Коррекционная ритмика для детей с ЗПР
консультация на тему

Коррекционная ритмика - как  средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_ritmika.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Разработала музыкальный руководитель Долгова Н.А.

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “Дети с проблемами”, “Дети с особыми нуждами”, “Нетипичные дети”, “Дети с трудностями в обучении”, “Аномальные дети”, “Исключительные дети”. Таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития,  посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность, способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

Цель работы: гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.

Основные задачи: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

                                                    Перспективный план работы

Месяц

Задачи

Содержание работы

Результат работы

Октябрь

Коррекционная работа средствами музыкально-ритмических движений (регуляция мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, произвольность психических процессов и т. д.)

Интеграция трех видов музыкальной деятельности: 
Восприятие музыки.

Движения под музыку.

Игра на ДМИ.

Диагностика музыкальных способностей на начало учебного года.

Консультация для родителей
“Что такое музыка?”

Ноябрь

Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей

Занятия направлены на:
формирование навыков адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать.

Игровой вечер с родителями “У Осени в гостях”.

Декабрь

Музыкотерапия –  как вспомогательное средство в процессе коррекционной работы.

Прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Консультации для родителей и воспитателей “Музыка и цвета”,
“Ты откуда к нам пришел, Дед мороз?”

Выставка детского рисунка “Зимняя палитра”.

Участие в новогодних утренниках.

Январь

Специальная коррекционная ориентация в традиционных занятиях с детьми

Упражнения на коррекцию психических функций:
слухового восприятия,
переключение внимания, воображения

Тематическое занятие “Ритмический калейдоскоп”

Консультации для родителей и воспитателей 
“Детские праздники”

Февраль

Слушание, восприятие музыки, музицирование, как психологическая основа музыкальной деятельности

Слушание классической музыки

(Чайковского, Грига, Моцарта, Баха, Шопена, Глинки и т. д.)

“Музыка души” – вечер с родителями, посвященный слушанию музыки.

Консультации для родителей и воспитателей “музыка души”

Март

Способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать своих сверстников, их чувства, настроения собственные переживания и управлять ими.

Нормализация и гармонизация общения ребенка с окружающими в повседневной жизни.

Коммуникативные игры “здравствуйте”, “танец шляпы”, “у кого какая песня”, “ручеек” и т.д.

Участие детей в праздничном концерте посвященному – 8 марта.
Вечер хороводных игр “веселей детвора”.
Консультации для родителей и воспитателей 
“Самая полезная музыка”.

Апрель

Оптимизация тонуса, коррекция психических процессов (концентрация внимания, воображения) управление собственным телом, обучение релаксации.

Совместная работа с педагогом-психологом

Диагностики музыкальных способностей на конец учебного года, отразить результаты в диагностических таблицах, диаграммах.

Участие детей в выпускном вечере.

Май

Тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики.

Подведение итогов года.

Проведение итогового занятия

Литература:

  1. Касицына, М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.
  2. Брусиловский Л.С., “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – м.,1968 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмическая деятельность детей с особыми образовательными потребностями здоровья в рамках здоровьесберегающих технологий на занятиях по коррекционной ритмике

«Коррекционная ритмика» (КР) – это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психи...

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей старшей группы с задержкой психического развития по лексической теме: «Продукты питания»

Конспект занятия по  коррекционной ритмике  для детей  старшей группы с задержкой психического развития  по лексической теме: «Продукты питания»Представляемый материал поможет пров...

Организация комплексного музыкального коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта средствами коррекционной ритмики

Из Сборника материалов I Всероссийской заочной электронной научной конференции «Педагогика новаторства в XXI веке» (ГОУ ВПО «Свеверо-Восточный государственный ...

Роль коррекционной ритмики для детей с ЗПР и умственной отсталостью

В материале освящается особая роль коррекционной ритмики в работе с детьми....

"Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"

quot;Коррекционная ритмика для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых детей"...

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения старшей группы «Прогулки по лесным тропинкам»

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения старшей группы «Прогулки по лесным тропинкам»...