Преемственность дошкольного и начального образования в условиях слияния детского сада и школы
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Доклад «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях слияния детского сада и школы» на районном методическом дне «Обновление деятельности воспитателя ДОУ в соответствии с требованиями ФГТ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

(слайд 1) Преемственность дошкольного и начального образования в условиях слияния детского сада и школы.

Прошёл почти год как на базе Тарской общеобразовательной школы № 4 были открыты подготовительные к школе группы для детей 5-7 лет. Идея объединения детских садов и общеобразовательных школ не нова: интегрированные учебные центры есть во всём мире, есть они и в нашей стране. Целостность такого учебного заведения возможна только в создании  единой идеологии, в общем подходе к обучению и воспитанию. Конечно, разработать идеологию таких объединений следовало бы до того, как сад и школа стали единым юридическим лицом, но в нашем случае единая стратегия образования и воспитания вырабатывалась в процессе деятельности.

(слайд 2) Удивительно, но ещё в начале прошлого века педагог-исследователь Константин Николаевич Вентцель говорил: «На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даёт возможность детям изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач и стремлений». Осознавая значимость процесса развития ребёнка, мы не рассматриваем готовность к школе как определённый объём полученных знаний и умений, не учим дошкольника учиться, а формируем у детей предпосылки и основы умения учиться (слайд 3). Именно умение учиться и есть главный предполагаемый результат реализации развивающей модели преемственности дошкольного и начальной ступени системы образования. Умение учиться в дошкольном возрасте позволяет сделать подготовку к школе естественной и непринуждённой, тем самым «сняв» её как специальную педагогическую задачу. За основу развивающей программы была взята технология развивающего обучения  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, а также опыт работы по данной проектно-исследовательской деятельности Московской школы-лаборатории «Лосиный остров» № 368. Инновационной (развивающей)  модели преемственности присущи:

- гибкая сочетаемость вариативной дошкольной программы как с различными типами развивающих школьных программ, так и с результатами инноваций массовой школы по изменению традиционного образовательного содержания в виде авторских программ и т.д.;

- ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирования умения учиться (начальное образование) и его фундамент предпосылок (дошкольное образование), что и является основанием преемственности разных ступеней образовательной системы;

- направленность на развитие творческих способностей дошкольников в разных видах деятельности (игра, свободное общение, слушание художественной литературы, художественное творчество, конструирование, театрализация, музицирование и т.п.), через многообразие которых психолого-педагогический базис школьной готовности закладывается естественно и органично;

 - использование и развитие потенциала творческого воображения, сложившегося в дошкольные годы, для формирования теоретического мышления младших школьников в рамках учебной деятельности (условие преемственности в становлении познавательных способностей и построении образовательного содержания);

 - разносторонний учёт психологических особенностей перехода ребёнка из дошкольного в младший школьный возраст, в частности – кризис 6-7 лет.

Таким образом, дошкольная ступень сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а начальная школа – «подхватывает» достижения ребёнка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

За год работы в статусе «школа-сад» разработана модель преемственности дошкольного и начального образования в КОУ «СОШ № 4» (слайд 4). Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные ступени. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием (слайд 5).

Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, встреч на методических объединениях для педагогов подготовительных групп и учителей начальной школы по следующим темам: «Рекомендации по организации совместной работы школы, семьи и детского сада», «Развитие творческого потенциала дошкольников через участие в конкурсах», «Познавательная деятельность дошкольников: формы и результаты», «Адаптация первоклассников к обучению в школе» (слайд 6). Семинары включали в себя взаимопосещение уроков в первом классе и открытые занятия в подготовительных группах, после которых педагоги совместно обсуждали видимые проблемы, имели возможность скорректировать свою деятельность, что дало возможность совершенствовать методы обучения детей. С ноября по март непосредственно в группах проходила предшкольная подготовка. Мы полностью уверены в том, что наши дети, уходя из-под опеки воспитателей под опеку учителя, не испытают стресс: фактически они продолжат обучение в знакомом коллективе, а педагогу будет легче работать с ребятами, прошедшими одинаковую подготовку.

(слайд 7) Наши ребята хорошо знакомы со школой: занятия физкультуры проходили в спортивном зале школы, там же прошло знаменательное событие в жизни ребят – первый выпускной бал; туда же 1 сентября ребята пришли на первую в их жизни школьную линейку. В течение года для детей  были организованы экскурсии  по школе (слайд 8). Дошкольники посетили школьную библиотеку, оранжерею, столовую, школьные классы, где ребята смогли увидеть настоящий образовательный процесс – часть урока. Совместно со школой прошла научно-познавательная конференция «Учёный гномик» и первый этап Всероссийского турнира «Пони – готовься к школе!» (слайд 9). На семинаре-совещании «Обеспечение преемственности в условиях ФГОС» было показано открытое занятие по развитию речи  «Скоро в школу» Колесовой Л.Н., которое продемонстрировало общую психологическую готовность ребят к школе.

 Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года: оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Готовность к школе: готовим ребенка, готовимся сами”, “Социально-психологическая готовность. Коммуникативные навыки”; проводятся родительские собрания, встречи за “круглым столом”, где затрагиваются проблемы подготовки ребенка к школе, а учителя будущих первоклассников и завуч начальной школы отвечают на вопросы родителей.

В начале деятельности были проведён анализ преемственности образовательных программ (слайд 10). Преемственность в содержании учебного материала обеспечивает комплексная программа под редакцией М.А. Васильевой, дополненная инновационной технологией по приобщению детей к чтению З.А. Гриценко, методики природосообразного воспитания грамотности А.М. Кушнира и методами ТРИЗ  Г.С. Альтшуллера. Программа обеспечивает преемственность между дошкольным и школьным образованием;

- устраняет разноуровневую подготовку к обучению в школе;

- исключает дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;

- сохраняет здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.

Важным аспектом преемственности является взаимодействие применяемых на различных ступенях образовательной лестницы средств, форм и методов обучения. Основным связующим звеном при переходе ребёнка в начальную школу выступает игровая деятельность, способствующая «размыванию» границ между старшим дошкольником и первоклассником. При этом максимальная реализация способностей ребёнка, полное удовлетворение потребностей в активных действиях, в самоутверждении возможны лишь при разнообразии форм и видов учебной деятельности, организуемых в условиях развивающей модели преемственности. На разных ступенях образования умение (способность) и лежащее в его основе стремление учиться (а затем – переучиваться) может проявляться в самых различных формах (слайд 11).

Большое внимание мы уделяем культуре, характеру взаимодействия детей и взрослых. Требования к стилю общения педагога с ребёнком едины: отношение к ребёнку как к равному, искренняя заинтересованность в его проблемах, доверительность в общении.

Важное значение в решении проблемы преемственности имеет организация предметно-развивающей среды в учреждении. При её построении мы ориентировались на принципы, предложенные В.А. Петровским и дополненные Р.М. Чумичевой (слайд 12): предметное пространство должно благоприятствовать как развитию дошкольника, так и младшего школьника. Преемственность в деятельности детского сада и начальной школы обеспечивается за счёт сохранения логики деятельности ребёнка при переходе из предметного пространства в образовательное.

Об эффективности представленной системы работы можно судить по результатам мониторинга уровня готовности детей к обучению к школе (слайд 13). Отмечается положительная динамика увеличения количества детей с высоким уровнем готовности к обучению в школе.

Из всего вышесказанного следует, в КОУ «СОШ №4» складывается система работы по преемственности дошкольного и начального образования, которая помогает осуществлять естественный переход детей с одной образовательной ступени на другую и в конечном итоге повысить эффективность и качество образования в системе его непрерывности (слайд 14).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГТ и ФГОС»

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы, условиям её реализации и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ.

Проблема преемственности между ДОУ и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федерал...

Статья "Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и реализации ФГОС"

Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и рас...

Доклад на тему: «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях ФГОС»

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,                     а всегда опирае...

Обеспечение психологической преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который пришел на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необх...

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ....

Статья. Актуальность проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС.

В статье раскрывается проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального общего образования, как одной из самых актуальных проблем на протяжении всей истории дошкольной и общей педагогики....