К вопросу о формировании инициативности в контексте ФГОС дошкольного образования
статья на тему

Капранова Марина Николаевна

В статье рассматривается понятие инициативности как социально-значимого качества личности, определяются особенности поддержки детской инициативы в контексте ФГОС дошкольного образования на примере проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nechaeva_kapranova_statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

К вопросу о формировании инициативности в контексте ФГОС дошкольного образования

Нечаева Наталья Викторовна

к.ф.н., доцент кафедры перевода

ФГБОУ ВО «РГПУ им. А.И. Герцена»

г. Санкт-Петербург

Капранова Марина Николаевна

воспитатель ГБДОУ №67 Приморского района

г. Санкт-Петербург

Аннотация: В статье рассматривается понятие инициативности как социально-значимого качества личности, определяются особенности поддержки детской инициативы в контексте ФГОС дошкольного образования на примере проектной деятельности.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования целого комплекса базовых социально-значимых качеств личности, к числу которых относится инициативность. Инициативность  традиционно трактуется как качество личности, ее способность к инициативе, самостоятельным начинаниям, активности, предприимчивости и сформированная потребность в деятельности [5].

Важнейшее значение поддержки детской инициативы для развития самостоятельности, инициативности и обеспечения всестороннего развития личности дошкольника признается большинством исследователей, однако единого понимания термина инициативность в настоящий момент в науке не существует.  

Как правило, в педагогической литературе инициативность определяется как качество ребенка, его усилия, направленные на удовлетворение познавательных интересов и потребностей. По мнению Ильина Е.П. инициативность является частным случаем проявления самостоятельности личности [3]. Година Г.Н. и Елисеева З.Н. рассматривают самостоятельность в качестве одного из критериев инициативы [1; 2].

Вслед за коллективом авторов “Справочника по психологии и психиатрии детей и подростков” мы определяем инициативность как характеристику деятельности, поведения и личности человека, означающую его способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы [4]. Формирование инициативности в этой связи предполагает превращение деятельности дошкольников, которую они организуют совместно со взрослыми (как реакция на внешние стимулы), в их самодеятельность (по внутреннему побуждению).

На практике инициативность проявляется в повседневном поведении ребенка: инициативный ребенок стремится к организации групповых игр, умеет самостоятельно включиться в разговор, как с детьми, так и с взрослыми, может самостоятельно найти интересное для себя занятие, а также предложить интересное дело другим детям. Важнейшим условием успешного формирования инициативности у дошкольников является поддержка детской инициативы во всех видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в непосредственной образовательной деятельности. 

Формированию инициативности уделяется особое внимание в Новом Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования. ФГОС ДО выдвигает на первое место полноценное проживание ребенком дошкольного детства, при котором он становится субъектом образовательных отношений, а детская инициатива ставится во главу угла – и как средство развития личности ребенка, и как цель. Инициатива дошкольников должна поддерживается в различных видах культурных практик – разнообразных, инициируемых взрослым или самим ребенком, основанных на текущих и перспективных интересах ребенка видах деятельности.

Среди культурных практик традиционно выделяют следующие виды: поисково-исследовательская, проектная деятельность, экспериментирование, игра, манипуляция с предметами, фантазирование, творческая деятельность.

Как известно, одним из наиболее эффективных видов культурных практик в ДОУ выступает проектная деятельность дошкольников. В качестве примера рассмотрим опыт организации в старших и подготовительных группах ГБДОУ детский сад №67 Приморского района Санкт-Петербурга проекта «Конкурс на лучшее название и лучшую эмблему для детского сада». Идея организации конкурсного проекта возникла по инициативе самих детей. Старшие дошкольники заинтересовались, почему их детский сад не имеет названия, и сами предложили придумать для него свое оригинальное имя. В условиях ДОУ проектирование названия было организовано в виде творческих мастерских, где дошкольники могли применять свои знания и умения на практике. Воспитателями была организована художественно-эстетическая деятельность детей по заданной тематике, музыкальные руководители проводили музыкальные досуги, побуждающие старших дошкольников к созданию названия детского сада и образов для эмблемы. Как показал опыт, в процессе работы над проектом старшие дошкольники проявили умение самостоятельно включиться в работу, как с детьми, так и с взрослыми, способность принимать собственные решения, опираясь на имеющийся жизненный опыт в различных видах деятельности. Иными словами, в процессе «изобретения» названия проявлялась инициативность детей, поддерживаемая воспитателями: каждый выбирал свой собственный вариант оформления, материалы и вид представления полученного результата.

Таким образом, педагогическая практика подтверждает факт целесообразности использования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования проектной деятельности как одного из видов культурных практик, направленных на поддержку детской инициативы и, как следствие, развитие социально-значимого качества личности - инициативности.

Литература

  1. Година Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений // Нравственное воспитание дошкольников. Под ред.В.Г. Нечаевой - М.: Педагогика, 1971 г.
  2. Елисеева З.В. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье: Автореферат диссертации канд. пед. наук - М., 1998 г.
  3. Ильин Е.П. Психология воли - СПб: Издательство "Питер", 2000.
  4. Справочник по психологии и психиатрии детей и подростков / Под ред.Ф.Ю. Изиркина - М.: Питер, 2009 г.        
  5. Шанц Е. А. Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности [Текст] / Е. А. Шанц // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»

В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении....

«Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть сво...

«Продуктивная деятельность детей в контексте ФГОС дошкольного образования»

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать эти качества у своих детей. Все мы хотели бы видеть сво...

Презентация "Развитие детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования"

ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет.   ОП дошкольной образовательной орг...

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".

Тема самообразования: «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального воспитания в контексте ФГОС дошкольного образования".  Цели повышения...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...