Проектная деятельность в ДОУ.
проект на тему

Ивашова Татьяна Николаевна

С помощью метода проектов ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты через исследовательскую, познавательную, продуктивную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

Проектная деятельность

в воспитательном образовательном процессе ДОУ

Подготовила:

Старший воспитатель Ивашова Татьяна Николаевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Проектная деятельность в воспитательно образовательном процессе ДОУ

Данные методические рекомендации разработаны для педагогов муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад и содержат рекомендации по работе с детьми в дошкольном учреждении

Пояснительная записка.

Основа метода проектов – интерес дошкольников. Этот метод предполагает активность детей. Именно действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Познавательная деятельность детей, идущая от их интереса, не просто учит чему-то новому, а формирует потребность в знании. Тут не ребенок реагирует на информацию, поступающую от педагога, а воспитатель подхватывает детскую инициативу, поддерживает и способствует ее развитию через активную, включенную позицию.

С помощью метода проектов ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты через исследовательскую, познавательную, продуктивную деятельность. Но это всегда самостоятельная деятельность ребенка.

Этапы проектного метода.

Проектная деятельность с дошкольниками предусматривает соблюдение определенной последовательности этапов.

  1. Выбор темы (планирование познавательной деятельности)
  2. Сбор сведений
  3. Выбор проектов
  4. Реализация проектов
  5. Презентация проектов

Задача педагога на первом этапе – осуществить выбор темы для более глубокого изучения и вместе с детьми составить план предстоящей познавательной деятельности. Темы проектов могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы каждый ребенок мог найти в ней какой-либо интересующий аспект. В наилучшем варианте проект начинается с вопроса ребенка, который взрослый услышал и начал с ним работать.

Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса.

  • Что мы знаем?
  • Что мы хотим узнать?
  • Что нового мы узнали?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того, как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Форма записи зависит от возможностей детей воспринимать письменный текст. Для младших детей это может быть запись в виде предметных картинок, условных знаков, печатных слов. Чем старше будут становиться дети, тем больше печатных или письменных слов нужно использовать. Может кто-то из детей сам запишет свой ответ.

        Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о…?» ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Записываются ответы детей, независимо от того, какими нелепыми и нелогичными они казались бы. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?».  В обобщенном виде ответы детей могут выглядеть примерно так:

  • Чтение книг.
  • Просмотр видеофильмов.
  • Задать вопросы родителям.
  • Задать вопросы специалистам.
  • Проведение экспериментов.
  • Проведение экскурсий.

Задача воспитателя на втором этапе – создать условия для реализации познавательной деятельности через:

  • привнесение соответствующей художественной, научно-художественной, научно-популярной литературы для совместного чтения;
  • привнесение в группу соответствующих предметов и материалов для организации продуктивных видов деятельности, экспериментов, опытов и т.д.;
  • организацию встреч с родителями или специалистами;
  • организацию экскурсий;
  • организацию игровой деятельности и т.д.

В плане воспитателя должны найти отражение все интересы детей, последовательность мероприятий будет зависеть от возможностей. Важно отметить, что периодически необходимо собираться всем вместе, и в результате воспитатель должен задавать третий вопрос «Что нового мы узнали?». Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети, что нового они узнали, что оказалось наиболее удачным, что нужно изменить, что не получилось, почему.

Важно понимать, что на этапе «Сбор сведений» дети могут действовать самостоятельно индивидуально или вместе с другими детьми, или совместно со взрослыми. Деятельность по постижению нового может происходить непосредственно в группе, в других помещениях детского сада, на открытой площадке, в других образовательных, культурных и прочих учреждениях, дома у ребенка. Дети совместно со взрослыми обращаются к различным источникам информации, собирают интересующие сведения, фиксируют их в виде рисунков, схем, загадок, рассказов и готовят к использованию в проектах.

На третьем этапе «Выбор проектов» задача воспитателя – помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять. Для этого нужно обсудить вместе с детьми вопрос о том, что можно сделать с тем, что уже узнали? И предложить детям для выбора варианты проектов. Важно разграничить понятие «тема» и «проект» и заранее продумать, какие проекты могут быть по данной теме.

Классификация проектов.

Проекты можно классифицировать по следующим основаниям:

  1. Доминирующая в проекте деятельность:
  • исследовательский проект (например, «Дерево», «По следам елочных игрушек» и др.) Приложение № 1;
  • практико-ориентированный (например, «Украсим (участок) группу к празднику», «Книжкина больница» и др.) Приложение № 2;
  • творческий (например, «Подарок маме к Дню 8 Марта, «Новое окончание сказок…» и др.);
  • игровой (например, сюжетно-ролевая игра «Морской круиз», «В гости к бабушке» и др.).
  1. Предметно-содержательная область:
  • монопроект (в рамках одной области знания, одного раздела программы);
  • межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знания).
  1. Характер контактов:
  • среди детей одной группы;
  • среди детей нескольких групп;
  • среди детей дошкольного образовательного учреждения, района и т.д.
  1. Количество участников проекта:
  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой;
  • коллективный.
  1. Продолжительность проекта:
  • краткосрочные (1 или несколько занятий - 1-2 недели);
  • среднесрочный (1-2 недели – 1 месяц);
  • долгосрочный (1 месяц –полугодовой и дольше).

Четвертый этап – «Реализация проектов».  Реализация проектного обучения на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром вещей и миром людей (сверстниками, воспитателем и др.). Реализация проектов происходит через разные виды детской деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную и тд.) и должна способствовать формированию у детей специфических знаний в разных областях изучаемой темы. При работе над проектом дети учатся использовать полученные сведения для создания нового продукта. Говоря другими словами, реализация проекта –это практический ответ на вопрос: «Что мы делаем с тем, что узнали?».

Заключительный пятый этап – «Презентация». Задача воспитателя на этом этапе – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости за достижения, осмыслить результат деятельности. Презентацию проектов, завершающих изготовлением книг, поделок, газет, надо организовывать специально. Воспитателю необходимо обсудить с детьми, где будет размещена экспозиция, и как следует рассказывать о том, что узнали, и что получилось. Дети презентуют проект своей деятельности в виде рассказов, проведения экскурсии, участие в спектакле и т.д.

Взаимодействие с родителями в ходе проектной деятельности.

В период работы над проектом по какой-либо теме группа буквально живет этой темой, что должно быть очевидно для всех. Всегда в приемной есть информационный стенд для родителей, где помимо темы они могут узнать, как включиться в проект. Но зачастую их включают сами дети, которые несут из группы домой свои вопросы, знания, желания что-то узнать и сделать, а из дома в группу материалы, книги, истории, поделки и т.п.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

 Заключение.

Работать по этой технологии можно начинать со среднего возраста, чтобы дети узнавали новый способ работы, постепенно втягиваясь в разные виды деятельности, а уже для групп старшего и подготовительного возраста она подходит превосходно.

Еще одно трудное место в проекте-это поймать (заметить) детский интерес (вопрос) и поддержать его. Ведь важно «не навязать» свои готовые темы, а именно откликнуться на интерес ребенка. Меняется позиция педагога. Из носителя готовых знаний превращается в организатора образовательной среды, соответствующей интересам и возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром вещей и миром людей.

Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, то есть развиваться интеллектуально.

Литература.

  1. «Детский сад от А до Я». Научно-методический журнал для педагогов и родителей. № 3 (33) 2008г.

  1.  «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014г.

  1.  «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации». Н. П. Гришаева

Приложение № 1

Долгосрочный практико-ориентированный

 детско- родительский проект

«Мой край, моя Россия!»

(подготовительная к школе группа)

Цель: создание системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности на основе музейной педагогики и использования компьютерных технологий.

Задачи:

  • обогатить знания детей о родном селе, крае, Родине-стране, дать знания о символике нашего государства;
  • познакомить дошкольников с русским народным бытом, трудом, традициями, фольклором, декоративно-прикладным искусством, народным календарем, русскими народными играми;
  • сформировать представление о культурном наследии своего села, дать представления о сообществах: семья, родственники, друзья;
  • развивать познавательную активность, творческие способности, мышление, воображение, фантазию, коммуникативных навыков детей;
  • разработать методические материалы по данной теме;
  • создать полноценную предметно-развивающую среду (пополнять мини-музей детского сада новыми экспонатами, экспозициями, выставками;
  • создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых;  
  • способствовать развитию у детей нравственно- патриотических чувств;
  • привлечь к участию в современной жизни села.

          Методику организации детской проектной деятельности строю на основе музейной педагогики, так как считаю целесообразным изучение истории родной страны через историю своего родного села, края.

    Суть проекта:

Замотивировала родителей на сбор подходящего материала: воспоминаний, фотографий, предметов, отражающих прошлое и настоящее родного села, края, страны, на основе которых создавались постоянные и тематические экспозиции, выставки, альбомы, строились занятия. В детском саду создан мини-музей, налажено взаимодействие с районным краеведческим музеем им. Андона. Но так как наглядного материала недостаточно, возникла идея применить ИКТ технологии, чтобы расширить границы информации, обогатить ее.

         Этапы работы по внедрению проектного метода обучения были следующие:

         На первом этапе определила проблему, разработала паспорт проекта, определяла его цель, основные задачи, участников проекта. Продумала пути использования компьютерных технологий. В ходе реализации проекта участниками стали дошкольники, педагог, родители, а также, по необходимости, подключались узкие специалисты.

          На втором этапе определила содержание проекта, разработала перспективное планирование по работе с детьми, составила план взаимодействия с родителями, с педагогами и узкими специалистами. Прежде всего составила анкету и провела анкетирование родителей Используя его итоги, провела родительское собрание, где объяснила актуальность, важность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ. Рассказала о значении использования Интернет ресурсов в этом методе, провела опрос с целью изучения заинтересованности в этом родителей. Результат показал заинтересовать родителей данным вопросом, они положительно отнеслись к данной идее и многие проявили активность в поиске нужной информации вместе со своими детьми. Тесное взаимодействие с родителями помогло решить проблему пополнения нашего музея разнообразной и интересной информацией.

         Третий этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа с детьми, работа с педагогами и работа с родителями, которая включала в себя проведение ряда консультаций для педагогов и узких специалистов, а так же родительских собраний по теме проекта. Работа по реализации проекта стала неотъемлемой частью педагогического процесса.

                Реализация проекта с детьми начиналась с введения их в проектную деятельность путем создания сначала игровой ситуации, которая выводила затем на поисковую или проблемную ситуацию. Работа строилась на основе игровой деятельности, которая, как известно, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

              В ходе работы дети самостоятельно или совместно со взрослыми добывали информацию, проживали разнообразные моменты прошлого и настоящего (собирали информацию в краеведческом музее и у жителей села, делали совместные с родителями выставки, творческие работы («О чем нам рассказал старый самовар», «Как строили избу наши деды», «Наше родное село» и т.д.), совместно, встречаясь несколько раз, дети и родители изучали государственную символику России, проводили интересные викторины, конкурсы, сочиняли загадки. Много информации было добыто в Интернет ресурсах, успешно использовались презентации.  Все это создавало незабываемую атмосферу творчества, праздника, находок и открытий.

              Четвертый этап – презентация проекта, проходила в виде праздничной встречи, в которой активными участниками и полноправными партнерами были и дети, и взрослые – родители. Здесь также были задействованы проектор и компьютер, использовалась созданная мною презентация, использовался материал, найденный детьми и их родителями в Интернете. Это был праздник- беседа, праздник - творческое созидание: мы рассказывали и рисовали, вели беседу с использованием компьютерной презентации. Мы помогли прошлому и   будущему встретиться в нашем музее.  Компьютерная презентация, использованная в проекте, оставила многообразие впечатлений, породила чувство единения, обогатила наши впечатления. Ребята были активны, постоянно проявляли инициативу при рассматривании слайдов, задавали множество вопросов. Эти факты подтвердили то, что использование компьютерных технологий значительно повысило познавательную активность детей, расширился их кругозор, выросла коммуникативность, мыслительная активность и любознательность детей.  Оно и помогло создать единое образовательное пространство и повысить качество проектной деятельности.

    Поставленные мною задачи оказались полностью реализованными, а цель- достигнута. Проектная деятельность, обогащенная использованием компьютерных технологий, позволила задействовать различные виды детской деятельности, способствовала развитию с познавательной активности ребят, их творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулировала развитие самостоятельности и ответственности, сблизила семью и детский сад, положительно сказалась на взаимоотношениях детей и родителей, укрепила связь семьи с социумом.

Приложение № 2

Долгосрочный творческий

 Исследовательской -экологический

проект с элементами познавательно - творческой  

детско - родительской деятельности

                                       «Прорасти семечко»

(средняя группа)

Мероприятие №6 из цикла мероприятий по проекту

Цель занятия: вызвать у детей познавательный интерес, формировать элементарные экологические представления; привлечь к активному взаимодействию детей друг с другом и с родителями, обогатить и активизировать словарный запас; сохранить психическое и физическое здоровье детей, прививать любовь к трудовой деятельности.

Задачи проекта:

  • формировать у детей умения проектной деятельности (делать выбор, определять средства для достижения цели, представлять информацию, – соответственно возрасту);
  • расширять представления детей об условиях, необходимых для посадки и роста растений; закреплять знания детей об особенностях ухода за растениями;
  • развивать наблюдательность; учить связывать причину и следствие;
  • обобщить представление детей о посеве и выращивании растений;
  • чуткость, любовь к живой природе, желание ухаживать за растениями;
  • развивать любознательность,
  • обогащать отношения родителей и детей опытом совместной творческо-познавательной деятельности.

Сроки реализации проекта: февраль -  март – апрель – май.

Вид проекта: творческий исследовательско – экологический, информационно-познавательный, долгосрочный проект с элементами познавательно - творческой детско - родительской деятельности.

Содержание проекта: расширить представление детей о семенах разных растений (горох, подсолнух, бобы, фасоль, огурцы и т.д.):

  • включать их в непосредственную деятельность по посеву семян, уходу и наблюдению за ними;
  • привлекать к участию в дидактических, сюжетно – ролевых и театрализованных играх;
  • давать представления о необходимости охранять растения от вредителей.

 В процессе реализации проекта по желанию привлечь нескольких детей вместе с родителями к проведению посадки семян дома, организации наблюдения за развитием растений. На основе приобретенных знаний дети вместе с родителями создают книжки-малышки, также подбирают и учат стихи, загадки о растениях.

На данном мероприятии: закрепить полученные детьми знания на данном этапе реализации проекта; дать возможность проявить себя: дети совместно с родителями представляют результаты своей деятельности (посев семян и уход за всходами), а также отражают их в творческой деятельности (книжки – малышки), активизировать речь детей, формировать желание узнавать окружающий мир.

Дети стоят в кругу. Заходят гости.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня гости пришли. Давайте поздороваемся с ними. А теперь давайте поиграем в игру «Дружные ладошки».

Мы ладонь к ладони приложили

И всем дружбу свою предложили

(Соединяют руки).

Будем дружно мы играть,

Чтобы добрыми, умными стать  

(Поднимают руки вверх).

Мы друг друга обижаем?

Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем?

Да, да,  да!

(Размыкают руки).

(Слышится песенка Маши).

Воспитатель: Ой, ребята, кто это здесь поет? Давайте тихонько сядем на стульчики и посмотрим (дети садятся на стульчики перед ширмой. Исполняется сценка «Подсолнух»).

         Воспитатель: Однажды Маша уронила семечку на землю. Прямо рядом с окнами своего дома. После того, как прошел дождь, Маша заметила…Как вы думаете, что? (Ответы детей).

Маша: Ой, откуда здесь росточек появился? Да это же я семечко уронила.

Воспитатель: Росточек с трудом подрастал, хотя она его и поливала. И тогда она спросила у дедушки…

Маша: Дедушка, почему росточек не растет?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что ответил дедушка? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте послушаем, правы ли мы?

Дедушка: Машенька, для того, чтобы росток рос, его надо не только поливать, но и рыхлить вокруг него землю. А еще он любит свет, а у тебя здесь тень. Давай пересадим его, пока он маленький, на солнечное место.

Воспитатель: Машенька каждое утро прибегала к своему ростку, ухаживала за ним. И однажды…О, чудо! (Появляется Шляпка подсолнуха). Да, расцвел прекрасный подсолнух. Он поверну свою голову прямо к солнцу, которое помогло ему выжить и расцвести.

Воспитатель: Ребята, понравилось вам, как Маша выращивала свой подсолнух? Трудолюбивая она девочка. Давайте мы с вами тоже побудем семечками.

Физкультминутка. Я буду садовником, а вы – семечками. Присядьте, пожалуйста, сожмитесь в комочек. Каждый из вас – маленькое, сморщенное семечко.

Я вас очень люблю и сейчас полью водичкой, чтобы вы проросли (гладит их по голове и телу. Пригрело солнышко, вам стало тепло и вы начали расти (Дети поднимаются). У него раскрываются листочки (дети тянут руки кверху). Растет стебелек (вытягивают тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки). Наступает радостный момент и бутоны превращаются в прекрасные цветки ( раскрывают ладошки). Полюбуйтесь, какие красивые цветочки расцвели.

Воспитатель: Ребята, мы с вами в группе тоже садили растения. А что еще мы с вами делали? (Ответы детей). Верно, мы с вами ухаживали за ними, наблюдали за ростом растений. Сейчас нам Степа напомнит об этом.        

Выступление Степы Харитонова.

Воспитатель: Ребята, ведь вы сеяли не только семена огурцов, но и других растений. И у нас с вами получился целый весенний огород в группе.

Денис расскажет, что еще растет в нашем огороде и покажет

               Воспитатель: Ребята, сегодня Вика, Юля и Миша со своими мамами приготовили для нас сюрприз.

        Защита проекта. Вика- «Помидоры, перцы».

Игра «Посадим цветы»

Защита проекта. Юля- «Кукуруза», Миша-«Лук»

Воспитатель. Ребята, наступила весна, посмотрите, какая она красивая, яркая, нарядная и она хочет загадать вам загадки.

(Воспитатель загадывает загадки).

Воспитатель предлагает детям встать в хоровод.

Хоровод «Есть у нас огород».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Воспитание социально-нравственных качеств у дошкольников через познавательно-речевую деятельностьв ДОУ

Именно в  дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для социально - нравственного развития ребенка. Именно  в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка с...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе " Елочка"

непосредственная образовательная деятельность в младшей группе...

Непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе "Снеговик"

непосредственная образовательная деятельностьв младшей группе...