе проекта (16.10.2014-15.01.2015г) был проведен день открытых дверей "Детский сад глазами детей, где родители ненадолго становились детьми и путешествовали по станциям, выполняли различные физические и творческие задания. В результате у родителей формировалось представление о том, чем же их ребенок занимается и как он развивается каждый день, был установлен  эмоциональный контакт между родителями и детьми, который способствовал развитию межличностного общения и позволил установить доверительные отношения между родителями и педагогами.

        Еженедельно обновляли информацию в родительском уголке по таким темам, как: "Воспитываем добротой", "Как правильно общаться с детьми", "Роль отца  в  воспитании  ребенка", "Азбука  общения  с  ребенком", "Как провести выходной день с ребенком?", "Как правильно общаться с детьми старшего дошкольного возраста" (ПРИЛОЖЕНИЕ 3), что бы родители получили новые  педагогические знания о правилах общения с детьми, что отец играет значительную роль в воспитании ребенка, так же,  провели семинар-практикум по теме "Типы семейного воспитания".

        Проводили консультации для родителей: "Как отвечать на детские вопросы", "Чаще разговаривайте со своими детьми"; беседы: "Возможные формы совместного отдыха родителей и детей", "Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка".        

        Так же для родителей были оформлены  буклеты: " Проведение совместной деятельности вне детского сада", с целью информирования родителей о способах  укрепления семейных отношений (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

        Два раза в месяц организовывали совместные с родителями и детьми досуги в игровой форме, каждый из которых имел свои цели: "Наша дружная семейка" (ПРИЛОЖЕНИЕ 5); "Уроки доброты"; "Давайте общаться"; "Давай сделаем это вместе!", Установление оптимальных межличностных отношений между родителями и детьми направленные на развитие доверительных отношений между родителями и детьми через игровые ситуации.

Участие родителей и детей в культурно - досуговых мероприятиях способствовало установлению доверительного отношения между родителями и детьми и ощущения радости от совместной деятельности и установления эмоционального контакта:

- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм.

          - Физкультурные досуги:  «Мама, папа и я - спортивная семья», «Сто затей для друзей».

- Акция "Пусть прогулка станет интересней", которая была направлена на благоустройство участка детского сада.  День добрых дел "Наши меньшие друзья" (изготовление кормушек)

- Игротерапия по сценариям русских народных сказок "Гуси лебеди", "Красная шапочка",  которая   способствовала развитию позитивных детско-родительских отношений (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

- Творческие конкурсы и выставки: "Осенний букет", "Мама, папа и я - счастливые мгновения", "Елочка - красавица", "Наша дружная семейка встречает Новый год". Такая форма детско-родительского взаимодействия способствует развитию детского воображения, сближает детей и родителей.

        Социально-коммуникативное развитие проходило через беседы: "Добрые дела",  "Профессия наших родителей", "Я и моя семья", "Как мы отдыхаем с семьей" и др., обыгрывали  ситуации на тему "От чего мама грустит", все это было  направленно на углубление у детей чувства привязанности и любви к родным, чувству семейной сплоченности.

Проводили познавательные занятия по темам: "Состав семьи", "Работа моих родителей", "Моя дружная семья".

        Так же приобщали детей к правилам безопасности жизнедеятельности через беседы: "Электроприборы и электричество дома", "Один дома", "Полезные и вредные привычки", игра-ситуация "Помоги бабушке перейти дорогу".  

        Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в жизни общества  осуществлялось через игровые ситуации "Каждой вещи свое место",  "Наведем порядок в шкафчиках, чтобы порадовать маму"; беседы: "О  труде в городе и селе", "О труде помощника воспитателя", дидактические упражнения: "Пыли нет, грязи нет" игры воспитывали у детей желание помогать близким людям.

         Индивидуальные беседы велись на темы, такие как:  "Как мы с семьей провели выходные", "Как я помогаю дома", "Кем работают мои родители".

        Уточнению и активизации представлений детей о семье способствовали сюжетно-ролевые игры разнообразные виды игр: "Семья", "Поликлиника", "Магазин", которые служили развитием у детей  самостоятельности в игре, коллективной игре. В этих играх дети учились подражать взрослым маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывали уважение к труду (ПРИЛОЖЕНИЕ 7).

        Для познавательного развития детям предлагались настольно-печатные игры: "Семья", "Кем быть?", "Кому, что нужно для работы"; дидактические игры "Засели домик", "Дружная семья", "Что может порадовать маму", "Мамины помощники", игры воспитывали у детей желание помогать близким людям.

        Словесные игры: "Кто старше?", "Кто младше? ", "Подскажи словечко", "Родственные отношения", "Я знаю ласковое слово", были направлены на расширение представлений о ближнем окружении, учили разбираться в родственных связях, развивали речь и память.

        Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывали художественные произведения: Е. Благинина "Посидим в тишине", "Научу обуваться братца", "И. Суриков "Вот моя деревня"; рассказ Л. Н. Толстова "Бабушка и внучка", "Косточка", Э. Шима "Брат и маленькая сестра",  М. Родина "Мамины руки",  Я.Аким "Моя родня", Г. Виеру "Мамин день", О. Ю. Липатова "Я люблю свою сестричку", В. Осеева "Три сына"); рассматривание картин соответствующего содержания (Б. Кустодиев "На террасе", "Родовое дерево", Ф.Славянский "Семейная картина", и др. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. Так же использовали пословицы, поговорки и загадки на тему семья (ПРИЛОЖЕНИЕ 8) Использовали дидактическое упражнение "Очень мамочку люблю, потому, что...", "Назови ласково". С детьми проводились беседы по картинам, составляли рассказы о семье: "С кем я живу", "Моя комната", рассматривали семейные фотоальбомы.

        Организовывали игры - драматизации: "Гуси лебеди", "Репка", "Красная шапочка", "Теремок", с целью воспитывать у детей уважение к старшим, послушание, приветливость, вежливость; учить ценить добро, осуждать зло, находить правильный выход в непредвидимых ситуациях; готовить атрибуты к драматизации, творчески подходить к изображению её сюжета, ярко, выразительно отображать нравственную сущность персонажей

        Художественно-эстетическое развитие  было направлено на развитие творческих способностей детей, на привитие аккуратности в работе.

        На занятиях по рисованию темы подбирались в соответствии с темой проекта: "Моя дружная семейка", "Роспись кувшина", "Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить", "Мой выходной день с семьей", "Новый год с семьей", "Как я с мамой и папой иду домой", "С кем я живу", "Нарисуй свое настроение".

        На занятиях по лепке детям предлагались темы: "Моя любимая игрушка", "Сестренка в зимней шубке", " Угощение для мамы", "Наша дружная семейка".

        На занятиях по аппликации темы были такие, как: "Осенний ковер", "Подарок всей семье", "Дома на нашей улице", "Новогодняя поздравительная открытка" и др.

        На занятиях по конструированию подбирали темы такие как: "Дом, где я живу", "Подарок для мамы" и др.

        Физическое развитие была направлена на формирования представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках и охраны здоровья и способствовала становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. В данном направлении с детьми проводили: комплекс утренней гимнастики "Я узнал, что у меня есть огромная семья", "Медвежья семья"; подвижные игры: "Посадка картофеля", "Кто сказал мяу?", "Помоги маме", "У дедушки Егора", "Найди свой домик"; так же мы использовали физкультминутки: "Семейная зарядка", "Помогаем маме", "Кто живет у нас в квартире", "Девочка Мила", "Пингвины"; пальчиковые гимнастики (ПРИЛОЖЕНИЕ 9), проводили развлечения: "Любим вместе отдыхать, бегать, прыгать и скакать" и др.

            В рамках итогового этапа проекта (16.01.2015-30.01.2015г)  был организован круглый стол с родителями и детьми в виде чаепития, где показали презентацию по теме "Семья – это важно", обсудили результаты проделанной работы, детьми были продемонстрированы достижения (стихи, танцы, сценки т.д.), родители приняли участие в конкурсе "Сладкоежка", в котором  победила дружба.  

        В ходе реализации улучшились взаимоотношения воспитанников, был заметен положительный и заинтересованный отклик со стороны родителей. Произошел некоторый прорыв в развитии творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Результатами нашей работы мы остались довольны.

        

                                        П Р И Л О Ж Е Н И Е

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проект "Как хорошо, что есть семья"

        Актуальность реализации проекта: Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Авторы проекта: воспитатели: Силаева О.С.

Тип проекта: творческий, информационно-познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Сроки реализации: с 01.10.14г. по 30.01.15г.

Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и  родители.

        Цель проекта: Формирование положительных детско-родительских отношений.

        Задачи:

- Формировать у детей представление о семье, о профессиях членов семьи.

        - Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

        - Вызвать радость и гордость за то, что у него есть семья.

        - Развивать социально-коммуникативные навыки детей.

        - Формировать положительные детско-родительские отношения путем совместной творческой деятельности.

        - Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

        - Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.

        Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".        

        В процессе реализации проекта проводятся тематические занятия. В помощь родителям предлагаются папки передвижки, даются рекомендации, домашние задания для детей и родителей по определённой тематике: сбор материала для выпуска семейных газет и групповой, фотоальбомов, составление рассказов о семье. Общение с детьми в свободное от непосредственно образовательной деятельности время (беседы)          Формы и методы реализации проекта:

- взаимодействие с семьей;

- непосредственно образовательная деятельность;

-рассматривание семейных фотоальбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;  

- создание и просмотр презентаций;

- чтение произведений художественной литературы;  

- утренние беседы;

- выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);  

- индивидуальная работа с детьми;

-  игровая деятельность.

         Предполагаемые результаты: Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам. Расширение кругозора детей, представлений о родственных отношениях, о своих родителях, о прошлом своих семей, их традициях и реликвиях; сплочение коллектива детей и взрослых. Установление доверительных детско-родительских отношений. Повышение педагогической культуры родителей и заинтересованности их в продолжении  сотрудничества.

Этапы проведения проекта "Как хорошо, что есть семья"

Этапы проекта

Цели

Участники

Подготовительный

1

Родительское собрание с презентацией проекта

Знакомство родителей с темой, с основными направлениями и этапами проекта

Воспитатели

2

Консультации,  беседы:

"Возрастные особенности детей 5-6 лет", "Поощрение или наказание", "Игра, как средство воспитания дошкольников"

Просвещение родителей

Воспитатели

3

Анкетирование: " Ваши взаимоотношения с детьми "

Выявить особенности общения между родителями и детьми.

4

Круглый стол "Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений"

Ознакомление родителей с взаимосвязями семейного микроклимата и развитием ребенка.

Воспитатели, родители

Практический этап

1

День открытых дверей

Установить эмоциональный контакт между родителями и детьми, а так же доверительное отношение к педагогам.

Воспитатели, родители и дети

2

3

4

Консультации:

"Воспитываем добротой", "Как правильно общаться с детьми", "Самооценка старших дошкольников", "Роль отца  в  воспитании  ребенка", "Азбука  общения  с  ребенком", "Как провести выходной день с ребенком?", "Как правильно общаться с детьми старшего дошкольного возраста", "Как отвечать на детские вопросы", "Чаще разговаривайте со своими детьми"

Помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребёнка, формах проявления любви к нему.

Воспитатели

Семинар-практикум: "Типы семейного воспитания"

Определить психологические причины отклонений в семейном воспитании

Беседы:

"Возможные формы совместного отдыха родителей и детей";

 "Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка";

 

Буклеты: " Проведение совместной деятельности вне детского сада".

Педагогическое просвещение родителей о формах совместного отдыха.

5

 Развивающие занятия в игровой форме: "Давайте общаться";  "Наша дружная семейка"; "Уроки доброты";  "Давай сделаем это вместе!"; "Давайте сочинять"; "Назови ласково".

Установить доверительные отношения между родителями и детьми через игровые ситуации

Воспитатели, родители и дети

6

Культурно - досуговые мероприятия:

- Физкультурные досуги:  «Мама, папа и я - спортивная семья», «Сто затей для друзей»; "Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых, хранит меня!";

- Акция "Пусть прогулка станет интересней", которая была направлена на благоустройство участка детского сада.  День добрых дел "Наши меньшие друзья" (изготовление кормушек);

- Игротерапия по сценариям русских народных сказок "Гуси лебеди", "Красная шапочка";

- Творческие конкурсы и фотовыставки: "Осенний букет"; "Елочка красавица"; "Мама, папа и я - счастливые мгновения"; "Наша дружная семейка встречает Новый год".

Привлечение  родителей  к  активному  участию  в мероприятиях.  

Развитие позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.

Вызвать у детей эмоциональный заряд, хорошее настроение; развивать ловкость, меткость, стремление к победе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, тесную взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

Воспитатели, родители и дети

7

Образовательные области:

"Социально-коммуникативное развитие"

Беседы: "Добрые дела",  "Профессия наших родителей", "Я и моя семья", "Как мы отдыхаем семьей"; Обыгрывание  ситуации "От чего мама грустит";

Познавательные занятия по темам: "Состав семьи", "Работа моих родителей", "Моя дружная семья".

Беседы на тему: "Электроприборы и электричество дома", "Один дома", "Полезные и вредные привычки", игра-ситуация "Помоги бабушке перейти дорогу";

Игровые ситуации "Каждой вещи свое место",  "Наведем порядок в шкафчиках, чтобы порадовать маму", беседы: "О  труде в городе и селе", "О труде помощника воспитателя";

Дидактические упражнения: "Пыли нет, грязи нет" игры воспитывали у детей желание помогать близким людям.

Индивидуальные беседы:

"Как мы с семьей провели выходные", "Как я помогаю дома", "Кем работают мои родители".

Сюжетно-ролевые игры: "Семья", "Поликлиника", "Магазин".

"Познавательное развитие"

Настольно-печатные игры: "Семья", "Кем быть?", "Кому, что нужно для работы"; Дидактические игры: "Засели домик", "Дружная семья", "Что может порадовать маму", "Мамины помощники";

Словесные игры: "Кто старше?", "Кто младше? ", "Подскажи словечко", "Родственные отношения", "Я знаю ласковое слово".

 "Речевое развитие"

Чтение художественных произведений: Е. Благинина "Посидим в тишине", "Научу обуваться братца", "И. Суриков "Вот моя деревня"; рассказ Л. Н. Толстова "Бабушка и внучка", "Косточка", Э. Шима "Брат и маленькая сестра",  М. Родина "Мамины руки",  Я.Аким "Моя родня", Г. Виеру "Мамин день", О. Ю. Липатова "Я люблю свою сестричку", В. Осеева "Три сына"); рассматривание картин соответствующего содержания (Б. Кустодиев "На террасе", "Родовое дерево", Ф.Славянский "Семейная картина". Пословицы, поговорки и загадки на тему семьи. Дидактические упражнения "Очень мамочку люблю, потому, что...", "Назови ласково".

Беседы по картинам, составляли рассказы о семье: "С кем я живу", "Моя комната", рассматривали семейные фотоальбомы.

Постановки спектаклей по сказкам: "Репка", "Красная шапочка", Теремок".

"Художественно-эстетическое развитие":

 Рисование: "Моя дружная семейка", "Роспись кувшина", "Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить", "Мой выходной день с семьей", "Новый год с семьей", "Как я с мамой и папой иду домой", "С кем я живу", "Нарисуй свое настроение".

Лепка: "Моя любимая игрушка", "Сестренка в зимней шубке", " Угощение для мамы", "Наша дружная семейка".

Аппликации: "Осенний ковер", "Подарок всей семье", "Дома на нашей улице", "Поздравительная открытка".

 Конструирование: "Дом, где я живу", "Подарок для мамы" и др.

"Физическое воспитание":

Комплекс утренней гимнастики: "Я узнал, что у меня есть огромная семья", "Медвежья семья";

 Подвижные игры: "Посадка картофеля", "Кто сказал мяу?", "Помоги маме", "У дедушки Егора", "Найди свой домик";

Физкультминутки: "Семейная зарядка", "Помогаем маме", "Кто живет у нас в квартире", "Девочка Мила", "Пингвины";

Пальчиковые гимнастики; Развлечения: "Любим вместе отдыхать, бегать, прыгать и скакать".

Углубление у детей чувства привязанности и любви к родным, чувству семейной сплоченности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в жизни общество

Воспитывать у детей желание помогать близким людям.

Развитием у детей  самостоятельности в игре, коллективной игре. Учить подражать взрослым маме, папе, бабушке, дедушке.

Расширение представлений о ближнем окружении, учили разбираться в родственных связях, развивали речь и память.

Формировать чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших.

Развитие творческих способностей детей, на привитие аккуратности в работе.

Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.

Воспитатели и дети

Итоговый этап

1

Круглый стол с родителями и детьми в виде чаепития, показ презентации по теме "Семья – это важно".

Обсудить результаты проекта.

Воспитатели, родители и дети

        

        В ходе реализации улучшились взаимоотношения воспитанников, был заметен положительный и заинтересованный отклик со стороны родителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей

Ваши взаимоотношения с детьми

Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. С помощью ваших ответов мы сможем выявить особенности общения между Вами и вашими детьми.

  1. Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить
  1. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?
  • Да
  • Стараюсь, но не всегда получается
  • Нет, не хватает времени
  1. Каким тоном Вы общаетесь со своим ребенком?
  • Спокойным доверительным тоном
  • Стараюсь общаться спокойным тоном, но не всегда получается
  • Ребенок воспринимает только общение на повышенных тонах
  1. Какой стиль общения у Вас и у вашего ребенка?
  • Общаетесь ли Вы на равных?
  • Считаете свое мнение выше, чем мнение ребенка?
  • Считаю, что ребенку  должна быть предоставлена полная свобода в общении
  1. Всегда ли Вы выслушиваете своих детей?
  • Да
  • По возможности стараюсь, но не хватает времени
  • Не обращаю внимание на детскую болтовню
  1. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?
  • Таких причин не существует
  • Занятость на работе и бытовые проблемы
  • Ваш вариант ответа__________________________________________________
  1. Имеете ли Вы единые требования к воспитанию детей в семье?
  • Да
  • Нет, у каждого члена семьи свои требования
  • Не задумывались над этим вопросом
  1. Внимательно ли Вы выслушиваете своих детей?
  • Да, всегда вникаю в детские проблемы
  • Не всегда, много своих проблем
  • Нет. Откуда у детей проблемы?
  1. Считаете ли Вы проблему  общения с детьми достаточно важной?
  • Да
  • Нет
  • Затрудняюсь ответить

Большое спасибо за ваши откровенные ответы. Они помогут нам скорректировать работу по развитию у детей навыков общения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Консультация для родителей "Как правильно общаться с детьми старшего дошкольного возраста"

Описание: http://ds-solnishko.ru/upload/medialibrary/6fc/6fc0ef918ba1d0e9de02f737e7697001.png

В старшем дошкольном возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

Стремление к самостоятельности.

Этические представления.

Творческие способности.

Страхи как следствие развитого воображения.

Отношения со сверстниками.

Активная любознательность.

Вам, как родителям важно:

        1. Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.

        2. По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.

        3. Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки.

        4. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.

        5. Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.

        6. Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

        7. Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

        8. Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития.

        9. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

        10. Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно может заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

        11. Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Буклеты для родителей

«Организация совместной деятельности родителей и детей вне детского сада»

        -Организация семейных детско-взрослых праздников.

        Например: « Детский день рождения, Рождественские каникулы, День защиты детей, Праздник знаний». Атмосфера праздника сближает взрослых и детей в подготовке обстановки, написании сценария, составлении праздничного меню, изготовлении призов. Каждый член семьи готовит конкурсы, костюмы, игры, сюрпризы, принимая активное участие.

        -Совместное детско-родительское творчество.

        Инициатором такой деятельности обычно является ребенок. Родитель же активно включается в творческую работу, предлагаемую ребенком. Вместе с тем, взрослый может предлагать свои проекты: изготовление коллажа из природного материала, выпуск семейной стенгазеты, изготовление поздравительных открыток. Такая форма детско-родительского взаимодействия способствует развитию детского воображения, проявлению самостоятельности и самовыражению.

        -Чтение книг.

Такая форма может быть, как ритуал перед укладыванием ребенка спать или в течение дня (вечера), по выходным. Устраивается «Час чтения» книг по выбору ребенка. В такие минуты у ребенка наряду с развитием познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных качеств без прямых нравоучений. А главное, находясь в таком единении с родителями, у ребенка часто возникает желание рассказать о своих секретах и проблемах.

        -Совместные развивающие детско-взрослые игры.

        Любые виды настольных игр типа: лото, домино; настольно-печатные игры; словесно-логические и т.д. усиливают тесное взаимодействие детей и родителей. Игра – самая приятная для ребенка деятельность, внутри которой он и развивается и воспитывается. Взрослый в ходе игры с ребенком оказывается в ситуации «на равных». А когда ребенок объясняет ход и правила игры взрослый попадает в роль «обучаемого». В совместной игровой деятельности происходит формирование нравственно-волевых качеств личности ребенка.

        -Организация детско-взрослой театрализации.

        Инициаторами всевозможных представлений обычно бывают дети – любители переодеваний, перевоплощений с использованием гардероба взрослых. Безусловно, в такие минуты ребенку необходимы зрители, которыми становятся родители. В такой деятельности дети самореализуются в раскрепощенной форме, отрабатывая и приобретая новые формы вербального и невербального общения.

        -Семейные экскурсии и путешествия.

        Такие походы могут быть организованы в парк, в лес, в музей. Родитель выступает ведущим, а ребенок включается в планирование маршрута, а ребенок включается в планирование маршрута экскурсии: куда пойдут, что взять из продуктов, игрушек. В ходе экскурсии взрослый побуждает ребенка к активности в познании окружающего.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект совместного досуга для детей и родителей с целью улучшения детско-родительских отношений «Наша дружная семья»

        Мероприятие проводится в соревновательной игровой форме.

        Игра «Зеркало»

        Цель: Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

        Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом, разбиваясь на пары. Один человек в паре - водящий, другой - «зеркало». Водящий смотрит в «зеркало», а оно отражает все его движения.         По сигналу воспитателя участники меняются ролями, затем напарниками.

        Игра «Успокой ребенка»

        Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.

        Родителям и детям предлагается вспомнить ситуацию, когда ребенок плакал, мама или папа его успокаивали. Потом им в паре надо разыграть эту ситуацию. Причем ребенок сначала выступает в роли себя, а после того, как его «успокоили», он становится Родителем, а родитель – Ребенком.

        Игра «Одень ребенка »

        Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения.

        Детям предлагается на время поменяться местами с родителями и представить, что они – родители, и им надо собрать своего «ребенка» в детский сад.

        Игра «Конкурс художников»

        Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.

        Воспитатель заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Игротерапия по сценариям русской народной сказки «Гуси-лебеди»

 Цель: способствовать развитию позитивных детско-родительских отношений.

        Ирготерапия стала любимым занятием для старших дошкольников и родителей. «Игровой аттракцион – оригинальный способ психотерапии детей 5-9 лет. Вся атмосфера групповых встреч погружает детей в самый понятный каждому из них мир сказок, игры, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами новизны».

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в старшей группе.

        Программное содержание: Расширить представления детей о профессиях врача, медицинской сестры. Прививать детям чувство благодарности к человеку за его труд.

        Закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликлинике.

        Развивать игровой диалог, игровое взаимодействие. Активизировать и расширять словарный запас.

        Словарная работа: Жаловаться, фонендоскоп, шпатель, регистратура, регистратор.

        Предварительная работа: Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит»; беседа о работе врача, медсестры; сюжетно-ролевая игра «Больница».

        Материал и оборудование: 1. Одежда: 3 халата, 3 шапочки (на детей);

2. Медицинские инструменты: шприцы, фонендоскоп, пузырьки, шпатель, вата, градусник, бинт.

3. Документация: Медицинские карты на каждого «больного».

        Ход игры:

Дети сидят в группе на стульчиках.

«Ребята, сегодня мы с вами будем играть в интересную игру – «Поликлинику». Кто из вас был в поликлинике? Давайте с вами вспомним, что мы там видели? (врача, медсестру, делают укол)

А кто мне скажет, зачем люди приходят в поликлинику? Когда они приходят? (когда болеют, чтобы вылечиться).

Мы приходим в поликлинику и говорим, что болит, а как это называется? (жаловаться). Правильно, врач спрашивает: «На что жалуешься? »

Ребята, а когда мы приходим в поликлинику, то сразу идём к врачу? (нет, сначала надо взять медицинскую карточку). Правильно, для этого мы идём в регистратуру. Там сидит регистратор-медсестра, которая спрашивает вашу фамилию, имя, домашний адрес, и только тогда она выдаст вам вашу медицинскую карту. Ещё регистратор отвечает на телефонные звонки, ведь кто-то может вызвать врача на дом. Затем мы с медицинской картой заходим по очереди в кабинет врача.

Давайте с вами рассмотрим инструменты врача. Это инструмент – фонендоскоп. Что врач делает с этим инструментом? (слушает). Что он слушает? (спину, сердце, лёгкие). Правильно.

А это-шпатель (показываю). Что им делают? (смотрят горло).

А это - неврологический молоток (показываю). Что им делает врач? (стучит по коленке). Правильно, так врач проверяет рефлексы у больного.

Теперь мы рассмотрим инструменты медсестры. Вы их все знаете? »

Дети рассматривают инструменты: градусник, шприц, вата, бинт, витамины, называют их, объясняют для чего они нужны, как ими пользоваться.

«Ну, а теперь я буду показывать вам инструмент. А вы мне расскажете, как он называется, что им делают и кому он нужен для работы.

Прежде чем начать нашу игру, надо распределить роли. Кто из вас хочет быть врачом? А медсестрой? А медрегистратором? Врачом в первый раз будет тот, кто из вас самый ответственный. У нас же с вами самая настоящая поликлиника»

Выбор ролей. Дети занимают свои места.

«Начинаем приём»…

Дети по очереди подходят в регистратуру, называют свою фамилию, имя, адрес. Медрегистратор-ребёнок выдаёт карточки.

 Затем дети по очереди проходят к врачу.

Ребёнок-врач: «Здравствуйте, проходите, садитесь. Как ваша фамилия? Что у вас болит? »

Ребёнок - больной: «У меня болит горло».

Врач: «Давайте вас посмотрим. Откройте рот, скажите «а-а-а». я посмотрю вас шпателем, не пугайтесь. Да, горлышко красное. Пройдите к медсестре. Она вам измерит температуру и даст лекарство».

Так по очереди дети проходят то к врачу, то к медсестре. Игра продолжается до последнего пациента-ребёнка.

        Подведение итогов игры:

1. Понравилась ли игра?

2. Понравились ли детям врач? Медсестра? Медрегистратор? (да или нет, почему) .

3. Понравилось ли самому ребёнку быть в роли врача, медсестры, медрегистратора и больного?

"Ребята, вы в поликлинику пришли грустные, больные. А теперь врач вас подлечил и вы стали здоровыми, весёлыми, какие были и до болезни".

Конспект сюжетно-ролевой игры «Моя семья »

        Программные задачи:

- побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;

- учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;

- формировать нравственные чувства (гуманность, сочувствие, любовь и др.) и доброжелательные отношения в группе;

- развивать речь детей в ходе игрового диалога;

- использовать атрибуты по назначению.

        Игровой материал: куклы, игрушечная посуда, мебель, игровые атрибуты (передники, косынки и т. д., предметы – заместители.

        Предварительная работа: беседы о семье, о взаимоотношениях в семье, о труде родителей, как я помогаю взрослым. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». С. Михалкова «А что у вас? »

        Игры: «Праздник в семье», «День рождения», «Я помогаю маме»

Игровые роли: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

        Ход игры:

        Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, что такое семья? Кто живёт в семье?

Дети: Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Как живут люди в семье, как относятся друг к другу?

Дети: Любят друг друга, живут дружно, уважают, помогают друг другу.

Воспитатель: Что делает мама?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делает папа?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делает дедушка?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Что делают дети в семье?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Члены семьи не находятся всё время дома. Куда они могут пойти?

Дети: В магазин за продуктами, в парикмахерскую сделать причёску, к врачу, съездить на природу.

Воспитатель: Предлагаю вам выбрать себе роли, кто кем сегодня хочет быть (дети выбирают роли).

Все роли распределены, предлагаю поиграть в игру «Семья».

Дети играют самостоятельно, воспитатель роль на себя не берёт. По ходу игры воспитатель может сделать какие-либо замечания или предложения, если игра заходит в тупик.

Описание: http://www.maam.ru/upload/blogs/d58257d82073ffa0a81e12a48192d67d.jpg.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Пословицы, поговорки, загадки, пальчиковая гимнастика, физкультминутки на тему "Семья"

        Пословицы, поговорки.

На что и клад, коли в семье лад.

Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт.

Семья крепка ладом.

Семья без детей, что часы без гирьки.

Дети родителям не судьи.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец - матери.

Матушкин гнев, что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.

Сердце матери лучше солнца согреет.

Жалей отца с матерью, других не найдёшь.

Добрый сын отцу - радость, а худой - печаль.

Бабушке – один только дедушка не внук.

Братская любовь лучше каменных стен.

        Загадки.

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал «Вставать пора?»

Кашу кто успел сварить?

Чаю - в чашку мне налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех? (Мама).

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забивать научит гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика упав, не ныть,

И коленку расцарапав,

Не реветь? Конечно…(папа).

Ароматное варенье,

Пироги на угощенье,

Вкусные оладушки

У любимой…(бабушки).

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед

Мой родной, любимый…(дед).

        Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик - дедка,

Этот пальчик- бабка,

Этот пальчик- папа,

Этот пальчик- мама,

Этот пальчик - Я!

Вот и вся моя семья!

- Пальчик- мальчик, где ты был?

- С этим братцем - в лес ходил.

- С этим братцем - щи варил.

- С этим братцем - кашу ел.

- С этим братцем - песни пел!

        Физкультминутки.

«Помогаем маме».

Дружно маме помогаем-

Пыль повсюду вытираем.

Мы бельё теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем всё кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем. (Подражательные движения по тексту).

«Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища вправо - влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища влево - вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши)

"Девочка Мила"

Вечером девочка Мила (шагаем на месте)

В садике клумбу разбила, (прыжки на месте)

Брат её мальчик Иван (приседания)

Тоже разбил…стакан (хлопаем в ладоши)

"Пингвины"

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин- мама

И сынишка пингвинишка

В чёрном фраке и манишке.

(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу).

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Рекомендации для родителей и воспитателей по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников.

        Рекомендации для родителей:

        В старшем дошкольном возрасте очень значимо формирование адекватной самооценки. Адекватная самооценка играет важнейшую роль  в формировании личности ребенка. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду.

              Стоит отметить необходимость согласованности действий детского сада и семьи в формировании адекватной самооценки дошкольников. Родители должны помнить об основных правилах в воспитании:

        Давая оценку действиям ребенка, родители часто делают ошибку говоря: «Ты не умеешь строить, рисовать… подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.

        Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность, оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует неадекватную заниженную самооценку.

        Очень важна интонация, эмоциональность высказывания, обращенного  к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.

        Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, такие сравнения формируют негативизм, эгоизм, зависть.

        Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребенка исходила из его возможностей.

        В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко - отрицательным, от наказующего тона к ласковому.

        Для  формирования у дошкольника положительного осознания себя, уверенности в себе необходимо обеспечить такого малыша теплым отношением взрослых. Ему нужно знать, что его любят именно таким, какой он есть.

        Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное формирование адекватной самооценки.

        Рекомендации для воспитателей:

           Дошкольники с заниженным уровнем самооценки нуждаются в ее коррекции. Дети с низкой самооценкой отличаются неуверенностью в себе, стеснительностью, робостью. Часто они замкнуты, у них низкий социометрический статус. Они нерешительны и несамостоятельны.

        Чтобы помочь такому ребенку, взрослый должен действовать очень осторожно, чтобы не травмировать его. Для начала воспитатель может, понаблюдав за ребенком, заняться вместе с ним тем, что он любит делать, что у него получается.

        За малейшие достижения ребенка нужно хвалить, акцентировать его внимание на успехе. Нужно дать дошкольнику пережить то, чего он лишен в детском коллективе – ситуацию успеха, победы. Воспитатель может проигрывать. Но говоря ребенку, что он выиграл, необходимо отметить, почему это удалось ему. Это поможет ребенку увидеть причинно-следственную связь: он выиграл не потому, что он хороший, а потому что он приложил усилия, удачно выбрал позицию, хорошо прицелился и т.п.

        Как правило, у детей с заниженным уровнем самооценки низкий социальный статус, их не принимают в игры другие дошкольники, т.к. считают, что они «ничего не умеют». Поэтому очень эффективно, когда такой ребенок добьется какого-либо успеха, привлекать к положительной оценке других детей. Например: «Дети посмотрите, какой красивый рисунок! Его Маша нарисовала.  Правда, молодец? Видно, что она очень старалась».  

        Для повышения статусного положения дошкольника с низким уровнем самооценки необходимо постоянно включать ребенка в игровую деятельность, давать ему поручения (как правило, такие дети очень исполнительны), постепенно давать главные роли в спектаклях, сценках.

        Таким образом, у дошкольника появится уверенность в себе, своих способностях, он станет более смелым, решительным, общительным. Недопустимо, чтобы в детском саду воспитатели стремились помочь ребенку повысить самооценку и статусное положение, а дома родители или старшие братья, сёстры сводили эти усилия к нулю. Поэтому  необходимо проводить обучающие семинары, с целью ознакомления родителей с обязательными правилами воспитания, соблюдая которые, родители будут помогать своему ребенку полноценно, гармонично развиваться психически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня"

Конспект родительского собрания "Как хорошо, что есть семья, которая от бед везде хранит меня". Конспект для старшего возраста детей и их родителей....

«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»

О ценности семьи,о взаимодействие родителей и детей...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня» (деловая игра)

Родительское собрание«Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня»(деловая игра)...

Сценарий досуга "Как хорошо,что есть семья!"

Цель: Формировать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей.Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совм...