Главные вкладки

    Конспект ООД "Интересные опыты с водой" для детей подготовительной группы компенсирующей направлености
    план-конспект занятия (старшая группа) по теме

    Дулова Татьяна

    Конспект ООД по познавательному развитию "Интересные опыты  с водой" поможет  в работе воспитателям подготовительной группы(соответствует требованиям ФГОС ДО).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

    Конспект

    организованной образовательной деятельности по познавательному развитию

    по теме «Интересные опыты с водой»

    для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

             Подготовила:

             воспитатель

               Дулова Татьяна Витальевна

                                                                    

                                                           2016год

    Тема: «Интересные опыты с водой».
    Программные задачи:
    Образовательные:
    • Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека ; о свойствах воды (прозрачная, без цвета и запаха, без формы и вкуса) ; познакомить с круговоротом воды в природе.
    • Формировать безопасное поведение на воде.
    Развивающие:
    • Развивать логическое мышление; осуществлять последовательно - исследовательскую деятельность, анализировать результаты.
    Воспитательные:
    • Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту).
    • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и экологическую культуру.
    Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия:
    - лаборатория;
    - лаборант;
    - колба.
    Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, подносы для материала.

    Раздаточный материал на каждого ребенка:

    Опыт №1: по 2 пластиковых стакана на каждого ребёнка, вода, 6 бусинок.

    Опыт № 2: по 2 чаши, по 2 чайные ложки, по 2стакана, обычный песок, сахарный песок.

    Опыт № 3: 1 баночка гуаши, 1 кисточка для краски, колба, салфетки.

    Опыт № 4: таз с водой, перья птицы, пластиковый шарик, прищепка, пуговица, салфетка, камень (проводится на мультимедийной установке).

    Опыт № 5: по 2 стакана, один с водой, другой пустой.

    Опыт № 6: 1стакан  (в нём вода с опилками), контейнер,  ситечко.

    Ход: 

    Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, устраивайтесь поудобнее.

    Сегодня я предлагаю вам провести интересные опыты. Но сначала

    послушайте стихотворение:

    Вода - это то, что всем жизнь нам дает. (Слайд № 2-3)

    Что силы и бодрости нам придает.

    Кристально чиста или очень грязна.

    В любом состоянии полезна она.

    Где водится грязь, там лягушки живут.

    Для них лишь в болоте покой и уют.

    Для нас же вода должна чистою быть,

    Что б мы не боялись и мыться, и пить.

    Не менее, впрочем, полезна вода

    Которая в виде замерзшего льда.

    Она охлаждает, морозит, бодрит.

    И в зной нам прохладу и радость дарит.

    Давайте же воду все будем беречь.

    От трат неразумных ее все стеречь.

    Иначе закончится, может вода,

    И жизнь на планете затихнет тогда.

    Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение (ответы детей). 

    Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем, мы сейчас узнаем. Закройте глаза и слушайте…Что это шумит? (звучит шум воды, когда дети отгадают, на экране появится картинка)- Слайд -№ 4. Именно о воде мы будем сегодня с вами говорить.
    Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. 
    Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую воду, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, тогда глубоко заходить нельзя и не в коем случае нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами.  А работать мы будем  в лаборатории. 

    Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое  лаборатория и что там делают? (ответы детей).
    Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым,  а вы моими лаборантами и мы проведём опыты по исследованию воды. А ещё в нашей работе нам поможет мой учёный лаборант Наураша.
    (Воспитатель надевает халат, приходит Наураша ).
    Но прежде, чем мы приступим к опытам, я вам расскажу правила безопасности в лаборатории:
    Нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я назову. Каждый лаборант работает на своём месте. А сейчас встаньте и посмотрите на номер своего стульчика- номер вашего рабочего места  (на каждом стуле, где сидит ребёнок номер его рабочего места) . Запомнили. Тогда проходим в лабораторию и занимаем каждый своё место.
    Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
    Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место. 
    Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

    Опыт №2: «Вода - растворитель» .
    Воспитатель: Ребята, на столе перед вами две чаши. В одной – обычный песок, а в другой - сахарный песок. Два стакана с водой. Давайте наберём ложкой обычный песок и высыпим в один стакан с водой и размешаем. Растворился песок (ответы детей). Какой стала вода (ответы детей).  А теперь давайте наберём сахарный песок и высыпим в другой стакан с чистой водой и размешаем. Растворился сахарный песок (ответы детей). Дети попробуйте раствор, который получился (ответы детей).

    Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые  - нет. Значит вода растворитель.

    Опыт № 3: «Вода – растворитель»

    Воспитатель: Ребята, на столе у вас стоят разноцветные краски, кисти, настоящие колбы  с водой. А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.

    Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.
    Физкультминутка «Ручеёк». (Сайт № 5).
    Жил да был ручеёк,
    (волнообразные движения рук.)
    Зажурчал и потёк.
    (Ходьба по кругу)
    В тучку превратился
    (Рисуют в воздухе круг)
    Капелькой спустился
    (Присели.)
    Вот и кругооборот
    (Покружились вокруг себя)
    Наблюдательный поймёт
    (Руки в стороны) .
    Воспитатель: Уважаемые лаборанты! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию. Чтобы провести следующий опыт необходимо подойти к нашему экрану, устраивайтесь на свои места.
    Опыт №4: «Тонет – не тонет»(Слайд № 6- 14).

    Воспитатель: Перед нами таз с водой и несколько предметов из разных материалов: пёрышко, пластмассовый шарик, прищепка, пуговица, салфетка, камень. Давайте будем бросать предметы поочерёдно и распределять предметы по признаку  «Тонет – не тонет»:

    1. Тонет сразу.
    2. Тонет после намокания.
    3. Не тонет.

    Каждый из вас будет выполнять опыт самостоятельно (дети поочерёдно выполняют опыт).

    Воспитатель: Ребята, а почему не все предметы тонут?

    Дети: Не все предметы тонут, потому что они разные по тяжести, по свойствам.

    Воспитатель: А сейчас проходим к следующему рабочему месту.

    Опыт № 5: «Вода имеет вес».

    Воспитатель: У вас два стакана. Как вы думаете, что в них? (В одном – вода, а в другом – нет ничего). Который из них тяжелее? (В котором вода). Так какой мы делаем вывод: «Вода имеет вес».

    Воспитатель: Переходим к следующему опыту.

    Опыт № 6: «Фильтрование воды»

    Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей.) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная.

    А в нашу воду попали опилки и нам нужно её очистить. Предложите, как можно это сделать? (ответы детей). Наураша , а ты, как думаешь?

    Наураша: А я предлагаю использовать для очищения  ситечко (выливаем воду с опилками из стакана в контейнер через ситечко). Наша вода становится чистой, но для того, чтобы можно её было пить нам её ещё надо прокипятить.

    Общий вывод: если человек попал в условия, где нет чистой воды. Воду можно очистить с помощью ткани, сложенной в несколько раз, а после прокипятить. То такую воду можно использовать для питья.

    Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать одну очень интересную историю, проходите к экрану, устраивайтесь поудобнее,

    внимание на экран. (Рассказ «Круговорот воды в природе») Слайд № 15 – 22.

     Итог:

    Воспитатель: Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества.

                                           Мы привыкли, что вода-        (Слайд № 23- 24                                                                                  

    Наша спутница всегда!

      Без неё нам не умыться,

        Не наесться, не напиться.

                    Смею вам я доложить

    Без воды нам не прожить!

    Воспитатель: Ребята, а скажите какие опыты были самыми сложными, какие самые интересные, какие бы вы ещё хотели проделать? (ответы детей).
    Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и я вручаю вам эмблемы. 
    Список литературы:
    1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России, 2003. 3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2008. 
    2.Нуждина Т. Д. "Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду". Я.,1998.
    3. Рыжова Н. А. "Волшебница-вода".М., 1997.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Интересные опыты с водой

    Слайд 2

    Стихотворение о воде Вода - это то, что всем жизнь нам дает. Что силы и бодрости нам придает. Кристально чиста или очень грязна. В любом состоянии полезна она. Где водится грязь, там лягушки живут. Для них лишь в болоте покой и уют. Для нас же вода должна чистою быть, Что б мы не боялись и мыться, и пить. Не менее, впрочем, полезна вода

    Слайд 3

    Которая в виде замёршего льда. Она охлаждает, морозит, бодрит. И в зной нам прохладу и радость дарит. Давайте же воду все будем беречь. От трат неразумных её все стеречь. Иначе закончится, может вода. И жизнь на планете затихнет тогда.

    Слайд 4

    Шум воды

    Слайд 5

    Физминутка «Ручеёк" Жил да был ручеёк, (волнообразные движения рук.) Зажурчал и потёк. (Ходьба по кругу) В тучку превратился (Рисуют в воздухе круг) Капелькой спустился (Присели.) Вот и кругооборот (Покружились вокруг себя) Наблюдательный поймёт (Руки в стороны) .

    Слайд 6

    Опыт «Тонет – не тонет» 1. Тонет сразу. 2. Тонет после намокания. 3. Не тонет.

    Слайд 15

    Круговорот воды в природе

    Слайд 16

    Я и туча и туман, И ручей, и океан, Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода)

    Слайд 17

    Вода в природе существует в трех состояниях в жидком

    Слайд 18

    Вода в природе существует в трех состояниях твердом

    Слайд 19

    Вода в природе существует в трех состояниях газообразном

    Слайд 20

    Вода испаряется в любое время года. Водяные пары поднимаются в воздух. В воздухе мельчайшие капельки воды или кристаллики льда образуют облака .

    Слайд 21

    Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега. Воздушные течения разносят облака над землей.

    Слайд 22

    Со временем вода снова испаряется. Это явление называется круговорот воды в природе

    Слайд 23

    Мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда! Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить Без воды нам не прожить!

    Слайд 24

    Спасибо за внимание !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

    Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Тема: "Звуки, буквы и слова"...

    Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР на тему: «НАШЕ ОТЕЧЕСТВО»

    Цель: Формирование монологической связной речи. Обучение пересказыванию по лексической теме: "Наше Отечество"...

    Конспект НОД на тему: "Самарская лука" Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)

    Расширение и уточнение знаний детей о растительности и животном мире родного края...

    Конспект НОД "Прогулка с Зимой" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (нарушения речи)

    .В конспекте подобранны задания для закрепления материала по темам "Зима", "Дикие животные наших лесов". Уделяется внимание формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР, использованию з...