Влияние развивающей среды МАДОУ на художественно-эстетическое и творческое развитие детей
консультация на тему

Митрофанова Татьяна Владимировна
Развитие ребенка зависит не только от того, как организован процесс воспитания и развития, но и где и в каком окружении он живет. Иначе говоря, правильно организованная взрослым среда, в которой живет ребенок, способствует его развитию. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние  развивающей среды МАДОУ на художественно-эстетическое и творческое развитие детей

Развитие ребенка  зависит  не  только  от  того,  как  организован

процесс воспитания  и  развития,  но  и  где  и  в  каком  окружении  он

живет. Иначе  говоря,  правильно  организованная  взрослым  среда, в которой  живет    ребенок,  способствует  его  развитию. Активность  ребенка  в  условиях  обогащенной  развивающей  среды стимулируется свободой  выбора  деятельности.

     Реализация программы «От рождения до школы» требует своеобразной организации в ДОУ предметно-развивающей  среды.

     Под развивающей средой педагоги  нашего детского  сада понимают   естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно–творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

     Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает ребенку  возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

     При создании развивающей среды группы педагоги  учитывают особенности детей, посещающих эту группу, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и др.

     Развивающая среда в дошкольном учреждении создается с учетом возрастных возможностей детей и оформляется таким образом, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело, чувствовал себя комфортно.

      В детском саду  созданы  развивающие  зоны, уголки для  самостоятельного,  активного  и  целенаправленного  действия  детей 

во  всех видах  деятельности:  игровой,  двигательной,  изобразительной, 

театрализованной,  конструктивной  и  т.д.,  которые  размещаются  и содержат  разнообразные  материалы  для  развивающих  игр  и  занятий. Работа  по  совершенствованию  развивающей  среды  в  МОУ  детский  сад проводится в соответствии  с  перспективным  планом  развития  по  всем 

возрастным  группам.

      Основными элементами  развивающей среды в детском саду являются  природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование, художественные  студии; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные  и  информационные  средства  обучения и воспитания.

      Расположение  мебели  и  игрового  оборудования  отвечает 

требованиям  техники  безопасности,  санитарно-гигиеническим нормам,  физиологии  детей,  принципам  функционального  комфорта, 

позволяет  детям  свободно  перемещаться.  Предметно-развивающая  среда  в  МАДОУ  отвечает  художественно-эстетическим  требованиям.

      Пространство   помещений   преобразовано  в разнообразные  «уголки» и «центры», которые  выполняют  потребность  ребенка  в  развитии 

познавательного общения  и  активности.  В  то  же  время  некоторые  уголки   предполагают уединение ребенка, предоставление  возможности  ему  побыть  одному,  развитие  способности  к  самостоятельности.

      Расположение предметов и организация  развивающей  среды  в 

различных  возрастных  группах  имеют  отличительные  признаки.

      В группах  раннего  возраста  выделено  большое  открытое 

пространство, где детям предоставлена возможность играть с крупными игрушками, игрушками-двигателями, широко представлены  игры и материалы по сенсорному развитию, игры по развитию речи.    

      Во  второй младшей группе  и  средней  развернуты уголки сюжетно-ролевых игр, расширен раздел сенсорики.

      В группах  среднего, старшего и подготовительного  к  школе возраста созданы уголки «уединения» и  психологического  отдыха; а также  самое  посещаемое  детьми  место - источник информации  и неиссякаемого  интереса – центр экспериментирования, развивающий  наблюдательность и мыслительную деятельность ребенка; центр  конструирования  очень  любят  мальчики.

      В группах  пространственное  расположение  игр  подчинено 

развитию  речи  и основных  психических  процессов.

      В  каждой  возрастной  группе  особое  внимание  уделяется  «уголку 

двигательной  активности», где  дети  могут  свободно  поиграть  с  кеглями, мячами, обручами  и  скакалками,  походить  босиком  по  ребристым 

 дорожкам.

      Для  умственного  развития  существует  «математический  центр»  в 

группах, где  много  развивающих  игр.

      В каждой  возрастной  группе   есть  уголок  природы  с различными видами  растений, занимательными экологическими  играми. Уголок  природы содержит  календарь  природы, материалы  опытнической деятельности, аквариумы с рыбками,  дидактические  игры,  картинки  и 

иллюстрации  о  природе, а так же поделки  из  природного  материала.  

      Имеющийся  в  детском  саду  материал  и  правильная  его  организация  способствуют, таким образом, формированию у детей  бережного  и 

уважительного  отношения  к  природе,  развитию  экологической 

воспитанности  и  экологического  сознания.

      Для развития детского творчества центры  изодеятельности  с 

наличием  материалов  и  средств  изобразительной  деятельности.

В Центре   театрализованной  деятельности  ребенок  может  найти  образы 

героев  для  пальчикового, настольного, кукольного  театра, подобрать  атрибуты  для  игры – драматизации  и  режиссерских  игр, где  всегда  есть  возможность  развить  свою  фантазию, речь,  ее  интонацию, выразительность.

  В  уголках социального развития  хранятся  фотографии,  семейные альбомы, иллюстрации, игры, упражнения  на  определение  эмоций, 

чувств  и  состояний  человека,  природы.

      Таким  образом,  в  детском  саду  созданы  условия,  соответствующие  формированию  психологических  новообразований,  которые  проявляются  у  детей  в  разные  периоды  дошкольного  детства.

      Содержание предметно-развивающей  среды  соответствует интересам 

мальчиков и девочек,  периодически  изменяется, варьируется,  постоянно 

обогащается  с  ориентацией  на  поддержание  интереса  детей,  на  «зону 

ближайшего  развития»,  на  информативность  и  индивидуальные 

возможности  и  способности  детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому и познавательно- речевому развитию детей раннего возраста.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно- эстетическому и познавательно- речевому развитию детей раннего возраста.Тема: «Одуванчик».Цель: - продолжать знакомить с н...

"Влияние вечеров-развлечений на формирование художественно-эстетического вкуса и творческих способностей детей "

Программа воспитания в детском саду предусматривает всестороннее развитие личности ребенка. Большое внимание уделяется эстетическому  воспитанию каждого ребенка, которое осуществляется в процессе...

Влияние РППС по художественно-эстетической области на творческие способности детей дошкольного возраста.

Вариативность и доступность РППС по художественно-эстетической области для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста....

Проект «Планетарий, как пространственная среда ДОУ посредством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»

Проект формирует познавательный интерес дошкольников о космосе и Вселенной и отражает специфику взаимодействия педагога с детьми в познавательно-исследовательском центре «Мини-планетарий»...

Проект "Планетарий, как пространственная среда ДОУ посредством художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста"

Проект формирует познавательный интерес дошкольников о космосе и Вселенной, отражает специфику взаимодействия педагога с детьми в познавательно - исследовательском центре "Мини-планетарий"...

Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому и познавательно – речевому развитию детей подготовительной группы ДОУ «Незнайка в школе искусств»

Тема: «Незнайка в школе искусств» Цель: Создание условий для развития художественно – эстетических и познавательно -речевых способностей детей старшего дошкольного возраста...

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому и социально – личностному развитию детей № 21 «Искорка» Методическая разработка

Актуальность Каким мы хотим видеть наше будущее? Наверное, это во многом зависит от тех принципов, которые будут заложены в сознании у детей. Каков человек, такова его деятельность и таков мир, которы...