Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему

Чернышова Наталья Александровна

Размышления о пути в профессию и ее значимости в моей жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс профессионального мастерства

среди педагогических работников дошкольных образовательных учреждений Острогожского муниципального района

«Воспитатель года»

Эссе

«Моя  педагогическая  философия»

(образовательная область

художественно – эстетическое развитие)

Чернышова Наталья Александровна,

              воспитатель МКДОУ детский сад № 5

                                                             

г. Острогожск, 2016г.

“Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

 заиграл перед детьми всеми красками радуги”.

В. А. Сухомлинский

 

Для чего мы рождаемся на свет? В чём наше предназначение? Наверное, каждый из нас задаёт себе этот вопрос. И порой мы всю жизнь ищем ответ на него. Жизнь сложна и таинственна. Она скрывает от нас наше будущее, нашу профессию, но для каждого из нас наступает минута, когда мы должны выбрать: кем, же мы хотим стать? Но бывает и так, что именно с детства ты уже чувствуешь, кем бы ты хотел стать. Так случилось и со мной.

Когда я была маленьким ребенком, кем я только не мечтала быть – и врачом, и ветеринаром,  потому что мне нравилось «лечить». А еще в детстве я любила играть с куклами и никогда с ними не расставалась. Самым любимым занятием для меня было шить куклам разные наряды, и однажды я решила стать модельером. Затем у меня появилась сестренка, с которой я вела себя как воспитательница. Видимо путь к моей профессии был определен уже тогда.

Как и все малыши, я ходила в детский сад. Мне там очень нравилось. Каждый день я узнавала, что-то новое. До сих пор помню, как звали мою воспитательницу – Нина Петровна Никитенко, да и как мне ее забыть, ведь позже мне посчастливилось работать с ней в одном коллективе, она стала для меня коллегой, наставником. Она научила меня дружить и любить, беречь окружающий мир. Она для меня была старшим другом, а временами и мамой. Я знаю, что мой творческий потенциал увидела и развила именно она. Благодаря ей, я поняла, что жизнь в детском саду – это не просто пребывание ребенка, пока родители на работе, а целый мир, интересный и увлекательный. Вот тогда-то я и решила, что когда вырасту – буду работать в детском садике.

Потом я пошла в школу, и об этой мечте написала в одном из своих первых сочинений. Чуть позже, в классе втором, мы с моими подругами постоянно играли в школу. Я помню, как мы  собирали разные буклеты и делали из них тетради. Мы с удовольствием играли в учителей, проверяли тетради, учили наших кукол (воображаемых учеников) или друг друга (меняясь ролями). В моей семье не было педагогов, но с детства я с уважением относилась к учителям своей школы, мне очень хотелось стать одной из них. И в этот момент у меня появилась новая мечта – стать учительницей.

Чем старше я становилась, тем больше меня тянуло к детям. Так я стала вожатой. Я проводила с детьми начальных классов много времени – мы вместе занимались, играли, готовили разные праздники. А ещё я росла в доме, где было много детей разного возраста. С малышами я всегда водилась – взрослые доверяли мне погулять с их детьми, а со старшими мы устраивали разные концерты для малышей и старушек – показывали им целые спектакли.

Время шло, и вот на пороге окончания школы стал выбор будущей профессии. Сложный выбор. Но меня мучили сомнения, что выбрать детский сад или школа? Я немного колебалась. Может в силу возраста – познавать большее, или воодушевленная примером своих учителей, я выбрала профессию учитель начальных классов. Но вопреки всему, где-то глубоко в сердце стучалась та девочка, которая до сих пор жила в маленькой стране детства и знала правильный выбор. Ей не удалось до меня достучаться, и, окончив школу, я решила поступать в педагогический вуз на факультет начального образования. Я даже не подозревала тогда, что профессия воспитателя станет для меня единственной. Возможно, так сложились обстоятельства в моей жизни – в вуз я не поступила, потому что не добрала баллов. А может судьба решила показать мне правильность моего желания – в этом же году я поступила  в педагогическое училище на факультет дошкольного образования по собеседованию.

Сейчас  я могу с полной уверенностью сказать, что профессию воспитателя выбрала не я сама, а она выбрала меня! К. Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье непременно отыщет вас». Так и есть. После окончания училища я сразу же устроилась работать воспитателем. Мне удалось вернуться в мир, в котором я жила в детстве. Но теперь проводником по маленькой стране детства стала я. Мне очень захотелось стать для маленьких «человечков» опорой, защитником, сформировать у них лучшие человеческие качества. Каждый день я испытывала желание идти на работу, ведь меня там ждали мои маленькие непоседы и почемучки, озорники – мальчишки и девчонки – хохотушки.

Что детский сад для ребенка? Для ребенка детский сад - это первая ступенька в страну знаний. И как важно, чтобы малыш стал на эту ступеньку, чтобы ему захотелось подняться по ней дальше. В детском саду скучно не бывает: что ни день, то новость, новое открытие. Ни дня без приключений.

Многие представляют труд воспитателя как игру с детьми, веселое времяпрепровождение, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый воспитанник вырос настоящим человеком. Каждый ребёнок уникален, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель. Каждый открыт для красоты и добра, остро реагирует на ложь и несправедливость, и если уж любит – то честно, а если грубит в ответ – то ищи недостаток в себе – не ошибёшься!

На мой взгляд, воспитание настоящего человека трудно представить вне творческого воспитания. Когда-то в далеком детстве я обожала занятия, а затем уроки рисования. Сейчас я вспоминаю их, какие они были интересные и запоминающиеся! Всё это отложилось в памяти на долгие годы благодаря моим педагогам, которые учили нас любить мир искусства! И, наверное, поэтому самое любимое занятие моих воспитанников  изобразительная деятельность, они любят рисовать, лепить, клеить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, именно они гармонизируют детское восприятие. А как гласит восточная мудрость: «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни».

Так интересно наблюдать за детьми во время занятий по рисованию. Все дети индивидуальны, они все видят по-разному, изображают свои работы по-разному. В каждой работе есть смысл, содержание.  Я очень люблю эти работы и дорожу ими. Передо мной детские рисунки. Это огромный мир, наполненный своим светом. Это образы, скрывающие в себе безграничные возможности человеческой фантазии, творческого воображения. Меня всегда поражает цвет и фантазия в детских работах. Нам, взрослым, очень трудно понять, чем руководствуется ребёнок в своём творчестве. Образы, предметы, линии, цвет в  рисунках детей живут и разговаривают друг с другом, они плачут, радуются вместе с автором. Смешные человечки, зелёные кошки, цветные дожди, необычные деревья и животные – всё это у взрослого вызывает улыбку, а иногда и непонимание. Но для ребёнка это его жизнь, потому что всё, что делает ребёнок на плоскости листа, он делает с великой любовью, проживая и чувствуя каждый этап своей работы.

Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как не только необходимо постоянно находиться в творческом поиске, но, и иметь огромное терпение, разумно чередовать обучение, отдых, игры, быть всегда «чуть-чуть» ребенком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности, уметь вместе смеяться, думать, чувствовать!

А сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: шить и рисовать, вязать и заниматься цветоводством, владеть актерским и режиссерским мастерством, петь, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием. Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.

А ещё воспитатель должен уметь работать с родителями, чем теснее налажен контакт с родителями, тем лучше работать с детьми, чувствуя поддержку родителей. Очень приятно, когда родители откликаются на просьбы воспитателя, прислушиваются к его рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей. Ведь только совместными усилиями можно воспитать личность, помочь этому маленькому созданию стать лучше и совершеннее.

Сказать, что работа это каждодневный праздник – трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами. Бывает и очень трудно. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать.

В своей жизни я придерживаюсь принципов: «люби, как будто тебе никто никогда не причинял боль»,  «работай, как будто тебе не надо денег». В работе самым важным для меня является слово «надо».

Надо быть позитивной и проявлять чувство юмора, чтобы дети не видели мир в серых красках.

Надо любить то, чему учишь детей, ибо дети все чувствуют, и, если мне не нравится что-то – детям это тоже не понравится.

Надо иметь энциклопедические знания во всех областях, ведь все детские «почему» всегда неожиданные, а дети ждут моментального ответа.

Надо быть патриотом своей Родины, ведь страна доверяет нам самое дорогое – свое будущее.

Надо, надо, надо…

Случайных людей в этой профессии не бывает. Не приживаются.

Я воспитатель и этим горжусь,

Что вместе с детьми жить на свете учусь…

У гордости за профессию воспитателя есть начало и нет конца. Я горжусь своей профессией, горжусь тем, что мои бывшие воспитанники при встрече со мной улыбаются мне своей особой улыбкой,  по которой я их сразу узнаю, здороваются,  делятся своими новостями и достижениями.

«Как быстро и неминуемо улетело в дальние края время прекрасного непринужденного и беззаботного детства», часто сетуют взрослые. Для меня же, детство никуда не улетело, оно осталось со мной на долгие годы, потому что я работаю воспитателем в детском саду.  А многократное проживание детства позволяет мне сохранить оптимистический взгляд на жизнь, и жить, как дети, настоящим временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Моя педагогическая философия "ЭССЕ"

Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...