Главные вкладки

    Конспект совместной деятельности с детьми «Поиграем в школу»
    статья на тему

    Дзарахохова Светлана Казбековна

    ...

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1.docx19.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Школьное обучение никогда не
    начинается с пустого места, а всегда
    опирается на определённую стадию
    развития, проделанную ребёнком».

    Л. С. Выготский

       Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства— дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

       Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

       Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

       Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

       Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

       Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям: 

    1. работа с детьми;
    2. взаимодействие педагогов;
    3. сотрудничество с родителями.

    Формы осуществления преемственности:

       1. Работа с детьми:

    • экскурсии в школу;
    • посещение школьного музея, библиотеки;
    • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
    • участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах;
    • выставки рисунков и поделок;
    • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
    • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
    • участие в театрализованной деятельности;
    • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

       2. Взаимодействие педагогов:

    • совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
    • семинары, мастер- классы;
    • круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;
    • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
    • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
    • взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
    • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
    • педагогические и психологические наблюдения.

       3. Сотрудничество с родителями:

    • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
    • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
    • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
    • консультации с педагогами ДОУ и школы;
    • встречи родителей с будущими учителями;
    • дни открытых дверей;
    • творческие мастерские;
    • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
    • образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;
    • семейные вечера,  тематические досуги;
    • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
    • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

       Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

       И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

    Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

    • создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
    • улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
    • углубление интереса к жизни в школе;
    • оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

       Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

       Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

       Представленный материал по осуществлению преемственности и формам преемственных связей дошкольного и начального общего образования является теоретико-прикладным обобщением опыта работы и совместной деятельности ДОУ и школ района «Преображенское», ВАО, города Москвы. Данная совместная работа образовательных учреждений нашего района выявляет необходимость дальнейшего изучения актуальной для современного образования проблемы преемственности и повышения эффективности работы в этом направлении.

    Литература:

    1. Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
    2. Выготский Л. С. «Избранные психологические исследования» (Проблема обучения и умственного развития ребенка в школьном возрасте), Москва, 1956.
    3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.  (Институт общей и педагогической психология АПН СССР, Москва), Вопросы психологии. – 1971. – №4.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в страну шахмат"

    Цель:1.     Вызвать у детей интерес к игре в шахматы, познакомить детей в игровой форме с историей шахмат.Задачи:1.     Воспитывать у детей интерес к шахматам.2...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

    Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Осенние фантазии""

    Цель:  Формировать представления детей о пейзажной живописи, подведение детей к созданию образа осени посредством поэзии великих русских поэтов. Задачи:Воспитывать любовь к родной русской пр...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

    Конспект совместной деятельности с детьмиподготовительной к школе группы ...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Сказка ложь да в ней намек".

    Цель:Продолжать формировать представление об особенностях сказочного жанра (типичных героях, сюжетах, средствах выразительности, воспитательной ценности).Задачи:Воспитывать бережное отношение к книгам...

    Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы" Путешествие в сказочный лес"

    Воспитывать у детей умение принимать игровую задачу , находить способы ее решения.Уточнять и закреплять представление детей о диких животных:внешнем виде, повадках, детенышах.Расширять и активизироват...