Рабочая программа "Социально-личностное развитие"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Цель:создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-lichnostnoe_razyitie.docx39.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным направлением осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей № 9 «Золотой улей»

Рассмотрена и рекомендована

утверждению педагогическим советом № 1

от «26» августа 2016 г.

Утверждена:

Заведующим МБДОУ №9 «Золотой улей»

Алиевой О.Н.

приказ от «30» августа 2016 г. № _____

Рабочая программа

по реализации образовательной области

«Социально-личностное  развитие»

«Поговорим о вежливости»

Возрастная группа: 5-6 лет

Сведения о разработчиках:

Маркова Татьяна Петровна, воспитатель

Сажнева Ольга Ивановна, воспитатель

2016 - 2017 учебный год

Моршанск

Пояснительная записка.

Воспитание этических норм поведения у ребенка- нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о морали одновременно оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность.

В последнее время необычно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения. Неумение грамотно использовать правила речевого этикета на работе, в кругу друзей, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми. мешает в жизни.

Поэтому с детства следует формировать у детей этические нормы поведения.

Эта проблема особенна актуальна в наши дни, когда. с одной стороны, наблюдается снижение уровня культуры общения,  поведения вследствие многих причин, а с другой - общество идет вперед, предъявляя новые требования к личности - наличие образования и культуры.

Перед современным социумом встают проблемы дальнейшего развития поведенческой культуры, осознания её роли в развитии человеческого общества в настоящее время и на протяжении всего тысячелетия, преодоление острого конфликта между этикетом как поведенческой основой индивидуума в реальной действительностью. Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире.

Перед педагогами  и родителями в настоящее время стоит задача воспитания высокообразованного и воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры. Поведенческая культура является частью общественной и включает в себя обычаи, традиции, нравы, порядки, этикет, а также связанные с поведением этические и эстетические взгляды.

Обучение нравственности - основа любой системы воспитания и образования. Нравственный и творческий потенциал, необходимый для гармоничного и миролюбивого общения, закладывается с детства. Поэтому необходимо сосредоточить усилия на формирование волевых качеств, умении анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей; на осознании необходимости выполнять правила этикета; следует развивать в детях способность к самореализации, умение служить людям и быть счастливыми в этом служении.

Чтобы добиться наибольшего эффекта в усвоении дошкольниками этических норм поведения, необходимо постоянно обращать внимание на поведение детей в группе и семье. Поэтому важно установить тесный контакт с родителями, с тем чтобы предъявить ребенку единые требования.

Этическое воспитание предполагает близость к реальным жизненным ситуациям. Формирование у старших дошкольников умения общаться в национальных русских традициях является частью общей культуры народа. Общественное мнение - это инструмент оценивания, одобрения и осуждения тех или иных действий человека. К общественно одобряемым поступкам людей подталкивают их на внутренние чувства: совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т. д.

Процесс формирования этих качеств очень длительный, требует значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Воспитатель помогает детям увидеть нравственную ситуацию, выделить её моральную сторону. Подражая, дети учатся различать хорошее и плохое.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребенок, общаясь со взрослым, перенимает его опыт поведения, словарный запас.

Говоря о соотношении этического, этикетного и эстетического в поведении, можно выделить три основных поведенческих критерия:

1. как вести себя правильно, то есть в соотношении с принятым в обществе порядком поведения;

2.как вести себя хорошо, то есть в соответствии с нравственными нормами;

3.как вести себя красиво, то есть получая от своего поведения эстетическое наслаждение.

Программа  "Поговорим о вежливости" предполагает развитие у детей восприятия, воображения, памяти, интересов, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Целенаправленные и последовательные занятия в этой области могут стать эффективным средством воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:

- гуманного отношения взрослых к ребенку;

- чёткой постановки задач нравственного воспитания;

- организации активной практической и интеллектуальной деятельности ребенка, формирующей доброжелательные взаимоотношения.

Основная идея программы: - систематизация уже приобретенных знаний для формирования культурно-личностных отношений между старшими дошкольниками.

С опорой на работы А.А. Лопатиной, Н.В. Дуровой, Н. Н. Курочкиной и других авторов, сформирован тематический план, следуя которому ежемесячно обобщаются знания детей по определенной теме в ходе бесед, игр, творческих работ, решения проблемных ситуаций, а также консультаций с родителями.

Отличительным признаком созданной программы "Поговорим о вежливости" является то, что в ней большое внимание уделено нравственному, эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста, усвоению ими правил и норм поведения, установленных обществом, которые способствуют  самореализации дошкольников.

Цель: создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками.

Задачи: способствовать развитию умений отстаивать свое мнение и считаться с мнением других, взаимодействовать в группах; способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.

Для того  чтобы правильно организовать работу по этическому воспитанию, целесообразно наметить её примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам, и конечные цели.

Программа "Поговорим о вежливости", автор-составитель Л.А. Загуменная направлена на то, чтобы сформировать у детей основы ценностного отношения к себе и окружающим людям; систематизировать и обобщить правила поведения; освоить этические нормы речевого общения; учить культуре поведения, а также ответственности перед другим человеком; расширять представления о взаимоотношениях людей; учить оценивать поступки персонажей произведений; справедливо разрешать споры и конфликты.

Программа реализуется посредством рассказов, игр, бесед, коллективных и индивидуальных творческих заданий, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы.

Тематика занятий разбита по месяцам и дням. В течении месяца дошкольники расширяют знания по определенной теме, состоящей из подтем, задания которых выполняются за два-три дня в зависимости от их объема. Заканчивается изучение выставкой детских работ, подбором пословиц и поговорок или пополнением информации в родительском уголке.

Методы диагностики и исследования нравственной сферы дошкольника.

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Исследование когнитивного  компонента предполагает изучение уровня осознания детьми нравственных качествах, эмоционального компонента - предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает наблюдение в ситуации морального выбора, направленностью личности во взаимодействии со сверстниками.

Для исследования нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста используются методы диагностики педагогов - психологов А.Ю. Капской и Т.Л. Мирончик: метод"Беседа", методики "Сюжетные картинки", "Цветовой тест отношений", "Подели игрушки" и др.

Тематический план.

Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе.

Объем учебной нагрузки

1

Вежливость

5

2

Доброта

4

3

Дружба

4

4

Помощь

3

5

Отношение к природе

4

6

Хорошие качества человека

4

7

Любовь

4

8

Трудолюбие

4

9

Чувства

4

Итого:

36

                                                                                       

Режим реализации программы.

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество организационно -образовательных ситуаций в неделю

Длительность организационно-образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

36

1

20 минут

групповая

Календарно - тематическое планирование

Плановые сроки прохож-

дения

Фактические сроки прохож-дения

Непрерывная образовательная деятельность

Реализация тем в режимных моментах и свободной деятельности

Тема

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

1.

05.09.2016

Беседа

 "Все начинается со слова "здравствуй""

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.28

Обсуждение проблемных ситуаций, Игры "Вежливый котик", "До свидание". Выставка работ.

2.

12.09.2016

Беседа

 "Если кто-то поссорился"

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Учить коллективным играм. Учить играть дружно.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.34

Дидактическая игра

"Школа вежливости".

Ситуативный разговор "Приветливые люди".

Беседы.

3.

19.09.2016

Беседа

 "Спасибо природе".

Поощрять желание выполнять

Различные поручения, связанные с уходом за растениями. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.35

Посадить с ребенком комнатное растение. Наблюдение в уголке природы. Чтение обсуждение произведений.

4.

26.09.2016

Беседа

"Будь вежливым!"

Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения.

Приучать детей к вежливости.

Обогащение словаря вежливыми словами.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.39

Чтение произведений. Обсуждение сказки. Выставка детских работ.

5.

03.10.2016

Беседа

"Наши добрые слова".

Способствовать формированию личностного отношения ребенка к соблюдению моральных норм. Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.40

Обыгрывание ситуаций. Чтение произведений. Беседы. Выставка детских работ.

6.

10.10.2016

Беседа

 "Доброта".

Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Закрепить понятие доброта.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.44

Игра "Добрый дождик". Творческое задание"Доброе дело".Рисование "Дерево доброты"

7.

17.10.2016

Беседа

 "Что значит быть добрым и заботливым?"

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Закрепить понятие доброта и забота.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.50

Сюжетно-ролевая игра"Больница"Ситуативный разговор "Учите заботиться о старших".

Создание пано "Доброта".

8.

24.10.2016

Беседа

 "Заботливость"

Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.53

Игра "Зботливый хозяин". Чтение А.Неелова "Волчья стая"

9.

31.10.2016

Беседа

"О нежности".

Воспитывать у детей дружеские отношения, воспитывать нежность к людям.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.63

Дидактическая игра "Скажи наоборот". Творческое задание "Корзинка добрых дел"Чтение Г.Виеру "мама, почему?"

10.

07.11.2016

Беседа

 "Друг".

Формировать доброжелательное отношение друг к другу. Учить жить дружно. Воспитание взаимопомощи другу.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.65

Дидактические игры. Чтение сказок. Рисование "Герои сказок"

11.

14.11.2016

Беседа

 "О чуткости и равнодушие".

Воспитывать дружеские отношения между детьми. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.68

Решение проблемных задачек. Чтение В.Осеева "Плохо". Рисование портрета друга. "Семья и воспитание"

12.

21.11.2016

Беседа

 "Вместе тесно, а врозь скучно".

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение объединяться для совместных игр.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.74

Игра "Пословицы".Обсуждение проблемных ситуаций. Рисунки к пословицам.

13.

28.11.2016

Беседа

 "О настоящей дружбе".

Продолжать работу по формированию  доброжелательных взаимоотношений детьми между. Учить детей дружить и помогать друг другу.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.79

Чтение Л.Толстого "Два товарища. Творческое задание: рассказ о друге.

Обсуждение пословиц.

14.

05.12.2016

Беседа "Помощь взрослым".

Воспитывать уважительное  отношение к окружающим и к взрослым. Развивать умение помогать взрослым.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.92

Обсуждение ситуации "Новенькая". Творческое задание "Рубашка помощи". Рисунки детей.

15.

12.12.2016

Беседа

 "Об отношение к младшим".

Воспитывать уважительное  отношение к окружающим и к малышам. Учить заботиться  о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.93

Игра "Помогаем в беде". Чтение пословиц. Чтение-обсуждение Э.Шим "Брат и маленькая сестра".

16.

19.12.2016

Беседа

 "Служение людям".

Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему. Воспитывать желание помогать людям.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.94

Чтение-обсуждение Т.Вершинина"Журавль"Игра "Солнечные подарки". Изготовление новогодних подарков.

17.

26.12.2016

Беседа о любви к животным.

Воспитание любви к животным. Воспитание умения правильно заботиться о животных.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.98

Дидактическая игра "Наши питомцы". Творческое задание "Столовая для птиц".Домашнее задание: сделать кормушку.

18.

9.01.2017

Беседа

 "Птицы - наши друзья".

Уточнить знание о птицах о питание. Формирование навыков ухода за птицами. Воспитание любви к птицам.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.100

Выучить стихи о птицах. Конкурс чтецов.

Чтение-обсуждение А.Каралийчев "Крылатый пленник"

19.

16.01.2017

Беседа

 "Бережное отношение к природе".

Формировать первичные представления о природном многообразие планеты. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желание беречь её.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.105

Проблемные ситуации. Чтение - обсуждение: В.Сухомлинский "Стыдно перед соловушкой". Чтение пословиц.

20.

23.01.2017

Беседа "Ответственность".

Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающим. Формировать такие качества как ответственность.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.106

Дидактическая игра "За что мы отвечаем?" Творческое задание "Посадим деревце". Рисунки детей.

21.

30.01.2017

Беседа

 "Честность".

Формировать качество честность. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение оценивать свои поступки.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.113

Инсценировка ситуаций.

Решение проблемных ситуаций. Чтение пословиц.

22.

06. 02.2017

Беседа

 "Правдивость".

Воспитывать правдивость, умение всегда говорить правду. Формировать умение оценивать свои поступки.  

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.118

Дидактическая игра "Сердечко честности" Подобрать пословицы и поговорки о правдивости. Рисунки детей.

23.

13.02.2017

Беседа

"Скромность".

Воспитывать скромность, желание быть справедливым, учить испытывать чувства стыда за неблаговидный поступок. Учить правила добрых взаимоотношений.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.123

Дидактическая игра "Скромные звери". Подобрать пословицы о скромности. Творческое задание "Скромный человек".

24.

20.02.2017

Беседа

 "Наши защитники",

Расширять представление о родной стране, о государственных праздниках Воспитывать уважение к защитникам отечества.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.137

Решение проблемных ситуаций. Дидактическая игра"Думаем о Родине".Творческое задание: "Подарок папе"

25.

27.02.2017

Беседа

" Любовь к маме".

Продолжать расширять представление о родной стране, о государственных праздниках. Воспитывать любовь к маме.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.144

Чтение стихотворения Е.Благиной "Мама спит.." Игра "Подарки для мамы". Фотовыставка "Моя мама - самая лучшая".

26.

06.03.2017

Беседа "Заботливость".

Воспитывать внимательное отношение к родителям и близким людям. Учить заботиться о родителях.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.146

Решение проблемных ситуаций. Дидактическая игра "Заботливый хозяин".Творческое задание "Заботимся о родителях".

27.

13.03.2017

Беседа

 "Сострадание".

Вызвать стремление сочувствовать. Формировать такие качества, как сочувствовать, отзывчивость. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающим.  

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.150

Чтение-обсуждение А.Неелова "Птичка".Дидактические игры. Рисунки, рассказы.

28.

20.03.2017

Беседа

 "О том, как важно думать о других".

Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми. Учить жить дружно и помогать другим.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.163

Чтение-обсуждение В.Осеева"Печенье".Сочинение рассказа "Что дальше?". Рассказы детей.

29.

27.03.2017

Беседа

 "Трудолюбие".

Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Воспитывать культуру трудовой деятельности.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.165

Дидактическая игра "Трудимся с любовью". Рисование "Строим домики". Чтение-обсуждение "Ласточка и воробей".

30.

03.04.2017

Беседа

"О совместном труде".

Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.171

Обсуждение пословиц. Обыгрывание ситуаций. Подобрать книги о труде.

Выставка книг о труде.

31.

10.04.2017

Беседа

 "О лени и трудолюбие".

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.177

Дидактические игры: "Доскажи пословицу", "Вежливые слова".

Конкурс вежливых слов. Чтение произведений.

32.

17.04.2017

Беседа

 "Мой дом - наведу порядок в нём".

Продолжать учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.178

Чтение-обсуждение: К.Чуковского "Федорино горе". Игры "Угощение для любителей чистоты", "Уберем наш дом".

33.

24.04.2017

Беседа "Добросердечие".

Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.182

 Дидактические игры.

Чтение-обсуждение произведений.

34.

15.05.2017

Беседа

 "Красота души".

Обогащать словарь детей вежливыми словами. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.190

Чтение-обсуждение: М. Скребцова "Цветок кактуса". Творческое задание "Украшаем кактус". Коллективная работа.

35.

22.05.2017

Беседа

 "О справедливости".

Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.200

Обыгрывание ситуации. Чтение обсуждения произведений. Чтение пословиц и поговорок.

36.

29.05.2017

Беседа

 "Культура поведения".

Расширять представления о правилах и культуре поведения в общественных местах. Развивать волевые качества: выполнять установленные нормы поведения.

Социально-личностное развитие дошкольников (старшая группа)

Л.А. Загуменская

Стр.208

Пословицы и поговорки о культуре поведения. Чтение произведения Д. Дурова "Две подружки". Игры детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...

Рабочая программа по развитию детей средней группы «Цветик – семицветик» МАДОУ центр развития ребёнка – детский сад №62 2012 – 2013 уч. год

Рабочая программа воспитателя по развитию детей средней группы (4-5лет) включает в себя:1. Пояснительная записка (названия нормативно-правовых документов, являющихся основой  для разработки прогр...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи образовательной области «Речевое развитие» для первой младшей группе ДОУ

Рабочая программа является нормативным документом, в котором представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе развития речи, в котором определены наиболее оптимальные и эффективны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....