ППРС группы компенсирующей направленности
статья (подготовительная группа) на тему

Суханова Светлана Витальевна

В статье дано описание предметно-пространственной развивающей среды группы компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pprs_gruppy_7.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные подходы к организации ППРС в группе компенсирующей направленности МБДОУ детского сада № 6 г. Павлово».

Работа с детьми нашей группы ведётся по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, разработанной с учётом примерной образовательной программы дошкольного образования «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор: учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева).

     Сегодня мне хотелось бы представить реализацию образовательной программы через организацию ППРС группы.

Группа наша начинается с раздевалки, здесь свободно и уютно. Здесь находятся яркие устойчивые шкафчики для раздевания детей, устойчивые банкетки. На стене находится информационный стенд для родителей, где помещаем информацию мы, воспитатели, и наш логопед: режим дня, расписание НОД, информация о том, что можно почитать детям, в какие игры поиграть дома, за чем понаблюдать. Есть здесь и уголок здоровья, папка, где мы помещаем информацию о различных заболеваниях и их профилактике, различные рекомендации о здоровом образе жизни. Педагогическая и медицинская информация постоянно обновляются.

Здесь же родители могут познакомиться с достижениями детей группы и могут увидеть творческие и авторские выставки детских работ: в раздевалке находится стенд «Наше творчество», где мы размещаем работы наших детей, и папочки с рабочими тетрадями и с рисунками, что позволяет родителям узнать, чем занимаются дети в течение  дня, увидеть их стремление проявить самостоятельность.

Здесь же располагаются портфолио воспитанников группы (пока несколько), рассказывающие о ребёнке и его достижениях и помогающие родителям ближе познакомиться с детьми группы.

Здесь же находится центр физического развития, который позволяет активно двигаться детям по желанию в течении всего дня. Имеются мячи, скакалки, кубики, кегли, обручи для развивающих упражнений, кольцеброс для развития глазомера, степы для развития общей моторики, для развития координации движений. Весь игровой материал доступен, легко переносится, что позволяет играть в любом удобном месте.

При организации предметно-развивающей среды группы были учтены требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде. Она должна быть:

-содержательно насыщенной

-трансформируемой

-полифункциональной

-вариативной

-доступной

-безопасной.

     Жизненное пространство в группе даёт детям возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты.  Зонирование помещения помогает ребёнку выбрать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим материалам и игрушкам, а также соблюдению требований ФГОС о насыщенности среды и учёте  возрастных и индивидуальных особенностей детей.  Материалы в центрах детской деятельности пополняются в соответствии с содержанием адаптированной образовательной программы и лексической темой недели и расположены так, что дети могут свободно подходить, брать их и  просматривать. Размещение оборудования и материалов  по центрам позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам или заниматься индивидуально.  

Ближе к окнам расположена учебная зона, она  может трансформироваться путём изменения расположения столов. Столы ставим и ленточно, и буквой «п», и в два ряда (как парты) в зависимости от  вариативных форм образовательной деятельности: непосредственно организованная образовательная деятельность, организация разнообразных культурных практик, познавательно-исследовательская деятельность. Здесь есть магнитная доска, полочка для индивидуальных контейнеров с канцтоварами, и полочка с дидактическими играми на развитие памяти, логики, мышления. Имеются наборы с цифрами и знаками, счётный материал, математический планшет для овладения математикой.

Поблизости от зоны для занятий расположены центры познавательной деятельности и природы, изобразительной деятельности, центр развития речи и мелкой моторики, что позволяет использовать имеющиеся столы для работы с материалами этих центров.

Содержание материалов зависит от задач развития детей в сложившейся образовательной ситуации, а также с опорой на интересы группы детей или отдельного ребёнка.

В познавательном центре помещаются материалы, способствующие ознакомлению детей с содержанием образовательной программы: иллюстрации и игры по ознакомлению детей с животным и растительным миром, энциклопедии для познавательного развития детей, материалы по ознакомлению детей с родным городом, нашим краем, с Россией, здесь же расположен мини-музей «Павлово – город мастеров» и в продолжение этой темы мини-музей «Часы нашей семьи». Так же на этой неделе мы разместили здесь материалы по теме «Одежда»: дидактические игры «Что сначала, что потом», «Одень куклу», «Мы – модельеры»; бумажные куклы (мальчики и девочки) для самостоятельного конструирования одежды детьми; коллекция тканей, альбом «Классификация одежды» для рассматривания.

 В этом центре находится и материал для познавательно-исследовательской деятельности: различный природный материал, крупа для измерения, различные мерные ложки и стаканы, ёмкости разного размера, магниты, песочные часы, увеличительные стёкла, весы, микроскоп, папочка с результатами проведённых опытов (зарисовываем вместе с детьми).

 В центр познавательного развития входит уголок природы, который наполнен дидактическими, развивающими, настольно-печатными играми: о животных, о растениях, о живой и неживой природе, о природных явлениях; комнатные цветы, за которыми нам помогают ухаживать дети, для этого имеется всё необходимое оборудование. Имеется календарь природы, в котором дети самостоятельно с помощью картинок отмечают свои наблюдения за животным миром, за сезонными изменениями. Самостоятельно отмечают число, месяц, день недели, состояние погоды.

Одной из форм познавательного развития старших дошкольников является коллекционирование. Коллекционирование очень увлекает детей, развивает их познавательные интересы, даёт возможность для самовыражения детей. В центре познавательного развития есть раздел «Наши коллекции». Здесь представлены:  индивидуальная коллекция маленьких машинок Алёши Чиковкина, коллекция фантиков Насти Оспановой, киндер сюрпризов Даши Андреевой, пуговиц Олеси Башмуровой, старинных открыток Самойловой Ани и коллекция семян деревьев и растений, которую нам подарила мама Данилы Горохова  в рамках проекта «Как путешествуют семена?» Эти коллекции не оформлены статично по той причине, что мы даём возможность детям поиграть с ними: например, классифицировать пуговицы по размеру, по значению (детские, праздничные, для мужских костюмов).

 Для стимулирования познавательного интереса детей есть телевизор, DVD, DVD-диски для просмотра познавательных фильмов, образовательных фильмов по разным темам.  

В центре изодеятельности и творчества есть весь необходимый материал для развития творческих способностей и воображения детей, чувства цвета и красоты. Здесь всегда дети могут познакомиться с образцами разных видов искусства, которые подбираются в зависимости от решаемых образовательных и воспитательных задач. Сейчас здесь расположены иллюстрации писателя и художника Чарушина, с которыми дети знакомятся в рамках темы «Дикие животные».

Результаты продуктивной деятельности детей помещаются и на подоконнике, с некоторыми из них продолжается развивающая работа: дети в очередной раз могут их рассмотреть, пополнить, обменяться мнением; воспитатель – провести  индивидуальную работу по развитию речи.

Так как наша группа компенсирующей напрвленности, то особое внимание мы уделили организации центра речевого развития и мелкой моторики. Центр речевого развития  представляет возможность нашим воспитанникам действовать маленькими подгруппами и индивидуально. Здесь находятся дидактические, развивающие игры на дифферинциацию звуков, на развитие мелкой моторики рук, на развитие связной речи, печатные и на кубиках буквы, способствующие овладению чтением, материал для развития речевого дыхания.  Вот это пособие «Птицы» для развития речевого дыхания дети изготовили в ходе работы творческой мастерской из ткани, а родители помогли изготовить пособие «Подуй на снежинку». Крупные кубики с буквами используются как полифункциональное оборудование ещё и для конструирования, для сюжетно-ролевых игр как маркеры пространства.

Большую помощь в развитии речи детей оказывает организация театрализованной  деятельности. В центре музыкально-театрализованной деятельности представлены разные виды театров: пальчиковый, варежковый, настольный, теневой, шапочки для героев сказок; костюмы для постановок сказок. Вот этот театр на ложках был изготовлен в совместной деятельности воспитателей и детей, и теперь дети с большим удовольствием используют его в своих театрализованных играх. Занятия в этом центре помогают преодолеть скованность и развивают коммуникативные навыки и речь.

Центр игры ориентируется как на индивидуальные интересы детей, так и на групповые. Условно он разделён по половым признакам: здесь есть игровое оборудование как для мальчиков (набор инструментов, набор машин специального назначения, набор «Джунгли» для режиссёрских игр, макеты и наборы мелких игрушек для режиссёрских игр по теме «Дорога»), так и для девочек (наборы мебели, кукол, кукольной одежды, украшения). В контейнерах находятся сюжетообразующие игрушки и предметы – заместители, которые могут разнообразно использоваться детьми и так же являются полифункциональным материалом.

Имеются конструкторы из разного материала и различной величины (магнитный конструктор, мягкий, пластмассовые), с помощью которых дети могут делать постройки по схемам и самостоятельно реализовывать свои замыслы.

В центре отдыха, уединения, можно уединиться одному или с другом. Это место располагает к общению, чтению, рассматриванию любимых книг, альбомов; здесь можно поиграть в настольно-печатные игры. Здесь находится книжный уголок, оформлена мини-библиотека. Для детей, которые умеют читать, есть книги с крупным шрифтом. Книги обновляются в соответствии с лексической темой. Также здесь находится материал, стимулирующий развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей – это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, детские журналы. Этот центр украшается детскими коллективными работами, которые постоянно меняются, сейчас здесь представлена коллективная аппликация методом обрыва бумаги «Портрет осени».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)

Рабочая программа инструктора по физической культуре по физическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР и в подготовительной группе комбинированной направленности (ТНР)...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность, в котором определены наиболее оптимальные и эфф...

ППРС в старшей группе компенсирующей направленности. Центр "Нравственно-патриотическое воспитание".

Название презентации. ППРС в старшей группе ДО. В презентации кратко представлен дидактический материал по формированию НПВ у детей дошкольного старшего возраста. Изложенный материал будет полезен пед...