Образ птицы в народном творчестве
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Развивать у детей эмоционально - творческий опыт чувственно откликаться ( словом, мимикой. жестом, движением, импровизацией и др.) на гармонию и красоту художественного образа птицы и воссоздавать ассоциативный образ в собственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon int.zan_.obraz_.ptitsy.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Интегрированное       занятие   

      «Образ птицы в народном творчестве» 

                                       (Подготовительная группа)      

                                                                                                                         Составили:                    

                                                                                       Федорова  М.В.-воспитатель

                                                                                   АлександровичГ.В.- музыкальный

                                                                                       руководитель МАДОУ № 304  

                                                г.Ростов-на-Дону

                                               

                                      Программное содержание

Способствовать формированию  нравственно-эстетических представлений о гармоничных связях природы и человека, выделяя содержательную и образную сторону произведений (язык русского фольклора, живописи, музыки).

Развивать у детей эмоционально - творческий опыт чувственно откликаться ( словом, мимикой. жестом, движением, импровизацией и др.) на гармонию и красоту художественного образа птицы и воссоздавать ассоциативный образ в собственной деятельности.

                                        Предварительная работа

Беседы о перелетных птицах,  рассматривание иллюстраций,  репродукций и открыток, чтение сказок, произведений писателей  , связанных с образом птиц, слушание музыкальных произведений о птицах, упражнения в подборе  сравнений и эпитетов, изучение  народных традиций,  поверий, сказаний.  

                     Образовательная и эстетически – развивающая среда    

Музыкальный  ряд: И.Ф.Стравинский отрывок из балета «Жар-птица» ( полет Жар- птицы), Н.А.Римский- Корсаков  опера-сказка « Снегурочка» (Песни и пляски птиц), мелодия для скрипки в обработке В.Сибирского « Птичка».Музыкальные инструменты: фортепиано, скрипка, Металлофон, треугольник, кастаньеты, дудочка.  

Изобразительный ряд: репродукции А.К.Саврасов « Грачи прилетели»,М.А.Врубель « Царевна – Лебедь», И.И.Рылов «Над голубым простором»,К.Ф.Юон « Весенний солнечный день». Рисунок воспитателя М.В.Федоровой « Жар – птица».

Выставка изделий народных мастеров, отображающих образ птицы, выставка детских работ.

Оборудование: ларец с изображением птицы – Гамаюн, в котором находится клубок с узелковыми письмами – ведами; макет дерева с гнездами , скворечником и кормушкой; перо Жар – птицы, изготовленное из разноцветных лоскутков, материалы для творчества детей (картон, цветная бумага. Клей, гуашь, природный материал).

                                                План занятия    

1.В руках у воспитателя ларец с изображением птицы – Гамаюн, в котором хранятся русские Веды, – великие древние знания народа, -  клубочек, из которого дети составляют узелковое письмо.  

2.Беседы с детьми:

- день птиц «Сорок сороков» и его традиции;

- использование птицы в народном быту ( обереги, жилище, домашняя утварь, народный костюм и др.)

- художественное воплощение образа птицы в русском фольклоре ( сказки,

потешки , загадки, заклички, поговорки, приметы и др.)

3.Пластический этюд: « Птичий базар»  Н.А.Римский – Корсаков  « Снегурочка» песни и пляски птиц  , дети изображают под музыку различных птиц, представленных в живописи ( см. репродукции)   .

4.Беседа с детьми об образе птицы в музыкальных произведениях различных композиторов:  

- каких птиц изображали композиторы  в своих произведениях?

(жаворонок, соловей , воробышек, лебедь и др.)

- как их изображали? (пение, полет, настроение)

- какими инструментами передавали образы  птиц?

(фортепиано, флейта, кларнет, гобой, скрипка, оркестр, голос)

5.Творческие задания:

- придумывание ласковых прозвищ птицам и выразительное их проговаривание

- сочинение попевок

-выделение изобразительных моментов в музыке после прослушивания мелодии в обработке В.Сибирского  « Птичка»,  исполненного музыкальным руководителем на скрипке

6.Рассматривание рисунка «Жар – птица», прослушивание музыкального отрывка из балета И.Ф.Стравинского «Жар – птица» полет Жар – птицы,

Определение характера музыки и средств музыкальной выразительности.

7.Пластический этюд «Жар – птица» в исполнении инструктора по физической культуре. Изображение детьми Жар – птицы в движении.

8.Переход в мини – среду « Творческая мастерская».Создание детьми образа птицы с помощью различных материалов. Обсуждение своих работ с использованием речевых средств выразительности. Обыгрывание детских работ с помощью произведений русского фольклора.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Образ родной природы в народном творчестве". Проектная деятельность в ДОУ

«Ценность природы – неотъемлемая часть духовно-нравственного  воспитания дошкольников»Лосик Инна СтепановнаСтарший воспитатель д/ с № 1776...

Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....

"Перо Жар-птицы" IIФестиваль русского народного творчества

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

"Перо Жар-птицы" фестиваль народного творчества

Трансляция опыта практических результатов профессиональной деятельности...

Консультация для воспитателей "Образы птиц в народном искусстве"

Птица – один из древнейших образов в народном искусстве – участвовала в сотворении мира и была олицетворением солнца, плодородия и счастья. Эти представления дошли до нашего времени в народных песнях ...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...