Главные вкладки

    План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему:
    Итоговое занятие по теме "Рождество"

    Мубаракшина Екатерина Вадимовна

    Конспект СОД на закрепление знаний о Рождестве

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_sod_rozhdestvo.docx32.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект СОД для детей старшего дошкольного возраста на тему «Рождество»

    Автор-разработчик: Мубаракшина Е. В.

    Возрастная адресованность: старшая группа ДОУ (дети 5 – 6 лет)

    Длительность мероприятия: 30 мин.

    Цель: эмоциональное развитие детей, закрепление знаний о зимних праздниках.

    Педагогический замысел (задачи):

    1. Социально-коммуникативное развитие

    1.1. Развивать общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

    1.2. Развивать эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость.

    1.3. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

    2. Познавательное развитие

    2.1. Формировать представления детей о Рождестве Христовом.

    2.2. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

    2.3. Формировать представления о свойствах объектов окружающего мира и особенностях окружающей природы.

    3. Речевое развитие

    3.1. Способствовать развитию речи как средства общения и культуры.

    3.2. Продолжать обогащать словарь детей.

    3.3. Развивать интонационную культуру речи.

    4. Художественно-эстетическое развитие

    4.1. Развивать способность восприятия музыки и музыкальных произведений.

    4.2. Формировать представления детей о фольклоре и профессиональном искусстве.

    4.3. Развивать эмоциональный отклик на различные музыкальные произведения.

    4.4. Развивать музыкально-ритмические способности.

    5. Физическое развитие

    5.1. Способствовать развитию двигательной активности детей.

    5.2. Учить детей умению играть в игры с правилами.

    Предварительная работа:

    1. Чтение художественной литературы о Рождестве (стихи, рассказы)
    2. Знакомство детей с народным фольклором, связанным с празднованием Рождества.  
    3. Заучивание стихов и загадок.
    4. Разучивание хороводных игр.
    5. Рассматривание репродукций картин.
    6. Знакомство с пьесами П. И. Чайковского из альбома «Времена года».
    7. Разучивание колядок, песен «В лесу родилась елочка»,  «Почему медведь зимой спит».

    Материалы и оборудование: мультимедиаплеер, экран, видеопрезентация, магнитофон, фортепиано.

    Примерный ход совместной деятельности:

    Воспитатель: Дорогие дети! Вспомните, пожалуйста, какой праздник мы отмечаем 7 января?

    Дети: Рождество

    В: А почему этот праздник назвали «Рождество»?

    Ответы детей.

    В.: Рождество Христово – один из главных христианских праздников. Во-многих странах Рождество и Новый год прочно связаны с традицией наряжать елку.

    - Темно у камина в стемневшей гостиной…

    А ну-ка кто знает из вас,

    Откуда обычай старинный

    Рождественской елки у нас?

    Мы с вами знаем легенду о елке, давайте вспомним ее.

    О.Д. (дети рассказывают легенду о елке на фоне изображения Рождественской елки на экране мультивидеоплеера).

    В.: А теперь для вас ребятки,

    Рождественские загадки:

    В целом мире торжество

    Потому что…. (Рождество)

    Божий Ангел весть принес,

    Что родился сын … (Христос)

    Не в дворцах ,и не в шатрах,

    Спит малыш Христос в….. (яслях)

    Как же им найти царя

    Путь укажет нам… (Звезда)

    В.: Зажечь огоньки на нашей елочке поможет вот этот волшебный Посох с Рождественской Звездой.

    - Наша елка заиграй,

    Самоцветом засверкай,

    Скажем дружно:

    (все вместе): Раз, два, три,

    Елочка гори!

    В.: О Рождественской елочке нам расскажет Лена.

    - Мы украсим елочку

    Яркою звездой.

    Оплетем мы елочку

    Нитью золотой!

    Как красив на елочке

     Праздничный наряд!

     На ее иголочках

     Огоньки горят.

     И на сердце сладостно,

     Весело, светло.

     День сегодня радостный –

     Христово Рождество!

    В.: В Рождество на Руси было принято колядовать.

    - Вы порадуйте, ребятки,

    Спойте песенки-«колядки».

    Дети исполняют колядки.

    1) Как пошла Коляда

    Вдоль по улице гулять,

    Вдоль по улице гулять,

    С Новым годом поздравлять!

    2) Коляда, коляда!

    А бывает коляда

    Накануне Рождества!

    Коляда пришла –

    Рождество принесла!

    3) Коляда, коляда!

    Ты подай пирога,

    Или хлеба ломтину,

    Или денег полтину,

    Или курочку с хохлом,

    Петушка с гребешком!

    -Подавай, не ломай,

    Все по целой подавай,

    Не подашь лепешки –

    Разобьем окошки!

    В.: Празднование Рождества приходилось на самую красивую ,морозную ,снежную пору зимы.

    Мы стихи про зиму знаем

    И для вас их прочитаем.

    Д. читают стихи о зиме.

    В.: В Рождество было принято не только колядовать, но и рядиться, играть в веселые игры.

    Ну-ка, дети, выбегайте,

    В игру «Ищи» поиграйте!

    Игра «Ищи»

    В.: В Рождество детишки водили хороводы вокруг елочки и пели песни.

    А теперь для вас ребятки, музыкальные загадки.

    Дружно вы их отгадайте,

    И, конечно, подпевайте.

    Последней звучит мелодия песни «Почему медведь зимой спит».

    Что-то игры надоели,

    Вы б скорее песню спели!

    Звучит песня «Почему медведь зимой спит»

    Песню спели и сейчас

    Поиграем мы для вас.

    (обращаясь к родителям): Ну а что же вы сидите

    Поиграть с нами хотите?

    Игра «У медведя во бору» Дети и родители играют в игру.

    В.: А еще на Руси существовал обычай в Рождество гадать. Поскольку гадание это очень тайный процесс, мы заменим его на разгадывание литературных загадок. Ведь существует даже особый вид гадания – гадание по книге. Итак, дорогие родители, для вас литературные загадки.

    1) Раз в крещенский вечерок

         Девушки гадали:

    За ворота башмачок,

         Сняв с ноги, бросали;

    Снег пололи; под окном

         Слушали; кормили

    Счетным курицу зерном;

         Ярый воск топили;

    В чашу с чистою водой

    Клали перстень золотой,

         Серьги изумрудны;

    Расстилали белый плат

    И над чашей пели в лад

         Песенки подблюдны. (В. А. Жуковский «Светлана»)

    2) И мглу крещенских вечеров.

     По старине торжествовали

     В их доме эти вечера:

     Служанки со всего двора

     Про барышень своих гадали

     И им сулили каждый год

     Мужьев военных и поход. (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

     (подсказка, если не отгадали):  Татьяна верила преданьям

     Простонародной старины,

     И снам, и карточным гаданьям,

     И предсказаниям луны.

     Ее тревожили приметы…

    3) Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. (Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» из «Вечеров на хуторе близ Диканьки»)

    4) Прошли зима, весна, лето, осень и снова пришла зима. Ёлочка превратилась в высокую красивую ель.

    На Рождество ее срубили, принесли в дом и поставили в кадку.

    (Г. Х. Андерсен «Елка»)

    В.: А теперь, уважаемые родители! Вам предстоит самая сложная загадка. Надо не только отгадать музыкальное произведение, но и постараться вспомнить и назвать авторов этого произведения.

     Звучит песня «В лесу родилась елочка».

    История создания песни представлена в Приложении. В конце мероприятия исполняется эта песня (хоровод), а затем всем гостям предлагается закрыть глаза и загадать желание (В это время огни на елке гаснут, зажигается свет)


    Приложение

    «Новогодняя ёлка» (легенда)

    Во многих странах Рождество и Новый год прочно связаны с традицией наряжать ёлку. Откуда берёт своё начало этот обычай?

    Не только люди, но и деревья, росшие около пещеры, где родился Христос, радовались этому событию. Счастливее других были три дерева. Они росли ближе всех, и им хорошо были видны и ясли, и Младенец. Это были пальма, маслина и скромная зелёная ель. «Пойдём, поклонимся Младенцу и поднесём ему наши дары», сказала пальма маслине. «Возьмите и меня с собой», - попросила ёлка. «А какие дары сможешь принести, ты -колючие иглы да липкую смолу?» - спросили её пальма и маслина. Этот разговор услышал Ангел, и ему захотелось помочь скромной ёлке.

    Склонилась пальма над Младенцем и отдала ему лучший лист из своей кроны». Пусть он навевает ни тебя прохладу в жаркий день», - сказала она. Маслина наклонила свои ветки, с них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханием. А ёлка стояла в стороне и грустила. Но Ангел сказал ей: «В своей скромности ты унижаешь себя, милая ёлка, но я разукрашу тебя лучше твоих сестёр». Ангел сделал знак, и одна за другой на зелёные ветки ели стали скатываться с неба звёзды, и вся она засияла блестящими огоньками. И когда Младенец проснулся, то не благоуханье в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая ёлка. Он улыбнулся и протянул к ней руки. Ёлка не загордилась и своим сиянием старалась осветить своих подруг - пальму и маслину. И Ангел сказал: «Ты — доброе деревце и за это каждый год будешь красоваться в сиянии огней, а маленькие дети будут, гладя на тебя, радоваться и веселиться».

    «В лесу родилась елочка». Как появилась на свет эта песня?

    В 1903 году выпускавшийся в Москве детский журнал «Малютка» опубликовал в своей второй книжке стихотворение «Ёлка». Стихи эти привлекли внимание музыканта — любителя Леонида Карловича Бекмана (1871—1939). Агроном по специальности, окончивший в 1900 году естественный факультет Московского университета, а затем Петровскую сельскохозяйственную академию, он обладал незаурядными музыкальными способностями, играл на фортепьяно по слуху, импровизировал на темы любимых произведений, прекрасно пел.

    Вот что рассказывала Елена Александровна Бекман-Щербина (1882—1951) многие годы спустя о событиях, связанных с рождением «Ёлочки» в книге «Мои воспоминания»:

     «17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то-есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Остальные были немного разочарованы, так как все ожидали мальчика (кроме меня, не любившей мальчишек).

    Пока я ещё лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для неё песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…».

    Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро её выучила, и, чтобы не забыть песенку, я её записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки, а чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать целый сборник с рисунками-силуэтами, наподобие известных в то время рисунков Елизаветы Бём. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья». Песенки имели большой успех. А «Ёлочку» до сих пор поёт вся детвора, и мало кто знает, что эту, ставшую почти народной, песню сочинил не музыкант, а кандидат естественных наук и агроном«.

    С ровесницей «Ёлочки» — Ольгой Леонидовной Скребковой (1905—1997), той самой Оленькой, чьё появление на свет было ознаменовано сочинением песни, музыку к которой придумал её отец, мне посчастливилось встретиться, познакомиться и побеседовать. Было это где-то в середине 80-х годов. Я готовил тогда рассказ об истории «Ёлочки» для рубрики «Любимая песня» в газете «Советская Россия».

    С волнением листал я страницы первого издания «Верочкиных песенок» и «Оленьки-певуньи». С какой же любовью созданы эти книжки! Нельзя было не залюбоваться иллюстрациями к ним, сделанными тогдашним студентом Строгановского училища Константином Богдановичем, о судьбе которого мне пока ничего неизвестно. И я очень рассчитываю, что откликнутся летописцы Строгановки, отметившей недавно свой юбилей, и помогут в поиске сведений об этом талантливом графике.

    Что касается Ольги Леонидовны и её старшей сестры Веры Леонидовны Сухаревской (1903—1977), то они достойно продолжили семейные музыкальные традиции. Обе успешно окончили Училище Гнесиных и Московскую консерваторию. Профессиональные музыканты есть и среди их детей, внуков и правнуков.

    А вот об авторе стихов этой песни известно совсем немногое.

    В сборниках «Верочкины песенки» и «Оленька-певунья» чета Бекманов, сочинившая их, не привела ни одной фамилии тех, кому принадлежат слова включённых в них песен, в том числе и «Ёлочки», ограничившись лишь ссылкой на то, что тексты эти «заимствованы».

    Но возникает вопрос: «Откуда и чьи?».

    Многие годы имя автора слов «Ёлочки» не было известно. Только в 1941 году выяснилось, что стихи эти принадлежат Раисе Адамовне Кудашевой (урожденной Гедройц). Родилась она в 1878 году в Москве, в семье служащего московского почтамта. Первое её стихотворение (под псевдонимом «А.Э.») было опубликовано в журнале «Малютка» в 1897 году, когда ей было 18 лет. А в 1903-м, под тем же псевдонимом и там же, она опубликовала стихотворение «Ёлка», на которое как раз и обратил внимание Леонид Бекман. Он выбрал из него только те строфы, которые мы с вами сегодня поём.

    Чем же объяснить тот факт, что свои стихи Раиса Адамовна публиковала под псевдонимами?

    Дело в том, что поначалу увлечение девушки поэтическим творчеством не одобряли её родители — Адам Осипович и Софья Семёновна, а потом и супруг — овдовевший князь Кудашев, в доме которого она была гувернанткой. Выйдя за него замуж, она лишь сменила псевдоним на «Р.К.», подписывая им публикации своих стихов, сказок, рассказов. К 1917 году Раиса Адамовна осталась вдовой. Революционная власть дом её реквизировала, и сорокалетняя княгиня и её младшая сестра, владевшие тремя иностранными языками, чтобы не умереть с голоду, с трудом устроились на работу в одну из московских библиотек, где не очень интересовались их дворянским происхождением.

    Так вдвоем с сестрой — Марией Адамовной — они и жили. Поначалу — на Озерковской набережной, в квартире № 1 дома 48/ 50, а в послевоенные годы — в 7-й квартире дома № 4/6 по Мажорову переулку. Переулок этот и сейчас так называется, и дом сохранился.

    О том, что её стихотворение «Ёлка» положено на музыку и распевается детворой, Раиса Адамовна узнала много лет спустя после его написания и очень порадовалась этому. Но когда услышала «Ёлочку» по радио, и при этом было объявлено, что и музыка, и слова ее принадлежат Леониду Бекману, возмутилась и решила отстоять своё авторство. Ей потребовалось немало времени, чтобы это доказать, свидетельство чему — материалы из архива Шилова — письма, открытки, которые она ему присылала. Некоторые из них Александр Вячеславович мне передал и предложил познакомиться с автором «Ёлочки».

    «С белоснежными волосами, с приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она была похожа на добрую бабушку из сказки», — так описывал встречу с автором всенародно известной песни корреспондент «Огонька» Борис Алексеев в январском номере этого журнала за 1958 год. Мне она именно такой тоже запомнилась. Было это в июле 1964 года, когда я сдавал вступительные экзамены в академию. Я был счастлив и рад увидеть и послушать рассказ этой удивительно скромной и доброй женщины. Но встреча эта оказалась единственной. В ноябре того же 1964 года Раисы Адамовны не стало.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

    Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

    Итоговое занятие по краеведению «Большое путешествие в космос, по малой и большой Родине, по стране Геральдике»

    Цель: Закреплять и расширять знания о космосе, о планете Земля, о малой и большой Родине, о науке геральдике, о символах нашей страны. Повышать интерес к русской истории, способствовать формированию у...

    Конспект итогового занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Математическое королевство»

    Программное содержание:Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; реш...

    Конспект итогового занятия по образовательной области «Художественное творчество» Тема занятия: «Бабочки на поляне».

    Цель занятия:Выявить знания детей о временах года и природных явлениях, насекомых. Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала н...

    Конспект итогового занятия по образовательной области «Коммуникация» Тема занятия: «Сюрприз от домовят».

    Программное содержание:Выявить уровень знания детей.Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа.Составлять предложения по схеме с заданным знакам в конце.Составление рассказа по карти...