Воспитание будущего Читателя
статья (младшая, средняя группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Литературное развитие, создание основы для формирования специальных литературных способностей с учетом психических особенностей детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_budushchego_chitatelya.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание будущего Читателя

Педагоги, социологи, педагоги, библиотекари, и не только нашей страны, отмечают: в последнее время школьники всех возрастов, как правило, в чтении серьезной литературы  ограничиваются программными произведениями. Читают же они в основном комиксы, детективы, любовные романы, в лучшем случае – научно-познавательные книги. Истоки функциональной неграмотности, ее причины определяются развитием личности ребенка в раннем детстве. Поэтому начинать будущего Читателя необходимо с младенчества, когда ребенок еще только слушатель. Приобщение к художественной литературе развивает воображение, образное мышление, речь, а умения и навыки восприятия речевого сообщения, которые формируются при слушании, окажутся весьма полезными ребенку в будущем, когда он научится читать.

Желание помочь маленьким слушателям стать Читателями и побудило нас разработать программу для детей 3-4 лет, цель которой – литературное развитие, создание основы для формирования специальных литературных способностей с учетом психологических особенностей этого возраста.

Под литературным развитием мы понимаем развитие, необходимое для собственной творческой и воспроизводящей читательской деятельности и имеющее, по сравнению с общим развитием, ряд особенностей. К ним относятся: понимание образной художественной речи, чувство языка, богатство словарного запаса, способность мыслить словесно-художественными образами и силой мышления и воображения создать оригинальные образы, эмоциональное реагирование на поэтическое слово и др.

Основная задача каждого занятия – научить детей слушать, воспринимать содержание книги, видеть за текстом образ. Сочетать слушание с такими занятиями, как звукоподражание, проговаривание, ответы на вопросы, пересказ, повторение, непроизвольное заучивание, сочинение и т.д.

Большое внимание мы уделяем развитию способности мыслить литературно-художественными образами. Для создания у ребенка определенного образа героя или явления, «вхождения в образ» и «действий в образе» нами активно используются движения (образец которых во время чтения или рассказывания дается воспитателем), зрительные образы (игрушки, иллюстрации, поделки, диафильмы), музыкальное и звуковое сопровождение.

Мы видим одну из наших главных задач в том, чтобы привить детям интерес, любовь и уважение к Книге как источнику новой и интересной информации. Каждая новая книга должна стать для ребенка встречей с неповторимым чудом. Она должна привлечь внимание ребенка, вызвать у него желание открыть ее, перелистать, рассмотреть иллюстрации, узнать, что в ней написано. Поэтому мы знакомим детей с изданиями различного формата (от больших книг в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, раскладушками и т.д. Вместе с ними рассматриваем иллюстрации самых разных художников (И.Билибин,В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина и др.), ведь иллюстрации не только помогают воспринимать текст, но и активизируют фантазию и воображение.

Детей необходимо знакомить с лучшими образами фольклора и авторскими произведениями разных времен и направлений. Это Л. Толстой, С. Черный, С. Маршак, Д. Хармс, А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов и другие.  Мы посчитали необходимым приобщить детей к большой поэзии (А. Пушкин, А. Фет, Б. Пастернак, О. Мандельштам) – может быть, они не все поймут, но душа их воспримет волшебную музыку стихов великих поэтов.

Каждое занятие по литературному развитию – это своеобразный маленький спектакль, в котором активное участие принимают самые разнообразные игрушки, в том числе самоделки из различных материалов. Очень важно использовать «условные игрушки», сделанные вместе с детьми или у них на глазах (например, кукла из вязаной шапочки или заяц из носового платка). При этом важно, чтобы все игрушки соответствовали описаниям, помогали созданию образов.

Можно сделать главным действующим лицом занятий – домовенка Кузю из сказки Т. Александровой. Именно он будет проводить занятия, знакомить с новыми книгами, задавать вопросы, играть с детьми. Общий для всех занятий персонаж логически объединит их, позволит развить сквозной сюжет.

Занятия должны быть построены по тематическому принципу. Они условно могут быть разделены на пять циклов:

  1. Волшебные существа: домовенок, лесовичок, Баба-Яга и другие.
  2. Звери и птицы: заяц, ежик, воробей, слон и др.
  3.  Игрушки: матрешка, самолетик, машинка и др.
  4. Время суток.
  5. Времена года.

Продолжительность каждого занятия – 20-30 минут, периодичность – два раза в неделю в течение года.

Предлагаем вашему вниманию примерный конспект занятия.

Занятие по теме

«Домовенок Кузька»

Цель.  Познакомить детей с литературным персонажем, создать мотивацию для общения с ним, обратить внимание на его внешний облик и характерные особенности поведения и речи.

Материал.  Кукла (пальчиковая)  Кузька.

Ход занятия.  Воспитатель, который в дальнейшем говорит от имени Кузьки, начинает занятие с игры: Кузька боится детей, прячется от них. После того как его убеждают, что дети ничего плохого ему не сделают, Кузька позволяет себя разглядеть. Дети вместе с воспитателем описывают внешний его вид (небольшой, лохматый, рот до ушей) и одежду (красная рубаха, поясок, лапти).

Кузька.  А вы знаете, кто я такой?

Дети по очереди высказывают свои предположения.

Кузька.  Я маленький добрый домовенок. Зовут меня Кузькой, Кузенькой. Давайте знакомиться.

Дети по очереди говорят, как их зовут (полное имя и ласкательное).

Кузька.  (Знакомясь с каждым ребенком). Вот радость - то какая! Настоящий молодец, добрый молодец! (После знакомства со всеми детьми.) Вот теперь я вас почти совсем не боюсь и хочу открыть один секрет. Я пришел к вам из книги, которая так и называется «Кузька». Хотите узнать, как я с девочкой Наташей познакомился? Тогда хлопайте в ладоши и повторяйте за мной: «Раз, два, три, четыре, пять! Можно сказку начинать!» Еще раз! И еще! А теперь слушайте!

Далее воспитатель читает или пересказывает отрывок из книги Т. Александровой «Дом для Кузьке».

Кузька. Вот так мы и подружились с девочкой Наташей.

Далее воспитатель задает детям следующие вопросы (интонацией подчеркивая, когда «страшно», а когда «смешно»): Было страшно, когда Кузька начал возиться и чихать под веником? А когда он непонятные слова говорил, было смешно или страшно? А когда прыгал и плясал? А вы можете так же прыгать и плясать и при этом повторять «дряпать-царапать»?

На прощание Кузька каждому шепчет на ухо что-нибудь приятное (внимательно слушал, хорошо говорил, громко хлопал в ладоши…).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание будущего читателя средствами художественной выразительности в раннем и младшем дошкольном возрасте"

Воспитание будущего читателя - одна из актуальных проблем современной педагогики. Данная статья обобщает наш опыт по формированию у детей интереса к художественной литературе через средства художестве...

"Воспитание будущего читателя"

Материал для оформления родительского уголка и для консультаций с родителями. Приобщение детей к художественной литературе....

Воспитание будущего Читателя

Книга прочитанная в детстве оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Не сопереживающие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам Века - этическим,экологическим,н...

Воспитание будущего читателя

В презентации для педагогов обобщён опыт по данной теме...

Памятка для родителей "Воспитание будущего читателя"

Содержит краткую информацию необходимости чтения детской книги, как правильно подобрать книгу и какие иллюстрации....

«Художественная литература как одно из средств воспитания будущего читателя»  

Актуальность моего исследования высока, т.к книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям литературных текстов, ...